УДК 637
ОСОБЕННОСТИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация. В статье представлены особенности калькулирования себестоимости полиграфической продукции. Рассмотрены характерные для данной отрасли единицы калькулирования, процесс бюджетирования, проанализированы методы учета затрат по статьям калькуляции.
Ключевые слова: учетная политика, учет затрат, калькулирование, метод.
FEATURES OF THE CALCULATION OF PRODUCTION PRINTING INDUSTRY
Annotation. The features of the calculation cost printed products are presented. Considered typical for the industry unit calculation, budgeting process are considered, cost accounting methods under calculation are analyzed.
Keywords: accounting policy, cost accounting, calculation, method.
Эффективное развитие полиграфического предприятия, независимо от его организационно -правовой формы собственности, невозможно представить без современной и развитой системы учета, группировки затрат на производство и бухгалтерской информации, подготавливаемой в соответствии с требованиями российских и международных стандартов для повышения эффективности учета и привлечения инвесторов. Кроме того, на организацию учета затрат существенно влияют специфические отраслевые особенности полиграфической промышленности. В полиграфическом производстве для подсчета объема продукции, потребности в бумаге, затраченного труда и его оплаты, гонорара, а также при учете издержек производства и калькулировании себестоимости продукции объектами учета являются специфические единицы измерения, характерные только для этой деятельности. К ним, в частности, относятся: название, экземпляр журнала, газеты.
Название - это идентификатор печатной продукции, находящейся в производстве, он используется в качестве объекта учета издержек производства. Экземпляр - это единица готовой продукции: один журнал, брошюра и т.д. Экземпляр является калькуляционной единицей.
Основная цель планирования затрат на производство полиграфической продукции или оказание услуг - определение размера прибыли от продаж как наиважнейшего финансового результата обычной деятельности предприятия, ожидаемого в плановом периоде. Поэтому планирование расходов должно обеспечить максимально эффективное использование всех ресурсов типографии (материальных, трудовых и финансовых) и способствовать принятию оптимальных управленческих решений, что, в свою очередь, ведет к снижению затрат в расчете на калькуляционную единицу и, соответственно, к повышению экономической эффективности деятельности организации.
При планировании расходов на производство и реализацию определяется величина затрат, которые необходимо произвести, чтобы выполнить запланированный объем работ (производства продукции, оказания услуг), на каждом этапе полиграфического производства для каждой калькуляционной единицы и, соответственно, для осуществления всего объема работ (продукции, услуг) на всем предприятии. Это планирование затрат осуществляется в целях финансового планирования типографии [1].
На этом этапе необходимо следовать принципам бюджетирования, которые обеспечивают связь финансового плана всей типографии с системой планов всех ее подразделений. Бюджетирова-
© Герасимова Л.Н., Каце С.В., 2014
Л.Н. Герасимова С.В. Каце
Larisa Gerasimova Sergey Katse
ние, в свою очередь, гарантирует соблюдение ответственности за составление и выполнение бюджетов всех уровней и контроль их исполнения. Для организации планирования бюджета в структурных подразделениях типографии надо создать систему бюджетов: фонда оплаты труда, материальных затрат, потребления энергии, амортизации, прочих расходов, погашения кредитов, налогов. Система бюджетов ложится в базис финансовых расчетов предприятия. В процессе составления бюджета структурного подразделения (цеха, отдела) надо составлять бюджет не на основе затрат прошлого периода, а на базе запланированного объема заказов. Начальным этапом для бюджетирования является годовая производственная программа в натуральных единицах (экземпляры). На ее основе составляются возможные базовые планы и соответствующие им виды бюджетов: производства, закупок основных и вспомогательных материалов, запасов, производственных мощностей, персонала, инвестиций.
Базовые планы и бюджеты служат основой для составления планов по прибыли, финансам и ликвидности (погашению кредиторской задолженности). Дополнительно к сводному бюджету составляются бюджеты по соответствующим элементам затрат с выделением отдельных элементов, имеющих существенное значение (например, потребление энергии). В целях организации процесса бюджетирования рекомендуется выделять следующие центры ответственности (ЦО) - центры принятия управленческих решений:
- по доходам: управление продажей полиграфической продукции (оказания услуг);
- по расходам: управление производством и управление техническим обеспечением и ремонтом;
- по прибыли: управление финансами и экономикой;
- по инвестициям: управление техническим развитием и работой с персоналом.
Грамотное определение состава центров ответственности позволит наиболее эффективно использовать систему финансового планирования на предприятии [1].
