A.A. ГРИШИН, A.B. КОЛЯДА, А.И. ЗАВЬЯЛОВ. БИОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИКБОКСЕРОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛАБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МАССЫ ТЕЛА
БИОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИКБОКСЕРОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛАБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МАССЫ ТЕЛА
BIOPEDAGOGICAL EVALUATION OF KICKBOXER TRAINING ACTIVITY BASED ON MONITORING OF CARDIAC ACTIVITY AND LABILE COMPONENTS OF BODY WEIGHT OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTION
A.A. Гришин, A.B. Коляда, А.И. Завьялов
A.A. Grishin, AM. Kolyada, A.l. Zavyalov
Биопедагогика, масса тела, кикбоксинг, биоэлектрический мониторинг, утомление, тренировочный эффект.
В статье рассматривается закономерная взаимосвязь между динамикой показателей состава тела во время тренировочного процесса и динамикой изменений ЭКГ спортсмена на примере тренировочной деятельности единоборцев. Приведена оценка утомления спортсмена по изменениям ЭКГ. Проведен анализ мониторинга утомления единоборца по динамике изменений ЭКГ на фоне изменения компонентов массы тела. Выявлена степень утомления, связанная с наибольшим тренировочным эффектом и не вызывающая перетренированности спортсмена.
Biopedagogy, body weight, kickboxing, bioelectric monitoring, fatigue, training effect. The article considers the relationship between the dynamics of body composition index during the training process and the dynamics of changes of athlete's ECG using the example of training activities of combat athletes. The article gives the evaluation of athlete's fatigue on ECG changes and presents the analysis of the monitoring of athlete's fatigue on the dynamics of ECG changes against the changes of body weight's components. The article reveals the degree of fatigue connected with the greatest training effect without causing athlete's overtraining.
Важность оперативного контроля функционального состояния спортсменов трудно переоценить, ведь каждый тренер пытается добиться максимального тренировочного эффекта желательно без существенного нарушения здоровья спортсменов [Сивохов, Сивохова, Миролевич, 2010]. В свою очередь, биопедагогика предлагает методы и средства для управления тренировочным процессом, основанные на мониторинге сердечной деятельности, и добилась впечатляющих успехов [Завьялов, 2013]. В рамках исследований, проведённых А.И. Завьяловым и коллегами, было высказано предположение относительно определения наивысшего тренировочного эф-
фекта, не вызывающего патологических явлений [Завьялов, 1985].
Кроме того, масса тела, равно как и масса его компонентов, является очень важной характеристикой в любых спортивных единоборствах вследствие разделения спортсменов на весовые категории. Поэтому биопедагогика открывает большие возможности регулирования лабильных компонентов массы тела в спортивных единоборствах [Гришин и др., 2013; бпзЫп е1 а1., 2013].
Тем временем работы Т.Ф. Абрамовой (1993-2004) показали оценку направленности тренировочной нагрузки по характеру динамики мы-
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч
<
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
«
S Д
H U
W PQ
шечного и жирового компонентов. А позже были представлены положительные и отрицательные динамики изменения лабильных компонентов тела и дана методика оценки тренировочного процесса (2010) [Сивохов, Сивохова, Мироле-вич, 2010].
Актуальность изучения состава тела спортсменов не вызывает сомнения [Рылова, 2014]. Рассмотрение этого вопроса поможет в более эффективной организации тренировочного процесса единоборцев, что особенно важно на фоне высокой спортивной конкуренции как в России, так и на мировой спортивной арене. Кроме того, актуальность этого исследования определена проблемами подготовки единоборцев, связанными с соблюдением весовых категорий на соревнованиях.
Цель исследования - проведение сравнительного анализа оценки тренировочной деятельности с помощью методики А.И. Завьялова и методики на основе работ Т.Ф. Абрамовой для подтверждения (или опровержения) высказанного А.И. Завьяловым и коллегами предположения относительно наивысшего тренировочного эффекта, не вызывающего патологических явлений.
Управление объемом и интенсивностью нагрузки велось в соответствии с методикой А.И. Завьялова [Завьялов, 1985; 2013]. Статистическим критерием, используемым для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, был выбран и-критерий Манна-Уитни [Муха, Птичкин, 2002]. Для автоматизации расчетов и построения графиков использовались пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений и одноименный язык программирования МаШЬ. Оценка динамики развития мышечного и жирового компонента массы спортсмена проводилась при помощи биоимпедансных анализаторов фирмы Тапйа (Япония).
Исследование проводилось на базе секции кикбоксинга в ДЮСШ № 5 г. Иркутска. В эксперименте участвовало 3 группы спортсменов-мужчин 19 (±2) лет, тренирующихся в разные дни и разное время. Первая группа состояла из 21 спортсмена, которые заканчивали тренировку, до-
стигнув состояния острого утомления (что соответствует 26-28 баллам изменения ЭКГ). Вторая группа, состоящая из 22 спортсменов, заканчивала тренировку в состоянии небольшого либо умеренного утомления, и изменения ЭКГ регистрировались в пределах 19-25 баллов. И третья группа, состоящая из 21 спортсмена, заканчивала тренировку в состоянии переутомления (что соответствует >28 баллов изменения ЭКГ).
