Научная статья на тему 'Бухгалтерский и налоговый учет расходов издательства на материалы в 2015 году'

Бухгалтерский и налоговый учет расходов издательства на материалы в 2015 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСТВО / ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАСХОДЫ НА МАТЕРИАЛЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева О.В.

Предмет. Расходы на материалы для издательств являются калькуляционной статьей, вызывающей частые проблемы у практикующих специалистов с точки зрения организации бухгалтерского и налогового учета в соответствии со спецификой договорных отношений с поставщиками материалов и полиграфическими организациями. Цели. Формирование рекомендаций практикующим специалистам в области организации учета приобретения материалов и их списания на себестоимость издательской продукции (работ, услуг). Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных документов в области гражданского права, бухгалтерского и налогового учета. Результаты. В работе определен и описан действующий в 2015 г. порядок организации бухгалтерского и налогового учета расходов издательства на материалы. Выводы. Изложенные в статье теоретические положения проиллюстрированы примером, описывающим порядок приобретения материалов и включения их стоимости в затраты на производство издательской продукции (работ, услуг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский и налоговый учет расходов издательства на материалы в 2015 году»

ISSN 2311-942X (Online) Проблемы учета

ISSN 2079-6781 (Print)

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА НА МАТЕРИАЛЫ В 2015 ГОДУ

Ольга Владимировна ДМИТРИЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Московский государственный университет печати им. Ивана Фёдорова, Москва, Российская Федерация

История статьи Аннотация

Принята 19.08.2015 Предмет. Расходы на материалы для издательств являются калькуляционной статьей,

Одобрена 23.09.2015 вызывающей частые проблемы у практикующих специалистов с точки зрения организации

бухгалтерского и налогового учета в соответствии со спецификой договорных отношений с поставщиками материалов и полиграфическими организациями.

Цели. Формирование рекомендаций практикующим специалистам в области организации учета приобретения материалов и их списания на себестоимость издательской продукции (работ, услуг).

Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных документов в области гражданского права, бухгалтерского и налогового учета. Ключевые слова: издательство, Результаты. В работе определен и описан действующий в 2015 г. порядок организации товарно-материальные бухгалтерского и налогового учета расходов издательства на материалы.

ценности, расходы на Выводы. Изложенные в статье теоретические положения проиллюстрированы примером,

материалы, бухгалтерский учет, описывающим порядок приобретения материалов и включения их стоимости в затраты на налоговый учет производство издательской продукции (работ, услуг).

Группировка затрат издательства по статьям калькуляции проводится по признаку производственно-технологического назначения и места возникновения затрат. Для целей бухгалтерского учета и калькулирования полной себестоимости издательской печатной продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 2.8 Методических рекомендаций по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, являющихся основным отраслевым документом в области бухгалтерского учета [10], целесообразно применять следующие калькуляционные статьи:

• расходы на авторский гонорар;

• расходы на гонорар за художественно-графические работы;

• расходы на полиграфические работы;

• расходы на материалы;

• редакционные расходы;

• общеиздательские расходы;

• расходы на продажу;

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

• потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета расходов издательства на материалы в 2015 г.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в издательстве в качестве материально-производственных запасов

принимаются активы [5]:

- используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары для перепродажи;

- используемые для управленческих нужд издательства.

При этом по статье «Расходы на материалы» учитываются расходы издательства на бумагу, картон, пленку, переплетные и другие материалы, являющиеся материальной основой для производства издательской продукции.

Материалы (бумага, расходные материалы для оргтехники, канцелярские товары и т.д.), используемые в процессе редакционно-издательской обработки рукописи и для общехозяйственных нужд, учитываются по соответствующим статьям редакционных и общеиздательских расходов.

Готовая продукция издательства является частью материально-производственных запасов,

предназначенных для продажи, и представляет собой конечный результат производственного цикла в издательстве, а именно активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых

соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. Готовая продукция и товары в составе калькуляционной статьи «Расходы на материалы» также не учитываются.

Расходы на материалы при планировании рассчитывают исходя из потребности в них в натуральном выражении в соответствии с объемами изданий и нормами расхода на учетную единицу издательской продукции.

Количество бумаги и картона при этом учитывается в весовых единицах (тоннах), а переплетных и других материалов - в метрических или весовых единицах.

