им. ВП Астафьева. - 2007. - № 1. - C. 68-74.
5. Экспериментальные исследования эффективности подготовки единоборцев Иркутской области к чемпионату и первенству Сибирского федерального округа по кикбоксингу / А.А. Гришин, А.В. Коляда, В.Ю. Лебединский, А.И. Завьялов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 28-33.
6. Baevskiy, R.M. Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine / R.M. Baevskii // Human Physiology. - 2002. - No. 28 (2). - P. 70-82.
7. Masakov, L.V. Apparatus and method for non-invasive measurement of current functional state and adaptive response in humans: pat. 6572558 USA - 2003 [Электронный ресурс] / L.V. Masakov, V.B. Larinov // URL : http://www.freepatentsonline.com/6572558.html. - Дата обращения 01.01.2016.
8. Parrado, E. Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest / E. Parrado, M.A. Garcia, J. Ramos // International journal of sports medicine. - 2010. - No. 31. - P. 336341.
REFERENCES
1. Bleer A.N. (2014), "Ways of development the theory and practice of sports", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 2, No. 2 (27), pp. 37-40.
2. Grishin A.A., Kolyada A.V., Lebedinsky V.Yu. and Zavyalov, A.I. (2015), "Experimental studies of the effectiveness of training the martial artists of Irkutsk region to kickboxing championship of Siberian federal district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 28-33.
3. Zavyalov, A.I.(2014) "Classification changes of electrocardiogram in healthy humans at rest and during exercise", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 4 , pp. 147152.
4. Kleshchev, V.N. (2006), Kickboxing: textbook for high schools, Academic project, Moscow.
5. Sivohov, V. L. and Sivohova, E.L (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sports", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 68-74.
6. Baevskii, R.M (2002), "Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine", Human Physiology, vol. 28(2): pp. 70-82.
7. Masakov L.V., Larinov V.B. (2003), Apparatus and method for non-invasive measurement of current functional state and adaptive response in humans: pat. 6572558 USA, available at: http://www.freepatentsonline.com/6572558.html.
8. Parrado, E. Garcia M.A. and Ramos J.(2010), "Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest", International journal of sports medicine, No. 31, pp. 336-341.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.022
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ РАЗНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Нина Александровна Гросс, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом, Ирина Юрьевна Беркутова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Татьяна Леонидовна Шарова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Галина Викторовна Буканова, научный сотрудник, Наталья Ивановна Зеленова, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральный научный центр (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва
Аннотация
Дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) испытывают трудности при управлении своим телом в пространстве из-за нарушения мышечного тонуса и координации движений, вследствие чего их двигательные возможности снижены. Использование физических упражнений, выполняемых в «Тренажере Гросса», который позволяет сохранять вертикальное положение, способствовало увеличению двигательной активности, улучшению координационных возможностей и
функционального состояния детей со спастической диплегией тяжелой степени. Целесообразность тестирования двигательных возможностей детей-инвалидов обусловлена необходимостью оценки их в исходном состоянии при разработке программ реабилитации средствами физической культуры, а также для оценки полученных результатов в конце курса занятий. Получена положительная динамика показателей двигательной активности у всех детей при проведении полугодового курса занятий с широким использованием физических упражнений, выполняемых в «Тренажере Гросса», и с активным применением других тренажерных устройств.
Ключевые слова: двигательные возможности, дети со спастической диплегией тяжелой степени, детский церебральный паралич (ДЦП), реабилитация, физические упражнения, тестирование, вертикализация, «Тренажер Гросса».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p64-70
MOTOR ABILITIES RATING FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY WHILE DOING EXERCISES FROM DIFFERENT STARTING POSITIONS
Nina Aleksandrovna Gross, the candidate ofpedagogical sciences, professor, head of Department, Irina Yurievna Berkutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, Tatyana Leonidovna Sharova, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Galina Viktorovna Bukanova, the researcher, Natalia Ivanovna Zelenova, the researcher, Federal Science Center for Physical Culture and Sport, Moscow
Annotation
Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with "Gross' Trainer", which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in "Gross' Trainer", and with the active application of other trainers.
