Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ / ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Галина Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов Пермского университета. Формирование коммуникативной компетенции предполагает овладение иноязычным общением средствами иностранного языка и их употреблением в речевой деятельности. Определены важнейшие показатели коммуникативно зрелой личности: потребность в общении с другими людьми, способность к активному участию в жизни общества и к конструктивному решению различных жизненных проблем. Показана важность раннего распознавания и преодоления барьеров в общении. Основные барьеры, затрудняющие общение - эмоциональный, когнитивный и мотивационный. Распознавание барьеров на ранних этапах обучения влияет на успешность обучения устной иноязычной речи. Даже при частичном решении данной проблемы можно существенно повысить уровень языковой компетенции обучающихся. Активное применение находят такие методы и технологии формирования коммуникативной компетенции, как языковые и ролевые игры, проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод дебатов, case study, технология интерактивного обучения в парах и малых группах, Интернет-технологии и другие. Накоплен положительный опыт их применения, постоянно совершенствуются приёмы и подходы, осуществляется обратная связь со студентами. Включение в учебный процесс ролевых игр и проблемных ситуаций направлено на активизацию ранее изученных лексических единиц и их последующее использование в творческих ситуациях общения. Применение новейших информационных технологий на занятиях повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, способствует преодолению психологического барьера в общении на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICAL WAYS OF DEVELOPING STUDENTS' FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE AT THE NON-LINGUISTIC FACULTIES OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the issues of formation of students' foreign language communicative competence at the non-linguistic faculties of Perm University. The formation of communicative competence involves the mastery of foreign language communication by means of a foreign language and their use in speech activity. The most important indicators of a communicative mature personality are identified: the need to communicate with other people, the ability to actively participate in the life of society and to constructively solve various life problems. The importance of early recognition and overcoming barriers in communication is shown. The main barriers to communication are emotional, cognitive, and motivational. Recognition of barriers in the early stages of learning affects the success of teaching oral foreign language. Even with a partial solution of this problem, it is possible to significantly increase the level of students' language competence. Such methods and technologies of developing students' communicative competence as language and role-playing games, project activities, the development of critical thinking through reading and writing, the method of debate, case study, the technology of interactive learning in pairs and small groups, Internet technologies and others are actively used. Positive experience of their application has been accumulated, techniques and approaches are constantly being improved, the students' feedback is provided. The use of role-playing games and problem situations in the educational process is aimed at activating previously studied vocabulary and their subsequent use in creative situations of communication. The use of the latest information technologies increases the students' motivation and cognitive activity, helps to overcome the psychological barrier in communicating in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА»

Евразийский гуманитарный журнал. 2023. № 2. С. 112-116. Eurasian Humanitarian Journal. 2023. No. 2. P. 112-116.

Научная статья

УДК 811.111'27:378-057.875

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА

Галина Николаевна Иванова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, galinaview@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов Пермского университета. Формирование коммуникативной компетенции предполагает овладение иноязычным общением средствами иностранного языка и их употреблением в речевой деятельности. Определены важнейшие показатели коммуникативно зрелой личности: потребность в общении с другими людьми, способность к активному участию в жизни общества и к конструктивному решению различных жизненных проблем. Показана важность раннего распознавания и преодоления барьеров в общении. Основные барьеры, затрудняющие общение - эмоциональный, когнитивный и мотивационный. Распознавание барьеров на ранних этапах обучения влияет на успешность обучения устной иноязычной речи. Даже при частичном решении данной проблемы можно существенно повысить уровень языковой компетенции обучающихся. Активное применение находят такие методы и технологии формирования коммуникативной компетенции, как языковые и ролевые игры, проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод дебатов, case study, технология интерактивного обучения в парах и малых группах, Интернет-технологии и другие. Накоплен положительный опыт их применения, постоянно совершенствуются приёмы и подходы, осуществляется обратная связь со студентами. Включение в учебный процесс ролевых игр и проблемных ситуаций направлено на активизацию ранее изученных лексических единиц и их последующее использование в творческих ситуациях общения. Применение новейших информационных технологий на занятиях повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, способствует преодолению психологического барьера в общении на иностранном языке.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, ролевые игры, метод проектов, критическое мышление, барьеры в общении, письменная коммуникация.

