Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
аутсорсинг / бизнес / предпринимательская деятельность / взаимодействие / аутсорсер / outsourcing / business / entrepreneurial activity / interaction / outsourcer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.В. Андросова, Т.Е. Хорольская, З.Р. Мусостов

Развитие информационного общества повышает требования к повышению эффективности предпринимательской деятельности, которую можно достичь за счет применения различных методов управления. Одним из приобретающим все большее распространение в современной бизнес-среде методом организации предпринимательской деятельности является аутсорсинг. Цель написания статьи заключается в обосновании применения аутсорсинга в бизнесе. В статье особое внимание уделено использованию аутсорсинга в IT-сфере и бухгалтерском сопровождении бизнеса. Исследование базируется на использовании комплекса методов научного познания, использованы графоаналитические методы. В статье систематизированы основные преимущества и недостатки применения аутсорсинга в IT-сфере и сфере учетных функций. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при планировании и управлении предпринимательской деятельности. Результаты исследования позволяют сформировать стратегию развития бизнеса на основе аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE APPLICATION OF OUTSOURCING IN BUSINESS ACTIVITIES

The development of the information society increases the requirements for improving the efficiency of business activities, which can be achieved through the use of various management methods. Outsourcing is one of the methods of organizing entrepreneurial activity that is becoming more and more widespread in the modern business environment. The purpose of writing this article is to justify the use of outsourcing in business. The article pays special attention to the use of outsourcing in the IT field and business accounting support. The study is based on the use of a complex of methods of scientific knowledge, graphic-analytical methods are used. The article systematizes the main advantages and disadvantages of outsourcing in the IT and accounting functions. The results of the study can be used in planning and managing business activities. The results of the study allow us to formulate a business development strategy based on outsourcing.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-52-5-14-17 EDN: ZDMHCS

И.В. Андросова - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, irinka-rusik@mail.ru,

I.V. Androsova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of regional economics and management, Southwest state university, Kursk;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, zmr@hotmail.co.uk,

Z.R. Musostov - assistant of the department of state and municipal administration of the, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, Grozny.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ MODERN ASPECTS OF THE APPLICATION OF OUTSOURCING IN BUSINESS ACTIVITIES

Аннотация. Развитие информационного общества повышает требования к повышению эффективности предпринимательской деятельности, которую можно достичь за счет применения различных методов управления. Одним из приобретающим все большее распространение в современной бизнес-среде методом организации предпринимательской деятельности является аутсорсинг. Цель написания статьи заключается в обосновании применения аутсорсинга в бизнесе. В статье особое внимание уделено использованию аутсорсинга в IT-сфере и бухгалтерском сопровождении бизнеса. Исследование базируется на использовании комплекса методов научного познания, использованы графоаналитические методы. В статье систематизированы основные преимущества и недостатки применения аутсорсинга в IT-сфере и сфере учетных функций. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при планировании и управлении предпринимательской деятельности. Результаты исследования позволяют сформировать стратегию развития бизнеса на основе аутсорсинга.

Abstract. The development of the information society increases the requirements for improving the efficiency of business activities, which can be achieved through the use of various management methods. Outsourcing is one of the methods of organizing entrepreneurial activity that is becoming more and more widespread in the modern business environment. The purpose of writing this article is to justify the use of outsourcing in business. The article pays special attention to the use of outsourcing in the IT field and business accounting support. The study is based on the use of a complex of methods of scientific knowledge, graphic-analytical methods are used. The article systematizes the main advantages and disadvantages of outsourcing in the IT and accounting functions. The results of the study can be used in planning and managing business activities. The results of the study allow us to formulate a business development strategy based on outsourcing.

Ключевые слова: аутсорсинг, бизнес, предпринимательская деятельность, взаимодействие, аутсорсер.

Keywords: outsourcing, business, entrepreneurial activity, interaction, outsourcer.

Современный период экономического развития требует от бизнеса применение новых подходов в организации, управлении предпринимательской деятельности с целью улучшения рыночных позиций. При этом авторами отмечается, что у многих отечественных организаций наблюдается недостаток финансовых ресурсов, износ оборудования, отсутствие капитальных вложений, продолжительный период цифровизации производства, рост цен на сырье и материалы. Для решения данных проблем хозяйствующему субъекту необходимо сконцентрировать все свои усилия на поддержание жизнеспособности основных бизнес-процессов, но при этом остается важным вопрос и о непрофильных направлениях деятельности, имеющих значения для нормального функционирования организации. Для этой цели чаще всего используют такой подход к организации предпринимательской деятельности как аутсорсинг [2, 3].

