_а
г
г
с;
3
<ЇГ
38
ANALYSIS OF PROVISION OF HUMAN RESOURCES OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX BALAKOVO MUNICIPAL EDUCATION AS A FACTOR OF PRODUCTION DEVELOPMENT
Klochkov Konstantin Nikolaevich, DSc of Economics, Professor, Balakovo Institute of Technique, Technology and Management (branch) of Saratov State Technical University named of Y.U. Gagarin, Balakovo
E-mail: kafedra.eou@mail.ru
The article examines the dynamics of development of the agroindustrial complex Balakovo municipal education in the light of national program of development of agriculture of Russia and is given to the analysis of labor resources of the agroindustrial complex as the main factor of the development of production.
Keywords: pharmacy; potential; modernization; capital-labor ratio; efficiency; budget; agrarian landscape.
УДК331.44 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
апк балаковского муниципального образования как фактор развития производства
© Клочков К.Н., 2013
КЛОЧКОВ
Константин
Николаевич,
доктор экономических наук, профессор, Балаковский институт техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина,
Балаково
kafedra. eou@mail. ru
В статье рассматривается динамика развития АПК Балаковского муниципального образования в свете национальной программы развития сельского хозяйства России и дается анализ обеспеченности трудовыми ресурсами АПК как основного фактора развития производства.
Ключевые слова: агрокомплекс; потенциал; модернизация; фондообеспеченность; эффективность; бюджет; агроландшафт.
Решение проблемы полной продовольственной самообеспеченности России требует количественного роста результативных показателей, позитивных качественных изменений и эффективного функционирования аграрного сектора экономики. В этой связи усиливается значимость традиционно аграрных регионов, вт.ч. и Поволжья.
Как известно, процесс производства осуществляется с наивысшей эффективностью при рациональной ресурсообеспеченности, заложенной в научно обоснованной системе ведения хозяйства, которая определяет нормативные затраты труда и средств на единицу продукции. Однако в фактических условиях из-за несбалансированности ресурсов происходит нарушение технологии и организации производства, как результат, снижение эффективности их использования.
Сегодня ресурсный потенциал сельского хозяйства Саратовской губернии и Балаковского муниципального образования, в сравнении сдореформенным периодом существенно ослаблен. Так, начиная с 1990 года помимо снижения фондообеспеченности предприятий, наблюдается ухудшение качественного состояния основных производственных фондов. Темпы их выбытия опережают темпы обновления. К этому следует добавить снижение энергообеспеченности сельского хозяйства и обеспеченности трудовыми ресурсами.
Отрицательная динамика показателей обеспеченности по всем видам производственных ресурсов сопровождается падением уровня эффективности их использования, следствием чего стало существенное снижение объемов производства валовой продукции за последние 10 лет.
В сложившихся условиях принятие закона "О развитии сельского хозяйства" является, безусловно, прогрессивным для развития отечественного агропродовольственного сектора.
Новый Закон вводит понятие Государственной программы, которая в полной мере соответствует концепции бюджетирования, ориентированного на результат. В Программе предусматривается формулирование приоритетных целей развития АПК на среднесрочную
перспективу. Эти направления подразумевают формулировку конкретных задач, реализация которых осуществляется с помощью соответствующих подпрограмм. Подпрограмма - это набор методов государственного регулирования сектора. Для каждой подпрограммы прописываются цели и соответственно индикаторы этих целей, механизмы государственного воздействия и объемы финансирования за счет федерального бюджета на все годы действия программы. Такая Госпрограмма, в принципе, должна дать устойчивую базу для развития агропродовольственного сектора, сделать более привлекательной инвестиционную среду в нем, сориентировать агробизнес на высокие конечные результаты.
Государственная программа Развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы по закону является основным документом, устанавливающим политику в сфере АПК на 5 лет. За ее реализацию несет ответственность Минсельхоз РФ, который ежегодно отчитывается перед обществом не за развитие АПК вообще, как это пока складывается в текущей практике, но за реализацию конкретных подпрограмм Государственной программы, т.е. фактически дает отчет о результативности своей деятельности.