Для цитирования: Иванова Г.Н. Практические пути развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на неязыковых факультетах университета // Евразийский гуманитарный журнал. 2023. № 2. С. 112-116.

Original article

THE PRACTICAL WAYS OF DEVELOPING STUDENTS' FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE AT THE NON-LINGUISTIC FACULTIES OF THE UNIVERSITY

Galina N. Ivanova

Perm State University, Perm, Russia, galinaview@yandex.ru

© Иванова Г.Н., 2023

Abstract. The article is devoted to the issues of formation of students' foreign language communicative competence at the non-linguistic faculties of Perm University. The formation of communicative competence involves the mastery of foreign language communication by means of a foreign language and their use in speech activity. The most important indicators of a communicative mature personality are identified: the need to communicate with other people, the ability to actively participate in the life of society and to constructively solve various life problems. The importance of early recognition and overcoming barriers in communication is shown. The main barriers to communication are emotional, cognitive, and motivational. Recognition of barriers in the early stages of learning affects the success of teaching oral foreign language. Even with a partial solution of this problem, it is possible to significantly increase the level of students' language competence. Such methods and technologies of developing students' communicative competence as language and role-playing games, project activities, the development of critical thinking through reading and writing, the method of debate, case study, the technology of interactive learning in pairs and small groups, Internet technologies and others are actively used. Positive experience of their application has been accumulated, techniques and approaches are constantly being improved, the students' feedback is provided. The use of role-playing games and problem situations in the educational process is aimed at activating previously studied vocabulary and their subsequent use in creative situations of communication. The use of the latest information technologies increases the students' motivation and cognitive activity, helps to overcome the psychological barrier in communicating in a foreign language.

Keywords: foreign language communicative competence, role-playing games, project method, critical thinking, barriers to communication, written communication

For citation: Ivanova G.N. The practical ways of developing students' foreign language communicative competence at the non-linguistic faculties of the university. Eurasian Humanitarian Journal. 2023;2:112-116. (In Russ.).

Введение

Конечной целью обучения иностранному языку в вузе является не столько владение иностранным языком, сколько формирование «коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной творческой деятельности в различных сферах делового и научного сотрудничества» [Халилова 1998: 24]. Под коммуникативной компетенцией обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетенции включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Цель данной статьи - рассмотрение способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов Пермского университета.

Основная часть

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов университета по-прежнему остаётся актуальной задачей, поскольку она закладывает основу их успешной профессиональной деятельности.

Отечественная и зарубежная методическая наука определила практические пути развития данной компетенции обучающихся в вузе. Такие исследователи, как Р.П. Мильруд [Мильруд, Макисмова 2017: 14], Е.Н. Соловова [Соловова 2002: 189], D. Hymes [Hymes 1972: 273], D. Larsen-Freeman [Larsen-Freeman, Anderson 2011: 152], D.A. Wilkins [Wilkins 1976: 23] выделяют следующие принципы коммуникативного подхода: ошибки считаются естественными при формировании коммуникативной компетенции; лингвистическая компетенция - важная, но не единственная составляющая коммуникативной компетенции; работа с языком происходит не только на уровне фразы и предложения, но и на уровне дискурса; широкое распространение находит парная и групповая работа, чтобы обеспечить максимальное участие каждого обучающегося; учащихся тренируют в применении стратегий, которые помогут им успешно тренироваться автономно в дальнейшем; грамматика и лексика ситуативны, то есть

коммуникативная ситуация определяет грамматические формы и вокабуляр, которые подлежат отработке; в центре внимания - обучающийся с его особенностями и потребностями [Larsen-Freeman, Anderson 2011: 161-165].

Важнейшими показателями коммуникативно зрелой личности являются потребность в общении с другими людьми, способность к активному участию в жизни общества и к конструктивному решению различных жизненных проблем путём установления социальных контактов и межличностных отношений. В связи с этим перед преподавателем встаёт задача эффективного обучения студентов устной иноязычной речи. При этом нельзя не учитывать роль барьеров в общении. Поскольку общение предполагает взаимодействие двух или более людей, то возникающие в процессе трудности могут порождаться одним участником или сразу обоими. Как следствие - полное или частичное недостижение цели, неполучение желаемого результата [Радугин 2006: 154]. Возникает необходимость своевременного определения наличия психологического барьера у обучаемого, распознавания его характера и, в соответствии с этим, выбора пути его преодоления. Преодоление психологических барьеров способствует повышению эффективности общения и реализации возможностей, которые предоставляют человеку язык и речь.

