Таблица 4 - Производство животноводческой продукции
Наименование продукции Ед. изм. 2010 г 2011 г %
Мясо Тыс. тонн 7,6 8,8 117
Молоко Тыс. тонн 22,9 24,5 107
Таблица 5 - Продуктивность
Наименование Ед. изм. 2007 г. 2008 г. %
Надой на 1 фуражную корову кг 3050 3105 103
Среднесуточный привес КРС 401 401 100
Среденсуточный привес свиней 270 270 100
Таблица 6 - Поголовье скота всех видов
Наименование Ед. изм. 2007 г. 2008 г. %
Крупный рогатый скот Тыс. гол. 11,8 11,4 97
В т.ч. коров Тыс. гол. 5,4 5,5 101
Свиньи Тыс. гол. 15,4 15,8 102
Овцы Тыс. гол. 5,0 5,5 108
Птица Тыс. гол. 215,9 221,6 102
Государственная поддержка осуществлялась по 16 направлениям финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов, сельхозпроизводителями получено в 2008 году средств из федерального бюджета 19 млн руб., из областного бюджета 23 млн руб.
Хорошо известно, что эффективно вести сельское хозяйство невозможно без энергосберегающих технологий и высокопроизводительной техники. Учитывая факт, что техника устарела и имеет высокую степень износа, большое значение уделялось приобретению новой техники (табл. 7).
Таблица 7 - Обновление сельхозтехники и инвентаря Изменился и качественный состав приобре-
Наименование Потребность Наличие на 01.01.11 г. о/ /о Обеспечен- ности Коэффициент обновления
Тракторы всего 1200 780 65 5
Комбайны з/у 300 195 65 8
Сеялки 632 480 76 8
Культваторы 435 300 69 5
Плуги 380 240 63 5
это трактора Джон Дир-8430, К-744Р2, МТЗ-1221, зерноуборочные комбайны Класс-Мега 360, Кейс 2388, Руслан-950, Дон-1500Б,0 дискаторы Карьер ЦС-650, БДМ-4, сеялки Амазон (Цитан-1200). "Омичка", Просем-К, АУП-18, самоходная косилка Моесей-Фергю-сон.
Динамическое развитие агропромышленного комплекса Балаковского муниципального района обусловлено, вт.ч. и целенаправленной работой, проводимой администрацией Балаковского муниципального образования.
Однако для достижения этой цели необходимо иметь устойчивое и достаточное финансирование АПК, Базовый Федеральный Закон "О развитии сельского хозяйства №264-ФЗ" был принят в 2006 году. Разработанная в рамках закона Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы предусматривает увеличение финансирования с 65,4 млрд руб. в 2007 году до 130 млрд в 2012 году, т.е. в два раза. В то же время следует отметить, что совокупная поддержка сельхозпроизводителей в развитых странах уже сейчас почти вдвое выше, чем в России, и составляет 30% общей стоимости производственной сельскохозяйственной продукции. Из этого можно сделать вывод, что для динамичного развития агропромышленного комплекса Балаковского муниципального района необходимо дальнейшее увеличение государственной поддержки.
гл
о
ГЧ
_Л
0
С
□
я
■ Он
I—
літіржп-ЇЗа /V
ТА
KNTv
"
41
Примечания:
Данные территориальной службы государственной статистики по Саратовской области. Отдел Государственной статистики в г. Балаково.
таемой техники, хозяйства закупают энергонасыщенную, высокопроизводительную технику:
PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE TRANSLATION OF THE ENTERPRISES OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX ON THE INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT
Klochkov Konstantin Nikolaevich, DSc of Economics, Professor, Balakovo Institute of Technique, Technology and Management (branch) of Saratov State Technical University named of Y.U. Gagarin, Balakovo
E-mail: [email protected]
The article considers the question of the transfer of agricultural enterprises in the municipality to the innovative way of development, with the purpose of increase of level and life quality of the population and ensure the competitiveness of Russia on the world arena.
42
Keywords: efficiency; modernization; innovations; resources; trade; and investments.
УДК 338.439
© Клочков К.Н., 2013
КЛОЧКОВ
Константин
Николаевич,
доктор экономических наук, профессор, Балаковский институт техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина,
Балаково
kafedra. eou@mail. ru
практические рекомендации по переводу предприятия апк на инновационный путь развития
В статье рассматривается вопрос перевода предприятий АПК в муниципальном образовании на инновационный путь развития, с целью повышения уровня и качества жизни населения и обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене.
Ключевые слова: эффективность; модернизация; инновации; ресурсы; товарообмен; инвестиции.
В настоящее время одной из ключевых задач развития страны выступает перевод ее экономики с "сырьевого" на инновационный путь развития. Осуществление подобного преобразования позволит добиться значительного повышения уровня и качества жизни населения, обеспечить конкурентоспособность России на мировой арене.
