Научная статья на тему 'Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия'

Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескоровайная С. А.

В современных условиях для предприятий всех отраслей промышленности, в том числе и для полиграфических, бюджетирование является важнейшей составляющей ведущейся планово-аналитической работы. Хорошо отлаженный процесс бюджетирования позволяет избежать нерационального использования собственных и заемных средств, оптимизировать производственные затраты, эффективно контролировать реализацию планов на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном целевом распределении средств между звеньями управленческой системы и конкретными структурными подразделениями на основе детализированной экономической программы развития предприятия. Таким образом, бюджетирование важно и как метод финансового планирования, и как система согласованного управления подразделениями предприятия (организации). В статье приводится полная система бюджетов полиграфического предприятия на долго-, средне-, краткосрочную перспективу, приводится краткое описание основных составляемых на полиграфических предприятиях бюджетов, на примере рассматривается формирование бюджета прямых затрат на выполнение работ условного полиграфического предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

С.А. БЕСКОРОВАЙНАЯ, кандидат экономических наук

В современных условиях для предприятий всех отраслей промышленности, в том числе и для полиграфических, бюджетирование является важнейшей составляющей ведущейся плановоаналитической работы. Хорошо отлаженный процесс бюджетирования позволяет избежать нерационального использования собственных и заемных средств, оптимизировать производственные затраты, эффективно контролировать реализацию планов на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном целевом распределении средств между звеньями управленческой системы и конкретными структурными подразделениями на основе детализированной экономической программы развития предприятия. Таким образом, бюджетирование важно и как метод финансового планирования, и как система согласованного управления подразделениями предприятия (организации).

Европейская модель бюджетирования объединяет всю совокупность процедур планирования, проводимых организацией. В российской же практике управления предприятием бюджетирование применяется в основном при краткосрочном (оперативном) планировании и в отдельных случаях — планировании на среднесрочную перспективу. Долгосрочное бюджетирование в рыночных условиях целесообразно проводить только крупным промышленным предприятиям с устоявшейся структурой потребительских заказов. Если говорить о полиграфии, то в данной отрасли бюджетирование еще не получило достаточного развития из-за сильной зависимости от текущего портфеля заказов, при этом планирование осуществляется в основном на период, не превышающий 3-6 мес. Однако некоторые полиграфические предприятия, осуществляющие выпуск периодических изданий, газетно-журнальной продукции, ведут

как среднесрочное, так и долгосрочное бюджетное планирование затрат и доходов; ряд предприятий использует в своей практике такой метод бюджетирования, как позаказно-попроцессное планирование затрат на выполнение работ.

Основные направления построения комплексной системы бюджетирования в полиграфии закреплены в Методических рекомендациях по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях [2]. Однако среди экономистов, занимающихся изучением данного процесса, не сложилось единого мнения как по терминологии бюджетирования, так и относительно совокупности составляющихся на предприятии бюджетов и форм их представления. И если первое объясняется различием взглядов экономистов и неточностями перевода иностранных терминов, то второе — сугубо индивидуальными потребностями отдельных организаций, особенностями сферы их деятельности, отраслевой принадлежностью.

Бюджеты, которые могут составляться на полиграфическом предприятии, по нашему мнению, в широком смысле можно подразделить на два основных типа: функциональные бюджеты, отражающие основную текущую деятельность организации, и финансовые, представляющие собой прогноз финансовых показателей и являющиеся аналогом бухгалтерской финансовой отчетности.

Полная система бюджетов полиграфического предприятия на долго-, средне-, краткосрочную перспективу представлена на рисунке.

Каждый блок схемы, приведенный на рисунке, представляет собой отдельный планово-финансовый документ, составляемый зачастую на основе более детализированных бюджетов.