Keywords: motor capabilities, children with severe spastic diplegia (Cerebral Palsy), rehabilitation, physical exercises, exercise testing, verticalization, "Gross' Trainer".
ВВЕДЕНИЕ
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это особое состояние организма, требующее постоянных реабилитационных мероприятий для поддержания и развития двигательной активности человека. Фундамент психофизического развития каждого ребенка, как больного, так и здорового, закладывается в первые годы жизни, и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Нормальное развитие ребенка определяется не только наследственными факторами, но и двигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном периоде. Если ребенок с детства малоподвижен, если он с первого года жизни не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, то их отсутствие сопровождается негативными изменениями в организме в целом, что снижает уровень его адаптации к окружающей среде и приводит к значительному отставанию в физическом и социальном развитии.
Естественные локомоции (ходьба, бег, лазание, прыжки, игры и т.д.) формируются у детей до 2-5 лет и обусловлены не только развитием опорно-двигательного аппарата (ОДА) и центральной нервной системы (ЦНС), но и естественной физической нагрузкой. Вот почему систематические занятия, особенно в первый год жизни, имеют большое значение для ребенка с ограниченными возможностями [1].
Структура ходьбы и все движения в пространстве включают в себя скоординированное функционирование зрительного и вестибулярного анализаторов, а также пропри-
оцептивной системы, что позволяет регулировать скелетную мускулатуру и создает для ребенка возможность поддержать динамическое равновесие при сидении, вставании, поворотах. Дисфункция хотя бы одной группы мышц приводит к нарушению схемы движений, особенно при необходимости сохранять вертикальное положение [2].
Если в ранний период развития ребенка у него отсутствует или ограничена возможность совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, то это мешает максимальной реализации его правильного развития. Так как костно-мышечная система у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП также должно формироваться при нахождении его в вертикальном положении. Это в равной мере относится ко всем детям, независимо от формы и степени ДЦП [3].
К сожалению, приобретение новых двигательных умений и навыков у детей с ДЦП происходит очень медленно, особенно при тяжелой степени заболевания. Для достижения результата важна слаженная работа специалистов разного профиля, родителей и самого ребенка. Для того, чтобы у родителей не опускались руки, а у ребенка не пропадало желание заниматься, необходима постоянная «ситуация успеха». А для этого нужно правильно и последовательно ставить и решать «микрозадачи реабилитации, чтобы стимулировать ребенка на выполнение упражнений.
Для оценки двигательных функций детей с ДЦП в настоящее время существуют различные шкалы оценок. Шкала оценки больших моторных функций GMFCS, разработанная в Канаде и используемая во всем мире, программа MOVE, разработанная в США и другие. Объективное тестирование ребенка с ДЦП, особенно тяжелой степени, - сложная, но необходимая задача, которая поможет специалистам, работающим с детьми-инвалидами, четко понимать особенности их двигательной деятельности, разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и вносить в них своевременные коррекции.
Целью исследования явилось изучение двигательных возможностей детей со спастической диплегией тяжелой степени (ДЦП) при выполнении упражнений из различных исходных положений.
МЕТОДИКА
Для решения поставленной задачи были разработаны тесты оценки двигательной активности детей с ДЦП, которые можно было проводить во время занятия. Тесты состояли из 54 заданий, разделенных на 7 блоков, учитывающих разное исходное положение. Блок «Лежа на животе» состоял из 10 упражнений, включавших удержание и повороты головы, приподнимание с упором на локти, сгибание ног, переворот на спину и вставание на четвереньки. В блоке «Лежа на спине» были сгруппированы 19 упражнений, учитывающих максимально возможные движения, выполняемые в этом положении. Блок « Сидя на полу» состоял из пяти упражнений, «Сидя на стуле» - из четырех. Блок «Передвижения на полу» (4 упражнения) в основном учитывал возможности ползания, блок «Стоя» - состоял из шести упражнений, характеризующих возможности удержания позы и равновесия. Последний блок, 9 упражнений - «Ходьба, бег, прыжки» оценивал способности к ходьбе, бегу, прыжкам в различных вариантах. Задача тестов: информативность, доступность, быстрота и простота использования, возможность увидеть положительную динамику даже у детей с тяжелой степенью спастической диплегии.