ЭКГ регистрировалась перед тренировкой у каждого спортсмена в отведении ДГ5 (двухполюсное грудное), которое соответствует V по Вильсону. Если в покое ЭКГ регистрируется 7 и более баллов, спортсмен направляется на консультацию к врачу и не допускается к тренировке. В процессе тренировки ЭКГ регистрируется в перерывах между тренировочными заданиями, и при достижении соответственного состояния тренировка данного спортсмена заканчивалась. В конце каждой тренировки регистрировались общий вес спортсмена, а также % мышечной и жировой массы тела.
Результаты первой группы (рис. 1) можно охарактеризовать как соответствующие оптимальной тактике подготовки к соревнованиям. Доля мышечной массы (верхний график) монотонно растет практически до 53 %, а жировая масса тела снижается до 7-9 %. Тренировочная нагрузка развивающего характера.
Результаты двух других групп можно охарактеризовать как неэффективные режимы подготовки.
Результаты второй группы (рис. 2) соответствуют слабой общей физической подготовке спортсменов. Мышечный компонент растёт медленно либо вообще не растет, тем временем набирает долю жировой компонент массы тела. Тренировочная нагрузка недостаточна.
Результаты третьей группы (рис. 3) указывают на неадекватные физические нагрузки. Высокий суммарный объем работы при недостатке компенсаторной работы.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
1. Проведение тренировочного процесса кикбоксеров в пределах от 25 до 28 баллов изме-
a.a. гришин, a.b. коляда, а.и. завьялов. биопедагогическая оценка тренировочной деятельности кикбоксеров на основе мониторинга сердечной деятельности и лабильных компонентов массы тела
60
50
«J. с
40
ю о н
о
Z30
о о га
^20
10
0
■
■
Мышечная масса —— Жировая масса
!
;
■ i
0 10 20 30 40 50 60 Продолжительность исследования (дней)
Рис. 1. Динамика изменений состава тела спортсменов первой группы
60
50
40
'S 03 2J- с
о 230
о о
20
10
1 Мышечная масса — Жировая масса
i i i i i
10 20 30 40 50 Продолжительность исследования (дней)
60
Рис. 2. Динамика изменений состава тела спортсменов второй группы
га с ф н
о о га 5
>х ф
Ei
ю
о »-
о
50 40 30 20 10
1 1
1 1 1
1 !
— Мышечная масса _ — Жировая масса
1 1 • 1 • 1
• 1 ■ ■
0 10 20 30 40 50 60 Продолжительность исследования (дней)
Рис. 3. Динамика изменений состава тела спортсменов третьей группы
<
РЗ W Л
I
С
ffj
О
(-4
О X X и со н о
с,
<
>•
и о
I-H
о
U
0
«
и
е-§
X
1
Я
к
й н s и
Рн
ш
CQ S
X
>>
о
I-H
в
и
W
tr
X U О
(—j
s
W С
s ffl
H
U
W PQ
нений ЭКГ показало наибольшую эффективность. Об этом свидетельствуют показатели компонентов массы тела спортсменов.
2. Наилучшие показатели компонентов массы тела были получены у кикбоксеров первой группы, тренирующихся до состояния «острого утомления», что подтверждает предположение о наивысшем тренировочном эффекте, не вызывающем патологических явлений.
3. Биопедагогический метод мониторинга утомления по динамике изменений ЭКГ является объективным методом оценки состояния единоборца. Следовательно, он может использоваться для регулярной тренировки функциональной составляющей единоборца. Однако этот метод не заменяет регулярных медицинских обследований спортсменов в спортивном диспансере. Несмотря на введение данного метода мониторинга в тренировочный процесс, спортсмен обязан проходить медицинский осмотр согласно графику (например, раз в три месяца).
4. Есть необходимость создания новой (биопедагогической) тренировочной методики кикбоксеров.
Выражаем благодарность за содействие в исследованиях главному тренеру сборной Иркутской области по кикбоксингу (К-1 и фулл с лоу) отличнику физической культуры Павлу Ивановичу Казакову.
Выражаем благодарность руководству ДЮСШ № 5 г. Иркутска за предоставление необходимых для исследования инструментов.
Библиографический список
1. Гришин A.A., Коляда A.B., Завьялов А.И. Биопедагогика и регулирование лабильных компонентов массы тела в спортивных единоборствах // Современная медицина: актуальные вопросы: матер. XX Междунар. заочной науч.-практич. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 152-161.
2. Завьялов А.И. Классификация изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека // Физиология человека. 1985. Т. 11, № 2. С. 201-207.
3. Завьялов А.И. Классификация изменений электрокардиограммы у здорового человека в покое и во время физических нагрузок // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №. 4. С. 147-152.
4. Муха B.C., Птичкин В.А. Введение в MATLAB: метод, пособие для выполнения лаб. работ по курсам «Статистические методы обработки данных» для студ. спец. «Автоматизированные системы обработки информации». Минск: Б ГУ ИР, 2002. Т. 40. С. 2-13.
5. Рылова Н.В. Актуальные аспекты изучения состава тела спортсменов // Казанский медицинский журнал. 2014. Т. 95, № 1.
6. Сивохов В.Л., Сивохова Е.Л., Миролевич Д.В. Современное медико-биологическое обеспечение занимающихся физической культурой и спортом. Иркутск: Центр медико-биологических исследований ИрГТУ, 2010.164 с.
7. Grishin A.A., Kolyada A.V., Zavyalov A.I. Biopedagogy in the preparation of athletes // International Journal of applied and fundamental research. 2013. № 2. P. 118-128.