Представленный на рисунке комплекс локальных бюджетов развития организации, охватываю-

Полная система бюджетов полиграфического предприятия

щий, координирующий, контролирующий использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также объединяющий с управленческой и финансовой позиций все основные стадии как производственного, так и прочих процессов организации, часто называют мастер-бюджетом компании. В нем находят отражение плановые и фактические данные и информация об отклонениях реальных показателей от запланированных. С помощью мастер-бюджета разрабатывают стратегию эффективного развития хозяйствующего субъекта в условиях жесткой конкуренции.

Приведем краткое описание основных составляемых на полиграфических предприятиях бюджетов.

Группа функциональных бюджетов. Исходным пунктом для бюджетирования расходов является годовая (ежемесячная) производственная программа в натуральных единицах (тысячах учетных листов набора, тысячах учетных печатных листов-оттисков, тысячах экземпляров). На ее основе составляются так называемые базовые планы и соответствующие им виды бюджетов.

Бюджет продаж. Цель составления данного бюджета — рассчитать объем продаж в целом и по конкретным видам полиграфических работ, продукции. При его составлении необходимо учитывать стратегию развития предприятия, его производственные возможности, рынок сбыта и

перспективы расширения этого рынка.

Бюджет затрат на выполнение полиграфических работ. В этом бюджете определяются объемы полиграфических работ, производства бумажно-беловой и прочей продукции с учетом запланированного объема продаж и плановых и фактических показателей запасов готовой продукции на складах.

Бюджет материальных затрат. Данный бюджет отражает потребности в основных и вспомогательных материалах, объемы закупок и общую величину расходов на их приобретение. Он формируется на основании плановых объемов работ (производства). На этой стадии оцениваются затраты на единицу продукции и необходимые запасы материалов.

Бюджет фонда оплаты труда. В этом бюджете определяются общие затраты на привлечение трудовых ресурсов и финансовое мотивирование работников, занятых непосредственно в производстве. Исходными данными являются результаты расчета бюджета производства и норм оплаты труда.

Бюджет производственных накладных расходов. Такой бюджет составляется по статьям накладных (косвенных, т. е. распределяемых) расходов, связанных с выполнением полиграфических работ.

Бюджет совокупных затрат на выполнение полиграфических работ. Расчет ведется в соответствии с методикой калькулирования себестоимости (по полным затратам).

Бюджет расходов на продажу. Исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на полный объем плановой реализации продукции.

Бюджет управленческих расходов. В этот бюджет включаются прогнозные оценки административных накладных расходов.

На предприятии не обязательно формировать полную систему бюджетов — все зависит от особенностей его деятельности, т. е. некоторые блоки схемы, приведенной на рисунке, могут отсутствовать.

Как видно из вышеизложенного, функциональные бюджеты представляют собой бюджеты, составленные по статьям затрат в соответствии с традиционной классификацией и с учетом осо-

бенностей состава расходов каждой конкретной организации.

На основании совокупности данных функциональных бюджетов формируются операционные бюджеты, составляемые в разрезе отдельных операций, процессов, заказов, видов продукции и т. п. Организация может обобщить показатели операционных (функциональных) бюджетов в оперативный бюджет, показывающий планируемые расходы по всем операциям, процессам на весь бюджетный период.

Группа финансовых бюджетов.

Бюджет капиталовложений. В этом бюджете фиксируются направления капитальных вложений и получение инвестируемых ресурсов.

Бюджет поступлений от продаж. Составляется на основании данных отдела маркетинга и разрабатывается в форме гибкого бюджета с учетом различных вариантов сочетаний параметров «цена за единицу» — «объем продаж».

Налоговый бюджет. включает в себя расчеты налогов и обязательных платежей в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней и иные сборы и планируется в целом по организации.

Бюджет погашения кредитов и займов. Составляется в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

Бюджет прочих финансовых поступлений. Содержит плановые объемы поступлений от реализации неиспользуемых материальных и нематериальных активов и т. п.

