3. Воротилкина, И.М. Самостоятельность студентов в учебном процессе / И.М. Воротилкина // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 92-97.
4. Гаврилова, С.И. Долгосрочное прогнозирование развития образования методами форсайта // Научные школы и вызовы современности. Премии Альфреда Нобеля 110 лет : материалы итоговой междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / под общ. ред. В.М. Герасимова. - М. : Рекорд Принт, 2012. - С. 269-282.
5. Горелова, Г.Г. Изучение запросов субъектов образовательного пространства как индикатор развития вуза / Г.Г. Горелова, Е.К. Шибанова, В.А. Степанов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 5. - С. 25-32.
6. Зырянов, С.Г. Место образования в системе ценностей студенческой молодежи / С.Г. Зырянов, Г.Г. Горелова // Социум и власть. - 2015. - № 5. - С. 7-15.
7. Ладыкова, Т.И. Форсайт-технологии в прогнозировании инновационного развития региона / Т.И. Ладыкова, И.А. Васильева, Е.Н. Завиша // Управление экономическими системами [Электронный журнал]. - 2015. - № 4. - URL : http://uecs.ru/ru/uecs-76-762015. - Дата обращения 01.01.2016.
REFERENCES
1. Anisimov, A.N., Bobyliov, V.N. and Veselova, E.A. (2013), "About realization of-level system of the higher education", Higher education in Russia, No. 4, pp. 100-105.
2. Brummer, V., Konnola, T., and Salo, A. (2010), "Variety in Foresight researches. Practice of selection of innovative ideas", Foresight, No. 4, pp. 59, 66.
3. Vorotilkina, I.M. (2012), "Independence of students in educational process", Higher education in Russia, No. 3, pp. 92-97.
4. Gavrilova, S.I. (2012), "Long-term forecasting of a development of education Foresight by methods", Schools of sciences and calls of the present. Alfred Nobel's awards 110 years: Materials total International conference, Record Print, Moscow, pp. 269- 282.
5. Gorelova, G.G. Shibanov, E.K., and Stepanov, VA. (2015), "Studying of inquiries of subjects of educational space as indicator of development of higher education institutions", Central Russian messenger of social sciences, No. 5, pp. 25-32.
6. Zyryanov, S.G. and Gorelova, G.G (2015), "Place of education in system of values of student's youth", Society and the power, No. 5, pp. 7-15.
7. Ladykova, T.I., Vasilyev, I.A. and Zavish, E.N. (2015), "Foresight technology in forecasting of innovative development of region", Management of economic systems, No. 4, available at: //http://uecs.ru/ru/uecs-76-762015.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2016
УДК 796.835
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ КИКБОКСЕРОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, ОСНОВАННОЙ НА ЭКГ-МОНИТОРИНГЕ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ СПОРТСМЕНА
Александр Алексеевич Гришин, МС по кикбоксингу, КМС по боксу, КМС по ушу-саньда, тренер, «Клуб спортивных единоборств «Легионер», г. Ангарск
Аннотация
В статье представлены практические рекомендации по организации биологической обратной связи в учебно-тренировочных занятиях кикбоксеров, основанной на использовании ЭКГ-мониторинга утомления, с целью определения готовности спортсмена к назначаемой нагрузке. Данная методика разработана на основе оригинального научного исследования и внедрена в тренировочный процесс нескольких спортивных клубов в г. Иркутск, Ангарск, Зима, Чита. Использование этой методики позволит улучшить восприятие нагрузки спортсменом, и как следствие повысить эффективность тренировочного процесса.
Ключевые слова: утомление, адаптация, ЭКГ, кикбоксинг, единоборства. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p60-64
PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR THE MODERNIZATION OF TRAINING SESSIONS OF KICKBOXERS BY IMPLEMENTING THE FEEDBACK BASED ON ECG-MONITORING OF THE ATHLETE'S DEGREE OF FATIGUE Alexander Alekseevich Grishin, the instructor, Club of Martial Arts "Ligonier", Angarsk
Annotation
The practical recommendations for organization of the biofeedback for the training sessions of kickboxers, based on the use of ECG monitoring of the fatigue, in order to determine the athlete readiness to the assignable load have been presented in the article. This methodology is based on the original research and it is implemented in the training process of the several sports clubs in Irkutsk Region and Chita. The application of this methodology will improve the perception of the load by the athlete, and, as a result, it increases the effectiveness of the training process.
Keywords: fatigue, adaptation, musical effects, rhythm, kickboxing, martial arts.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно работам руководителя научно-методического центра Федерации Кикбоксинга России к.п.н. В.Н. Клещева, стратегическим направлением для развития кикбоксинга (на данном этапе) является интенсификация тренировочного процесса [2].
