Научная статья на тему 'Отраслевые особенности калькулирования себестоимости издательской продукции и учет затрата на ее производство и продажу'

Отраслевые особенности калькулирования себестоимости издательской продукции и учет затрата на ее производство и продажу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / УЧЕТ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзликина Е. М., Никандрова Л. К.

Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, утвержденные МПТР России 25.11.2002, рекомендуют группировать все производимые этими предприятиями расходы в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Конкретный состав расходов отражает специфику затрат этих предприятий. В статье рассмотрены отраслевые особенности калькулирования себестоимости издательской продукции и учет затрат на ее производство и продажу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевые особенности калькулирования себестоимости издательской продукции и учет затрата на ее производство и продажу»

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ И УЧЕТА ЗАТРАТ НА ЕЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖУ

Е. М. МЕРЗЛИКИНА,

доктор экономических наук,

заведующая кафедрой бухгалтерского учета

и анализа хозяйственной деятельности

Л. К. НИКАНДРОВА,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры бухгалтерского учета

и анализа хозяйственной деятельности

Московский государственный университет печати

Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, утвержденные МПТР России 25.11.2002, рекомендуют группировать все производимые этими предприятиями расходы в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн. Конкретный состав расходов отражает специфику затрат этих предприятий.

Издательства осуществляют свою деятельность, в основном, по следующим направлениям:

— выпуск издательской продукции на различных видах носителей, в том числе бумажных, магнитных ит. п.;

— выполнение издательских работ по договорам подряда, в том числе подготовка оригиналов-макетов ит. п.;

— оказание издательских услуг по договорам возмездного оказания услуг (редактирование, в том числе научное, контрольное, техническое, корректура идр.).

Для целей исчисления себестоимости издательской продукции (работ, услуг) расходы группируются по следующим статьям:

— расходы на авторский гонорар;

— расходы на гонорар за художественно-графические работы;

— расходы на полиграфические работы;

— расходы на материалы;

— редакционные расходы;

— общеиздательские расходы;

— расходы на продажу;

— потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

Стоимость бумаги, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, хозяйственного инвентаря и других видов материально-производственных запасов, учитываемых в составе материалов на счете 10 «Материалы», отражается при списании на затраты следующей проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство»,

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы», субсчет «Редакционные расходы»,

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Общеиздательские расходы»,

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет «Сырье и материалы»

Бумага, картон и переплетные материалы, принадлежащие издательству и переданные полиграфическому предприятию, отражаются по стоимости, предусмотренной договором, внутренней проводкой по счету 10:

Д-т сч. 10, субсчет «Материалы, переданные в переработку»

К-т сч. 10, субсчет «Сырье и материалы». Расходы на принадлежащие полиграфическому предприятию бумагу, картон и переплетные материалы, включенные в затраты, отражают проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Возвратные отходы, возникшие в процессе производства, уменьшают сумму затрат, поэтому их списывают по стоимости возможного использования проводкой:

Д-т сч. 10 «Прочие материалы» К-т сч. 20 «Основное производство». Работы (услуги) сторонних организаций, оказанные издательству в связи с осуществлением издательской деятельности, отражаются в учете в момент начисления кредиторской задолженности на основании счетов к оплате, полученных от этих организаций:

Д-т сч. 20 «Основное производство», Д-т сч. 25 «Редакционные расходы», Д-т сч. 26 «Общеиздательские расходы», Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

К работам (услугам), оказываемым сторонними организациями, могут быть отнесены услуги коммунальных служб, организаций связи, работы по выполнению ремонтов, охранные услуги и т. п.

Оплата услуг (работ) отражается в учете на основании выписок банка и приложенных к ним платежных документов:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетные счета». Гонорары авторам произведений, переводчикам, авторам других производных произведений, составителям и художникам непериодических изданий начисляются за работы, выполненные по издательским договорам, на основании расчетов, выполняемых редакциями. Издательский договор регулирует отношения, предусматриваемые Гражданским кодексом РФ.

Начисление авторского гонорара отражают бухгалтерской записью:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с авторами и художниками».

Если издательство планирует переиздавать произведение или выпускать отдельными заводами, то возможно доначисление авторского гонора-рауказанной ранее проводкой.

Начисление аванса по авторскому гонорару в учете не предусматривается.

Начисление задолженности издательства перед работниками по оплате труда отражается проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство», Д-т сч. 25 «Редакционные расходы», Д-т сч. 26 «Общеиздательские расходы», Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление страховых взносов отражается в затратах на производство и реализацию проводками: Д-т сч. 20 «Основное производство», Д-т сч. 25 «Редакционные расходы», Д-т сч. 26 «Общеиздательские расходы», Д-т счета 44 «Расходы на продажу» Кт сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Налоговой базой для страховых взносов являются:

— суммы расходов на оплату труда, отраженные по дебету счетов 20,25,26, 44;

— суммы авторских гонораров, отраженных по дебету счета 20.

По авторским гонорарам из ставки страховых взносов исключается часть, предназначенная Фонду социального страхования РФ (п. Зет. 238 Налогового кодекса РФ).