Все вышерассмотренные в рамках данной группы бюджеты можно также отнести к операционным бюджетам. Документы, о которых пойдет речь ниже, часто рассматриваются в литературе как сводные бюджеты. Мы склонны называть их обобщающими, так как в них консолидируются данные функциональных и операционных бюджетов.

Бюджет движения денежных средств. Представляет собой консолидированный план положительных и отрицательных денежных потоков за весь бюджетный период.

Бюджетный отчет о прибылях и убытках. Это — прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумули-

рует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде. На основании бюджета прибылей и убытков проводят анализ рентабельности, а также делают выводы об оптимальности представленной системы бюджетов и необходимости корректировок.

Бюджетный баланс. В автоматизированных системах бюджетирования встречается также название бюджет по балансовому листу. Данный документ является итоговым бюджетом для большинства применяемых автоматизированных систем бюджетирования. Однако, на наш взгляд, он не является оптимально наглядным и информативным документом для управленческого персонала организации.

Совокупность данных финансовых бюджетов формирует так называемый финансовый план организации, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Таким образом, при принятии управленческих решений целесообразно изучать и сопоставлять данные операционного бюджета и финансового плана.

Каждый из рассмотренных функциональных и финансовых бюджетов согласно Методическим рекомендациям по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях оформляется в виде таблицы, предусматривающей графы для занесения плановых и фактических данных, а также отклонений от выполнения плана. Такая форма является традиционной для бюджетирования и позволяет осуществлять экономический анализ отклонений, играющий решающую роль при изучении результатов выполнения бюджетов. Значение этого метода в том, что это прежде всего факторный анализ, позволяющий определить и дать оценку каждой причины, которая может привести к возникновению отклонений. В качестве примера в табл. 1 представлена форма бюджета материальных затрат, приведенная в приложении 10 Методических рекомендаций [2].

Таблица 1

Бюджет материальных затрат

Затраты по утвержденным нормам расхода Бюджет материальных затрат

План Факт Отклонение (+, —)

ежедневно на месяц ежедневно с начала месяца ежедневно с начала месяца

Краска

Клей

Нитки

Итого

Таблица 2

Сводный бюджет структурного подразделения

Наименование подразделения Бюджеты Итого

Фонд оплаты труда Материальные затраты Потребление энергии Амортизация Прочие расходы

Участок

Участок

Итого по подразделению:

На крупных предприятиях с развитой внутренней структурой рекомендуется составлять сводные бюджеты структурных подразделений. В основном это относится к подразделениям, выделенным в отдельные центры затрат. В таком случае сводный бюджет является совокупностью бюджетов расходов, составленных по отдельным экономическим элементам. В табл. 2 приведена форма сводного бюджета центра ответственности по расходам [2].

Совокупность сводных бюджетов отдельных центров ответственности образует единую систему бюджетов полиграфического предприятия. Примерная структура такой системы согласно Методическим рекомендациям выглядит следующим образом (табл. 3).

Работы по финансовому прогнозированию и планированию обобщаются в генеральном бюджете организации. Составляющими генерального бюджета являются:

• исходные прогнозируемые данные, учтенные при разработке оперативного бюджета, — так называемые «контрольные показатели»;

• производственная программа (планируемый портфель заказов, тематический план и т. п.);

• финансовый план организации.

Генеральный бюджет состоит из доходной и

расходной частей. Основные статьи генерального бюджета представлены в табл. 4.

Оптимальным рекомендуется считать безубыточный бюджет, в котором доходная и расходная части равны.

По мнению большинства экономистов, сущность бюджетирования заключается в том, что одна глобальная цель разбивается на подцели, при этом специалисты рассчитывают ресурсы на достижение каждой из них.

В полиграфии необходимо в первую очередь планировать объем продаж и уровень прямых расходов отдельно для каждого направления бизнеса (периодические издания, рекламная продукция, коробки и этикетки, заказы на дизайн, заказы на переплет и др.). Поэтому на примере рассмотрим формирование бюджета прямых затрат на выполнение работ условного полиграфического предприятия ООО «Офсет».