Активная инновационная деятельность является одним из способов коренным образом изменить ситуацию в сельском хозяйстве, находящемся в последующие годы в состоянии перманентного кризиса, обусловленного диспаритетом цен, оттоком населения из деревни в город, часто меняющимися правилами игры в сфере государственной поддержки сельхозпроизводителей и рядом других факторов.
Отметим важную отличительную особенность инновационной деятельности АПК. Она в основном направлена не на разработку и выпуск новых товаров и услуг, а на совершенствование производственных процессов в целях выпуска максимального количества качественной продукции при минимальных затратах всех видов ресурсов.
В связи с этим можно выделить следующие базовые направления осуществления инноваций в сельском хозяйстве:
- организационное (инновации в сфере: а) организации производства и управления; б) подбора и расстановки персонала; в) систем управления; г) оплаты труда; д) документооборота);
- селекционно-генетическое (инновации, направленные на повышение урожайности и плодородия почв, рост надоев и привесов крупнорогатого скота и др.);
- технологическое (применение более производительной сельскохозяйственной техники, передовыхтехнологий содержания скота, внедрение информационно-телекоммуникационныхтехнологий и др.);
- финансово-экономическое (инновации, связанные: а) с осуществлением финансирования функционирования и развития сельхозпроизводства; б) кредитными технологиями; в) страхованием; г) формами государственной поддержки; д) кооперацией; е) оформлением земли и т.д.).
В настоящее время активизация информационных процессов на предприятиях АПК Саратовской области и Балаковского муниципального образования (БМО) препятствует ряд проблем. Большинство из них обусловлены макроэкономической ситуацией и только в небольшой мере могут быть компенсированы действиями региональных и местных властей.
Существующие проблемы условно можно разделить на концептуальные и частные.
К концептуальным прежде всего относятся следующие:
1. Базовый Федеральный Закон "О развитии сельского хозяйства" № 264-ФЗ был принят в декабре 2006 года. В нем приводятся общие положения и направления государственной аграрной политики, однако отсутствует ключевой показатель - объем средств, направленных на поддержку сельского хозяйства из федерального бюджета. Раз-
работанная в рамках закона Государственная программа развития сельского хозяйства на
2008-2012 годы предусматривает увеличение финансирования с 65,4 млрд руб. в 2007 году до 130 млрд руб. в 2012 году, т.е. в два раза. В то же время совокупная поддержка сельхозпроизводителей в развитых странах Европы уже сейчас почти вдвое выше, чем в России, и составляет 30% общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции.
2. Необходимо четкое понимание того, что в современных условиях сельское хозяйство (производство сельхозпродукции) и село (сельские жители) - это современно различные социально-экономические категории, развитие ко-торыхтребует специфических мер, действий и механизмов. Однако их интересы тесно пересекаются в вопросе развития инфраструктуры и строительства жилья.
3. Из-за отсутствия полной ясности по первым двум вопросам на уровне страны пока не выработано четкой стратегии развития обозначенных субъектов экономики и, соответственно, механизмов ее реализации. Подавляющее большинство инициатив ориентирует на постепенное улучшение того, что есть, и незначительное увеличение производственных и социальных показателей. На фоне отставания потребления в России мяса и мясопродуктов (по данным института питания РАН) от рациональных норм потребления на 47,3%, по молоку и молокопродуктам на 66,8% вышеупомянутые меры в лучшем случае приведут к сокращению темпов отставания сельского хозяйства России от развитых стран.
4. Региональные и местные органы власти и управления вынуждены действовать ситуативно, используя отдельные инструменты государственной поддержки.
Из проблем концептуального типа логически вытекает большинство частных проблем, которые, в свою очередь, можно сгруппировать по нескольким направлениям.
Проблемы в финансовой сфере сельхозпредприятий:
- неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий;
- сложности в привлечении финансовых средств, вызванные отсутствием у многих предприятий ликвидного залога;
- долги по налогам за предыдущие периоды деятельности предприятий;
- задержки в расчетах как между самими предприятиями (производитель-переработчик), так и между предприятиями и бюджетом (возмещение средств, в части погашения процентов по кредитам, субсидии на закупку скота, ГСМ и др.)
Проблемы в сфере кадров:
- отток лучших кадров из деревни в город;
- низкий уровень образования значительной части персонала;
- стиль жизни, характеризующийся равнодушным отношением большинства сельских жителей к своему здоровью;
- относительно низкий уровень квалификации менеджеров в большинстве сельскохозяйственных предприятий области и др.
Проблемы в сфере госрегулирования рынков:
- диспаритет между ценами на продукты АПК и ценами на продукцию промышленности и энергоресурсы;
- недостатки в сфере импортно-экспортного регулирования (квоты, пошлины и др.);
- преимущественно неурегулируемость вопросов, связанных с землей, ее оборотом;
- неурегулируемость многих вопросов, касающихся лесопользования и др.