Расходы на полиграфическое исполнение, которые оформляются протоколами согласования договорных цен, счетами-фактурами и накладными на сдачу тиража, отражают проводкой: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумму начисленной амортизации основных средств независимо от выбранного способа расчета отражают следующим образом:

Д-т сч. 20 «Основное производство»,

Д-т сч. 25 «Редакционные расходы»,

Д-т сч. 26 «Общеиздательские расходы»,

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».

Сумму начисленной амортизации нематериальных активов независимо от способа расчета можно отражать проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство»,

Д-т сч. 26 «Общеиздательские расходы»

К-т сч. 05 «Амортизация нематериальных активов».

На счете 20 следует отражать амортизацию авторского права на конкретное произведение, а на счете 26 — амортизацию всех остальных амортизируемых нематериальных активов.

Основная масса прочих расходов отражается по дебету счетов 20,25 или 26 и по кредиту счетов расчетов с различными контрагентами в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от периода их фактической оплаты, т. е. методом начислений.

Редакционные расходы (обработка и оформление оригиналов, подготовка оригиналов-макетов) учитывают на счете 25 «Общепроизводственные расходы», к которому издательства открывают субсчет «Редакционные расходы».

Отдел подготовки оригиналов-макетов представляет бухгалтерии список оригиналов с объемов по каждому изданию (заказу) в учетно-издатель-ских листах, набранных в отчетном месяце.

Изготовление оригиналов-макетов для сторонних организаций рассматривается как выполнение работ, стоимость которых должна быть отражена в бухгалтерском учете как реализация:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Расходы по выполнению этих работ могут быть учтены на отдельном субсчете к счету 20, их списание отражают проводкой:

Д-тсч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т сч. 20 «Основное производство», отдельный субсчет».

Если в структуре издательства имеется обособленное подразделение — отдел подготовки оригиналов-макетов (компьютерный центр), то расходы по его содержанию, учтенные на счете 25, списывают с кредита счета 25 в дебет счета 20 на те издания, которые были набраны отделом в данном месяце, пропорционально объему в учетно-изда-тельских листах.

Затраты на рецензирование оригиналов, не принятых к изданию, входят в редакционные расходы.

Редакционные расходы распределяют между изданиями пропорционально их объему в учетно-издательских листах или на конкретные издания.

Независимо от способа распределения расходов счет 25 ежемесячно закрывается:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 25 «Редакционные расходы». Общеиздательские расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Общеиздательские расходы». По окончании отчетного периода эти расходы списывают следующей проводкой: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Общеиздательские расходы».

При этом расходы распределяют между изданиями пропорционально их объему в учетно-из-дательских листах.

Если учетной политикой предусмотрено их списание как периодических расходов, то проводка будет следующей:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 26 «Общеиздательские расходы». В рабочем плане счетов издательства субсчет «Общеиздательские расходы» может быть назван «Управленческие расходы». Это удобно в связи с необходимостью составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности, в которой управленческие (общеиздательские) расходы записывают по строке 030 в качестве отдельной составляющей финансового результата от продажи продукции (работ, услуг).

Потери от брака учитывают на счете 28 «Брак в производстве». К ним, в частности, относят стоимость изготовления списка опечаток, выдирок, повторного набора и т. п. Брак оформляют актом, прилагаемым к счету, который утверждает директор издательства. В акте, кроме описания существа и причин брака, указывают, кем он допущен, с кого и какие суммы могут быть взысканы и какие должны быть отнесены на себестоимость конкретного заказа. Кроме того, по дебету этого счета отражают также расходы на исправление брака: Д-т сч. 28 «Брак в производстве» К-тсч. 10 «Материалы», К-т сч. 20 «Основное производство», К-т сч. 25 «Редакционные расходы», К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Часть расходов, учтенных на счете 28, может быть возмещена за счет виновников: поставщиков некачественной бумаги и других материалов, которым направляют претензию, или работников издательства. Эти операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» К-т сч. 28 «Брак в производстве» или Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. 28 «Брак в производстве». Оставшаяся часть потерь от брака, которая включается в себестоимость соответствующего издания, отражается проводкой:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 28 «Брак в производстве». Расходы на продажу (реализацию) издательской продукции отражают по дебету счета 44 «Расходы на продажу» по следующим статьям:

— расходы на упаковку, транспортировку продукции;

— расходы на рекламу;

— расходы на маркетинговые исследования;

— коммерческие расходы;

— прочие расходы.

Собранные по дебету счета 44 расходы ежемесячно включают в полную себестоимость продукции, если они по условиям договора не возмещаются покупателем:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», либо в дебет дополнительно вводимого рабочим планом счетов издательства субсчета «Расходы на продажу»

К-т сч. 44 «Расходы на продажу». Введение дополнительного субсчета к счету 90 «Продажи» удобно в целях составления формы

№ 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности, в которой эти расходы приводятся по отдельной строке 030.

Часть расходов, которая подлежит возмещению покупателями, списывается по мере предъявления счетов:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 44 «Расходы на продажу».

Если расходы, учтенные на счетах 25, 26, 44, подлежатраспределению по отдельным заказам как косвенные, то в качестве базы распределения могут служить учетно-издательские листы, сумма прямых расходов, редакционные расходы (для счетов 26 и 44) и т. п. по усмотрению издательства. Избранная база распределения косвенных расходов должна быть указана в учетной политике.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ.

2. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (утверждены МПТР России 25.11.2002).

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: приказ Минфина России от31.10.2000 № 94н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.