Таблица 3

Примерная система бюджетов полиграфического предприятия

Бюджеты Размер бюджетов структурных подразделений Итого сводный бюджет

Производственные подразделения (цеха) Функциональные службы Непромышленная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Фонд оплаты труда (ФОТ) ФОТ1 ФОТ2 ФОТ3 ФОТ4 ФОТ5 ФОТ6 ФОТ7 ФОТ8 ФОТ9 SUMФОТ

Материальные затраты (МЗ) МЗ1 МЗ2 МЗЗ МЗ4 МЗ5 МЗ6 МЗ7 МЗ8 МЗ9 SUMМЗ

Производственные накладные расходы (ПР) ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8 ПР9 SUMOT

ИТОГО (SUM) SUM1 SUM2 SUM3 SUM4 SUM5 SUM6 SUM7 SUM8 SUM9 SUMБП

Бюджет подразделений Бюджеты цехов Бюджеты функциональных служб Бюджеты непромышленной группы

Кредитный бюджет SUMEb

Налоговый бюджет summ

Итого сводный бюджет Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету структурного подразделения плюс кредитный и налоговый бюджеты SUMCБ

Таблица 4

Генеральный бюджет полиграфического предприятия (основные статьи)

Доходная часть Расходная часть

Выручка от продаж продукции, поступления по выполненным работам, оказанным услугам Закупки сырья и материалов

Выручка от продажи прочего имущества (основных средств, материально-производственных запасов, ценных бумаг) Заработная плата

Поступления от участия в капитале других компаний Платежи во внебюджетные фонды

Прочие поступления от инвестиционной деятельности Оплата электроэнергии (других видов энергии)

Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода Налоги в бюджет

Кредиты и займы полученные Выплаты по кредитам (с учетом процентов)

Прочие доходы Прочие расходы

Профицит бюджета (превышение доходов над расходами) Дефицит бюджета (превышение расходов над доходами)

Таблица 5

Расчет потребности и стоимости бумаги

Производственная программа, тыс. изделий формата А3 Площадь бумаги, тыс. м2 Масса одного изделия, кг Масса бумаги, тыс. кг Отходы бумаги, тыс. кг Потребность в бумаге, тыс. кг Цена 1 тыс. кг., тыс. руб. Стоимость бумаги, тыс. руб.

13 957 2 442,5 0,020 279,1 26,1 305,2 11,875 3 624,25

К прямым затратам на полиграфическом предприятии ООО «Офсет» отнесены следующие элементы:

• затраты на материалы;

• затраты на оплату труда;

• затраты на электроэнергию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на амортизацию основного производственного оборудования мы рассматривать не будем вследствие постоянного характера данного вида расходов при применении линейного способа начисления.

Затраты на материалы К основным материалам отнесены:

• бумага;

• краска;

• формный материал.

Прочие материалы учтены в стоимостном выражении в процентном соотношении к основным:

20 % от стоимости краски и формного материала. Расчет потребности стоимости бумаги Для изготовления основной массы продукции используется офсетная мелованная бумага массой 115 г/ м2.

Расчет потребности в бумаге проведен исходя из величины производственной программы в готовых изделиях формата А3 и установленной массы бумаги. Отходы бумаги рассчитаны в соответствии с нормативами, указанными в справочнике «Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства при печатании продукции офсетным способом».

При установлении нормативов отходов использован средневзвешенный тираж, равный 2,4 тыс. экземпляров.

Результаты расчетов представлены в табл. 5. Нормы отходов:

• на приладку — 19 бумажных листов на каждую печатную форму;

• на печатание — 1,7 % на каждый краско-от-тиск.

Плановые отходы бумаги приведены в табл. 6. Расчет потребности и стоимости формного материала (алюминиевых пластин)

Потребность и стоимость формного материала определена исходя из производственной программы и цены одной пластины. Результаты расчетов приведены в табл. 7.

