Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / KEY COMPETENCES / FOREIGN LANGUAGE / TECHNICAL UNIVERSITY / ACTIVE METHODS EXTRACURRICULAR CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданова Евгения Анатольевна, Дондокова Наталия Бальжинимаевна

Выделены ключевые компетенции с целью их формирования потенциалом иностранного языка у студентов неязыкового вуза: иноязычная, профессионального развития, общения, компетенция познавательной деятельности, компетенция информационных технологий. Рассмотрены активные методы и средства обучения иностранным языкам в техническом вузе: компьютерное обучение, дискуссии, ролевые и деловые игры, работа со средствами массовой информации, проективный метод, тренинги, демонстрация видеофильмов на английском языке, внеаудиторная работа: проведение олимпиад, конференций, конкурсов. Аудиторные и внеаудиторные занятия по иностранному языку с применением активных методов обучения явились эффективным средством формирования ключевых компетенций у студентов и способствовали повышению уровня языковых знаний, умений самостоятельно анализировать профессиональную ситуацию, коммуникативных навыков, связанных с освоением профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балданова Евгения Анатольевна, Дондокова Наталия Бальжинимаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING STUDENTS’ KEY COMPETENCIES BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

The formation of high school students’ key competences: foreign language, professional development, communicative, competence of cognitive activity, competence of information technologies by the potential of a foreign language have been singled out. Active methods of teaching foreign languages in a technical university: computer training, discussions, role-playing and business games, working with the media, projective method, demonstration of video films in English, extracurricular activities as Olympiads, conferences, competitions are considered. Auditor and extracurricular foreign language classes contributed to the increase of the language knowledge level, the ability of analyzing the professional situation independently, the communicative skills associated with mastering of profession.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/47PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Балданова Е.А., Дондокова Н.Б. Методы формирования ключевых компетенций у студентов посредством иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Baldanova E.A., Dondokova N.B. (2020). Methods of forming students' key competencies by means of a foreign language. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 37

Балданова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» Забайкальский институт железнодорожного транспорта, Чита, Россия

Доцент кафедры «Гуманитарные науки» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Дондокова Наталия Бальжинимаевна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» Забайкальский институт железнодорожного транспорта, Чита, Россия

Доцент кафедры «Гуманитарные науки» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Методы формирования ключевых компетенций у студентов посредством иностранного языка

Аннотация. Выделены ключевые компетенции с целью их формирования потенциалом иностранного языка у студентов неязыкового вуза: иноязычная, профессионального развития, общения, компетенция познавательной деятельности, компетенция информационных технологий. Рассмотрены активные методы и средства обучения иностранным языкам в техническом вузе: компьютерное обучение, дискуссии, ролевые и деловые игры, работа со средствами массовой информации, проективный метод, тренинги, демонстрация видеофильмов на английском языке, внеаудиторная работа: проведение олимпиад, конференций, конкурсов. Аудиторные и внеаудиторные занятия по иностранному языку с применением активных методов обучения явились эффективным средством формирования ключевых компетенций у студентов и способствовали повышению уровня языковых знаний, умений самостоятельно анализировать профессиональную ситуацию, коммуникативных навыков, связанных с освоением профессии.

Ключевые слова: ключевые компетенции; иностранный язык; технический вуз; активные методы; внеаудиторные занятия

Современное российское общество ориентирует обучающихся на развитие конкурентоспособных качеств, необходимых выпускнику для успешного функционирования на рынке рабочей силы. Учёные-исследователи [1; 4; 8; 10] отмечают, что происходящие в мире и в России изменения в образовании свидетельствуют о смене образовательной парадигмы на

https:// mir-nauki. com

компетентностью, ведущим компонентом которой являются ключевые компетенции. Ключевые компетенции - система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью [2].

В период бурного развития деловых контактов, расширения и укрепления политических и культурных связей России с зарубежными странами, преподавание иностранных языков включает комплексные задачи: информационному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, способные осуществлять межкультурную коммуникацию в различных сферах общественной жизни. Мы выделили ключевые компетенции, формируемые потенциалом иностранного языка: иноязычная, профессионального развития, общения, компетенция познавательной деятельности, компетенция информационных технологий.

Для формирования ключевых компетенций у студентов технического вуза мы использовали такие методы обучения иностранным языкам, как: компьютерное обучение, ролевые и деловые игры, тренинги, демонстрация видеофильмов на английском языке, проективный метод, работа со средствами массовой информации: чтение газет, подготовка теленовостей; внеаудиторная работа: проведение олимпиад, конкурсов.

