Научная статья на тему 'Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности'

Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1519
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX PLANNING / МИНИМИЗАЦИЯ / MINIMIZATION / КРИЗИС / CRISIS / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / FACTORS OF INFLUENCE / РЫНОК / MARKET / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лященко Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются аспекты налогового планирования, определенные современным налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика, даны рекомендации по применению мер оптимизации налогообложения. Донесена информация о допустимых моделях налогового планирования, правильной организации налогового учета, а также возможных способах минимизации налоговых рисков при налоговом планировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABC of business tax planning

The article discusses aspects of tax planning, given by the modern tax legislation providing different tax regimes, depending on the status of the taxpayer, directions and results of his financial and economic activity, place of registration and the organizational structure of the organization of the taxpayer. There are provided recommendations on the application of measures to optimize tax information. There is given information on the acceptable models of tax planning, proper organization of tax accounting, as well as possible ways to minimize tax risks in tax planning.

Текст научной работы на тему «Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности»

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Лященко Н.А.

азбука налогового планирования предпринимательской деятельности

Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой предпринимательской деятельности. Серьезная конкуренция на рынке вынуждает хозяйствующих субъектов грамотно вести налоговый учет и при этом максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи.

Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры налогоплательщика. Налоговое планирование влияет на эффективную деятельность компании, позволяет грамотно организовать налоговый учет, оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость.

Имеющиеся в экономической литературе определения налогового планирования целесообразно разделить на две группы:

- принцип минимизации;

- принцип оптимизации.

Кроме того, ряд авторов вводят понятие налогового менеджмента.

Большинство авторов придерживаются позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения - это не одно и то же. Если налоговая минимизация - это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов. Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой минимизации, практически невозможно избежать налоговых споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщик поставлен в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государственными властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков. Любое налоговое планирование связано с определенным предпринимательским риском, степень которых зависит от качества и нормативно-обоснованного

11

ISSN 2312-9778

налогового планирования. Однако, правовое применение налогового законодательства, профессиональная постановка налогового учета, знание своих законных прав, умение пользоваться законодательством, предоставленными гарантиями и возможностями, позволяют налогоплательщику обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта - это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жесткой фискальной политики российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении, при справедливом ужесточении налогового контроля, немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

Применение налогового планирования на практике, а именно в деятельности компании создает следующие важные преимущества для бизнеса:

• прояснение возникающих проблем;

• возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;

• подготовку организации к изменениям во внешней среде;

• стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки сотрудников;

12

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

• повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рынка определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Налоговое планирование, являясь частью финансового планирования, подчиняется следующим принципам:

1) платить минимум из положенного;

2) осуществлять уплату налогов в последний день установленного периода;

3) использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

4) использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

5) не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Налоговое планирование, как и любой другой вид деятельности с содержательнопроцедурных позиций состоит из нескольких неоднородных по своей сути и призванных сыграть особую роль в процессе планирования, этапов.

Разбиение или градация деятельности по налоговому планированию, исходя из особенностей тех или иных процедур научного аппарата, логической обоснованности и последовательности действий имеет большое теоретическое значение и практический смысл.

С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на составляющие позволяет в наибольшей мере изучить конструкцию данной экономической категории, а также проявить место налогового планирования в комплексе общеэкономического планирования деятельности предприятий.

На практике поэтапное разбиение налогового планирования призвано выделить особенности последовательных операций, определить четкую организованную структуру исполнителей и ответственных за реализацию тех или иных налоговых мероприятий и, кроме того, осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений.

При описании процесса налогового планирования на предприятии в экономической литературе применяются различные подходы для определения его структурных частей (элементов).

Некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из взаимосвязанных элементов единого цикла:

1) анализ хозяйственной деятельности;

2) вычленение основных налоговых проблем;

3) разработка и планирование налоговых схем;

4) подготовка и реализация налоговых схем;

5) включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий

характер призвана выполнять операционные функции, функции контроля и собственно функции планирования.

13

ISSN 2312-9778

Отсюда, налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный уровень, тактический и стратегический уровень, в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования. Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень. Оперативный уровень называют текущим внутренним налоговым контролем.

Согласно пп.3 ст. 23 НК РФ каждое предприятие - налогоплательщик обязано вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.

Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи.

Своевременное исчисление и уплата налогов требует от предприятия под страхом административной и уголовной ответственности соответствующей деятельности хотя бы на минимальном уровне, призванной производить текущие налоговые платежи в полном объеме и вовремя.

Данное утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей обязательный характер, независящий от желания руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

В процессе внутреннего налогового контроля имеет место:

1) еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения, изучение и усвоение действующего налогового законодательства:

- является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений?

- какие налоги обязано уплачивать предприятие?

- по какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги?

- сроки уплаты налогов;

- возможные льготы.

Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудниками бухгалтерии, ответственными за налоговый учет, а в случае необходимости с привлечением юридической службы;

2) составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей.

Налоговый календарь составляется каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъектов РФ, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных. Составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расчетов, который используется при составлении и прогнозировании финансовых потоков;

3) контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств.