Расчет потребности и стоимости краски Расчет потребности в краске проведен исходя из производственной программы, приведенной к

Таблица 6

Отходы бумаги

Параметр Показатель

Отход бумаги на приладку

Количество печатных форм, шт. 5 6242

Количество бумажных листов отходов, тыс. шт. 1 068,6

Масса отходов, тыс. кг 21,4

Отход бумаги на печатание

Количество готовых изделий, тыс. шт. 13 957

Количество краско-оттисков, тыс. 111 656

Количество краско-оттисков отходов, тыс. 1 898,2

Количество бумажных листов отходов, тыс. 237,3

Масса отходов, тыс. кг 4,7

Всего отходов на приладку и печатание, тыс. кг 26,1

Таблица 7

Расчет потребности и стоимости формного материала

Іііраж, Годовое количество краско-оттисков для всех машин Годовое количество форм, шт. Отходы, Потребность, Цена пластин, Стоимость пластин, тыс. руб.

тыс. экз. % шт. тыс. руб.

5,0 34 528 6 906 5,0 7 252 0,027 195,80

3,0 41 688 13 896 5,0 14 591 0,027 393,96

1,0 35 440 35 440 5,0 37 212 0,027 1 004,72

Итого - 56 242 - 59 055 - 1 594,48

Таблица 8

Расчет потребности и стоимости краски

Производственная программа Расход краски, кг Отходы, % Потребности в краске, кг Цена, тыс. руб. /кг Стоимость краски, тыс. руб.

тыс. изделий тыс. приведенных краско-оттисков

13 957 35 730 3 001 5 3 151 1,35 4 253,85

Таблица 9

Потребность и стоимость материалов

Наименование материала Единица измерения Потребность Стоимость материала, тыс. руб. Процентное соотношение, %

Бумага т 305,2 3 624,25 31,88

Формные пластины шт. 59 055 1 594,48 14,03

Краска кг 3 151 4 253,85 37,42

Итого — — 9 472,58 —

Прочие материалы — 20 % 1 894,52 16,67

Всего — — 11 367,10 100,0

краско-оттискам формата 60х90 см и средней нормы расхода краски при многокрасочной печати на листовых офсетных машинах, равной 84 г на 1 000 приведенных краско-оттисков.

Результаты расчета представлены в табл. 8.

Далее в табл. 9 приведен сводный расчет затрат на материалы.

Отметим, что снижение отделом снабжения затрат на основные материалы (бумагу, краску и др.) не должно привести к закупке низкокачественной или не соответствующей технологическим требованиям или потребностям заказчиков продукции, что в противном случае может привести к дополнительным затратам, вплоть до перепечатки тиража, и к расходам по судебным искам. Поэтому заложенные в бюджет плановые показатели должны учитывать все требования к работе различных подразделений предприятия — в этом заключается координирующая функция бюджетирования.

Затраты на оплату труда

Расчет численности и затрат на заработную плату (табл. 10) проведен исходя из численности персонала, установленной по нормативам обслуживания оборудования при двухсменном режиме работы и величины средней заработной платы по предприятию, принятой на уровне 800 усл. ед., или

21 600 руб. На предприятии предусмотрен поощрительно-премиальный резерв в размере 25 % от

суммы плановой заработной платы. Премиальный фонд должен быть направлен на поощрение работников, выполняющих заказы в срок и с минимальными показателями брака. Это обеспечит экономическую мотивацию сотрудников к достижению заложенных в бюджете значений контрольных показателей. Для простоты примера мы не будем рассчитывать объемы связанных с заработной платой отчислений во внебюджетные фонды.

Затраты на электроэнергию

Расход электроэнергии складывается из расходов на технологические нужды и инженерное обеспечение. Расчетная цена 1кВт — 1,47 руб.

Результаты расчетов представлены в табл. 11.