Метод компьютерного обучения выступает в познавательной деятельности в качестве средства решения профессиональных задач специалиста. То есть субъект учения студента превращается в субъект профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, мы преследовали также решение таких задач как совершенствование языковых знаний и освоение информационной культуры студентов. Это обусловлено тем, что компьютер является неотъемлемым инструментом во всех сферах профессиональной деятельности работы специалиста.

Работая в компьютерной лаборатории, мы использовали в своей работе универсальный мультимедийный курс обучения иностранным языкам «Professor Higgins». На занятиях и во внеаудиторное время, студенты первого курса имели возможность не только поупражняться в разговорной речи и фонетике, но и выполнять грамматические упражнения по пройденной тематике. Студентами выполнялись упражнения 3-х типов: постройте предложения из данных наборов слов; дополните предложения с пропущенными словами; впишите слово в правильной форме или предложения. Компьютер ведет статистику правильных и неправильных ответов. При правильном ответе лампочка справа по центру окна мигает зеленым цветом, при неправильном - красным. Работая с программой «Professor Higgins», мы отрабатывали диалоги, скороговорки, поговорки, стихи.

Следующая программа, с которой мы работали со студентами на втором курсе - это программно-методический комплекс, разработанный на основе English Discoveries. Он имеет 12 уровней, которые содержат начальный и продвинутый уровни. Грамматический уровень доступен из любого раздела программы, поэтому студенты, не закрывая текущего задания, повторяли грамматику и продолжали упражнение. Грамматический материал представлен в живой форме - каждая тема снабжена анимационным роликом и практической игрой. Программа имеет Entry и Exit тесты для каждого уровня, что позволяло студентам видеть свои достижения в каждом отдельно взятом модуле и уровне.

Программа также имеет Преподавательскую систему управления, дающую возможность отслеживать успехи студентов, проверять оценки, что делает обучение более эффективным. Преподаватели имели возможность формировать нестандартные уроки, разнообразили изучаемый материал, приводили различные примеры, давали сравнительные характеристики и наиболее объективную оценку знаниям студентов. Модули Speaking и Reading дают студенту

https:// mir-nauki. com

оценки и комментарии сразу, что позволяет оценить свои успехи немедленно. Для этого не надо выходить из программы или подключаться к Интернету.

Раздел Деловой английский дает студенту профессиональную лексику высокого уровня. Курс имеет двуязычный пользовательский интерфейс и эксклюзивный сайт в Интернете. Студенты, работая с этим разделом, качественно улучшили свои знания и навыки, подготавливаясь к экзаменам.

Мультимедийный курс обучения английскому языку «Talk to me» включает в себя три уровня сложности. Мы использовали третий уровень сложности этого курса - Диск 3, включающий темы «Разговор по телефону», «Транспорт (Путешествие на автомобиле)», «Путешествие на самолете» в работе со студентами первого курса и темы «Путешествие на поезде», «На таможне», «В гостинице» - со студентами второго курса.

Занимаясь в компьютерном классе, мы уделяли внимание обучению письменным видам речевой деятельности: созданию вторичных текстов при работе с информацией, рефератов, аннотаций, конспектов, эссе на иностранном языке. Это умения, которые необходимы каждому специалисту, работающему с иноязычной информацией.

В настоящее время знания, умения и навыки работы в динамично развивающейся компьютеризированной среде, единой для учебного и производственного процессов по большому числу параметров моделирует их будущую производственную деятельность. В идеале динамика развития учебной информационной среды должна опережать темпы совершенствования производственной компьютерной среды. В этой ситуации формируется очень важная составляющая профессиональной компетентности инженера - психологическая готовность и способность самостоятельно осваивать в дальнейшем новые информационные технологии и компьютерную технику как инструментарий в профессиональной области.

Дисциплина «Иностранный язык» направлена на овладение учащимися способностью общения, т. е. коммуникативной компетенцией. Но для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире. Эти когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями (background knowledge). Обучение общению на иностранном языке делает необходимым овладение фоновыми знаниями в вербальной и невербальной формах, иначе возникнет непонимание между собеседниками, принадлежащими к разным культурам. Существуют различия и в речевом этикете. К примеру, русские при встрече и прощании пожимают руки, но для японцев, даже для деловых людей, это неприемлемо, так как они при встрече и прощании обмениваются поклонами.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативной, профессиональной компетенций и развития познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка является использование ролевых и деловых игр на уроках. Этот прием позволяет комплексно решать задачи практического, воспитательного, развивающего и образовательного характера. В игре студент занимает активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрывается как субъект учебной деятельности. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят студентам сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.