Потребность в бумаге, картоне, переплетных и других материалах в натуральном выражении определяется по отдельным видам литературы, названиям или сериям, по сортам и номерам бумаги в следующем порядке [11]:

• бумага для печатания текста, вклеек, вкладок и накидок - в листах-оттисках, приведенных к формату 60 х 90 см (условных листах-оттисках), и исходя из укрупненных норм расхода данного вида бумаги на 1 млн печатных листов-оттисков;

• бумага для обложек, составных и цельнобумажных переплетных крышек, форзацев и суперобложек - исходя из их количества, формата, удельной массы бумаги и норм расхода на 1 000 экземпляров с учетом отходов на технические нужды производства по действующим нормам;

• картон - исходя из количества твердых переплетных крышек, форматов и норм расхода на 1 000 экземпляров с учетом отходов на технические нужды производства;

• переплетные и другие материалы - исходя из количества и форматов переплетных крышек и норм расхода на 1 000 экземпляров.

Материалы, используемые полиграфическим предприятием при выполнении заказа издательства по изготовлению печатной продукции, могут быть собственностью как полиграфического предприятия, так и издательства. Первый вариант для участников издательско-полиграфического рынка в

современных условиях является более распространенным.

Источник обеспечения заказа полиграфическими материалами (издательство или полиграфическое предприятие) оговаривается при заключении договора на выполнение полиграфических работ по изготовлению печатной продукции, что и определяет специфику бухгалтерского учета расходов на материалы по определенному заказу в издательстве.

Учет материальных расходов издательства при использовании собственных полиграфических материалов. Для учета материалов в издательствах используется синтетический балансовый сч. 10 «Материалы», к которому открываются необходимые субсчета.

Принадлежащие издательству на праве собственности бумага, картон, переплетные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, хозяйственный инвентарь и другие виды материально-производственных запасов (МПЗ) учитываются в издательстве по дебету соответствующих субсчетов сч. 10 «Материалы»

[7].

Факт поступления материалов в издательство по фактической себестоимости приобретения отражается корреспонденцией: Д-т сч. 10

«Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство».

Расходы на приобретение материальных ресурсов отражаются исходя из их фактической себестоимости в соответствии с требованиями

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [5].

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат издательства на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Примером может являться выпуск организации продукции (выполнение работ, оказание услуг), не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с положениями гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок определения фактических затрат на приобретение МПЗ определен в ПБУ 5/01 [5].

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов в издательстве относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию, которые, в частности, включают:

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов;

- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения издательства;

- затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену

материально-производственных запасов,

установленную договором;

- затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты издательства, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении издательством самостоятельно определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов

осуществляются издательством в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал издательства, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями

(участниками), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче издательством. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче

издательством, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах издательство обычно определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче издательством, стоимость материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные

запасы.

Оценка МПЗ, цена за учетную единицу которых определена в иностранной валюте, в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) проводится путем пересчета суммы в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату их принятия к бухгалтерскому учету [6]. Последующая переоценка МПЗ в связи с изменением курса иностранной валюты не производится.

Фактический расход материалов для производства издательской продукции (работ, услуг) или других хозяйственных целей отражается по кредиту сч. 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу: Д-т сч. 20 «Основное производство», Д-т сч. 25 «Редакционные расходы», Д-т сч. 26

«Общехозяйственные расходы», Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 10 «Материалы».

Если учетной политикой издательства предусмотрено использование сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (то есть учет приобретения материалов ведется по учетным ценам [7]), то покупная стоимость материально-

производственных запасов, по которым в издательство поступили расчетные документы от поставщиков, отражается следующей

корреспонденцией: Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство».

Стоимость фактически поступивших в издательство и оприходованных по учетным ценам

МПЗ отражается корреспонденцией: Д-т сч. 10

«Материалы» К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Сумма разницы (превышения) в стоимости приобретенных издательством материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается издательством со сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» [7] проводкой: Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Накопленные на сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство или расходов на продажу: Д-т сч. 20 «Основное производство», 25 «Редакционные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Остаток по сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материально-

производственных запасов в пути.

Основанием для отражения в учете поступивших товарно-материальных ценностей по дебету сч. 10 «Материалы» являются оформленные

надлежащим образом счет-фактура и накладная (форма ТОРГ-12) от поставщика.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяется товарно-транспортная накладная, которая составляется

грузоотправителем в четырех экземплярах.

Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй - для оприходования материалов получателем, третий -для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей, а четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Товарно-транспортная накладная применяется в качестве приходного документа у покупателя в

случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад издательства материалов не соответствует данным, указанным в сопроводительных документах поставщика, приемку материалов производит комиссия с оформлением акта о приемке материалов установленной формы, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

незаинтересованной организации. Стоимость недостающих материалов в этом случае отражается в бухгалтерском учете издательства корреспонденцией: Д-т сч. 76.2 «Расчеты по претензиям» К-т сч. 10 «Материалы».

Бумага, картон и переплетные материалы, принадлежащие издательству и переданные полиграфическому предприятию в переработку, отражаются следующей корреспонденцией: Д-т

сч. 10.7 «Материалы, переданные в переработку» К-т сч. 10.1 «Сырье и материалы».