На основании расчетных значений рассмотренных выше контрольных показателей формируются соответствующие бюджеты затрат. В конце планового периода заполняются графы фактически полученных величин и дается оценка исполнения каждого бюджета. Отчетные таблицы могут иметь следующий вид (табл. 12 — 14).

Затраты на оплату труда сотрудников полиграфического предприятия (табл. 12) были незначительно превышены — на 0,31 %. Причиной этого послужила необходимость в дополнительной оплате труда сотрудников, работавших сверхурочно.

Как видно из табл. 13, заложенные в бюджет материальных затрат суммы в текущем отчетном

Таблица 10

Расчет численности и затрат на оплату труда

Категория работников по основным участкам производства Число работников по штатному расписанию, чел. Средний размер окладов и нормы выплаты сдельной заработной платы по участкам, тыс. руб. Затраты на оплату труда, тыс. руб.

Набор и верстка, дизайн 6 21,60 129,60

Редактирование 2 19,10 38,20

Монтаж 2 16,20 32,40

Контроль 1 21,60 21,60

Изготовление форм 2 18,00 36,00

Печать 12 27,00 324,00

Резка 2 21,60 43,20

Брошюровка 3 7,20 21,60

Сортировка 2 6,50 13,00

Итого 32 - 659,60

Инженерно-технические работники 8 12,80 102,40

Аппарат управления 8 34,35 274,80

Всего 48 21,60 1036,80

Поощрительно-премиальный фонд - - 259,20

Всего ФОТ - - 1 296,00

Таблица 11

Расчет затрат на электроэнергию

Наименование оборудования Мощность токоприемников, кВт Коэффициент спроса Коэффициент потерь в токоприемниках Фонд времени основной работы, ч Потребность в электроэнергии, кВт • ч Стоимость электроэнергии, руб.

Печатное: А 24,0 0,45 0,73 3 534 27 862,1 40 957,287

В 14,5 0,45 0,73 3 804 18 119,4 26 635,518

С 5,0 0,45 0,78 3 820 6 704,1 9 855,027

Итого печатное оборудование 43,5 - - - 52 685,6 77 447,832

Другое технологическое оборудование — 20 % 8,7 0,45 0,9 3 200 11 275,2 16 574,544

Итого технологическое оборудование 52,2 - - - 63 960,8 94 022,376

Инженерное оборудование — 20 % 10,4 0,7 0,9 3 200 20 966,4 30 820,608

Всего 62,6 - - - 84 927,2 124 842,984

Таблица 12

Бюджет фонда оплаты труда

Фонд оплаты труда Бюджет затрат на оплату труда работников предприятия, тыс. руб.

План Факт Отклонение (+, —)

Основная заработная плата 1 036,80 1 036,80 0,00

Дополнительная заработная плата 0,00 4,00 4,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Премиальные выплаты 259,20 259,20 0,00

Итого 1 296,00 1 300,00 4,00

периоде были превышены на 2,39 %. Основной статьей увеличения расходов явились расходы на бумагу — на 5,31 %, что составило 192 290 руб., на краску — на 1,07 % и прочие материа-

лы — на 1,79 %, т. е. на 45 420 руб. и 33 890 руб., соответственно. Это было вызвано необходимостью закупки более дорогостоящей бумаги по желанию заказчика, повышением цен основного

Таблица 13

Бюджет материальных затрат

Затраты по утвержденным нормам расхода Бюджет материальных затрат, тыс. руб.

План Факт Отклонение (+, —)

Бумага 3 624,25 3 816,54 192,29

Формные пластины 1 594,48 1 594,48 0,00

Краска 4 253,85 4 299,27 45,42

Прочие материалы 1 894,52 1 928,41 33,89

Итого 11 367,10 11 638,70 271,60

Таблица 14

Бюджет потребления энергии

Затраты на потребляемую энергию Бюджет потребления энергии, тыс. руб.