Согласно Е.И. Пассова, ролевая игра - это такое упражнение, в котором учащийся, исполняя попеременно различные социальные и межличностные роли, осваивает общение в пределах социального контакта [7]. Ролевые игры развивают творческие способности студентов при решении определенных проблем; способствуют развитию навыков участия в дискуссиях, сотрудничества в достижении поставленной цели; формируют толерантное

отношение к другим мнениям, формируют выделенные нами базовые ключевые компетенции. Во время игры студенты учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли.

Разработанные нами ролевые игры позволяют стандартизировать некоторые действия начинающего специалиста и подготовить его к сложному и творческому взаимодействию с производственной жизнью. В студенческой аудитории имитировались социальные ситуации, т. е. студенты выступали в ролях генерального директора предприятия, мастера, бригадира, рабочего. В конце каждого цикла учебного материала, объединенного по ситуативно-тематическому принципу, мы проводили урок практического применения знаний, умений и навыков в форме деловой или ролевой игры, например: «Прием на работу», «Написание резюме», «Интервью», «Одежда для успеха», «Телефонные разговоры».

Проводимая деловая игра «Прием на работу» давала студентам возможность проявить свои умения и навыки, чтобы доказать свой «профессионализм». Надо было убедить принимающих «экспертов», что именно ты лучший кандидат на предлагаемую должность. «Эксперты» проводили интервью с каждым кандидатом, затем анализировали данные, а именно: резюме (образование, опыт работы), поведение на собеседовании (уверенность в себе, инициативность, ответственность, потребность в достижении успеха, умение соотносить свои действия с выбранной ролью, умение вести беседу и четко отвечать на поставленные вопросы и др.). После обсуждения возможных кандидатов члены комиссии предложили выбранную кандидатуру. Цель данной игры - формирование навыков и умений говорения, слушания, письма и чтения (иноязычная компетенция), навыков общения и поведения, которые помогут им справиться с подобными ситуациями в жизни (коммуникативная компетенция). Роли в ситуациях взаимодействия мы распределяли с учетом индивидуального подхода. Студентам, «сильным» в иностранном языке и специальности доставались ведущие роли, а студентам, слабо владеющим иностранным языком, мы давали роли с минимальным количеством высказываний.

Ролевая игра «Пресс-конференция» при изучении темы «Наш институт». Директор института выступает на пресс-конференции перед зарубежными коллегами. Коллеги, т. е. студенты, задавали всевозможные вопросы, на которые должен ответить «директор». По завершении ролевой игры мотивированно оценивалось участие каждого студента в подготовке и проведении игры преподавателем и самими студентами. Кроме языковой грамотности комментировалась выразительность ролевого поведения, а также инициативность каждого участника на всех этапах работы.

Учебная технология моделирования специально заданных ситуаций - тренинги -осуществляется посредством ролевых игр. С целью закрепления специальной терминологии, понятийного аппарата по специальности, студентам давалось самостоятельно подготовить и разыграть игры, имитирующие ситуации производственного совещания (об увеличении пассажирооборота в летний период или грузооборота за рубеж в связи с увеличением продаж леса, нефти, газа), заключения контракта или договора, индивидуальной беседы на таможне и т. д. Показателем повышения у студентов познавательного интереса, а также активизации их познавательной деятельности является то, что ученики сами начинают находить интересующую их информацию, самостоятельно стараются в ней разобраться и применить ее на практике.

Студенты отметили необходимость, пользу и эффективность таких игр в процессе изучения иностранного языка. Интерес, своеобразие общения, взаимный диалог, интеллектуальная напряженность, возможность проверить себя и почувствовать свои способности, совместная деятельность, новизна формы проведения занятия, стимул к продуктивной творческой деятельности - отличительные характеристики ролевой игры. К

трудностям, осложняющим ее проведение, студентами были отнесены недостаточный лексический запас, недостаточные знания грамматики, отсутствие способности мгновенно реагировать на вопрос. Регулярно используя ролевые игры и ролевые тренинги на занятиях иностранного языка, мы пришли к выводу, что студенты начинают проявлять более глубокий интерес к изучению иностранного языка.

