Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
планирование / организация / перспективный план / стратегическое / тактическое и оперативное планирование / planning / organization / long-term plan / strategic / tactical and operational planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Согачева Ольга Валерьевна, Хрушков Александр Михайлович, Старостина Дарья Сергеевна

В статье обоснована роль планирования в деятельности конкретного хозяйствующего субъекта. Представлена структурная схема планирования в организации на различных уровнях. Сделаны выводы о перспективах совершенствования планирования в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF THE USE OF PLANNING TOOLS IN THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES

The article substantiates the role of planning in the activities of a particular business entity. The structural scheme of planning in the organization at various levels is presented. Conclusions are drawn about the prospects for improving planning in the organization.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 658.5

Согачева Ольга Валерьевна, к.э.н., доцент (e-mail: sogachova@mail.ru) Хрушков Александр Михайлович, магистрант (e-mail: irinka-rusik@mail.ru) Старостина Дарья Сергеевна, студент (e-mail: starostina-d@edufe46.ru)

Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ КЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье обоснована роль планирования в деятельности конкретного хозяйствующего субъекта. Представлена структурная схема планирования в организации на различных уровнях. Сделаны выводы о перспективах совершенствования планирования в организации.

Ключевые слова: планирование, организация, перспективный план, стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Внутрифирменное планирование выполняет функции управления, в том числе прогнозирует развитие ситуации, определяет цели дальнейшего развития предприятия и средства их достижения, а также контролирует результаты реализации плана. Поэтому оно должно постоянно развиваться и совершенствоваться, разрабатывая новые эффективные методы планирования [2]. В статье на примере действующей организации (ООО «ПЭЛ», специализирующегося на оказании пассажирских перевозок) рассмотрены практические аспекты применения инструментов планирования (рис.1).

Стратегическое птанироЕание отсутствует

план

пассажироперевозок

гсг

хе

финансовое пл анир ование

Тактическое планирование отсутствует

Оперативное планирование

кадровое планирование

налоговое пл анир ОБание

Рисунок 1 - Структурная схема планирования в ООО «ПЭЛ»

В ООО «ПЭЛ» отсутствует стратегическое и тактическое планирование. Оперативное планирование в ООО «ПЭЛ» направлено на достижение организацией оперативных целей, решение текущих задач, стоящих перед ней. Все силы организации направлены преимущественно на реализацию

оперативного планирования [1]. В разработке оперативных планов принимает участие весь руководящий состав ООО «ПЭЛ»: директор, главный бухгалтер, главный инженер, начальник отдела эксплуатации.

Оперативное планирование ООО «ПЭЛ» включат в себя составление плана пассажирских перевозок, финансовое, кадровое и налоговое планирование. Тем не менее, ООО «ПЭЛ» на основании результатов анализа пассажиропотока и провозной способности подвижного состава ежемесячно составляет планы пассажирских перевозок (рис.2).

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

Рисунок 2 - Фактический пассажиропоток ООО «ПЭЛ» в 2022 г., чел.

Данные рисунка свидетельствуют о том, что пиковые месяцы для пассажирских перевозок являются январь, апрель, май, июнь и декабрь, что объясняется наличием праздничных и каникулярных дней. Данная информация используется для планирования автобусов большей вместимости и организации дополнительных рейсов. Данные плана пассажирских перевозок свидетельствуют о планируемой загрузке и планируемой выручки за июль 2023 года. Аналогичным образом, определяется плановая выручка и за другие месяцы года. Следует отметить, что план пассажирских перевозок влияет непосредственно и на финансовый показатель - выручку и конкурентоспособность [4].

Налоговое планирование на уровне организации ООО «ПЭЛ» считается важным элементом управления финансами, которое основывается на применении налоговых способов и методов для получения планируемого финансового состояния предприятия в рамках ограниченных ресурсов. Эффективная работа предприятия недостижима в отсутствии успешного управления финансовыми ресурсами, так как деятельность организации ориентируется не только на рентабельность, но и на размеры затрат на налогообложение.

Налоговое планирование подразумевает применение различных методов. В ООО «ПЭЛ» к таким методам относятся:

11247

10115

10411

10254

10908

- выбор учетной политики. Учетная политика утверждается раз в год и является самым важным методом налогового планирования. ООО «ПЭЛ» применяет упрощенную систему налогообложения, объект - «доходы -расходы»;

- аналитико-расчетный метод, который позволяет оценить налоговую нагрузку.