В работе использовалась бальная система оценок. Отсутствие навыка оценивалось в 0 баллов, выполнение с помощью взрослого - 1 балл, самостоятельное выполнение - 2 балла. Максимальное количество баллов в каждом блоке рассчитывалось путем умножения количества упражнений на 2 - максимальную оценку самостоятельно выполненного упражнения. Тестирование проводилось в комфортной обстановке во время проведения занятия на положительном эмоциональном фоне за 1-2 посещения в зависимости от двигательных, психологических и функциональных возможностей детей. В эксперименте
принимали участие 50 детей дошкольного возраста (25 девочек и 25 мальчиков) со спастической диплегией тяжелой степени. Уровень двигательной активности составлял 4-5 по шкале оценки больших моторных функций GMFCS. По результатам опроса родителей до начала регулярных занятий большую часть времени дети проводили дома в положении лежа или полусидя, занятий физическими упражнениями в домашних условиях, как правило, не проводилось.
Первичное тестирование было проведено в начале учебного года. Затем в течение 6 месяцев дети занимались по «Программе развития двигательной активности», после чего было проведено повторное тестирование. Занятия проводились в первой половине дня 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 60 минут. Характер и величина физической нагрузки подбирались индивидуально с учетом двигательных и функциональных возможностей ребенка и чёткого выполнения структуры движения. В процессе занятий для развития двигательных возможностей использовались тренажёрные устройства, позволявшие в условиях спортивного зала выполнять физические нагрузки, которые не могли быть доступны ребенку в домашних условиях. Эти устройства помогали корректировать технику выполнения упражнения, менять характер усилия, выполнять целостное движение, как самим ребенком, так и с помощью методиста. Такими устройствами были: «Тренажер Гросса», электрическая беговая дорожка с начальной скоростью 0,3 км/час, МОТОмед, тренажер для ходьбы «Грилло», тренажёр «Total trainer». В программу занятий включались общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию с предметами (гимнастическая палка, мячи и др.), проводилось обучение катанию на велосипеде, а также занятия по развитию мелкой моторики и навыков самообслуживания.
Контроль функционального состояния детей при проведении занятий осуществлялся путем измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в начале и в конце занятия. Особенностью методики являлось приоритетное использование физических упражнений как формы двигательной деятельности, которая позволила наилучшим образом сформировать у ребенка жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и активизировать его умственные способности. В работе руководствовались следующими принципами:
1. Противопоказаний для движения нет. Двигаться можно и нужно любому ребенку. Задача специалиста - подобрать нагрузку и упражнения в зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов.
2. Контроль функционального состояния ребенка посредством измерения ЧСС и АД до и после занятия.
3. Своевременная активная вертикализация каждого ребенка. Выполнение упражнений из разных исходных положений ВСЕМИ детьми.
4. Положительный эмоциональный фон на занятии. Если ребенок занимается с удовольствием, то и результат обязательно будет.
5. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
6. Полная информированность родителей о том, «что? почему и зачем?» используют специалисты. Обучение родителей выполнению упражнений ребенком в домашних условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 приведены результаты исходного и повторного тестирований. Результаты первого тестирования (средние данные общей группировки 50 детей) показали, что в исходном состоянии наибольший процент (70%) от максимально возможных баллов был показан при выполнении упражнений блока «Лежа на животе». Это означало, что в этом положении дети лучше владели движениями, чем в других. Далее, с уменьшением
значений, распределились блоки упражнений, выполняемых «Лежа на спине» - 60,5%, «Сидя на стуле» - 57,5%, «Сидя на полу» - 53,0%, «Передвижения на полу» - 35,0%, «Стоя» - 20% и «Ходьба и бег» - 18,9%.
Таблица 1
Динамика результатов тестирования (баллы, средние значения) двигательных
возможностей детей при выполнении упражнений из разных исходных положений
№ Показатели Лежа на животе, 10 упражн. Лежа на спине, 19 упражн. Сидя на полу, 5 упражн. Сидя на стуле, 4 упражн. Передвижение на полу, 4 упражн. Стоя, 6 упражн. Ходьба, бег, 9 упражн.
Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим.
балл 20 балл 38 балл 10 балл 8 балл 8 балл 12 балл 18
Тестирование 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1 Общая группировка 14.0 15.7 23.0 27.7 5.3 6.6 4.6 5.9 2.8 4.1 2.4 4.8 3.4 6.2
2 % от макс. балла 70.0 78.5 60.5 72.8 53.0 66.0 57.5 73.8 35.0 51.3 20.0 40.0 18.9 34.4
3 Увеличение, % 8.5 12.3 13.0 16.3 16.3 20.0 15.5
4 Девочки 12.6 15.0 21.5 27.7 5.0 6.4 4.5 5.8 2.8 4.0 2.6 4.7 3.2 5.6
5 % от макс. балла 63 75 56.6 72,9 50 64 56.3 72,5 35,0 50.0 21.7 39.2 17,8 31.1
6 Увеличение, % 12 16,3 14 16,2 15 17,5 13,3
7 Мальчики 15.4 16.4 24.5 27.6 5.4 6.7 4.7 6.0 2.9 4.1 2.2 4.9 3.6 6.7
8 % от макс. балла 77.0 82.0 64.5 72,6 54.0 67.0 58.8 75.0 36.3 51.3 18.3 40.8 20.0 37.2
9 Увеличение, % 5.0 8.1 13.0 16.2 15.0 22.5 17.2
Результаты второго тестирования показали, что после регулярных занятий физическими упражнениями у всех детей произошли значительные положительные изменения. Дети овладели не только большим количеством движений, но, что особенно важно, прирост произошел при выполнении упражнений в положении сидя и стоя. Самая большая величина (20%) прироста отмечена в упражнениях, выполняемых стоя, затем следуют упражнения, выполняемые сидя на стуле и в передвижении на полу (по 16,3%), далее -упражнения в ходьбе (15,5%). Меньшие величины прироста отмечены в остальных трех блоках упражнений - от 8,5 до 13,0%.
Вариативность результатов, безусловно, обусловлена исходными двигательными возможностями ребенка и эффективностью регулярных занятий. Учитывая активную вертикализацию всех детей в процессе тренировок за счет использования «Тренажера Гросса», а также выполнения большого количества упражнений с его помощью на других тренажерах, находясь в вертикальном положении, была существенно повышена эффективность занятий. Поэтому наиболее высокие результаты удалось достичь именно в исходном положении «стоя», в навыках передвижения - «ползание» и «ходьба». Менее яркие результаты в двигательных навыках из исходного положения «лежа» объясняются тем, что их начальный уровень был самый высокий, т.к. традиционная система занятий ЛФК уделяет внимание именно этому исходному положению, особенно при занятиях с детьми со спастической диплегией тяжелой степени. Динамика двигательных возможностей показана на диаграмме (рисунок 1).
При сравнении результатов обследования в группах девочек и мальчиков видно, что в исходном состоянии средние абсолютные и относительные величины показателей у мальчиков, за исключением упражнений, выполняемых стоя, были несколько выше, чем у девочек, и превосходили средние значения общей группировки данных. Это свидетельствовало о том, что двигательная активность мальчиков на момент начала занятий по совокупности всех упражнений была несколько выше. Девочки в исходном состоянии превосходили мальчиков только в упражнениях, выполняемых стоя. Их средние абсолютные и относительные значения в оценках были также выше общегрупповых.
Рисунок 1. Динамика двигательных возможностей
После полугодичных занятий у всех детей наблюдалась положительная динамика по всем показателям. Однако девочки улучшили двигательные возможности из исходных положений «Лежа на животе», «Лежа на спине» и «Сидя на полу» в большей степени, чем мальчики. Увеличение относительно исходного состояния составило 12%, 16,3% и 14% у девочек и 5%, 8,1%, и 13% у мальчиков. Данный факт объясняется, прежде всего, более высокими исходными данными у мальчиков в этих упражнениях. В упражнениях из исходных положений «Сидя на стуле» и «Передвижения на полу» результаты у мальчиков и девочек возросли одинаково на - 16,2% и 15,0%. Наибольший прирост величин у мальчиков и девочек произошел в упражнениях из исходного положения «Стоя» - на 17,5% у девочек и 22,5% у мальчиков. У мальчиков отмечался также большой процент прироста в «Ходьбе» (17,2%), превышающий общегрупповой (15,5%).