Нестандартные формы проведения занятий являются фактором, мотивирующим активность учебной деятельности студентов. Экзамены как система обратной связи между обучаемым и обучающим должны быть активной творческой частью учебы. Мы изменили форму экзамена, конструируя ее как деловую игру. Экзамен в таком случае представляет собой ролевую имитацию. Число участников - группа, сдающая экзамен. Ситуация была сообщена заранее, во время учебного семестра проводились консультации, на которых был объяснен сценарий и порядок игры. Содержание ситуации: создается новое предприятие. Участники игры: ведущий, президент компании и вице-президент берут заем в банке у банкира, предварительно проконсультировавшись с юристом; начальник отдела кадров, бухгалтер, рекламный агент, торговый представитель, продавец, розничный покупатель, оптовый покупатель, начальник международного отдела, журналист. Студентам разрешалось иметь с собой все, что они считали нужным для делового разговора: записи, справочники. Время докладов и диалогов не ограничивалось.

Дробление цели на более мелкие составляющие и их постановка перед студентами в виде коммуникативных задач, облегчает процесс оценки результативности обучения, который сводится к установлению факта - справился студент с решением коммуникативной задачи или нет. Итоги экзамена на определение успешности решения коммуникативных задач студентами по теме «Создание нового предприятия» показали, что при использовании методики моделирования типичных ситуаций профессионального общения, количество студентов справившихся с коммуникативной задачей больше, чем при традиционном подходе обучения, основанном на тематической организации материала и его освоении. Студенты не только успешнее решали коммуникативные задачи, но использовали большее количество моделей, общение было более свободным и естественным. Поведение студентов в ситуации отличалось повышенной коммуникативностью. Студенты показали умение лучше выполнять функции общения, что обеспечивалось согласованием стилей обучающихся и заданий: расспроса, убеждения, обоснования, выражения просьбы и т. д.

Экзамен еще раз доказал, что обучение на основе деловой игры, компоненты которой представлены типичными коммуникативными ситуациями, обеспечивает более высокую коммуникативность речевого поведения студентов, соответствие их иноязычного профессионального общения его реальным потребностям. Преимущество экзамена - деловой игры в том, что она дает целостный образ воспроизводимой в ней реальности, решается главная задача обучения - активизация учебной деятельности, самостоятельности, интереса; сознание себя как специалиста; формирование основных ключевых компетенций.

Для оценки ключевых компетенций студента мы ввели в практику сдачи экзамена по иностранному языку и такой момент: в экзаменационный билет включается вопрос на «общее развитие», суть которого в следующем. Студент вытягивает статью общенаучного или социально-политического содержания, неизвестный ему заранее. За время, отведенное на подготовку к собеседованию с экзаменационной комиссией, он должен, ознакомившись с текстом: выписать ключевые слова; написать аннотацию объемом в один абзац размером не более 100 слов; сформулировать основную проблему, содержащуюся в тексте, пути ее решения и возможные последствия ее реализации.

Комиссия рассматривает результаты подготовительной работы (умение пользоваться Интернет-ресурсами, включая источники на иностранном языке), задает дополнительные

https:// mir-nauki. com

вопросы и оценивает все, включая уровень владения языком. Таким образом, все кафедры, не только выпускающие, но и гуманитарные могут работать на формирование не только специальных, но и общих базовых компетенций.

Видеоматериал является одним из важных ресурсов обучения и предоставляет хорошие возможности для знакомства с миром бизнеса. В своей работе мы использовали специально созданные видеокурсы International Business English и Communication Skills in English for Business Purposes. Ценность отобранного видеоматериала состоит в том, что он показывает людей бизнеса непосредственно в деловых ситуациях, дает образцы стилей деловой коммуникации, примеры вербального и невербального общения, нормы и формы поведения, показывает пути и способы принятия решений, а также методы и приемы разрешения конфликтов. Просмотр видеофильмов и фрагментов из них позволяет студентам увидеть, как проводятся деловые встречи, переговоры, презентации, конференции. Чтобы подобрать наиболее подходящий видеоматериал, мы учитывали соотношение уровня подготовленности обучаемых и объема лингвистических трудностей данного видеоматериала. Кроме этого, необходимо было соблюдать соответствие языка и умений теме, отражаемой в видео.

