ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ВЫПУСК ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ
М.М. ГИЛУЛА,
консультант Аудиторско-консалтинговой группы «ВКЯ-Интерком-Аудит»
Возрастающая конкуренция на информационном рынке и появление новых видов издательской продукции делают актуальной проблему рентабельности издательского бизнеса и, как следствие, проблему снижения себестоимости издательской продукции. Резервы сокращения издержек, очевидно, кроются в организации эффективной системы управленческого и бухгалтерского учета производственных затрат, позволяющей, как минимум, корректно исчислять себестоимость выпускаемой продукции, контролировать затраты в местах их возникновения, отслеживать недопустимые расходы и злоупотребления, определять экономический эффект от внедрения в организации новых технологий и методик.
Бухгалтерский учет расходов на выпуск издательской продукции должен быть организован в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (приказ Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн). Согласно п. 8 данного документа при формировании расходов по обычным видам деятельности организация должна обеспечить их группировку по следующим элементам затрат:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие затраты.
Кроме того, управленческие цели предполагают организацию учета расходов по статьям затрат, перечень которых зависит от отраслевой направленности организации и устанавливается ею самостоятельно.
Порядок определения состава затрат для организаций, осуществляющих издательскую де-
ятельность, установлен «Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности» (согласовано МПТР РФ 25.11.2002).
Бухгалтерский учет затрат на выпуск издательской продукции неразрывно связан с калькулированием ее себестоимости: бухгалтерский учет строится в соответствии с методами калькулирование, а калькуляция, в свою очередь, составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Себестоимость издательской продукции — это выраженные в денежной форме затраты на выпуск и продажу издательской продукции. Затраты на выпуск издания, включающие расходы на издательскую подготовку и полиграфические работы, образуют производственную себестоимость; производственная себестоимость и затраты на продажу образуют полную себестоимость издания.
Затраты, формирующие производственную себестоимость издания, можно разделить на три укрупненных блока:
— затраты основного производства;
— редакционные затраты;
— общеиздательские затраты. Рассмотрим последовательно каждый из указанных блоков.
Затраты на производство издания учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе отдельных заказов по следующим статьям:
• авторский гонорар за литературные и другие произведения;
• авторский гонорар за художественно-графические работы;
• суммы ЕСН, начисленные на суммы авторских гонораров;
• расходы на полиграфическое исполнение;
• стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов.
В статью «Авторский гонорар за литературное произведение» включают гонорары:
• автору (правопреемникам) или группе авторов;
• переводчикам;
• составителям сборников литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения составителем прав авторов;
• авторам других производных произведений;
• составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (например, официальные документы, произведения народного творчества, произведения, в отношении которых сроки авторского права истекли);
• иностранным авторам, праводержателям или правопреемникам;
• авторам аппарата книги.
В статью «Авторский гонорар за художественно-графические работы» включают авторские гонорары:
• художникам за оформление и иллюстрирование изданий;
• графикам за графические работы;
• фотографам;
• ретушерам и др.
Расходы по авторским договорам отражают следующими бухгалтерскими записями: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 76 субсчет «Расчеты по авторским договорам», если автор не состоит в штате издательской организации;
Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», если авторский гонорар выплачивается штатному сотруднику.
В статью «Суммы отчислений» включают суммы ЕСН, начисленные на суммы авторских гонораров с учетом взносов на обязательное пенсионное страхование.
В статью «Расходы на полиграфическое исполнение» включают стоимость работ по изготовлению заказа полиграфическим организациям. Расходы определяются на основании договоров с организациями или счетов типографий, к которым прилагаются исполнительные калькуляции, предварительно согласованные и утвержденные издательством, и накладные на сдачу тиража.