Контроль осуществляется внутренними службами аудита, планирования и ревизионной службой. Проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследуемого аппарата. В основном рекомендуется использовать правовые

14

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

базы данных, разъяснения УФНС РФ и местной налоговой инспекции, специальную литературу, разъяснения аудитора (юриста).

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, проводится специальная подготовка (планирование) схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов, составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятия.

Кроме того, разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации. Анализируются и прогнозируются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации.

К мероприятиям, проводимым на тактическом уровне, относятся всевозможные методы и способы налогового планирования.

Ответственные исполнители реализации процедур тактического налогового планирования должны назначаться из числа специалистов, разрабатывающих финансовую часть общего плана развития предприятий.

Обычно такими специалистами являются работники планово-экономического и финансового отделов предприятия.

Для достижения большей степени свободы в области налогового планирования насущной проблемой становится построение адекватной сегодняшним условиям системы налогового учета и контроля, способных уменьшить негативные последствия высокой налоговой нагрузки.

Стратегическое налоговое планирование (прогнозирование) является завершающим уровнем налогового планирования.

Результатом этого процесса должен быть налоговый план, направленный на достижение стратегических целей предприятия, которые формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений. В зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри ее.

Основная цель стратегического планирования - разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы РФ таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций субъектами предпринимательства, которые в наибольшей бы мере отвечали поставленным стратегическим целям организации.

Процесс формирования налоговой стратегии предприятия мы рекомендовали бы осуществлять по следующим этапам:

- определение срока общего периода формирования налоговой стратегии;

- исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства;

- формирование стратегических целей предприятия в области налогового планирования;

- конкретизация целевых показателей налоговой стратегии по периодам ее реализации;

- разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности по планированию налоговых отчислений;

15

ISSN 2312-9778

- разработка системы организационно-экономических и экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации налоговой стратегии;

- оценка эффективности разработанной налоговой стратегии.

Налоговое планирование создает необходимые условия не для рывка или революционного прорыва, а для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости и последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всего государства.

Несмотря на то, что разговоров о чрезмерной налоговой нагрузке предприятий и затемнении доходов ведется довольно много, последовательное изучение уровня, динамики, структуры налогового бремени на предприятиях почти не проводится, хотя данные для такого учета есть. Считается, что если налоги начисляются и перечисляются, то этого вполне достаточно.

Может быть, такое решение и правомерно, поскольку оценивать уровень налоговой нагрузки предприятия никто не заставляет. Но, в любом случае, директору предприятия нужно знать, на какой уровень налогового бремени выходит его предприятие по итогам отчетного периода, т.е. как оно делится с бюджетом, и в какой мере налоговое бремя можно минимизировать.

В настоящее время возрастает значение налогового планирования как фактора экономического роста организаций, что обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами:

- экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те организации, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только организации, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

- налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли фирмы и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение и т.п., т.е. служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости организации;

- максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и соответственно стоимости акции и роста цены фирмы.

Таким образом, недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего в системе управления финансами организации.

В качестве мер по оптимизации налогообложения можно порекомендовать:

• обзор нормативно-правовой базы и комментариев специалистов по налоговой тематике (в том числе по СМИ);

• составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий пла-

16

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

нируемых схем сделок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

• прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимых сделок;

• при принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно изучать законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;

• рациональное использование существующих налоговых льгот по каждому из уплачиваемых налогов;

• контроль со стороны руководства за своевременной сдачей отчетности по налогам и платежам;

• анализ финансового состояния предприятия.

Очень часто при налоговом планировании достаточно хорошо просчитывают стоимость организации таких мероприятий, в то время как стоимость закрытия таких мероприятий не анализируется.

Таким образом, практическая работа по оптимизации налогообложения должна быть направлена на поиски такого оформления отношений налогоплательщика с другими лицами, которое приведет к уменьшению налогообложения. Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации, способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности. При этом важно соблюдать меру, изменение формы не должно слишком далеко отдаляться от содержания.

Литература

1. Брызгалин А.В. Налоговый учет и налоговая политика предприятия. - М: «Аналитика-Пресс», 2008.

2. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях.

- НВ№1,2009.

3. Черник Д.Г., Морозов В.П. Оптимизация налогообложения: учебно-практическое пособие. - М: ООО «ТК-ВЕЛБИ»,2006.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Управление развитием предпринимательских структур в рекреационном кластере: монография / А.Ю. Яковлева-Чернышева. Санкт-Петербург, 2010.

5. Яковлева-Чернышева, А.Ю. К вопросу о развитии малого предпринимательства в республике Крым на современном этапе: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина// Экономика. Теория и практика: материалы международной научнопрактической конференции. - Саратов, 2014. - С.146-147.

6. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Некоторые аспекты управления развитием малого предпринимательства в Республике Крым: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина// Современное государство: проблемы социально экономического развития: материалы международной научно- практической конференции. - Саратов, 2014.

- С.97-99.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.