Научная статья на тему 'Практические аспекты организации самостоятельной работы студентов-музыкантов вуза в контексте изучения профильных дисциплин'

Практические аспекты организации самостоятельной работы студентов-музыкантов вуза в контексте изучения профильных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Т.Д.

В статье анализируется понятие «самостоятельная работа», раскрываются характеристики данного термина в трудах отечественных исследователей. Автор акцентирует внимание на описании практического опыта организации самостоятельной работы студентов музыкального отделения ЕГУ им. И.А. Бунина в рамках изучения дисциплины «Методика работы с детским фольклорным коллективом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты организации самостоятельной работы студентов-музыкантов вуза в контексте изучения профильных дисциплин»

УДК 378.14

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

© 2018 Т. Д. Кириченко

канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования e-mail: tatiana.kirichenko1@„mail.ru

Елецкий государственный университет им И.А. Бунина

В статье анализируется понятие «самостоятельная работа», раскрываются характеристики данного термина в трудах отечественных исследователей. Автор акцентирует внимание на описании практического опыта организации самостоятельной работы студентов музыкального отделения ЕГУ им. И.А. Бунина в рамках изучения дисциплины «Методика работы с детским фольклорным коллективом».

Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, виды организации самостоятельной работы студентов, методика работы с детским фольклорным коллективом.

В современных социокультурных условиях возрастает потребность государства и общества в специалистах высокого класса, способных к инновациям, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Востребованность в профессии связана в том числе и с умением индивида самостоятельно осваивать и применять новые знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов в образовательных учреждениях различного типа является неотъемлемой частью учебного процесса. В условиях вузовского обучения с переходом на компетентностный подход в образовании актуализировалась проблема организации самостоятельной работы (СР) обучающихся по различным специальностям: увеличилась доля самостоятельной работы; сместился акцент с преподавания на учение. В связи с этим стало очевидным формирование и развитие умений и навыков самостоятельной работы студентов.

С введением новых стандартов образования по направлениям подготовки Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыка; Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Музыка и Мировая художественная культура; Музыка и дополнительное образование, самостоятельная работа является одним из обязательных видов образовательной деятельности.

В научном сообществе интерес к вопросам организации самостоятельной работы обучающихся возник не сегодня, поэтому в современной педагогике накоплен значительный опыт по анализу и обобщению различных аспектов данной проблематики. Так, одни ученые - исследователи В. Бондарь, В. Буряк, Л. Выготский, П. Гальперин, Е. Кабанова-Меллер, А. Леонтьев, В. Лозовая, Н. Половникова и др. -рассматривают вопросы самостоятельной работы (учащихся, обучающихся) в условиях функционирования общеобразовательной школы; другие - В. Богословский, А. Вербицкий, Л. Деркач, И. Зимняя, В. Казаков, О. Киричук, Б. Коротяев, А. Кучерявый, С. Матушкин, А. Мороз, Н. Никандров, П. Пидкасистый, Н. Половникова, В. Сластенин, Т. Шамова и др. - в контексте вузовской подготовки. Все они сходятся во мнении, что самостоятельная работа является многогранным и комплексным явлением, прочным основанием для саморазвития и самообразования

обучающихся, средством повышения осознанности и эффективности изучаемого материала.

Более конкретно содержание термина «самостоятельная работа» раскрывается в современной научной справочной литературе и трудах исследователей, где она рассматривается как «форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и качеств личности» [Краткий педагогический словарь.. .2007: 118], а также «средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся, ... опосредованное управление этой деятельностью» [Крафт 2006: 12].

Отечественные исследователи подчеркивают, что самостоятельная работа студентов (обучающихся учреждений высшего образования) - совокупность всей самостоятельной учебной деятельности, осуществляемой в аудитории и за ее пределами. Она рассматривается «как основное средство целенаправленного систематического и познавательного обучения студентов; как средство развития профессиональной компетентности, индивидуальных качеств и способностей; является фактором управления мотивацией студентов в процессе обучения» [Гребнев 2004: 42]; «систематическая, управляемая, планируемая работа студента, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.» [Ларионова 2014: 5].

