Научная статья на тему 'Формы и методы развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов в вузе'

Формы и методы развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ПОЛИЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLYLANGUAGE SPACE / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / NONCONVENTIONAL FORMS OF EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / CLASSROOM AND OUT-OF-CLASS WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озерская Светлана Николаевна

В статье рассматриваются преимущества, которые имеет выпускник вуза, свободно владеющий иностранным языком. Раскрываются проблемные аспекты в профессиональной подготовке студентов вуза, изучающих иностранный язык. Обосновываются нетрадиционные формы и методы интеграции аудиторной и внеаудиторной работы, способствующие формированию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the author considered advantages which the university graduate who is fluent in a foreign language has, revealed problem aspects in vocational training of the students of higher education institution learning a foreign language and proved the nonconventional forms and methods of integration of classroom and out-of-class work promoting formation of foreign-language professional and communicative competence.

Текст научной работы на тему «Формы и методы развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов в вузе»

УДК 378.811

doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-1-106-109

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Озерская Светлана Николаевна

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, г. Белгород, e-mail: susan2272@mail.ru

В статье рассматриваются преимущества, которые имеет выпускник вуза, свободно владеющий иностранным языком. Раскрываются проблемные аспекты в профессиональной подготовке студентов вуза, изучающих иностранный язык. Обосновываются нетрадиционные формы и методы интеграции аудиторной и внеаудиторной работы, способствующие формированию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, коммуникативная компетентность, иностранный язык, полиязыковое пространство, нетрадиционные формы обучения, интеграция, аудиторная и внеаудиторная работа

Социально-политические, экономические преобразования и новые условия развития российского общества определяют необходимость качественного обновления системы образования в целом и высшего образования в частности. На первый план выдвигается задача оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста. Все чаще и чаще огромная часть населения охватывается процессом профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов.

Включение России в международно-экономическое и образовательное сообщество, расширяющее всесторонние связи со странами объединенной Европы, свидетельствует о востребованности специалистов, владеющих иностранным языком. Причём на современном этапе знания иностранного языка должны быть направлены на свободное владение, позволяющее будущим специалистам без переводчика общаться с иностранными партнерами. Кроме того, владение иностранным языком дает возможность молодым специалистам повысить свою квалификацию, продолжить учебу, а также пройти стажировку или обменяться опытом за рубежом.

В настоящее время одной из задач современной высшей школы является подготовка конкурентоспособного специалиста, компетентного, умеющего самостоятельно, грамотно, на высоком профессиональном уровне принимать динамичные решения, бы-

стро адаптироваться к различным ситуациям профессионального общения в поликультурном пространстве. Очевидно, что в условиях всемирной глобализации современное деловое общение в принципе невозможно без знания иностранных языков [ 1; 2].

В связи с этим изменился и статус иностранного языка. Усилилось его значение как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур и как важное средство для развития интеллектуальных способностей студентов, их профессионального потенциала.

В образовательной системе требуются новые подходы к воспитанию и обучению будущих специалистов, которые будут подготовлены для работы в полиязыковом пространстве и отвечать всем современным требованиям, особо значимые из которых следующие: способность формировать межличностные отношения на конструктивном уровне, при этом уметь слушать и слышать собеседника; способность аргументировать, делать выводы; способность акцентировать свое внимание на главной и важной информации; способность использовать на высоком уровне средства информационной технологии.

В современных условиях специалист не может полноценно работать без сформированной иноязычной профессионально-ком-

муникативной компетентности. Хорошее знание иностранного языка обеспечивает выпускникам вузов большую профессиональную востребованность, облегчает поиск работы и способствует их дальнейшему профессиональному росту. В настоящее время знание иностранного языка - это не только лишь показатель культурного развития специалиста, но и одно из условий его плодотворной профессиональной деятельности.

Однако в условиях реформирования высшей школы наблюдаются противоречия между контекстом иноязычной подготовки студентов и традиционным подходом к ее организации, а также профессионально-личностным развитием будущего специалиста, которое предполагает получение необходимых знаний, позволяющих оптимально адаптироваться к трудовой деятельности не только на отечественных предприятиях, но и за рубежом.

Традиционное изучение лексико-грам-матического материала в вузе не в состоянии научить и привить будущему специалисту самостоятельно использовать иностранный язык в реальных ситуациях профессионального общения. Проблема совершенствования форм и методов обучения, развивающих творческое мышление студентов, их познавательную активность, умение практически использовать полученные знания, позволяющих создать на занятиях ситуации, максимально приближенные к реальным ситуациям профессионального общения, учитывать профессиональные потребности будущих специалистов действительно актуальна в настоящее время.

Нетрадиционные формы занятий по иностранному языку способствуют развитию познавательной активности студентов, облегчают им последующую адаптацию к реальной профессиональной деятельности. У студентов появляется возможность моделирования ситуаций профессиональной деятельности, способствующих формированию и развитию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

С нашей точки зрения, иноязычная коммуникативная компетенция - это определенный уровень владения иностранным языком, формируемый в процессе личностно-ориентированного обучения, главной целью которого является реализация всех видов речевой деятельности на изучаемом ино-

странном языке в сфере личностного и профессионально-личностного общения с представителями других стран.