Таким образом, положительная динамика, отмеченная у 100% детей после регулярных занятий, характеризовалась как ростом средних значений набранных баллов, так и их относительных значений. Все это выразилось в увеличении объема движений, расширении двигательных возможностей, повышении общего уровня двигательной активности, улучшении координации движений. Кроме этого, значительно улучшились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подтверждением чему служили данные частоты сердечных сокращений и артериального давления, определявшиеся до и после занятия. Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам, лучшая их переносимость, наблюдались не только по показателям ЧСС и АД, но и по результатам педагогических наблюдений за эмоциональным состоянием ребенка, по которому можно было судить о снижении степени утомления на физическую нагрузку к концу полугодового периода. Как следствие проведенных занятий, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, что позволяло не делать перерывов в занятиях. У троих детей купировались эпиприступы, которые ранее не поддавались медикаментозной коррекции. Одним из главных достижений можно считать повышение интереса детей к занятиям и возросшее желание двигаться. Родители подтвердили появление новых двигательных навыков у детей и улучшение их физической активности.
Факт увеличения двигательных возможностей детей после занятий физическими упражнениями повышенной активности свидетельствует о наличии у них больших потенциальных возможностей, которые необходимо использовать для обучения их жизненно важным двигательным навыкам, пока они поддаются развитию.
ВЫВОДЫ
1. У всех детей со спастической диплегией тяжелой степени, имевших низкие исходные показатели в упражнениях, выполняемых из положений: «лежа», «сидя», «стоя», в «передвижении на полу» и «ходьбе», через полгода регулярных занятий двигательная активность во всех упражнениях возросла в среднем от 8,5 до 2Q,Q%. Это свидетельствует о наличии у детей больших потенциальных возможностей, которые поддаются развитию в этом возрасте.
2. «Тренажер Гросса» позволяет создавать условия для выполнения любых упражнений из разных исходных положений даже тем детям, которые плохо владеют движениями. С его помощью они могут передвигаться, прыгать, использовать другие тренажеры, сохраняя вертикальное положение, что значительно повышает эффективность занятий. Не случайно, самая большая величина прироста (2Q%) выявлена в упражнениях, выполняемых стоя.
3. Показана целесообразность тестирования двигательных возможностей детей при проведении реабилитационных занятий с расширенным использованием физических упражнений для контроля их эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, ЕМ. Mастюкова, M.E. Смуглин - M. : Mедицина, 1972. - 328 с.
2. Штеренгерц, А. Е. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей и подростков / А.Е. Штеренгерц. - Киев : Mедицина, 1972. - 112 с.
3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / нод общ. ред. Н.А. Гросс. - M. : Советский снорт, 2QQ5. - 224 c.
REFERENCES
1. Semenova K.A. Mastyukova, E.M. and Smuglin, M.Ya. (1972), Diseases and rehabilitation therapy of children cerebral palsy, Medicine, Moscow.
2. Shterengerts, A.E. (1972), Exercising at paralytic disorders for children and adolescents, Medicine, Kiev.
3. Ed. Gross, N.A. (2QQ5), Modern method ofphysical rehabilitation of children with locomotor apparatus functions disorders, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2016
УДК 796.015
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
МОНГОЛИИ
Гундэгмаа Лхагвасурэн, кандидат биологических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия, Монгольский национальный институт физической культуры,
Улан-Батор, Монголия
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования юных спортсменов, которые показывают влияние социально-экономических условий жизни на показатели физической подготовки юных спортсменов Mонголии. Юные спортсмены обоего нола, проживающие в общежитиях, превосходят ровесников других изучаемых групп в отношении показателей гибкости. Дети, проживающие в юртах, по развитию показателей физической подготовки уступают ровесникам, проживающим в общежитиях и квартирах. В целом благоустроенные условия жизни оказывают положи-