Обобщая научные исследования и публикации по данному вопросу, можно сделать следующий вывод. Самостоятельная работа является одной из форм организации учебного процесса, она создает условия для саморазвития студента и способствует обеспечению самостоятельного поиска информации, творческому восприятию и осмыслению учебного материала, развитию аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.

Направленная на решение общеизвестных задач («закрепление и расширение знаний, умений, полученных студентами во время аудиторных и внеаудиторных занятий; приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам учебного плана; формирование и развитие знаний и навыков, связанных с научно-исследовательской деятельностью; развитие навыков самоорганизации; формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации» [Самостоятельная работа студентов. 2016: 7]), эффективная организация самостоятельной работы обучающихся вуза способствуют не только совершенствованию навыков самостоятельной подготовки, но и воспитанию культуры самостоятельной деятельности.

Требования к осуществлению организации самостоятельной работы обучающихся в вузе закреплены в ряде федеральных и локальных нормативно-правовых документов РФ. В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается: «Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, . семинарского типа, курсового проектирования, . групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. . Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации» [ФГОС ВО].

В Приказе Министерства образования и науки уточняется: «Образовательная деятельность по образовательной программе проводится: в форме контактной работы

обучающихся .; в форме самостоятельной работы обучающихся; в иных формах, определяемых организацией» [Приказ Минобрнауки 2017].

Проблема организации самостоятельной работы студентов вуза требует обращения к практическому опыту осуществления подобной деятельности обучающихся на музыкальном отделении Института истории и культуры Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. Как правило, каждый вуз оставляет за собой право выбора форм, видов и критериев оценивания самостоятельной работы обучающихся. Нормативные требования к самостоятельной работе студентов расширяются и дополняются локальными документами: Уставом ЕГУ им. И.А. Бунина, Положением об организации самостоятельной работы обучающихся в ЕГУ им. И.А. Бунина (утвержденным приказом ректора от 31 августа 2017 г. № 333, а). Положение регламентирует порядок и условия организации самостоятельной работы обучающихся; определяет значение, цель, задачи и формы СРС; знакомит с этапами и структурами вуза, обеспечивающими процесс организации СРС. Кроме того, условия осуществления организации самостоятельной работы и ее оценка планируются и прописываются каждым преподавателем в рабочей программе дисциплины, а также в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов и учебных (или учебно-методических) пособиях по различным дисциплинам учебного плана.

Учебная дисциплина «Методика работы с детским фольклорным коллективом» (Б1.В.ДВ.8.2) реализуется в рамках дисциплин по выбору вариативной части учебного плана направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыка. Изучение дисциплины способствует освоению обучающимися специфических приемов звукоизвлечения и звуковедения в народной манере пения (южнорусская традиция); овладению различными методиками народного исполнения; практическими навыками вокальной техники и формами репетиционной работы с детским фольклорным коллективом.

Основная цель самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы сводится к углубленному освоению программного материала дисциплины посредством изучения специальной и учебно-методической литературы; подготовки к лекциям, семинарам (практическим занятиям), зачётам/экзаменам; составлению словаря профессиональных терминов; аннотированию, комментируемому цитированию и реферированию научной литературы; выполнению творческих (индивидуальных) заданий; сравнительному анализу изучаемого материала; моделированию профессиональных ситуаций; наблюдению за различными аспектами профессиональной деятельности.

Преподавателем дисциплины определяются темы самостоятельной работы, её формы и объём (в соответствии с учебным планом и рабочей программой), разрабатывается и подбирается учебно-методическое обеспечение, составляется график консультаций, осуществляется индивидуальная педагогическая поддержка обучающимся в выполнении самостоятельной работы, оцениваются результаты.