Для эффективной работы с видео мы использовали следующие приемы: просмотр без звукового сопровождения, стоп-кадр, звуковое сопровождение (без видеоряда), изучение поведения героев, предсказание продолжения фрагмента, пересказ содержания части фильма, выявление национальных особенностей и различий в культуре, ведении бизнеса и стилях менеджмента.

Один и тот же видеоматериал мы использовали несколько раз. В этом случае выполнялись различные образовательные задачи: расширение словарного запаса, совершенствование разговорных навыков, изучение межкультурных различий, обучение языку жестов и тела при соблюдении главного условия: все задания соответствуют программе курса, интегрированы в учебный материал, методика преподавания ориентирована на личность студента, заинтересованного в совершенствовании умений и навыков иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

Коммуникативные задания и приемы обучения при работе с видео помогали создать ситуации, в которых студенты использовали профессиональный и деловой аспект иностранного языка естественно, сосредоточиваясь не столько на форме, сколько на содержании высказывания.

Видеотренинг предполагает механическую тренировку изолированных умений и навыков посредством показа видеоситуаций, наиболее адекватно отражающих реальную коммуникативную деятельность. Мы записывали на видеокамеру представление проектов, уроки-конференции, ролевые и деловые игры, учебную дискуссию, где фиксируются поведение и реакция студентов. После просмотра видеозаписи студент оценивает свое поведение.

Составной частью формирования коммуникативной компетенции является обучение вербальным и невербальным способам воздействия на партнера. Первое включает подготовку голоса, дикцию, обучение ораторскому искусству и состоит из групповой практики и индивидуальных устных выступлений перед аудиторией. Образцы чтения и речи в диалогах мы записывали на видео и магнитофонную ленту. Затем производили анализ особенностей тембра голоса, дикции. Видеозапись давала возможность наблюдать и невербальные компоненты, такие, как поза, жесты, выражение лица, манеру себя держать.

Перечисленные выше возможности видео демонстрируют преимущества этого учебного материала при обучении профессиональному аспекту иностранного языка, формированию компенсаторных умений и социокультурных знаний и умений.

Проектная работа предусматривает организацию всего учебного процесса на проблемной основе. Специфика дисциплины «Иностранный язык», кроме всего прочего, заключается также и в том, что мы обучаем не основам наук, а речевой деятельности, предметом же речевой деятельности является мысль. Проблемная ситуация дает нам возможность переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание, что, собственно, и определяет коммуникативную направленность обучения. Отсюда основными видами деятельности на занятиях у нас были дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность, т. е. те виды деятельности, которые побуждают студентов к самостоятельным высказываниям, к самостоятельным размышлениям в устной форме на занятиях или письменной форме в качестве домашнего задания.

В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Педагоги и философы пытались найти способы и пути развития активного самостоятельного мышления ребенка. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик [9] и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике [3; 5; 6]. Проект - педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-деятельностного и коммуникативного подходов в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников.

Если студент получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни. Несмотря на трудности при подготовке данная форма организации учебной деятельности принесла удовлетворение от полученных результатов. У студентов укрепился интерес к овладению иностранным языком, улучшились межличностные отношения.

Использование проблемных ситуаций, постановка перед студентами задач, вызывающих необходимость доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать разные точки зрения, высказывать свое мнение, суждение, использование практических знаний на протяжении всех занятий курса, способствовали приданию учебному процессу проблемного характера, развитию активности и сознательности в процессе овладения знаниями и умениями. Студентами в работе такого рода, были отмечены такие положительные моменты как увлечение, азарт, возможность придумывать, фантазировать, раскрытие в себе неожиданных способностей к поиску информации, к творческой деятельности.

В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности студентов на занятиях, боязни говорить на иностранном языке. Мы пришли к выводу, что проектная методика способствует формированию у студентов деловых качеств: самостоятельности, творчества, активности.

В процессе обучения иностранному языку мы в своей работе широко использовали чтение материалов общественно-политического или экономического содержания, как в аудиторной, так и внеаудиторной работе в качестве домашнего чтения. Разбор статьи из прессы у нас проходил в три этапа: первый этап - поиск информации; второй этап - понимание статьи; третий этап - сведения о журналисте. Студентам выдавались карточки с речевыми образцами

для аннотации статьи и план высказывания. Трудности с разбором статьи возникали у студентов первого курса, но в результате целенаправленной и периодической работы с прессой к завершению обучения иностранному языку на втором курсе студенты на экзамене достаточно хорошо справлялись с этим заданием.