Сводный бюджет составляется на основе исходных прогнозных данных, производственной программы, баланса прибылей и убытков, баланса предприятия, отчета о движении денежных средств. Он состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть бюджета составляется на основании плана продаж и плана финансовых поступлений от прочих источников, при этом необходимо учитывать остатки средств на балансовых счетах предприятия. На основе всех этих данных необходимо составить сводный план финансовых поступлений на контрольный период (месяц, квартал, год).
Сформировав сводный план финансовых поступлений, можно составить расходную часть бюджета. Расходы сводного бюджета планируются исходя из следующих данных: план-график налоговых выплат, бюджет фонда оплаты труда, план-график платежей налогов, бюджет материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу, бюджет потребления электроэнергии, план-график погашения кредитов, бюджет прочих расходов.
Расчет затрат на материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию производится, основываясь на спланированных объемах заказов (полиграфических работ), в учетных единицах на всех процессах изготовления полиграфической продукции исходя из применяемых норм расхода материалов на учетную единицу (калькулируемую группу, заказ) с учетом инновационных решений в технике, технологии и организации производства. Исходя из этих норм расхода и цен на потребляемые материалы определяют расходы в расчете на одну учетную единицу (за вычетом возвратных отходов). Расчет общей суммы затрат отражается в бюджете вместе с себестоимостью по статьям «Расходы на материалы» и «Расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций». Расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы определяют исходя из цен, которые отражены в заключен-
ных договорах с поставщиками с включением транспортно-заготовительных расходов [1].
Расчет расходов на оплату труда основывается на действующем трудовом законодательстве и осуществляется следующим образом.
1. Суммы основной заработной платы производственных рабочих рассчитываются отдельно для рабочих на сдельной и повременной оплате труда и на окладах.
2. Суммы основной заработной платы рабочих-сдельщиков рассчитывают исходя из объема полиграфических работ в учетных единицах, установленной нормативной трудоемкости их выполнения (норм выработки) и средней часовой (дневной) тарифной ставки с учетом доплат по сдельным системам оплаты труда и стимулирующих выплат.
3. Суммы основной заработной платы производственных рабочих-повременщиков рассчитывают исходя из их плановой численности и среднечасовой тарифной ставки с учетом доплат и стимулирующих выплат.
4. Суммы дополнительной заработной платы определяют в соответствии с коллективным договором исходя из запланированного объема производства и финансовых возможностей типографии.
Расходы на продажу планируют по видам затрат. Расходы на рекламу определяют в соответствии с подписываемыми договорами. На основании планов продаж получают затраты на упаковку, транспортировку, погрузку, разгрузку продукции в соответствии с договорами на оказание транспортных услуг заказчикам.
Основная цель учета затрат на производство и продажу на полиграфических предприятиях -это получение всеобъемлющей и достоверной информации о произведенных затратах, понесенных в процессе выполнения полиграфических работ (производства продукции, оказания услуг), получение фактической себестоимости по каждой калькулируемой группе (заказу) и всему объему работ в целом. Исходя из полученных данных учета затрат на производство и продажу продукции осуществляется контроль за правильным и рациональным использованием всех ресурсов (материальных, трудовых и денежных).
Законом РФ «О бухгалтерском учете» определена обязанность ведения бухгалтерского учета каждым предприятием, находящимся на территории Российской Федерации. Также в этом законе написано о необходимости формирования учетной политики на основе своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Бухгалтерский финансовый учет расходов, связанных с выполнением полиграфических работ (производством продукции, оказанием услуг), необходимо организовывать в соответствии с «Положениями о бухгалтерском учете» (ПБУ 10/99 и ПБУ 1/98). Так, в ПБУ 10/99 указано, что затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы по обычным видам деятельности. Выбранные методы учета затрат, связанных с выполнением работ (производством продукции, оказанием услуг), должны быть отражены в учетной политике предприятия. По кредиту счета 20 отражается фактическая себестоимость полностью выполненных по заказам (тиражам) полиграфических работ, а также готовой продукции и оказанных услуг производственного характера. Эти суммы списываются соответственно в дебет счетов 40, 43, 90 [2]. Незавершенным производством считаются полуфабрикаты, не прошедшие в отдельных цехах основного производства всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, например, это могут быть листы, отпечатанные с одной стороны или не всеми красками, или тиражи, находящиеся в брошюровке и на отделочных процессах, и т.д. Оценка остатков расходов в незавершенном производстве производится на отчетную дату (последний день отчетного периода) с учетом выбранной организацией учетной политики: по прямым затратам, по учетным ценам, по фактическим расходам, в размере условно-переменных расходов и т.д.