Расходы на полиграфическое исполнение отражают следующей проводкой:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Возможна ситуация, когда издательство имеет свою полиграфическую базу (типографию). В этом случае целесообразно типографские расходы учитывать на отдельном субсчете к счету 20 «Основное производство». Это связано с тем, что полиграфические услуги могут оказываться как для собственных нужд, так и на сторону. Следовательно, указанный субсчет необходимо будет распределять между двумя видами деятельности (производство собственной продукции и услуги сторонним организациям) методом, закрепленным в приказе об учетной политике.
По статье «Стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов» отражаются расходы на перечисленные материалы.
Учет бумаги ведется позаказно. Если издательство предоставляет собственные материалы типографии или полиграфической организации, то при передаче материалов, принадлежащих издательству, делается проводка:
Д-т сч. 10, субсчет «Материалы, переданные в переработку»
К-т сч. 10, субсчет «Сырье и материалы». После печати тиража издательство (заказчик) получает полный отчет о расходе бумаги и переплетных материалов на заказ. Эти отчеты составляются независимо оттого, кому принадлежат материалы — издательству или типографии. Указанные отчеты составляются технологами производственного отдела на основании требований-накладных (форма № М-11).
После сдачи типографией тиража и получения отчета о расходе материалов в учете издательства делается проводка:
Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если материалы принадлежали типографии, у издательства возможны два варианта списания материалов:
1) стоимость использованных материалов включается в стоимость полиграфических услуг. В этом случае вся сумма расходов на оплату полиграфических работ с учетом стоимости материалов включается в статью «Расходы на полиграфическое исполнение» либо стоимость израсходованных материалов, подлежащих включению в состав расходов по статье «Материалы», определяется по данным типографского отчета. Как уже отметилось ранее, стоимость материалов в дебет счета 20 «Основное производство» относится с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
2) стоимость израсходованных материалов не включается в стоимость полиграфических услуг, а оплачивается издательством отдельно. В этом случае полиграфическая организация, помимо отчета о расходе материалов и счета-фактуры на полиграфические работы, выставляет издательству счет-фактуру на материалы. Стоимость материалов при таком варианте оплаты будет выше, чем в первом случае, так как типография при реализации материалов делает наценку. При этом типография должна в обязательном порядке представить издательству отчет об израсходованных материалах. Отчет должен быть утвержден руководителем издательства, только после этого материалы могут быть списаны в расходы на счет 20 «Основное производство».
Учет редакционных затрат ведется издательством с использованием счета 25 «Общепроизводственные расходы». Сюда включаются затраты, связанные с получением рукописи от автора, обработкой и оформлением оригиналов, подготовкой оригинал-макетов и передачей их в типографию:
• оплата труда работников аппарата управления (заведующих технической редакцией, редакцией (отделом) художественного оформления, корректорской, фотолабораторией, отдела перепечатки и подготовки оригиналов, главных редакторов и работников редакций журналов, заведующих книжными редакциями и редакциями (отделом) подготовки оригинал-макетов);
• оплата труда редакционно-производственного персонала (редакторов всех категорий, включая художественных и технических, графиков, фотолаборантов, корректоров, редакционных машинисток, редакционно-производственно-го персонала редакций журнала);
• оплата труда работников несписочного состава за выполнение работ по подготовке оригиналов, рецензирование, внештатное, специальное и научное редактирование, консультации, экспертизу материалов для апробации оригиналов;
• суммы ЕСН и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы оплаты труда;
• расходы на приобретение оригинал-макетов и художественное оформление:
• приобретение готовых оригинал-макетов, диапозитивов, художественных и графических материалов;
• периодические отчисления от стоимости продукции, произведенной по лицензионному соглашению;
• услуги картографических организаций, изо-бюро, фотолабораторий по художественно-
техническому оформлению, оплачиваемые по безналичному расчету;
• амортизация основных средств производственного назначения, расходы на их ремонт;
• расходы по содержанию и ремонту оборудования и инвентаря редакций (отделов, участков);
• отчисления на создание резервов, на ремонт основных средств, на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;
• платежи по обязательному страхованию основ -ных средств и другого имущества редакций;
• стоимость материалов, бумаги и другие расходы, не предусмотренные предыдущими статьями. Часть редакционных расходов относится напрямую на себестоимость того или иного издания. Другая же часть является косвенными расходами и распределяется между всеми выпускаемыми изданиями, согласно критерию, избранному издательством и нашедшему свое отражение в учетной политике для целей бухгалтерского учета (как правило, пропорционально количеству учетно-издательских листов).