Организация самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины заключается в обеспечении обучающихся необходимыми учебно-методическими материалами; доступе к банку фольклорного материала, собранного на кафедре, и информационным ресурсам сети Интернет; знакомстве с оценочными средствами (контрольными материалами, тестами, заданиями и др.); а также в предоставлении перечня необходимой основной и дополнительной литературы.

Результативность и эффективность самостоятельной работы студента оценивается преподавателем посредством текущего контроля на лекционных и практических занятиях, а также в виде проверки домашней работы, выполнения индивидуальных

творческих заданий, подведения итогов в период промежуточной (ректорские контрольные работы) и итоговой аттестаций (зачет/экзамен).

В рамках учебного курса «Методика работы с детским фольклорным коллективом» для студентов-музыкантов разработаны индивидуальные творческие задания, которые осуществляются поэтапно и поочередно, периодичность выполнения таких заданий - систематическая, к каждому занятию. Реализация выполнения заданий происходит непосредственно в процессе проведения семинарских (практических) занятий (под контролем преподавателя), а также в качестве выполнения самостоятельной домашней работы. На начальном этапе осуществления самостоятельной деятельности обучающиеся ориентируются на некий алгоритм выполнения теоретического задания.

Пример. Соотнести понятия «фольклор» и «музыкальный фольклор». Алгоритм действий студентов:

- изучить рекомендованную литературу;

- выписать определения понятий «фольклор» и «музыкальный фольклор»;

- соотнести между собой понятия, определите, какое из них является более широким, доступным, обоснуйте почему.

Подобный вид самостоятельной работы позволяет студенту приобрести навыки корректности цитирования (должны точно прописываться все выходные данные работы, номер страницы расположения цитаты), умения обосновать свой выбор, аргументировать собственное мнение. Более того, при использовании такого вида работы расширяется тезаурус будущего специалиста, активизируется мотивация к профессиональной деятельности.

По мере изучения дисциплины с целью проверки усвоенных теоретических знаний обучающихся задания по выполнению самостоятельной работы усложняются и требуют от студентов более глубокой (детальной) проработки учебного материала, примером может служить следующее задание.

Выполнить комментируемое цитирование по теме «Развитие вокально-хоровых навыков в детском фольклорном коллективе» в таблице:_

Цитата Комментарий

Алгоритм действий студентов:

- изучить следующие источники:

Методика работы с детским фольклорным коллективом / под ред. Т.П. Беляевой. М.: МГИК, 2015;

Науменко Г.М. Фольклорная азбука: методика обучения детей народному пению. М.: Новая музыка, 2013;

Шамина Л.В. Школа русского народного пения коллективов. М.: Гос. фолькл. центр «Русская песня», 1997;

- определить в каждом источнике наиболее значимые, на ваш взгляд, положения по развитию вокально-хоровых навыков детей;

- описать свое отношение к предлагаемым приемам и методам развития вокально-хоровых навыков в детском фольклорном ансамбле.

Данный вид самостоятельной работы предполагает дословное цитирование позиции каждого автора и выражает личностное отношение обучающегося к изученному материалу. В заданиях подобного рода осуществляется сопоставление различных точек зрения на исследуемый предмет и анализируется сравнительная характеристика проработанного материала. Предложенный студентом комментарий способствует формированию собственного взгляда на изучаемый вопрос.