Аутсорсинг в переводе с английского (outsourcing) трактуется как передача организацией определенных функций предпринимательской деятельности другой организации на договорных условиях. Считается, что первыми использовали аутсорсинг в своей деятельности юридические фирмы в США и Великобритании еще в конце XIX века. В России к истокам зарождения аутсорсинга относят период правления Петра I, когда в страну было привлечено значительное количество специалистов инженерной и финансовой сферы для оказания консультационной помощи. В Советском Союзе также можно говорить о присутствии элементов аутсорсинга только в форме кооперации. В современном понимании аутсорсинг стал развиваться в России после распада СССР. В этот период стали широко использоваться услуги охранных агентств, бухгалтерские услуги, услуги по созданию рекламы, IT- услуги [1].

В настоящее время аутсорсинг становится популярной бизнес-стратегией. Выделяются следующие преимущества использования аутсорсинга такие как: экономия времени; концентрация усилий на профильных бизнес-процессах; возможность диверсификации рисков; гарантия оказания услуг вовремя; обеспечение комфортной рабочей среды. Таким образом, применение аутсорсинга приводит к повышению приоритетности основных бизнес-процессов и рост производительности. Однако помимо преимуществ аутсорсинг имеет и недостатки: риск раскрытия конфиденциальных данных; потеря управленческого контроля; недостаточная клиентоориентированность. Однако несмотря на имеющиеся недостатки, аутсорсинг приобретает все большую популярность в российской бизнес-среде. На протяжении последних лет чаще всего в России передают на аутсорсинг учетные функции, ГГ, клининг, кадровые бизнес-процессы [6,7].

В исследовании авторы статьи акцентируют внимание на аутсорсинг в сфере ГГ и бухгалтерском сопровождении бизнеса. По данным аналитического исследования, проведённого TAdviser, мировой рынок ГТ-аутсорсинга по итогам 2021 г. вырос на 13 % по отношению к 2020 году. Основной причиной послужила пандемия СОУГО-19, изменившая запросы на ИТ-поддержку. В частности, актуальной стало поддержание работы сотрудников «на удаленке», что требует соответствующих цифровых решений. В России крупные ГТ-аутсорсеры представлены такими компаниями как Ланит, Ай-теко,Инфосистемы Джет и другими (рисунок 1).

Рисунок 1 - ТОП-5 IT-аутсорсеров в России, млн руб. в 2021 г. [11]

На рисунке 1 представлен ТОП-5 IT-аутсорсеров в России по итогам 2021 г. по версии аналитического исследования, проведённого TAdviser. Лидером является компания Ланит, выручка которой от оказания аутсорсинговых услуг составила 24906 млн руб. Завершает ТОП-5 компания Крок с выручкой чуть более 7198 млн руб. [11]. На текущий момент времени ситуация изменилась в связи с геополитической нестабильностью и санкционным давлением.

Преимущественно компании - аутсорсеры специализируются на решении таких задач как: разработка ПО, услуги провайдеров, обслуживание инфраструктуры и оборудования (контрольно-кассовая техника, системы мониторинга GPS, оргтехника и другие); хостинг приложений; ИТ-безопасности; управления сетями; службы техподдержки и прочие [5].

Принятие решения организацией об использовании аутсорсинговых услуг является стратегически важным, так как оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие бизнеса. Бизнес-практика различных организаций показывает преимущества от использования аутсорсинга информационных технологий:

- оптимизация бизнес-процессов;

- концентрация усилий на основной деятельности без отвлечения на непрофильные направления;

- оперативная поддержка безопасной работы информационных систем организации;

- сокращение финансовых затрат на построение и поддержание ИТ-инфраструктуры организации, а также постоянное переобучение персонала, занятого в сфере информационных технологий [8].

Получаемые преимущества от использования ИТ-аутсорсинга позволяет организациям увеличить прибыль и конкурентоспособность бизнеса в результате внедрения современных ИТ-решений.