Для дальнейшего развития АПК требуется активная инновационная деятельность, которая
предусматривает приобретение новой техники.
Приобретение новой техники вызывает потребность сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в высококвалифицированных кадрах как специалистов, так и рабочих.
Сельхозпроизводителям необходимы агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, специалисты в области механизации и электрификации сельского хозяйства, бухгалтерского учета, а также механизаторы, с высоким уровнем подготовки, способные работать на новой технике.
Реальная ситуация по численности постоянного населения в муниципальных образованиях сельских поселений складывается негативно.
Общая численность населения уменьшается из года в год. Данные численности постоянного населения можно увидеть в таблице 1.
Динамика численности постоянного населения свидетельствует о том, что на фоне снижения общей численности населения численность трудоспособного остается стабильной, что дает основание позитивного развития сельхозпред-
приятий всех видов собственности в Балаковском муниципальном районе. Однако настораживает снижение численности населения моложе трудоспособного и рост населения старше трудоспособного. Это говорит об оттоке молодежи из села. Это может в дальнейшем привести к дефициту трудовых ресурсов в АПК Балаковского муниципального образования. В данной ситуации программа "Социальное развитие села до 2010 года"является своевременной и необходимой, для закрепления молодежи на селе, с целью стабилизации трудовых ресурсов. Главным в данной программе механизм реализации направления "Обеспечение жильем молодых специалистов в селе", который позволяет осуществлять хозяйствующим субъектам строительство или приобретение жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не менее 30%), бюджетов субъектов РФ (не менее 40%) и собственных средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма.
Таблица 1 - Численность постоянного населения по основным половозрастным группам в муниципальных образованиях сельских поселений
В рамках программы развития агропромышленного комплекса в Балаковском муниципальном районе Саратовской области ведут производственную деятельность 16 сельскохозяйственных предприятий, 185 крестьянских фермерскиххозяйств и 8930 личных подсобных хозяйств. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 250,8 тыс. га. в т. ч. площадь пашни-167,3тыс. га, сенокосов-20,1 тыс. га, пастбищ - 61,3 тыс. га.
Динамику развития растениеводства АПК Балаковского муниципального образования можно проследить по данным таблиц 2 и 3.
Анализируя данные таблицы 2 и 3, можно сделать вывод, что при сохранении общей площади пашни, предпочтение отдается традиционным для нашей зоны зерновым культурам. Из
2007 2008 2009 2010 2011
чел. уд. вес чел. Уд. вес чел. Уд. вес чел. Уд. вес чел. уд. вес
Количество поселений 25 х 25 х 17 х 17 х 17 х
Общая численность населения 19842 100 19720 100 19655 100 19611 100 19600 100
В т.ч. моложе трудоспособного 3720 18,7 3556 18,0 3453 17,6 3358 17,1 3313 16,9
трудоспособное 11219 56,6 11323 57,5 11315 57,5 11328 57,8 11348 57,9
Старше трудоспособного 4903 24,7 4841 24,5 4897 24,9 4925 25,1 4939 25,2
По полу: мужчины 9392 47,3 9317 47,2 9266 47,1 9226 47,0 9194 46,9
женщины 10450 52,7 10403 52,8 10399 52,9 10385 53,0 10406 53,1
Обеспеченность трудовыми ресурсами 45,2 х 48,6 х 46,0 х 46,8 х 46,9 х
tn
О
гч
0
а__
с
□
Г*'-
Ом
\
39
40
зерновых культур преобладает озимая пшеница. Ее посевная площадь, за последние три года, увеличилась почти в два раза. Это можно объяснить тем, что данная культура обладает более высокой и стабильной урожайностью.
Таблица 2 - Структура посевных в хозяйствах Балаковского муниципального района по годам
Таблица 3 - Производство зерновых, зернобобовых, технических, овощных культур и картофеля в Балаковском муниципальном районе по годам
В животноводстве реализация приоритетного национального проекта создала предпосылки его развития.
Во всех категориях хозяйств в 2011 году произведено 24,5 тыс. тонн молока, 8,9 тыс. тонн мяса, 9374 тыс. штук яиц.