Чтение газетных статей имеет воспитательное значение для студентов, представляет большой познавательный интерес, формирует навыки чтения и расширяет словарный запас, является источником развития навыков говорения, повышает их мотивацию к изучению языка.

В процессе формирования ключевых компетенций будущего специалиста мы использовали внеаудиторную работу со студентами, так как она является связующим звеном между учебой и жизнью. Внеаудиторное общение на иностранном языке служит мощным средством мотивации изучения иностранного языка студентами вуза.

Широкое распространение во внеаудиторной работе со студентами в нашем вузе получили лингвистические клубы и студенческие научные общества (СНО). Они носят общественно-полезный характер, и вместе с тем их назначение в том, чтобы расширять и закреплять знания, умения, навыки, развивать индивидуальные способности студентов. Лингвистические клубы и СНО работают под руководством опытных преподавателей. Проверка внеаудиторной работы по иностранному языку происходит на научно-практических студенческих конференциях, проводимых ежегодно. Участие в вузовских и межвузовских конференциях, концертах, конкурсах и олимпиадах на иностранных языках формирует у студентов умение вести себя в обществе, выступать публично.

Итак, изложенное позволяет резюмировать:

• для формирования ключевых компетенций у студентов неязыкового вуза мы использовали такие методы, приемы, формы и средства обучения иностранным языкам, как: компьютерное обучение; ролевые и деловые игры; работа со средствами массовой информации: чтение газет, подготовка теленовостей; проективный метод; тренинги; демонстрация видеофильмов на английском языке; внеаудиторная работа: проведение олимпиад, конкурсов, конференций;

• занятия по иностранному языку с применением активных методов обучения способствовали повышению уровня языковых знаний; умений самостоятельно анализировать профессиональную ситуацию и находить оптимальный выход из нее; творческого отношения к делу; коммуникативных навыков, связанных с освоением профессии; умений организовать взаимоотношения с окружающими; умений критически анализировать ранее освоенную информацию и быстро овладеть новой проблемой; прогностических умений и навыков; формированию ключевых компетенций: иноязычной, информационной, коммуникативной, познавательной деятельности и профессионального развития у студентов технического вуза;

• внеаудиторная работа по иностранному языку (участие студентов в конференциях, олимпиадах, конкурсах, в научно-исследовательской работе; кураторские часы; работа лингвистических клубов и студенческих научных обществ и т. д.) также явилась эффективным средством формирования ключевых компетенций у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. (2005) Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов.

2. Балданова Е.А., Дондокова Н.Б. (2014) Формирование базовых компетенций у студентов вуза средствами иностранного языка: монография / Е.А. Балданова, Н.Б. Дондокова. - Чита: ЗабИЖТ.

3. Брейгина М.Е. (2004) Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранные языки в школе. №2 - С. 28-32.

4. Зимняя И.А. (2005) Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. №11. - С. 14-21.

5. Лернер И.Я. (1989) Теория современного процесса обучения, ее значение для практики. - М.

6. Махмутов М.И. (1981) Современный урок. - М.: Педагогика.

7. Пассов Е.И. (1991) Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. -2-е изд. - М.: Просвещение.

8. Хуторской А.В. (2003) Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. №2. - С. 5867.

9. Dewey, John. How we think / By John Dewey... - Boston: Heath, [1910], Readme: 2014, pp. 250.

10. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. - P. 11.

Baldanova Evgeniya Anatoliyevna

Irkutsk state transport university Transbaikal railway transport institute, Chita, Russia E-mail: [email protected]

Dondokova Nataliya Balzhinimayevna

Irkutsk state transport university Transbaikal railway transport institute, Chita, Russia E-mail: [email protected]

Methods of forming students' key competencies by means of a foreign language

Abstract. The formation of high school students' key competences: foreign language, professional development, communicative, competence of cognitive activity, competence of information technologies by the potential of a foreign language have been singled out. Active methods of teaching foreign languages in a technical university: computer training, discussions, role-playing and business games, working with the media, projective method, demonstration of video films in English, extracurricular activities as Olympiads, conferences, competitions are considered. Auditor and extracurricular foreign language classes contributed to the increase of the language knowledge level, the ability of analyzing the professional situation independently, the communicative skills associated with mastering of profession.

Keywords: key competences; foreign language; technical university; active methods extracurricular classes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.