Наиболее полно общение на иностранном языке может проявляться в ролевых играх, соревнованиях, дискуссиях и др. Поэтому в последнее время широкое распространение получили такие формы занятий, как: семинар, викторина, КВН, пресс-конференция, дискуссия и др. И такие занятия есть не что иное, как интеграция аудиторной и внеаудиторной работы.

Вышеперечисленные формы работы помогают расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной профессионально-коммуникативной деятельностью, стимулировать интерес обучающихся к изучению предмета, способствовать всестороннему развитию личности. Систематическое применение интегрированных форм работы на занятиях по иностранному языку способствует:

- формированию познавательной активности;

- самостоятельности студентов;

- развитию творческого мышления;

- расширению и углублению знаний; умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

- стимулированию интереса учащихся к изучению иностранного языка;

- всестороннему развитию личности учащихся;

- формированию навыков профессионального общения на иностранном языке;

- овладению профессией.

Иначе говоря, моделируемая игрой профессиональная деятельность становится внутренним организующим стержнем, вокруг которого накапливаются и закрепляются языковые знания студентов. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности, что и предопределяет деятельностный характер игры, которая моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалистов, задает ее контекст [2].

Иноязычная коммуникативная компетентность специалиста наиболее эффективно формируется в единстве аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на основе использования в процессе обучения ино-

странному языку таких форм работы, как: конкурсы профессионального мастерства, конференции по практике, турниры эрудитов и др. Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы всецело соответствует тенденции перехода от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения с заключением элементов проблемности, исследовательского поиска, использование резервов самостоятельной работы студентов, созданию условий для творчества, что позволит обучающимся повысить уровень практического владения иностранным языком, более полно реализовать функции иностранного языка как средства общения, развить навыки работы над языком, расширить рецептивный и активный словарный запас. Высокий уровень самооценки учащихся, в свою очередь, позволяет им преодолевать возникающие в процессе обучения в условиях вуза трудности, способствует достижению учебных целей вообще [3].

При организации различных форм работы на уроке, преподаватель должен помнить и учитывать основные принципы работы по иностранному языку: принцип связи с жизнью, принцип коммуникативной активности, принцип индивидуализации обучения, принцип ситуативности, принцип новизны, принцип междисциплинарных связей. Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит добиться эффективности и результативности в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе способствует:

1) повышению познавательной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка;

2) активизации иноязычной речевой деятельности студентов;

3) повышению интереса студентов к изучению иностранного языка;

4) развитию и совершенствованию иноязычной коммуникативной деятельности студентов.

Литература

1. Поляков О. Г. Актуальные аспекты непрерывного лингвистического образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. № 2(12). С. 64-69.

2. Озерская С. Н. Роль деловой игры в процессе подготовки студентов неязыковых факультетов к межкультурной коммуникации в будущей профессиональной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 12 (47). С.356-358.

3. Дружинина Р. В. Внеучебная работа со студентами при обучении иностранному языку и ее роль в совершенствовании коммуникативных умений будущих менеджеров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 127-132.

References

1. Polyakov O. G. Aktual'nye aspekty nepre-ryvnogo lingvisticheskogo obrazovaniya [Actual aspects of continuous linguistic education] // Psikho-logo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2007. № 2(12). S. 64-69.

2. Ozerskaya S. N. Rol' delovoj igry v prot-sesse podgotovki studentov neyazykovykh fakul'te-tov k mezhkul'turnoj kommunikatsii v budushchej professional'noj deyatel'nosti [Role of business game in the course of training of students of non-language faculties for cross-cultural communication in future professional activity] // Aktual'nye problemy gumani-tamykh i estestvennykh nauk. 2012. №12 (47). S. 356-358.

3. Druzhinina R. V. Vneuchebnaya rabota so studentami pri obuchenii inostrannomu yazyku i yeyoe rol' v sovershenstvovanii kommunikativnykh umenij budushchikh menedzherov [Extra-curricular work with students when training in a foreign language and its role in improvement of communicative abilities of future managers] // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2009. № 116. S. 127-132.

* * *

FORMS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Ozerskaya Svetlana Nikolaevna

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Russia, Belgorod, e-mail: susan2272@mail.ru

In article the author considered advantages which the university graduate who is fluent in a foreign language has, revealed problem aspects in vocational training of the students of higher education institution learning a foreign language and proved the nonconventional forms and methods of integration of classroom and out-of-class work promoting formation of foreign-language professional and communicative competence.

Key words: vocational training, communicative competence, foreign language, polylanguage space, nonconventional forms of education, integration, classroom and out-of-class work

Об авторе:

Озерская Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского университета кооперации, экономики и права

About the author:

Ozyorskaya Svetlana Nikolaevna, Candidate of Pedagogics, Senior Lecturer of the Foreign Languages Department, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.