При исследовании деятельности ООО «ПЭЛ» оценена налоговая нагрузка предприятия, определяемая как отношение всех уплаченных налоговых платежей к общей сумме доходов. Наличие современных онлайн -сервисов на сайте ИФНС позволило оценить налоговую нагрузку рассматриваемого предприятия в контексте среднеотраслевых значений [5] (рис.3).

pb.nalog.ru Прозрачный бизнес

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Показатели налоговой нагрузки Среднеотраслевая Фактическая * Отклонение

Совокупная нагрузка (без НДПИ и акцизов), % 2.48 2.54 т 0.06

Совокупная нагрузка (с учетом НДПИ и акцизов), % 2.4-8 2.54 г 0.06

Нагрузка го налогу на прибыль, % 0.38 0.00 1 0.38

Нагрузка го НДС, % 0.91 0.00 * 0.91

Рисунок 3 - Расчет налоговой нагрузки ООО «ПЭЛ» в 2022 году в онлайн-

сервисе «Налоговый калькулятор» *Источник: составлено автором на основе [5]

Данные расчетов в налоговом калькуляторе позволили сделать вывод о том, что фактическая налоговая нагрузка ООО «ПЭЛ» чуть превышает среднеотраслевую и составляет 2,54%. Таким образом, налоговые риски у рассматриваемого предприятия небольшие. Главный бухгалтер ООО «ПЭЛ» ежегодно отслеживает значения налоговой нагрузки в целях предупреждения выездной налоговой проверки.

- применение налогового календаря, который представляет собой специально выполненную таблицу, которая содержит информационные данные, в какой день осуществлять подачу отчетности в ФНС. ООО «ПЭЛ» применяет налоговой календарь, который специально создается на весь предстоящий год. В таблице 1 приведен фрагмент налогового календаря ООО «ПЭЛ» за июль 2023 года.

Налоговое планирование может обеспечить снижение налоговой нагрузки на предприятия на легальных и законных условиях. Налоговое планирование на предприятии должно строиться с учетом основных принципов. Методов налогового планирования в настоящее время достаточно много, а выбор конкретных методов зависит от организационно-правовой формы

предприятия, видов его деятельности, местонахождения, целей и задач его деятельности.

Таблица1 - Н алоговый календарь ООО «ПЭЛ» за 2023 год (июль)

Принимающая инстанция Отчеты и платежи Крайний срок сдачи (оплаты)

Социальный фонд Оплата взносов на травматизм за июнь 2023 года 17.07.2023 (перенос с субботы 15.07.2023)

ЕФС-1 с разд. 2 (замена 4-ФСС) за 2 квартал 2023 25.07.2023

Инспекция Федеральной налоговой службы Единый расчет по страховым взносам за 2 квартал 2023 года 25.07.2023

6-НДФЛ за 2 квартал 2023 года 25.07.2023

Персонифицированные сведения о физических лицах за июнь 25.07.2023

Уведомление о НДФЛ, удержанном с 23 июня по 22 июля 25.07.2023

Уведомление об авансовом платеже по УСН за 2 квартал 2023 25.07.2023

Уплата аванса по УСН за 2 квартал 2023 28.07.2023

Оплата страховых взносов за июнь 2023 года 28.07.2023

Уплата НДФЛ, удержанного с выплат с 23 июня по 22 июля 28.07.2023

От эффективности планирования персонала напрямую зависит успех деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и грамотно организовывать работу по проведению кадрового планирования. В ООО «ПЭЛ» для реализации кадрового планирования используются внешние источники подбора кадров (найденные или привлеченные из внешней среды). Типичной ситуацией для ООО «ПЭЛ» является ситуативное кадровое планирование, которое подразумевает обеспеченность персоналом в каждый конкретный период времени. Например, при организации дополнительных рейсов возникает потребность в водителях на определенный период времени.

В ООО «ПЭЛ» в части кадрового планирования предусмотрено ежегодное повышение квалификации водителей по специальному двадцатичасовому курсу обучения по специальной программе «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций» (РД-26127100-1070-01), утвержденной Министерством транспорта РФ 01.02.2002 г.

Процесс маркетингового планирования подразумевает управленческий процесс достижения и поддержания устойчивого баланса целей за счет ресурсов и организации рынков. Маркетинговое планирование подразумевает разработку маркетингового плана, который будет являться основой планирования внутри организации [3]. В качестве примера можно выделить то, что в салонах транспортных средств приведена информация: «Рады Вас видеть в следующий раз», а основным маркетинговым инструментом продвижения пассажирских перевозок так и остается сарафанный маркетинг

(WOM-маркетинг), который позволяет быстро распространить информацию о существующих маршрутах.