Данные материалы оформляются накладными на отпуск материалов на сторону (форма М-15), выписываемыми в двух экземплярах на основании договоров с полиграфическими предприятиями и оформленных заказов на изготовление печатной продукции. Первый экземпляр при этом остается на складе и служит основанием для отражения в учете издательства выбытия материалов, а второй передается получателю материалов

(полиграфическому предприятию).

Полиграфические предприятия отражают поступившее давальческое сырье по дебету забалансового сч. 003 «Материалы, принятые в переработку».

Расходы на принадлежащие издательству полиграфические материалы отражаются в учете позаказно следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10.7 «Материалы, переданные в переработку».

Основанием для отражения в учете издательства затрат на бумагу, картон, переплетные и другие материалы служат отчеты полиграфических предприятий о расходе материалов на заказ (вне зависимости от того, кому - полиграфическому предприятию или издательству - принадлежит право собственности на эти материалы), проверенные и утвержденные издательством.

При определении величины материальных затрат в составе расходов на производство и продажу издательской продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [5] в зависимости от принятой издательством учетной политики для целей бухгалтерского учета и в соответствии с п. 8 ст. 254 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации [1] в зависимости от принятой издательством учетной политики для целей налогообложения может применяться один из следующих методов оценки МПЗ:

- по стоимости единицы запасов;

- средневзвешенной стоимости;

- стоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО).

Возвратные отходы, возникшие в процессе производства, уменьшают сумму материальных затрат издательства.

Под возвратными отходами понимаются остатки материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов издательства,

образовавшиеся в процессе изготовления издательской продукции (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению (например, обрезки бумаги). Оценка возвратных отходов издательства производится следующим образом [11]:

- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

- по договорной цене реализации (как правило, для бумаги и картона это цена макулатуры), если эти отходы реализуются на сторону.

Возвратные отходы оформляются с помощью накладных и отражаются в бухгалтерском учете издательства следующей корреспонденцией:

Д-т сч. 10.7 «Материалы, переданные в переработку» К-т сч. 20 «Основное

производство».

Возврат неиспользованных остатков

принадлежащей издательству бумаги, картона и

т.д. со склада типографии на склад издательства отражается в учете корреспонденцией: Д-т сч. 10.1 «Сырье и материалы» К-т сч. 10.7

«Материалы, переданные в переработку».

Расходы на принадлежащие полиграфическому предприятию бумагу, картон и переплетные материалы включаются в затраты на производство издательской продукции и оформляются бухгалтерской записью: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Основанием для отражения в учете расходов на материалы, принадлежащие полиграфическому предприятию, является отчет типографии о расходе материалов на заказ, проверенный и утвержденный издательством.

Суммы налога на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным для производства издательской продукции материалам отражаются в учете издательства корреспонденцией: Д-т сч. 19.3

«НДС по приобретенным МПЗ» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Счет-фактура поставщика МПЗ

(полиграфического предприятия в случае, если заказ печатается на принадлежащей типографии бумаге) регистрируется издательством в книге покупок с последующим предъявлением суммы НДС по приобретенным МПЗ к вычету бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Следует обратить внимание, что с 01.01.2015 журналы учета счетов-фактур, полученных и выставленных в соответствии с нормами Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ [3], ведутся только при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров, поэтому в случае приобретения бумаги издательством у поставщика записи в журнале учета выставленных счетов-фактур не делаются.

В 2015 г. при документальном оформлении своих взаимоотношений издательствам, типографиям и поставщикам полиграфических материалов целесообразно обратить внимание на письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа,

составленного на основе формы счета-фактуры» [10].

В данном письме содержится рекомендуемая к применению форма универсального передаточного документа (УПД), содержащего все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов, и обоснование легитимности его применения для отражения фактов хозяйственной жизни без каких-либо налоговых рисков.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации [1].

При этом гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [4] не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. В соответствии с письмом Минфина России от 09.02.2012 № 03-07-15/17 [11] указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком [1]. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные

документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) [1].

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов

хозяйственной жизни. В ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.

Таким образом, начиная с 2013 г. любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М- 15, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам. Такое объединение при соблюдении требований Федерального закона № 402-ФЗ и гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

При этом предложенная ФНС России форма универсального передаточного документа не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или

самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной непосредственно постановлением Правительства РФ № 1137.

Бухгалтерские записи издательства по учету приобретения и расходования материалов систематизированы в табл. 1 [11].

Рассмотрим порядок отражения в учете издательства расходов на материалы на конкретном примере.