План Факт Отклонение (+, —)

Электроэнергия на функционирование технологического оборудования 94,02 94,06 0,04

Электроэнергия на функционирование прочего инженерного оборудования 30,82 30,97 0,15

Итого 124,84 125,03 0,19

поставщика на краску, а также непредвиденными расходами, связанными с оформлением полиграфических изделий.

При оценке исполнения бюджета потребления энергии (табл. 14) видно, что в текущем отчетном периоде затраты на электроэнергию были превышены относительно запланированных на 0,15 % по причине сверхнормативного расхода при эксплуатации технологического оборудования — на 0,04 % и инженерного оборудования — на 0,49 %. Однако такой перерасход электроэнергии для производства можно считать незначительным.

Консолидированные данные относительно заложенных в бюджет прямых затрат представим в табл. 15. За единицу продукции при расчете себестоимости взята 1 тыс. изделий формата А3 (35х50), запечатанных с двух сторон красочностью 4+4.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что при условии соответствия расчетной производственной программы текущему портфелю заказов имел место перерасход средств, заложенных в бюджет по данной статье. Как видно из табл. 15, сумма прямых затрат в отчетном периоде была превышена на 3,92 %, что составило 275 790 руб. Данное обстоятельство привело к уве-

личению доли прямых производственных затрат в себестоимости единицы продукции на 2,16 %.

Таким образом, была рассмотрена ситуация, когда положительное отклонение в бюджете затрат было вызвано исключительно индивидуальными требованиями заказчиков к готовым изделиям в составе портфеля заказов, а не халатностью персонала или нарушением трудовой дисциплины. Поэтому следствием такой ситуации может явиться пересмотр имеющихся каналов поставок основных материалов для удовлетворения изменяющихся потребностей заказчиков и корректировка ценовой политики, при этом санкций в отношении персонала не требуется.

Важно отметить, что посредством бюджетирования через применение системы контрольных показателей осуществляется делегирование полномочий. Так, из рассмотренного выше примера видно, что директор по производству практически не вышел за рамки запланированных в бюджете сумм, выделяемых на закупку бумаги, краски, формных и других материалов, не была превышена норма выплаты объема сдельной заработной платы, объемы брака находились в пределах допустимых значений, поэтому со стороны генерального директора возможно

Таблица 15

Бюджет прямых затрат на выполнение полиграфических работ

Статья затрат Объем затрат, тыс. руб. Доля прямых затрат в себестоимости единицы продукции, тыс. руб.

План Факт Отклонение (+, —) План Факт Отклонение (+, —)

Материалы 11 367,10 11 638,70 271,60 0,8144 0,8339 0,0195

Оплата труда 1 296,00 1 300,00 4,00 0,0929 0,0931 0,0002

Электроэнергия 124,84 125,03 0,19 0,0089 0,0090 0,0001

Итого 7 026,75 7 302,54 275,79 0,9162 0,9360 0,0198

предоставление руководителю данного центра ответственности большей свободы в выборе вариантов решения текущих производственных задач.

В заключение отметим, что хотя для полиграфических предприятий комплексное применение системы бюджетирования, основанное на использовании управленческой информации, сопряжено с рядом сложностей, таких как расходование дополнительных средств на постановку автоматизированной комплексной системы бюджетирования и связанный с ней пересмотр структуры управления, тем не менее, мы считаем, что это позволит предприятиям отрасли книгоиздания более эффективно функционировать на рынке полиграфических работ, достигать стратегической цели бизнеса.

Литература

1. Красова О. С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. — 2-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2007. — 169 с.

2. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях. — М.: НИЦ «Экономика», 2003. — 76 с.

3. Реформирование предприятий. Типовая программа. Методические рекомендации. Состояние и перспективы. Изд. 2-е, доп. и испр. — М.: ИЦ «Акционер», 2000. — 144 с.

Подписка на электронную версию

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

eLIBRARy.RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.