В современных экономических условиях, в которых сейчас функционируют хозяйствующие субъекты, одной из важнейших задач становится повышение эффективности не только производства, но и других не менее важных бизнес-процессов, одним из которых является ведение бухгалтерского учета. Основное направление развития учетного процесса заключается в повышении качества информации, включающей финансовую отчетность, график документооборота, инвентаризации и пр. Текущее законодательство России предусматривает такой вариант постановки учета как «передача ведения учета на договорной основе внешнему специалисту». Именно последний вариант постановки учета

подразумевает бухгалтерский аутсорсинг, представляющий передачу учетных функций специализированным организациям (аутсорсерам) на основании договора об оказании бухгалтерских услуг [4]. Схематично процесс взаимодействия процесса бухгалтерского аутсорсинга представлен на рисунке 2.

Налоговая и бухгалтерская отчетность

Рисунок 2 - Процесс взаимодействия участников аутсорсинга учетных функций

Процесс осуществления аутсорсинга бухгалтерских услуг заключается в выборе компании -аутсорсера, заключении договора на предоставление бухгалтерских услуг. Сотрудники компании -аутсорсера осуществляют учетную работу в организации-заказчике, а именно предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в ИФНС РФ, ПФР, ФСС и пр. Однако отмечено, что хозяйствующий субъект, пользующийся бухгалтерскими услугами аутсорсера, оставляет за собой право контроля за осуществлением всего учетного процесса.

Зарубежный опыт бухгалтерского аутсорсинга показывает его широкое распространение. Так в США услугами бухгалтерского аутсорсинга пользуется 92 % компаний малого и среднего бизнеса, а в странах Западной Европы - 86 %.

Ежегодно проводится комплексное аналитическое исследование рейтинговым агентством ЯАЕХ рынка аутсорсинга учетных функций (рисунок 3).

Рисунок 3 - ТОП-5 аутсорсеров учетных функций в России, млн руб. в 2021 г. [12]

На рисунке 3 представлен рейтинг ведущих представителей сферы аутсорсинга учетных функций. Первую позицию занимает СберРешения, выручка организации составляет 2001 млн. руб. На втором месте Unicon Outsourcing с объемом выручки в размере 1142 млн руб. Завершает ТОП-5 компания IBS с выручкой в 670 млн руб. К наиболее популярным отраслям народного хозяйства, в которых хозяйствующие субъекты пользуются аутсорсингом учетных функций относятся торговля, связь, транспорт Таким образом, сделан вывод о том, что аутсорсинг учетных функций популярен в России.

Использование аутсорсинга учетных функций позволит получить реальную экономию денежных средств за счет сокращения затрат на содержание рабочего места бухгалтера; экономию временного ресурса; получение оказанных услуг высокого качества за счет наличия ответственности компании-аутсорсера согласно договорным обязательствам; возможность контролировать учетный процесс. При этом возможными рисками использования аутсорсинга учетных функций могут выступить риск утечки

конфиденциальной информации; работа с недобросовестными поставщикам услуг; небыстрое реагирование на возникшие проблемы ввиду сильной загруженности компании аутсорсера. Отметим, что аргументы в пользу использования бухгалтерского аутсорсинга являются более значимыми.

Результаты исследования современных аспектов применения аутсорсинга позволили обобщить и сформулировать ряд проблем, с которыми сталкивается в результате реализации аутсорсинго-вого обслуживания:

- отсутствие в российском законодательстве нормативной базы аутсорсинга, которая позволила бы регулировать процесс передачи бизнес-задач;

- невозможность полного контроля передаваемых непрофильных функций;

- сильная зависимость от аутсорсера, так как в случае передачи части бизнес-процессов заказчик начинает зависеть от работы исполнителя.

Возможные риски влияют на принятие решения об использовании аутсорсинга в предпринимательской деятельности, что требует взвешенной оценки финансовых и организационных затрат, возникающей в процессе работы на условиях аутсорсинга.

Источники:

1. Дубровская, Т. Н. Эффективность работы предприятий на условиях аутсорсинга / Т. Н. Дубровская // Вестник МГСУ. - 2016. - № 4. - С. 108-118.

2. Карлик, А. Е. Методологические основы современных прогнозно-аналитических исследований: о комплексных социально-экономических индикаторах регионального развития / А. Е. Карлик, А. В. Евченко // Экономическое возрождение России. - 2013. - № 4(38). - С. 74-79.