В условиях реализации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Методика работы с детским фольклорным ансамблем» используются и другие виды работы, направленные на самостоятельное практическое освоение музыкального материала - распевки, которые предназначаются для выработки комплекса певческих вокально-хоровых навыков. Обучающимся предлагается выполнить следующий алгоритм действий:

- выполнить дыхательные упражнения на опору звука, ровность тембра голоса и динамики и др.;

- выучить распевки (в случае необходимости, используя музыкальный инструмент);

- исполнить распевки (применяя различные приемы звуковедения и темпы) согласно таблице:_

№ п/п Название распевки Исполнение распеки

legato non legato staccato

1. Андрей-воробей медленно умеренно быстро

2. Посеяли лен за рекою умеренно быстро медленно

3. Ой, да во зеленом во бору быстро медленно умеренно

4. Дубравушка, дубравушка зеленая медленно умеренно быстро

5. Вылетала лебедь белая умеренно медленно быстро

Предлагаемое задание следует выполнять к каждому занятию, но распевки могут меняться в зависимости от выработки конкретного певческого навыка у обучающегося; одни упражнения (например, дыхательные) должны быть доведены до автоматизма, другие могут быть заимствованы из песенного материала, предназначенного для разучивания. Минимальный набор распевок, которым должен овладеть студент, представлен в рабочей программе дисциплины. Своевременность выполнения задания, количество и качество выученных распевок выражается в баллах (на завершающем этапе обучения «работает» балльно-рейтинговая система оценки знаний). Усвоив навык исполнения распевок, студенту необходимо на зачете (или экзамене) продемонстрировать овладение данной методикой работы с однокурсниками.

Владение навыками работы с детским фольклорным коллективом предполагает необходимость многократного обращения обучающегося к устоявшимся отечественным методикам и школам обучения народному пению, изучение нотного фольклорного материала, накопление слухового опыта и опыта коллективного пения, освоение и воспроизведение музыкально-речевых построений. Своеобразным «тренажером» в приобретении профессиональных умений и навыков является работа студентов над изучением хоровых партитур, предназначенных для разучивания в детском фольклорном ансамбле. В хоровой практике традиционно сложились этапы разучивания партитуры. В течение всего периода обучения в рамках данной дисциплины обучающиеся осваивают определенный алгоритм действий:

- проиграть партитуру на фортепиано (по нотам);

- выучить партитуру наизусть (игра на фортепиано);

- сольфеджировать/сольмизировать каждую хоровую партию по нотам (с использованием элементов дирижирования);

- заучить все хоровые партии наизусть (с учетом фразировки и кульминации);

- законспектировать, выучить наизусть (проработать) с каждой хоровой партией элементы народной хореографии, владения простейшими шумовыми музыкальными инструментами (в случае жанровой особенности песни);

- подготовить к сдаче наизусть (с использованием элементов дирижирования и практической работы с хором) хоровую партитуру.

При выборе партитуры преподаватель опирается на уровень музыкально-исполнительской подготовки обучающегося, его музыкальные способности и индивидуально-личностные качества. Выученные хоровые партитуры исполняются на зачете (или экзамене) и разучиваются каждым обучающимся с группой однокурсников.

Необходимо отметить: приведенные примеры индивидуальных творческих заданий для студентов-бакалавров способствуют формированию широкого круга компетенций, имеющих непосредственное отношение к самостоятельной работе: способности к самообразованию, планированию и распределению своего времени, умению работать самостоятельно.

Организация и осуществление самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Методика работы с детским фольклорным коллективом» способствует повышению уровня профессиональной подготовки студентов вуза, формированию конкурентоспособного специалиста, умеющего грамотно и оперативно решать производственные задачи.

Библиографический список

Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36-42.

Краткий педагогический словарь: учеб. справ. пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. М.: В. Секачев, 2007. 181 с.

Крафт Н.Н. Самостоятельная работа как средство саморазвития студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2006. № 4. С. 11-16.

Ларионова О.Г. Проблемы организации контроля в контекстном обучении математике // Педагогика и психология образования. 2014. №3. С. 47-55.

Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учеб.-метод. пособие / А.В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 [Сайт]. URL:

http://fgosvo.m/uploadfües/FGOS0/o20VQ0/o203++/Bak/440305 B 3 16032018.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47415). URL: https ://mgou.ru/wp-content/uploads/2018/06/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-05_04_2017-N-301 -Ob-utverzhdeni.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.