Для раздельного учета прямых и косвенных расходов к счету 25 «Общепроизводственные расходы» могут открываться субсчета следующего содержания: «Расходы по редактированию и верстке», «Общередакционные расходы».
К прямым расходам относятся: заработная плата редакторов, верстальщиков и прочих категорий работников, непосредственно занятых на выпуске того или иного издания, стоимость материалов.
К косвенным расходам относятся расходы на редактирование материалов, принятых к опубликованию, стоимость материалов и хозяйственных принадлежностей.
Редакционные расходы списываются следующей проводкой:
Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы», субсчет «Редакционные расходы».
Рассмотрим пример распределения редакционных расходов.
Пример 1. За отчетный период редакция выпустила три издания следующего объема:
журнал «Бухгалтерские новости» — 4 учетно-издательских листа (у. л.);
Журнал «Бухгалтерский учет в отраслях» — 8учетно-издателъскихлистов (у. л.);
Журнал «Налоги и право» — Юучетно-издателъ-ских листов (у. л.).
Редакционные расходы за месяц составили (цифры условные):
— заработная плата редакторов и верстальщиков, занятых выпуском журнала «Бухгалтерские новости» и журнала «Налоги и право», — 20000руб.;
— единый социальный налог с заработной платы редакторов и верстальщиков, занятых выпуском журналов «Бухгалтерские новости» и «Налоги и право», от -числения по обязательному пенсионному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний — 8 480руб.;
— заработная плата редакторов и верстальщиков, занятых выпусков журнала «Бухгалтерский учет в отраслях», — 10000руб.
— единый социальный налог с заработной платы редакторов и верстальщиков, занятых выпуском журнала «Бухгалтерский учет в отраслях», отчисления по обязательному пенсионному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний — 4 880руб.;
материалы для редактирования и верстке всех рукописей без распределения по объектам учета, хозяйственные принадлежности — 8 000руб.
Учетной политикой организации предусмотрено, что распределение общепроизводственных расходов производится пропорционально количеству учетно-издательских листов.
В бухгалтерском учете произведенные расходы оформляются следующим образом:
Д-т сч. 25 К-т сч. 70 — 30000руб. — начислена заработная плата работникам из числа редакторов и верстальщиков (20000руб. + 10000руб.);
Д-т сч. 25К-т сч. 69 — 13 360руб. — отражены отчисления с сумм начисленной заработной платы ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (8 480руб. + 4 880руб.);
Д-т сч. 25 К-т сч. 10—8 ООО руб. — отражена стоимость материалов и хозяйственных принадлежностей, относимых к косвенным расходам всех изданий;
Д-т сч. 20К-т сч. 25—9 591,68руб. — списаны затраты по изданию журнала «Бухгалтерские новости» ((20 000руб. + 8 480руб.) х4у. л. / (4у. л. + 10у. л.)) + ((8 000руб. х 4у. л. /(4у. л. + 8у. л. + 10у. л.);
Д-т сч. 20 К-т сч. 25 — 23 979,21руб. — списаны затраты по изданию журнала «Налоги и право» ((20 000руб. + 8 480руб.) х 10у. л./(4у. л. + 10у. л.)) + ((8 000руб. х 10у. е./(4у. л. + 8у. л. + 10у. л.));
Д-т сч. 20 К-т сч. 25— 17 789,11руб. — списаны затраты по изданию журнала «Бухгалтерский учет в отраслях» ((10 000руб. + 4 880руб.) + ((8 000руб. х 8у. л./(4у.л + 8у. л. + 10у. л.)).