3. Каширцева, А. Ю. Упреждающее управление экономическими системами на основе имитационного моделирования / А. Ю. Каширцева, В. А. Дудко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2009. -№ 4-1(32). - С. 143-150.

4. Милова, А. И. Аутсорсинг бухгалтерского учета в современном мире / А. И. Милова, Т. А. Лиманская // Актуальные проблемы учета, анализа и аудита. - 2021. - № 10. - С. 63-70.

5. Мухина, И. С. Аутсорсинг и инсорсинг в сфере ИТ-услуг / И. С. Мухина, Г. Н. Смоловик // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7(120). - С. 1011-1014.

6. Непочатых, О. Ю. Методика корректировки мер социально-экономической политики с учетом индикативного подхода / О. Ю. Непочатых // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 40(5). - С. 311-317.

7. Перепечаева, Е. С. Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия / Е. С. Перепечае-ва, Е. С. Симоненко // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 5-2(44). - С. 298-306.

8. Трофимова, Н. Н. Преимущества и недостатки аутсорсинга ключевых бизнес-процессов предприятия в современных условиях / Н. Н. Трофимова, А. С. Будагов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 121. - С. 169-174.

9. Адаменко, А. А. К вопросу об аутсорсинге бухгалтерских услуг в России / А. А. Адаменко, А. С. Ткаченко, Н. Ш. Чич // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2014. - № 1(61). - С. 181-186.

10. Хорольская, Т. Е. Организация работы с документацией, содержащей коммерческие сведения компании / Т. Е. Хо-рольская, Б. М. Мусаева, А. Г. Дмитриева // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 48(1). - С. 365-368.

11. Рейтинговое агентство [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 15.09.2022).

12. Рейтинговое агентство [Электронный ресурс] - режим доступа: https://raex-rr.com (дата обращения: 15.09.2022). References:

1. Dubrovskaya, T. N. Efficiency of work of enterprises on the terms of outsourcing / T. N. Dubrovskaya // Bulletin of MGSU. -2016. - No. 4. - P. 108-118.

2. Karlik, A. E. Methodological foundations of modern forecasting and analytical research: on complex socio-economic indicators of regional development / A. E. Karlik, A. V. Evchenko // Economic revival of Russia. - 2013. - No. 4 (38). - S. 74-79.

3. Kashirtseva, A. Yu. Predictive management of economic systems based on simulation / A. Yu. Kashirtseva, V. A. Dudko // Bulletin of the Belgorod University of Consumer Cooperatives. - 2009. - No. 4-1 (32). - S. 143-150.

4. Milova, A. I. Accounting outsourcing in the modern world / A. I. Milova, T. A. Limanskaya // Actual problems of accounting, analysis and audit. - 2021. - No. 10. - P. 63-70.

5. Mukhina, I. S. Outsourcing and insourcing in the field of IT services / I. S. Mukhina, G. N. Smolovik // Economics and Entre-preneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 1011-1014.

6. Nepochatykh, O. Yu. Methodology for adjusting socio-economic policy measures taking into account the indicative approach / O. Yu. Nepochatykh // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 40(5). - S. 311-317.

7. Perepechaeva, E. S. Evaluation and management of the competitiveness of an industrial enterprise / E. S. Perepechaeva, E. S. Simonenko // Proceedings of the South-Western State University. - 2012. - No. 5-2 (44). - S. 298-306.

8. Trofimova, N. N. Advantages and disadvantages of outsourcing of key business processes of an enterprise in modern conditions / N. N. Trofimova, A. S. Budagov // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2021. - No. 12-1. - S. 169-174.

9. Adamenko, A. A. On the issue of outsourcing accounting services in Russia / A. A. Adamenko, A. S. Tkachenko, N. Sh. Chich // Economics. Right. Seal. Bulletin of KSEI. - 2014. - No. 1 (61). - S. 181-186.

10. Khorolskaya, T. E. Organization of work with documentation containing commercial information of the company / T. E. Khorolskaya, B. M. Musaeva, A. G. Dmitrieva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 48(1). - S. 365-368.

11. Rating agency [Electronic resource] - access mode: https://www.tadviser.ru (date of access: 15.09.2022).

12. Rating agency [Electronic resource] - access mode: https://raex-rr.com (date of access: 15.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.