В целом по району в хозяйствах всех категорий численность поголовья составила: КРС -
11,4 тыс. голов, в том числе коров 5,5 тыс. голов, свиней 15,8 тыс. голов, овец 5,5 тыс. голов, птицы 221,6 тыс. голов.
Принимаются меры по дальнейшему повышению генетического потенциала животных. Сельхозпроизводителями района приобретено 488 голов высокопродуктивного племенного скота. Наряду с принимаемыми мерами по наращиванию маточного поголовья животных ведется работа по реконструкции и модернизации животноводческих помещений и ферм. На территории района реализуется 3 инвестиционных проекта.
Динамику развития животноводства в Балаковском муниципальном районе можно проследить по таблицам 4, 5,6. Среднемесячная заработная плата в аграрном секторе Балаковского муниципального образования за данный период составила 6970 руб.
Сельхозтоваропроизводители участвуют в программах:
- Областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы";
- Федеральная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса до 2010 года";
- Областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года";
- Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года";
- Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года".
Наименование культур 2009 г 2010 г. 2011 г 2011 г. в % к 2010г.
Площадь (га) Площадь (га) Площадь (га)
Площадь пашни 167,3 167,3 167,3 -
Пары 38,1 44,2 41,6 94
Посевная площадь 117,2 111,8 115,7 103
Зерновые и зернобобовые всего 71,2 70,4 75,5 107
Из них оз. рожь 11,0 12,0 14,7 122
Оз. пашни 11,6 18,2 21,4 117
Яр. пшеница 13,3 10,0 8,0 80
Просо 7,7 4,9 5,9 120
Гречиха 0,2 0,4 0,3 75
Ячмень 22,9 20,2 18,6 92
Овес 1,4 1,0 1,1 110
Зернобобовые всего 1,8 2,1 3,5 167
Сорго 0,1 0,3 0,6 200
Кукуруза на зерно 1,2 1,3 1,4 108
Подсолнечник 36,2 30,5 28,0 92
Горчица 0,5 0,5 1,2 240
Соя 0,2 0,7 1,0 143
Картофель 1,2 1,2 1,2 100
Овощи 1,1 1,2 1,4 116
Наименование культуры 2009 г. 2010 г 2011 г.
Площадь (га) Урож-ть (ц/га) Валов сбор (т) Площадь (га) Урож-ть (ц/га) 8 8-5<§1 Площадь (га) Урож-ть (Ц/га) Валов сбор (т)
Зерновые и зернобобовые всего 71,2 16,2 116,0 70,4 16,5 116,0 75,5 15,6 118,0
Из них озимая рожь 11,0 18,0 19,8 12,0 23,3 27,9 14,7 17,1 25,1
Оз. пшеница 11,6 18,3 21,2 18,2 21,9 39,7 21,4 18,7 40,0
Яр. пшеница 13,3 11,4 15,2 10,0 9,4 9,4 8,0 12,3 9,8
Просо 7,7 10,2 7,9 4,9 13,3 6,5 5,9 13,3 7,8
Гречиха 0,2 5,0 0,1 0,4 5,0 0,1 0,3 5,0 0,2
Ячмень 22,9 16,6 38,1 20,2 12,5 25,3 18,6 12,8 23,8
Овес 1,4 11,4 1,6 1,0 12,2 1,3 1,1 14,5 1,6
Зернобобовые всего 1,8 10,8 1,9 2,4 13,3 1,7 3,5 13,3 4,6
Сорго 0,1 10,0 0,1 0,3 15,0 0,4 0,6 15,0 0,9
Кукуруза на зерно 1,2 84,1 10,1 1,3 27,8 3,7 1,4 30,0 4,2
Подсолнечник 36,2 10,8 39,1 30,5 10,1 30,8 28,0 10,1 28,2
Горчица 0,5 8,0 0,4 0,5 8,0 0,4 0,2 10,0 1,2
Соя 0,2 12,0 0,2 0,7 7,4 0,4 1,0 14,0 1,4
Картофель 1,2 172 20,7 1,2 159 19,1 1,2 170 20,4
Овощи 1,1 346 38,1 1,2 340 41,4 1,4 268,6 41,4
Таблица 4 - Производство животноводческой продукции
Наименование продукции Ед. изм. 2010 г 2011 г %
Мясо Тыс. тонн 7,6 8,8 117
Молоко Тыс. тонн 22,9 24,5 107
Таблица 5 - Продуктивность
Наименование Ед. изм. 2007 г. 2008 г. %
Надой на 1 фуражную корову кг 3050 3105 103
Среднесуточный привес КРС 401 401 100
Среденсуточный привес свиней 270 270 100
Таблица 6 - Поголовье скота всех видов