Стратегический уровень обеспечивает достижение стратегических целей, будущую жизнеспособность и эффективность различных направлений деятельности организации. Тактическое планирование ориентировано на реализацию важных этапов достижения стратегических целей. Оперативное планирование направлено на достижение организацией оперативных целей, решение текущих задач, стоящих перед ней. В ООО «ПЭЛ» отсутствуют стратегические и тактические планы. Все усилия сконцентрированы на оперативном планировании. Оперативное планирование в ООО «ПЭЛ» направлено на составление плана пассажирских перевозок, финансовое и налоговое планирование (ведение ежегодного налогового календаря), кадровое планирование (ежегодное повышение квалификации водительского состава), маркетинговое планирование осуществляется фрагментарно.

Таким образом, сделан вывод о том, что руководство ООО «ПЭЛ» решает текущие задачи и задачи ситуационного характера, при этом не уделяет внимание стратегическому развитию организации. Формирование плана развития является основой в управлении предприятием - выполнением основных функций менеджмента и принятия эффективных управленческих решений.

Список литературы

1. Андросова, И.В. Стратегия управления знаниями и ее влияние на стоимость компании / И.В. Андросова //Известия Юго-Западного государственного университета. -2014. - № 4(55). - С. 8-11.

2. Бабич, Т.Н. Развитие методов стратегического планирования сбытовой деятельности предприятия / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2015. - № 4(17). - С. 33-40.

3. Демченко, А.А. Обеспечение стандартов управления качеством в системе менеджмента и производственно-сбытовой деятельности с учетом особенностей реализуемых бизнес-процессов предприятия / А. А. Демченко, Г. А. Есенкова, А.В. Евченко // Наука и практика регионов. - 2020. - № 2(19). - С. 56-66.

4. Перепечаева, Е.С. Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия / Е.С. Перепечаева, Е.С. Симоненко // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 5-2(44). - С. 298-306.

5. Прозрачный бизнес [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://pb.nalog.ru/calculator.html (Дата обращения 27.12.2023).

Sogacheva Olga V., Candidate of Economics, Associate Professor ((email: sogachova@mail.ru )

Khrushkov Alexander Mikhailovich, undergraduate student

((email: irinka-rusik@mail.ru )

Starostina Daria Sergeevna, student

((email: starostina-d@edufe46.ru)

Southwestern State University

Kursk, Russia

PRACTICAL ASPECTS OF THE USE OF PLANNING TOOLS IN THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES

Abstract. The article substantiates the role ofplanning in the activities of a particular business entity. The structural scheme of planning in the organization at various levels is presented. Conclusions are drawn about the prospects for improving planning in the organization.

Keywords: planning, organization, long-term plan, strategic, tactical and operational planning.

УДК 334

Сухина Надежда Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент (e-mail: nysukhina@gmail.com) Резниченко Яна Александровна, студент (e-mail:reznichenko-yana@bk.ru)

Кубанский государственный. технологический университет, г.Краснодар, Россия

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ В РОССИИ

Аннотация: На данный момент цифровые экосистемы в России еще не достигли масштабов зарубежных стран, о чем свидетельствует их финансовая неустойчивость, низкий уровень капитализации по сравнению с другими компаниями на международной арене. В статье рассматривается тенденции и проблемы развития бизнес-экосистем России. На основании различных подходов раскрывается понятие «цифровая экосистема», преимущества новой модели ведения бизнеса в 2023 году. Также приведен анализ продуктов четырех самых крупных национальных экосистем и сформулированы перспективы развития и проблемы, с которыми сталкиваются компании.

Ключевые слова: бизнес-экосистема, цифровые платформы, Россия, тенденции, цифровизация, потребители, компании.

В наши дни происходит глобальная трансформация экономической, политической, общественной и производственной деятельности человека благодаря научно-технологическому прогрессу. Тенденции современного мире заставляют компании менять подход к клиенту, формат своей деятельности и предоставляемые услуги. Так, традиционным формам ведения бизнеса угрожают новые высокоразвитые цифровые компании и стартапы, деятельность которых основана на новом представлении о продуктах и услугах, необходимых потребителям. Формируется новый тип экономики-цифровая экономика, для которой характерно использование облачных систем, оказание цифровые услуг, работа с большим объемом данных (Big

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.