Проблемы в сфере развития инфраструктуры сельских поселений:
- отсутствие у руководителей сельскохозяйственных предприятий (являющихся чаще всего основными работодателями в данном поселении) эффективных расчетов воздействия на глав поселений в силу действия законодательства о местном самоуправлении;
- отсутствие стратегий и генеральных планов развития многих поселений области, что служит причиной их хаотичной планировки и застройки;
- в большинстве случаев практически не сформированная налогооблагаемая база;
- в основном отсутствие должного юридического оформления объектов собственности;
- недостаточная квалификация и мотивация глав значительного числа сельских поселений;
- запущенность и сильная степень износа основных объектов инфраструктуры и др.
В общем виде данные проблемы можно свести к тому, что пока не сформировалась определенная система взаимодействия глав сельских поселений с руководителями сельскохозяйственных предприятий. В этой ситуации все решают личные отношения и профессионализм глав, руководителей и депутатов. Если команда не сложилась, то большинство проблем просто не решаются. Учитывая, что институт местного самоуправления в современном виде еще очень молод, а главы, как правило, избираются из числа местных жителей, не являющихся профессионалами в сфере управления, в т.ч. государственного, примеры организации эффективного взаимодействия весьма редки.
Решение большинства из отмеченных проблем невозможно без активного участия федерального правительства. На уровне региона их частичное решение ведется в двух направлениях:
1. Разработка общих для всех, четких, простых и стабильных "правил игры" по максимально возможному перечню вопросов, относящихся к компетенции региональных и местных органов власти и управления (вопросы представления региональных субсидий, компенса-
tn
О
гч
0
а__
с
□
Г*'-
Ом
\
43
44
ции процентной ставки по кредитам, покупки семян и ГСМ, обучения специалистов, выделения участников под строительство жилья, оформления лесов, разработки стратегий и генеральных планов поселений и многие другие).
2. Разработка конкретных комплексных проектов модернизации и вывода на принципиально новый уровень некоторых сельскохозяйственных предприятий области. При разработке таких проектов одним из ключевых вопросов является выбор хозяйств - участников.
Главным критерием здесь должны стать управленческие компетенции руководителей хозяйств и достигнутый уровень производства и качества продукции.
В качестве конкретных инновационных проектов, которые в первую очередь целесообразно осуществлять в сельхозпредприятиях Саратовской области и БМО, можно предложить следующее:
- переход на ресурсосберегающую технологию обработки почвы;
- переход на использование доильных залов или доильных роботов;
- создание регионального информационно-консалтингового центра для нужд сельскохозяйственных предприятий.
Далее рассмотрим более подробно отдельные проекты, проанализируем вопросы, связанные с оценкой эффективности их реализации.
Проект "Ресурсосберегающая технология обработки почвы"
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в числе прочих мероприятий предусматривается стимулирование перехода сельскохозяйственных предприятий на использование более энергонасыщенной и ресурсосберегающей техники. Данная тенденция наблюдается и на многих предприятиях - лидерах БМО. В качестве альтернативы традиционной обработки почвы предприятия начинают использовать мощные колесные трактора с оборотными плугами, комплексы для минимальной обработки почвы, импортные, высокопроизводительные комбайны с измельчителями. Скорость перехода на новую технологию, как правило, определяется финансовым состоянием предприятия и доступностью кредитных ресурсов.
При расчете эффективности перехода на новую технологию будем исходить из следующих предпосылок: площадь обрабатываемой пашни -1000 га; длительность сезона обработки почвы - 72 дня (12 дней весновспашка и 60 дней - зяблевая вспашка).
Традиционная технология
Состав техники:
1. Трактор ДТ-75 с плугом (стоимость 740 тыс. руб.) - производительность 8 га за машиносмену.
2. Борона зубовая - 15 га за машиносмену. Поскольку необходимо совершить два прохода, то площадь обрабатываемой земли увеличивается до 2000 га (стоимость 50 тыс. руб.).
3. Сеялка СЗ-3,6 (стоимость 200 тыс. руб.) -12 га за машиносмену.
4. Комбайн СК-5 "Нива" (1,5 млн руб.) -150 га за сезон.
Таким образом, чтобы обработать 1000 га пашни необходимо по расчетам как минимум 2 трактора ДТ-75 с плугом. С учетом коэффициента надежности реальное количество задействованных тракторов составит не менее 4-5 единиц.
Требуемое количество борон - 2 единицы, сеялок -2 единицы. Следовательно, необходимо еще 4 трактора ДТ-75. Количество комбайнов, исходя из расчета их производительности, составит 7 единиц. Данные о затратах на приобретение техники приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Затраты на модернизацию машинотракторного парка, ориентированного на традиционную технологию обработки почвы
Перечень техники Кол-во единиц Цена. ед. млн руб. Общая стоимость млн руб.