Учет материальных затрат. Расходы на краску, клей и другие основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и горюче-смазочные материалы, хозяйственный инвентарь и другие виды материально-производственных запасов, учитываемые на счете 10, отражаются при списании на затраты следующей проводкой:
Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97
Кредит счета 10
Стоимость принадлежащих предприятию бумаги, картона и переплетных материалов, включенных в затраты, отражают проводкой:
Дебет счета 20
Кредит счета 10, субсчет 1 «Сырье и материалы» («Бумага, картон и переплетные материалы») [3]
Калькулирование - расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) на этапе планирования (составление плановых калькуляций и бюджетов затрат) и после завершения работ по отдельному заказу (составление отчетных калькуляций). Плановая калькуляция составляется на работы, вошедшие в план, на основе которого составляется бюджет производства. Полученная сумма характеризует возможные размеры затрат на производство работ, изготовление продукции, оказание услуг в планируемом периоде.
Отчетная калькуляция отражает фактически произведенные затраты (фактическую себестоимость) сданных работ, изготовленной продукции, оказанных услуг. Она составляется на основе данных учета затрат по тем же статьям, что и плановая.
Метод калькулирования - это научно обоснованная система исчисления себестоимости учетной единицы продукции (работ, услуг). На производстве калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) необходимо вести по операциям технологического процесса, объединенного в калькулируемые группы, имеющие общую технологическую трудоемкость.
При формировании себестоимостей полиграфических работ (производственной и полной) следует вести учет и распределение расходов, которые нельзя или нецелесообразно относить непосредственно на конкретный заказ. Некоторые виды производственных расходов имеют свою специфику включения в себестоимость из-за принадлежности к будущим или нескольким отчетным периодам. Метод отражения в учете расходов будущих периодов нужно выбрать при составлении учетной политики предприятия. В первую очередь требует раскрытия порядок списания таких расходов на себестоимость и порядок определения срока их списания, если период, к которому они относятся, невозможно точно установить (например, единовременные расходы на рекламу и т.п.).
Расходы вспомогательных производств следует списывать ежемесячно на расходы основного производства пропорционально базе распределения - объем выполненных работ (оказанных услуг). Расходы обслуживающих производств и хозяйств списывают на счет продаж соответственно тем доходам, которые получает предприятие от их деятельности. Распределение общепроизводственных расходов по калькулируемым группам производится пропорционально прямой заработной плате основных производственных рабочих, объемам производства или другой базе, отраженной в учетной политике организации.
Калькулирование себестоимости учетной единицы в типографии может производится по принципам нормативного метода, попроцессного метода, позаказного метода, попроцессно-позаказного метода, метода «директ-костинг». Выбранный организацией метод калькулирования следует отразить в учетной политике.
В качестве объекта учета затрат и калькулирования при нормативном методе служат прямые расходы: на бумагу, картон, переплетные материалы, краску, клей, нитки и т.д., определяемые по утвержденным нормам с обязательным указанием номера заказа. Косвенные расходы распределяются
на основе ставки, определенной на каждую единицу оборудования в цехе, для каждого цеха или на всем предприятии в целом (в зависимости от условий производства). Фактическая себестоимость тиража для каждого заказа определяется лишь после его выполнения.
При использовании метода «директ-костинг» по отдельным объектам калькулирования учитываются только переменные расходы, к которым относятся прямые расходы, учитываемые на счете 20 (включая часть условно-переменных расходов, учитываемых обычно на счете 25). Постоянные расходы учитываются при определении финансового результата от продаж за отчетный период. Они списываются в общей сумме в дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж».
Калькулирование фактической себестоимости должно обеспечить:
своевременное, всеобъемлющее и достоверное отражение фактически понесенных расходов, а также непроизводственных расходов и потерь, полученных на отдельных участках и стадиях полиграфического производства;
возможность исчисления фактической себестоимости по калькулируемым группам; контроль правильного использования материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии, инструментов, фонда оплаты труда, соблюдения бюджетов расходов на обслуживание производства и управление;
определение финансовых результатов обычной деятельности типографии в виде прибыли (убытка) от продаж.
Библиографический список
1. Герасимова Л.Н. Управленческий учет: теория и практика / Л.Н. Герасимова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом № 33н от 6 мая 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом № 44н от 9 июня 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».