Основные барьеры, затрудняющие общение и познание - эмоциональный, когнитивный и мотивационный. Эмоциональный барьер появляется при возникновении новых условий деятельности и их переживании. На первый план часто выходят эмоции, связанные с процессом обучения: неуверенность в своих силах, напряжённые отношения с преподавателями и товарищами. Преодолению эмоционального барьера способствуют создание благоприятного психологического климата на занятиях, анализ потребностей обучаемых. Когнитивный психологический барьер возникает перед новым в отсутствии определённого знания о новом и вызывает пассивное противодействие. Мотивационный барьер проявляет себя как отсутствие интереса к предмету и мотивации, что негативно влияет на успех деятельности. Для студентов неязыковых специальностей наибольшую трудность представляет сам процесс иноязычного общения, поскольку изучаются не только основы иностранного языка, но и профессиональная лексика, а также основы делового общения. Распознавание барьеров на ранних этапах обучения непосредственно влияет на успешность обучения устной иноязычной речи. Данная проблема очень важна в контексте психологии обучения иностранному языку, поскольку даже при частичном решении можно существенно повысить уровень языковой компетенции обучающихся. Разработка проблемы барьеров общения имеет практическое значение, что позволяет эффективно организовать иноязычное общение студентов на иностранном языке.

К методам и технологиям обучения иностранному языку, реализующим принцип коммуникативности, относятся: 1) различные игровые технологии (языковые и ролевые игры, драматизации); 2) метод проектов; 3) развитие критического мышления через чтение и письмо; 4) метод дебатов; 5) проблемные дискуссии (case study); 6) технология интерактивного обучения (в парах, малых группах); 7) Интернет-технологии. Вышеперечисленные методы активно применяются на занятиях по иностранному языку на гуманитарных факультетах университета. Накоплен положительный опыт их применения, постоянно совершенствуются приёмы и подходы, осуществляется обратная связь со студентами.

Так, например, включение в учебный процесс ролевых игр и проблемных ситуаций направлено на активизацию ранее изученных лексических единиц и последующее их использование в творческих ситуациях общения. Проектная технология позволяет организовать изучение студентами отечественных и зарубежных реалий с последующим представлением, например, игрового судебного процесса на юридическом факультете университета.

Развитие критического мышления студентов рассматривается как способ мотивации к изучению иностранного языка и средство формирования иноязычной коммуникативной

компетенции [Абдрафикова, Ещенко 2016: 10]. Развитие навыков критического мышления осуществляется при изучении устных тем, написании эссе, подборе материала для презентаций, составлении резюме, деловых писем и др.; при этом задания направлены на оценку восприятия информации, развитие умения анализа, обобщения, сравнения изучаемых реалий.

На практических занятиях широкое применение находит метод анализа ситуаций из практики (case study). Студентам предлагается обсудить и найти решение для ситуаций, имеющих отношение к реальным жизненным и профессиональным проблемам. Данный метод позволяет развивать аналитические навыки студентов, умение работать в команде, а также формировать soft skills («гибкие» навыки). С целью развития «гибких» навыков организуется работа студентов парах и малых группах, составляются и отрабатываются диалоги и ролевые игры, проводится проектная деятельность. Работа в парах способствует развитию коммуникативных навыков студентов, поскольку они осуществляют активное взаимодействие друг с другом, обсуждают проблемные и спорные вопросы в ходе выполнения задания.

Применение новейших информационных технологий на занятиях повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, повышает эффективность обучения. Современные мультимедийные обучающие программы, такие как «Профессор Хиггинс», «Oxford Platinum» и другие, разнообразие ресурсов сети Интернет: аутентичных материалов, электронных версий зарубежных газет и журналов, публикаций и словарей способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, так как эффективное изучение иностранного языка строится на работе с аутентичными видео-, аудио- и печатными материалами.