С другой стороны, как известно, профессиональное использование интенсификации тренировочного процесса невозможно без оценки функционального состояния и готовности спортсмена к нагрузкам (рисунок 1) [3, 4]. С целью определения готовности спортсмена уже долгое время используют хорошо зарекомендовавший себя метод исследования функциональных изменений организма - электрокардиографию [6, 7, 8].
Тренировочное задание
Внешние воздействия
Рисунок 1. Условная схема обратной связи в тренировочном процессе
Результаты многолетних исследований сердечно-сосудистой системы при мышечной работе позволяют анализировать тренировочную и соревновательную деятельность и, как следствие этого, определять эффективность тренировочного процесса в каждом конкретном случае. Достигается это путем применения упрощённой методики регистрации ЭКГ в одном отведении [1, 5]. Что, в свою очередь, может реализовываться как при помощи обычной (проводной) регистрации на ЭКГ-аппарате, так и с использованием современных телеметрических систем (через Bluetooth на мобильных устройствах) [8]. Использование ЭКГ для оценки физиологической готовности спортсмена представлено во множестве работ российских ученых, а за рубежом для этих целей успешно внедряются коммерческие системы телеметрической электрокардиографии, такие как Omega Wave [7, 8].
АПРОБАЦИЯ
Научные изыскания проводились автором с июня 2012 года по октябрь 2015 г. В исследованиях приняло участие в общей сложности более двухсот единоборцев. Резуль-
таты исследований опубликованы в шестнадцати публикациях, в том числе: одна в журнале индексируемом базой данных SCOPUS, девять в журналах рекомендованных ВАК и две в иностранных научных журналах.
Выполнив
разминки и учебной части занятия
Рисунок 2. Схема организации обратной связи на учебно-тренировочных занятиях
Результаты исследований получили одобрение научного сообщества на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в г. Новосибирске, Красноярске, Москве и Иркутске.
На основе этих исследований были разработаны практические рекомендации, внедренные в тренировочный процесс кикбоксеров ДЮСШ г. Зима; клуба спортивных единоборств «Легионер» г. Ангарск; ДЮСШ №5 г. Иркутск; студенческой сборной ИРНИТУ г. Иркутск; сборной по кикбоксингу К-1 г. Чита.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В отличие от традиционного процесса подготовки кикбоксеров, данная методика позволяет рассмотреть спортсмена, в качестве живой системы, и изменить состояние этой системы посредством тренировочного процесса.
Модернизированный процесс подготовки строится на основе:
1. Анализа действующих на спортсмена внешних воздействий;
2. Мониторинга ежедневных индивидуальных адаптационных реакций организма спортсмена на эти воздействия;
3. Определения наиболее подходящего времени для применения нагрузок определенного типа, объема и интенсивности;
4. Индивидуализации и оптимизации тренировочного процесса.
Модернизации подлежат учебно-тренировочные, тренировочные и восстановительные занятия. Во время этих занятий очевидно сильное влияние утомления спортсменов на результативность спортивной деятельности. В рамках этой статьи мы рассмотрим модернизацию учебно-тренировочных занятий.
Учебно-тренировочные занятия характеризуются совмещением подлежащего освоению материала с его закреплением. Учебная часть занятия может проходить без организации обратной связи. Процесс перехода к основным тренировочным заданиям происходит согласно схеме представленной на рисунке 2. Для оценки утомления используется классификация состояния человека по изменениям на ЭКГ в нагрузке [1].
1) Выполнение разминки и учебной части тренировочного задания;
2) ЭКГ мониторинг, оценка физиологической готовности;
3) спортсмен полностью готов к нагрузке (<19 баллов);
а) Назначение тренировочного задания максимальной интенсивности, занятие может проводиться без ограничений по уровню лактата, МПК и ЧСС, рекомендуемые
Начало занятия
режимы тренировочного занятия:
• аэробный развивающий,
• смешанный аэробно-анаэробный,
• анаэробный-гликолитический,
• анаэробный-алактатный;
b) выполнение тренировочного задания;
c) возвращение к пункту два;
4) наблюдается небольшое утомление (19^20 баллов), спортсмен готов;
a) назначение следующего тренировочного задания высокой интенсивности, уменьшается объем тренировочного задания, занятие может проводиться без ограничений по уровню лактата, МПК и ЧСС, рекомендуемые режимы тренировочного занятия -
• аэробный развивающий,
• смешанный аэробно-анаэробный,
• анаэробно-гликолитический,
• анаэробно-алактатный;
b) выполнение тренировочного задания;
c) возвращение к пункту два;
5) наблюдается умеренное утомление (21^25 баллов), спортсмен готов;
a) Назначение следующего тренировочного задания средней интенсивности, ограничение уровня лактата до 12 Мм/л, МПК до 90%, ЧСС до 180 уд/мин, рекомендуемые режимы;
• аэробный восстановительный,
• аэробный развивающий,
• смешанный аэробно-анаэробный,
b) выполнение тренировочного задания;
c) возвращение к пункту два;
6) наблюдается острое утомление или переутомление (>25 баллов), спортсмен не
готов;
a) окончание тренировочного процесса, отдых и восстановление.