Пример. Издательство ООО «Гном» заказало в типографии печать книги «Расти здоровым, малыш» 21.07.2015 на собственной бумаге, приобретенной у поставщика за 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.) 05.07.2015. За доставку бумаги со склада поставщика в типографию силами транспортной организации ООО «Гном» уплатило 23 600 руб. (в том числе НДС - 3 600 руб.). В соответствии с представленным 25.07.2015 типографией отчетом об использовании бумаги неиспользованной бумаги осталось 30%. В этой связи издательство ООО «Гном» и типография заключили договор купли-продажи оставшейся бумаги на сумму 76 700 руб. (в том числе НДС -11 700 руб.).

В учете издательства по операциям приобретения и использования бумаги будут отражены факты хозяйственной жизни (табл. 2).

Таблица 1

Корреспонденция счетов по учету приобретения и расходования материалов в издательстве

Содержание операции Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

1. Оприходованы поступившие на склад издательства материалы (при учете МПЗ по фактической себестоимости приобретения) 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

2. Акцептован счет поставщикам за приобретенные МПЗ (при учете МПЗ по учетным ценам) 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

3. Оприходованы МПЗ по учетным ценам 10 «Материалы» 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

4. Списано превышение фактической себестоимости приобретения материалов над учетными ценами 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

5. Списаны в конце месяца отклонения фактической стоимости МПЗ от их стоимости по учетным ценам (по направлениям использования МПЗ) 20 «Основное производство», 25 «Редакционные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

6. Предъявлена претензия поставщику по количеству/качеству поступивших материалов 76.2 «Расчеты по претензиям» 10 «Материалы»

7. Переданы в переработку 10.7 «Материалы, переданные 10.1 «Сырье и материалы»

полиграфическому предприятию принадлежащие издательству материалы в переработку»

8. Принадлежащие издательству материалы включены в состав затрат основного производства, редакционных расходов, общеиздательских расходов, расходов на продажу 20 «Основное производство»; 25 «Редакционные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 44 «Расходы на продажу» 10 «Материалы» (по субсчетам)

9. Отражена сумма возникших в производстве возвратных отходов 10.7 «Материалы, переданные в переработку» 20 «Основное производство»

10. Возвращены остатки неиспользованных материалов из типографии на склад издательства 10.1 «Сырье и материалы» 10.7 «Материалы, переданные в переработку»

11. Принадлежащие полиграфическому предприятию материалы включены в затраты на изготовление издательской продукции 20 «Основное производство» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

12. Отражены суммы НДС по приобретенным материалам (использованным на печать заказа материалам типографии) 19.3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

13. Суммы НДС по приобретенным материалам (использованным на печать заказа материалам типографии) предъявлены к вычету 68 «Расчеты по налогам и сборам» 19.3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

14. Оприходованы материалы, полученные при ликвидации основных средств издательства 10 «Материалы» (по субсчетам) 91.1 «Прочие доходы»

15. Оприходованы материалы, полученные безвозмездно от других организаций (физических лиц) 10 «Материалы» (по субсчетам) 98.2 «Безвозмездные поступления»

16. Списаны материалы, переданные другим организациям (физическим лицам) в виде займа 58.3 «Предоставленные займы» 10 «Материалы» (по субсчетам)

17. Переданы безвозмездно материальные ценности 91.2 «Прочие расходы» 10 «Материалы» (по субсчетам)

18. Произведена переоценка (дооценка) материалов 10 «Материалы» (по субсчетам) 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Таблица 2

Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни издательства ООО «Гном» по операциям приобретения и расходования бумаги на печать тиража

Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

Оприходована бумага по договорной стоимости 200 000 10.1 60

Отражен НДС, предъявленный поставщиком бумаги 36 000 19.3 60

НДС по приобретенной бумаге предъявлен к возмещению из бюджета 36 000 68, субсчет «НДС» 19.3

Оплачена приобретенная бумага поставщику 236 000 60 51

Стоимость доставки бумаги в типографию отнесена на себестоимость бумаги 20 000 10.1 60

Отражен НДС, предъявленный транспортной организацией 3 600 19.3 60

Оплачены расходы по доставке бумаги 23 600 60 51

Отражена передача бумаги в типографию для печати тиража книги «Расти здоровым, малыш» 200 000 10.7 10.1

Учтена в составе расходов стоимость израсходованной на печать тиража бумаги (200 000 х 70% = 140 000) 140 000 20 10.7

Отражена выручка от реализации оставшейся бумаги типографии 76 700 62 91.1

Списана стоимость реализованной бумаги 60 000 91.2 10.7

Начислен НДС в бюджет по факту реализации бумаги 11 700 91.2 68

Определен финансовый результат от реализации бумаги 5 000 91.9 99

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ.

4. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

8. Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры: письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@.

9. Письмо Минфина России от 09.02.2012 № 03-07-15/17.

10. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности. М.: Экономика, 2003.

11. Дмитриева О.В. Особенности учета и экономического анализа деятельности издательства: учебное пособие. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.