Сфера письменной коммуникации также важна для формирования коммуникативной компетенции обучающихся, поскольку она способствует успешной деловой и академической карьере. Перед будущими выпускниками стоит задача овладения основными письменными жанрами, позволяющими общаться с зарубежными коллегами, принимать участие в научных конференциях. С этой целью создаются приближённые к реальным ситуации, требующие написания документов различных жанров, таких как резюме (CV), деловое письмо и др. Каждый их этих жанров обладает своими особенностями, о которых обучающиеся часто не имеют представления. «Многие студенты ошибочно полагают, что на английском языке нужно писать так же, как и по-русски, то есть, следуя тем же языковым и стилистическим нормам. Между тем, как известно, англоязычная коммуникативная культура обладает своей собственной ярко выраженной спецификой. Это значит, что создающий письменные документы на иностранном языке должен быть хорошо знаком с иноязычным этикетом» [Кочкарёва 2019: 70].

При обучении письменной коммуникации в академической и профессиональной сфере студенты работают с аутентичными образцами письменных документов, принимают участие в ролевых играх, в которых разыгрывается ситуация организации и проведения научной конференции, в ходе которой «студентам нужно составить информационное письмо о конференции, приглашения основным докладчикам, написать ответные письма оргкомитету от имени приглашённых и так далее» [Кочкарёва 2019: 73].

Заключение

Таким образом, формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов университета целенаправленно осуществляется на практических занятиях по иностранному языку с применением широкого спектра методов и технологий, направленных на развитие умений и навыков эффективного общения, являющегося залогом будущей успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Абдрафикова А.Р., Ещенко Е.Ю. Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Издательство «Челябинский государственный университет», 2016. N° 8. С. 9-15.

2. Иностранный язык: программа курса под общ. ред. Халиловой Х.А. М.: РГТУ, 1998. 95 с.

3. Кочкарёва И.В. Обучение письменной коммуникации в академической и профессиональной среде (Базовый уровень) // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 4(2). С. 69-75.

4. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе. 2000. № 4. С. 9-16.

5. Радугин А.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Радугин А.А., Радугина О.А. М.: Библионика, 2006. 496 с.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

7. Hymes D. On communicative competence. In Pride J. B. & Holmes J. (eds.) Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269-285.

8. Larsen-Freeman D., Anderson M. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: OUP, 2011. 318 p.

9. Wilkins D. Notional Syllabuses. Oxford: OUP, 1976. 92 р.

References

1. Abdrafikova A.R., Eshchenko E.Yu. Nekotorye sledstviya primeneniya strategii razvitiya kriticheskogo myshleniya na urokakh angliiskogo yazyka [Some Consequences of Applying Critical Thinking Development Strategies in English Lessons]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Chelyabinsk, Izdatel'stvo «Chelyabinskii gosudarstvennyi universitet», 2016, no. 8, pp. 9-15. (In Russ.).

2. Khalilova Kh.A. Inostrannyi yazyk: programma kursa [Foreign language: course program]. Moscow, RGTU, 1998, 95 p. (In Russ.).

3. Kochkareva I.V. Obuchenie pis'mennoi kommunikatsii v akademicheskoi i professional'noi srede (Bazovyi uroven') [Teaching written communication in an academic and professional environment (Basic level)]. Evraziiskii gumanitarnyi zhurnal. 2019, no. 4(2), pp. 69-75. (In Russ.).

4. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. Sovremennye kontseptual'nye printsipy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam [Modern conceptual principles of communicative teaching of foreign languages]. Inostrannyi yazyk v shkole. 2000, no. 4, pp. 9-16. (In Russ.).

5. Radugin A.A. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Biblionika, 2006, 496 p. (In Russ.).

6. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam [Methods of teaching foreign languages]. Moscow, Prosveshchenie, 2002, 239 p. (In Russ.).

7. Hymes D. On communicative competence. In Pride J. B. & Holmes J. (eds.) Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269-285.

8. Larsen-Freeman D., Anderson M. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: OUP, 2011. 318 p.

9. Wilkins D. Notional Syllabuses. Oxford: OUP, 1976. 92 р.

Информация об авторе Г.Н. Иванова - старший преподаватель, кафедра английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the author G.N. Ivanova - Senior Lecturer, Department of the English Language and Intercultural Communication,

Perm State University.

Статья поступила в редакцию 10.04.2023; одобрена после рецензирования 20.04.2023; принята к публикации 10.05.2023.

The article was submitted 10.04.2023; approved after reviewing 20.04.2023; accepted for publication 10.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.