ВЫВОД
Использование классификации изменений ЭКГ здорового человека во время учебно-тренировочного процесса кикбоксеров может успешно сыграть роль биологической обратной связи в тренировочной деятельности кикбоксеров (рис 1, 2), что в свою очередь позволит назначать спортсмену именно ту нагрузку, к которой он будет готов в данный момент [4].
До использования разработанной нами методики назначение тренировочной нагрузки в кикбоксинге осуществлялось «по наитию», практически «вслепую», что в свою очередь приводило к низкой эффективности тренировочного процесса [2] и могло привести к негативным последствиям - перетренированности, травмам, снижению результата [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Завьялов, А.И. Классификация изменений электрокардиограммы у здорового человека в покое и во время физических нагрузок / А.И. Завьялов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2013. - № 4. - С. 147-152.
2. Клещев, В.Н. Кикбоксинг : учебник для вузов / В.Н. Клещев. - Москва : Академический проект, 2006. - 286 с.
3. Пути развития теории и практики спорта / А.Н. Блеер, А.П. Бондарчук, М.М. Ковылин, С.Е. Павлов, А.С. Павлов // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - № 3. - С. 47-52.
4. Сивохов, В.Л. Современные методы функциональной диагностики в спорте / В.Л. Сивохов, Е.Л. Сивохова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета
им. ВП Астафьева. - 2007. - № 1. - C. 68-74.
5. Экспериментальные исследования эффективности подготовки единоборцев Иркутской области к чемпионату и первенству Сибирского федерального округа по кикбоксингу / А.А. Гришин, А.В. Коляда, В.Ю. Лебединский, А.И. Завьялов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 28-33.
6. Baevskiy, R.M. Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine / R.M. Baevskii // Human Physiology. - 2002. - No. 28 (2). - P. 70-82.
7. Masakov, L.V. Apparatus and method for non-invasive measurement of current functional state and adaptive response in humans: pat. 6572558 USA - 2003 [Электронный ресурс] / L.V. Masakov, V.B. Larinov // URL : http://www.freepatentsonline.com/6572558.html. - Дата обращения 01.01.2016.
8. Parrado, E. Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest / E. Parrado, M.A. Garcia, J. Ramos // International journal of sports medicine. - 2010. - No. 31. - P. 336341.
REFERENCES
1. Bleer A.N. (2014), "Ways of development the theory and practice of sports", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 2, No. 2 (27), pp. 37-40.
2. Grishin A.A., Kolyada A.V., Lebedinsky V.Yu. and Zavyalov, A.I. (2015), "Experimental studies of the effectiveness of training the martial artists of Irkutsk region to kickboxing championship of Siberian federal district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 28-33.
3. Zavyalov, A.I.(2014) "Classification changes of electrocardiogram in healthy humans at rest and during exercise", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 4 , pp. 147152.
4. Kleshchev, V.N. (2006), Kickboxing: textbook for high schools, Academic project, Moscow.
5. Sivohov, V. L. and Sivohova, E.L (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sports", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 68-74.
6. Baevskii, R.M (2002), "Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine", Human Physiology, vol. 28(2): pp. 70-82.
7. Masakov L.V., Larinov V.B. (2003), Apparatus and method for non-invasive measurement of current functional state and adaptive response in humans: pat. 6572558 USA, available at: http://www.freepatentsonline.com/6572558.html.
8. Parrado, E. Garcia M.A. and Ramos J.(2010), "Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest", International journal of sports medicine, No. 31, pp. 336-341.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.022
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ РАЗНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Нина Александровна Гросс, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом, Ирина Юрьевна Беркутова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Татьяна Леонидовна Шарова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Галина Викторовна Буканова, научный сотрудник, Наталья Ивановна Зеленова, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральный научный центр (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва
Аннотация
Дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) испытывают трудности при управлении своим телом в пространстве из-за нарушения мышечного тонуса и координации движений, вследствие чего их двигательные возможности снижены. Использование физических упражнений, выполняемых в «Тренажере Гросса», который позволяет сохранять вертикальное положение, способствовало увеличению двигательной активности, улучшению координационных возможностей и