Общеиздательские затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
К ним относятся:
• оплата труда персонала издательства (дирекции, канцелярии, бухгалтерии, отделов: производственного, распространения и рекламы, экономического, кадров, административно-хозяйственного, юридического, снабжения и других, библиографов, работников охраны, младшего обслуживающего персонала);
• суммы ЕСН и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
• расходы на служебные командировки, служеб-ные разъезды, содержание легкового автотранспорта;
• канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные расходы, типографские расходы для собственных нужд;
• стоимость подписки на периодические и справочные издания;
• оплата услуг консультационных, информационных и аудиторских служб;
• расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, издательской техники;
• амортизационные отчисления по основным средствам общеиздательского характера, в том числе по основным средствам, предназначенным для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурно-спортивной работы, расходы на их ремонт;
• отчисления на создание резервов: на ремонт основных средств; на оплату отпусков; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год.;
• расходы на аренду и содержание помещений и дворов;
• расходы на содержание собственной или вневедомственной пожарной и сторожевой охраны, содержание и ремонт противопожарного оборудования;
• расходы на охрану труда;
• расходы на подготовку кадров (оплата стоимости обучения, стипендии учащимся высших и средних специальных учебных заведений, оплата отпусков на период сдачи зачетов, экзаменов, защиты дипломных проектов, другие затраты согласно действующему законодательству);
• прочие расходы.
Общеиздательские расходы списывают с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 20 «Основное производство» с распределением по изданиям пропорционально их объему в учетно-издательских листах, но могут применяться и другие показатели в качестве базы
распределения (выбранный показатель необходимо закрепить в приказе об учетной политике).
При этом положениями учетной политики согласно Инструкции по применению Плана счетов списание затрат со счета 26 может быть установлено непосредственно на счет 90 «Продажи».
Как на этапе планирования, так и после завершения работ по выпуску издания предприятия производят расчет себестоимости единицы продукции. Калькулирование себестоимости издательской продукции может быть организовано по принципам позаказного метода или метода «директ-костинг». Выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике.
Объектом учета затрат при позаказном методе является каждый отдельный заказ (каждое название). Первичную документацию на выплату авторского гонорара, оплату счетов за полиграфические работы, расходы на бумагу и другие материалы составляют с обязательным указанием номера заказа. Фактическую себестоимость тиража каждого заказа (названия) определяют после его выполнения. Все прямые расходы включают непосредственно в себестоимость заказа, к которому они относятся.
При использовании метода «директ-костинг» по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы, к которым относят:
— прямые расходы, учитываемые на счете 20 «Основное производство»,
— часть редакционных расходов, учитываемых на счете 25 «Общепроизводственные расходы», которые можно прямо отнести на объект калькулирования.
Постоянные расходы учитываются при определении финансового результата от продаж за
отчетный период путем списания в дебет счета 90 «Продажи» в общей сумме.
Расчет затрат осуществляется на основе калькуляционных единиц. Под калькуляционной единицей продукции понимают объект калькулирования в натуральных измерителях. В издательстве калькуляционные единицы группируются в зависимости от объемов и тиражей изданий.
В зависимости от объемов изданий выделяют:
— один учетно-издательский лист (40 ООО знаков) — для книг и брошюр, изоизданий (кроме открыток), нот, журналов;
— одно издание — для открыток;
— четыре полосы формата А2 — для газет.
В зависимости от тиражей изданий калькуляционные единицы группируются следующим образом:
— 1 ООО издательских листов-оттисков — для книги брошюр, изоизданий (кроме открыток), нот и журналов;
— 1 ООО экземпляров — для открыток;
— один экземпляр — для переплетных крышек и газет.
По журналам калькуляционной единицей для тиражных затрат может приниматься один номер.
Литература
1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от06.05.1999 № ЗЗн.
2. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности» (согласовано МПТР РФ 25.11.2002).
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
* * *