Наименование Ед. изм. 2007 г. 2008 г. %
Крупный рогатый скот Тыс. гол. 11,8 11,4 97
В т.ч. коров Тыс. гол. 5,4 5,5 101
Свиньи Тыс. гол. 15,4 15,8 102
Овцы Тыс. гол. 5,0 5,5 108
Птица Тыс. гол. 215,9 221,6 102
Государственная поддержка осуществлялась по 16 направлениям финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов, сельхозпроизводителями получено в 2008 году средств из федерального бюджета 19 млн руб., из областного бюджета 23 млн руб.
Хорошо известно, что эффективно вести сельское хозяйство невозможно без энергосберегающих технологий и высокопроизводительной техники. Учитывая факт, что техника устарела и имеет высокую степень износа, большое значение уделялось приобретению новой техники (табл. 7).
Таблица 7 - Обновление сельхозтехники и инвентаря Изменился и качественный состав приобре-
Наименование Потребность Наличие на 01.01.11 г. о/ /о Обеспечен- ности Коэффициент обновления
Тракторы всего 1200 780 65 5
Комбайны з/у 300 195 65 8
Сеялки 632 480 76 8
Культваторы 435 300 69 5
Плуги 380 240 63 5
это трактора Джон Дир-8430, К-744Р2, МТЗ-1221, зерноуборочные комбайны Класс-Мега 360, Кейс 2388, Руслан-950, Дон-1500Б,0 дискаторы Карьер ЦС-650, БДМ-4, сеялки Амазон (Цитан-1200). "Омичка", Просем-К, АУП-18, самоходная косилка Моесей-Фергю-сон.
Динамическое развитие агропромышленного комплекса Балаковского муниципального района обусловлено, вт.ч. и целенаправленной работой, проводимой администрацией Балаковского муниципального образования.
Однако для достижения этой цели необходимо иметь устойчивое и достаточное финансирование АПК, Базовый Федеральный Закон "О развитии сельского хозяйства №264-ФЗ" был принят в 2006 году. Разработанная в рамках закона Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы предусматривает увеличение финансирования с 65,4 млрд руб. в 2007 году до 130 млрд в 2012 году, т.е. в два раза. В то же время следует отметить, что совокупная поддержка сельхозпроизводителей в развитых странах уже сейчас почти вдвое выше, чем в России, и составляет 30% общей стоимости производственной сельскохозяйственной продукции. Из этого можно сделать вывод, что для динамичного развития агропромышленного комплекса Балаковского муниципального района необходимо дальнейшее увеличение государственной поддержки.
гл
о
ГЧ
_Л
0
С
□
я
■ Он
I—
літіржп-ЇЗа /V
ТА
KNTv
"
41
Примечания:
Данные территориальной службы государственной статистики по Саратовской области. Отдел Государственной статистики в г. Балаково.
таемой техники, хозяйства закупают энергонасыщенную, высокопроизводительную технику:
PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE TRANSLATION OF THE ENTERPRISES OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX ON THE INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT
Klochkov Konstantin Nikolaevich, DSc of Economics, Professor, Balakovo Institute of Technique, Technology and Management (branch) of Saratov State Technical University named of Y.U. Gagarin, Balakovo
E-mail: kafedra.eou@mail.ru
The article considers the question of the transfer of agricultural enterprises in the municipality to the innovative way of development, with the purpose of increase of level and life quality of the population and ensure the competitiveness of Russia on the world arena.