ДТ-75 9 0,74 6,6
Плуг 4 0,15 0,6
Борона зубовая 2 0,05 0,1
Сеялка СЗ-3.6. 2 0,2 0,4
Комбайн СК-5 «Нива» 7 1,5 10,5
Итого 24 18,3
Новая технология
Состав техники:
1. Трактор К-700 (или аналог) с оборотным плугом (стоимость 5 млн руб. - производительность 16 га за машину.
2. Набор техники для минимальной обработки почвы (стоимость 4 млн руб.) - 30 га за машиносмену.
3. Комбайн с измельчителем (стоимость 4 млн руб.) - 500 га за сезон.
Расчеты показывают, что для обработки 1000 га пашни достаточно одного трактора. Количество комбайнов - 2 единицы.
В таблице 2 представлены сведения о количестве необходимой техники и затратах на ее приобретение.
Как видно из расчетов, при переходе на новую технологию несколько уменьшаются по сравнению с традиционной затраты на приобретение техники (на 1,3 млн руб. или 7%). При этом количестве задействованных машин и агрегатов снижается с 24 до 5 единиц или почти в 5 раз (табл. 3).
Кроме того, переход на новую технологию позволяет существенно продвинуться в решении кадровых проблем. Если при традиционной
технологии выполнение поставленной задачи требует не менее 16 трактористов и комбайнеров, то применение новой технологии сокращает их число более чем в 5 раз. Поскольку начисление зарплаты проводится по сдельной системе оплаты труда, то в несколько раз увеличивается зарплата квалифицированныхработ-ников.
Таблица 2 - Затраты на закупку техники, ориентированной на работу по новой технологии обработки почвы
гл
О
гч
_л
0
Перечень техники Кол-во единиц Цена. ед. млн руб. Общая стоимость млн руб.
К-700 (или аналог) 1 4,0 4,0
Оборотный плуг 1 1,0 1,0
Набор техники для минимальной обработки почвы 1 4,0 4,0
Комбайн с измельчителем 2 4,0 8,0
Итого 5 - 17,0
Таблица 3 - Сравнение традиционной и новой технологий обработки почвы
Показатели Технология
Традиционная Новая
Необходимый объем средств на закупку техники млн руб. 18,3 17,0
Количество единиц техники, шт. 24 5
Общее количество тракторов и комбайнеров, чел. 16 3
Также следует учесть еще ряд положительных факторов, подтверждающих целесообразность перехода на новую технологию обработки почвы:
- сокращение количества площадей для хранения техники и, соответственно, снижаются затраты на их содержание;
- значительно улучшаются условия труда механизаторов;
- упрощается процесс организации работ и, как следствие, ликвидируется авральность их выполнения;
- за счет повышения надежности техники и снижения ее количества сокращается эксплуатационные расходы;
- на 10-15 % снижаются на ГСМ;
- повышается плодородие почвы за счет того, что измельченная солома запахивается (эффект равнозначен внесению 8 тонн органики на гектар).
Вместе с тем следует отметить, что внедрение новой технологии в связи с ее капиталоемкостью требует определенного уровня менеджмента и стратегического подхода к развитию бизнеса. Данный вывод сделан на основании следующих рассуждений. Поддержание традиционной технологии менее затратно, т.к. парк техники хотя и изношен, но сформирован. В этих условиях можно ограничиться задачей его постепенной модернизации. Переход на новую технологию подразумевает или осуществление значительных затрат единовременно или их разнесение на несколько лет.
Примечание:
Данные территориальной службы государственной статистики по Саратовской области.
С
□
я
■ Он
I---
А
iNT^
45
ASSESSMENT OF REPRODUCTION OF CURRENT ASSETS OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
Sidorova Darya Vladimirovna, Assistant E-mail: [email protected]
Sidorova Alina Vladimirovna, Student,
E-mail: [email protected]
Chair of Business and World Economy, Stavropol State Agrarian University, Stavropol
In article the analysis of reproduction of current assets of the agricultural organizations of Stavropol region is carried out. The main problems inherent in reproduction process in the agrarian sphere at the present stage of development of branch are besides revealed.
Keywords: reproduction process; agricultural organizations; current assets.
оценка воспроизводства оборотных средств УДК658.153 сельскохозяйственных организаций
В статье проведен анализ воспроизводства оборотных средств сельскохозяйственных организаций Ставропольского края. Кроме того выявлены основные проблемы присущие воспроизводственному процессу в аграрной сфере на современном этапе развития отрасли.
Ключевые слова: воспроизводственный процесс; сельскохозяйственные организации; оборотные средства.
© Сидорова Д.В., 2013 © Сидорова А.В., 2013