Научная статья на тему 'Практические аспекты налоговой политики России'

Практические аспекты налоговой политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ПОЛИТИКА / НАГРУЗКА / СОБИРАЕМОСТЬ / ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доштаева Е. Д.

В статье рассмотрены практические аспекты налоговой политики России на современном этапе. В качестве индикаторов допустимости пределов налогообложения используются динамика объема производства, налоговых поступлений и удельного веса задолженности по налогам и сборам, доля убыточных организаций в общем количестве организаций, коэффициенты собираемости налоговых платежей, коэффициент эластичности налогов, которые позволяют также проанализировать тенденции налоговой политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты налоговой политики России»

Налоговая политика

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье рассмотрены практические аспекты налоговой политики России на современном этапе. В качестве индикаторов допустимости пределов налогообложения используются динамика объема производства, налоговых поступлений и удельного веса задолженности по налогам и сборам, доля убыточных организаций в общем количестве организаций, коэффициенты собираемости налоговых платежей, коэффициент эластичности налогов, которые позволяют также проанализировать тенденции налоговой политики РФ.

Ключевые слова: налоги, политика, нагрузка, собираемость, поступления.

В последние годы в России на разных уровнях власти принимались решения, предусматривающие существенное понижение уровня фискального бремени. В частности, отменены «оборотные налоги», с 20 до 18 % снижена основная ставка НДС. По оценке С. Д. Шаталова, в стране в целом происходило снижение налоговой нагрузки в размере около 1 % ВВП ежегодно.

Несмотря на данную тенденцию, при сопоставимых мировых ценах на нефть за годы налоговой реформы удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей. Они выросли на 6 467 млрд руб.: с 1 481,9 млрд руб. — в 2000 г. до 7 948,9 млрд руб. - в 2008 г.

Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в 2000-2008 гг. характеризуется следующими показателями:

— налог на прибыль организаций в 2000 г. составил 400,6 млрд руб., а в 2008 г. — 2 513,0 млрд руб., т. е. его базисный темп прироста (по сравнению с 2000 г.) составил 527,3 %, цепной темп прироста (по сравнению с 2007 г.) — 15,7 %;

— налог на доходы физических лиц в 2000 г. составил 174,3 млрд руб., а в 2008 г. — 1 665,6 млрд

Е. Д. ДОШТАЕВА, аспирант кафедры «Финансы и кредит» E-mail: [email protected] Калмыцкий государственный университет

руб., т. е. базисный темп прироста составил 855,6 %, цепной темп прироста — 31,6 %;

— налог на добавленную стоимость в 2000 г. составил 355,7 млрд руб., а в 2008 г. — 998,4 млрд руб., т. е. базисный темп прироста составил 180,7 %, цепной темп снижения — 28,2 %;

— акцизы по товарам, реализуемым на территории РФ, в 2000 г. составили 156,3 млрд руб., а в 2008 г. — 314,7 млрд руб., т. е. базисный темп прироста составил 101,3 %, цепной темп прироста — 8,6 %;

— имущественные налоги в 2000 г. составили 64,8 млрд руб., а в 2008 г. — 493,4 млрд руб., т. е. базисный темп прироста составил 661,4 %, цепной темп прироста — 20,0 %;

— платежи за пользование природными ресурсами в 2000 г. составили 121,6 млрд руб., а в 2008 г. — 1 742,6 млрд руб., т. е. базисный темп прироста составил 1 333,1 %, цепной темп прироста — 41,1 %;

— прочие налоги в 2000 г. составили 159,2 млрд руб., а в 2008 г. — 221,2 млрд руб., т. е. базисный темп прироста составил 19,5 %, цепной темп прироста — 16,2 %.

Расчеты показывают, что максимальный базисный темп прироста поступлений налоговых платежей в анализируемом периоде (2000—2008 гг.) наблюдался по платежам за пользование природными ресурсами (1 333,1 %). При этом их цепной темп прироста также был максимальным (41,1 %). Это можно объяснить существенным ростом цен на нефть в те годы.

Минимальный цепной темп прироста поступлений налоговых платежей в исследуемом периоде отмечался по акцизам (8,6 %). Минимальный базисный темп прироста — по прочим налогам (19,5 %).

Положительным моментом является увеличение темпа прироста налогов в 2007 г. (28,0 %), что на 10,6 % больше аналогичного показателя 2006 г.

Следует отметить, что в 2008 г. заметно снизились темпы роста поступления налогов, оказавшись самыми низкими за последние восемь лет. Так, если в 2001 г. налоговые поступления выросли на 25,8 %, в 2002 г. - на 25,1 %, в 2003 г. - на 14,6 %, в

2004 г. - на 23,5 %, в 2005 г. - на 40,2 %, в 2006 г. - на 17,4 %, в 2007 г. - на 28,0 %, то в 2008 г. - только на 14,3 %.

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений в 2008 г. является чрезвычайно высокий рост этих поступлений в 2007 г., связанный с проведением налоговых проверок в отношении крупных налогоплательщиков. Однако сыграли свою роль и изменения налогового законодательства. Уменьшение налоговых поступлений в 2008 г. в целом и, в особенности - в федеральный бюджет, тесно связано со снижением по сравнению с 2007 г. на 28,2 % поступлений НДС на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ. Темпы роста этого налога в 2006 и 2007 гг. составили соответственно 90,1 и 150,4 %.

Можно сделать вывод, что в связи с финансовым кризисом и сокращением налоговой базы ожидать значительного роста налоговых поступлений в ближайшей перспективе не приходится. По всей вероятности, общая тенденция снижения темпов поступления налогов сохранится.

Расчеты показывают, что налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых платежей к объему ВВП в рыночных ценах, в 2008 г. по сравнению с 2000 г. снизилась с 20,28 % до 19,14 % (на 1,14 %). А в 2001 г. по сравнению с 2000 г. она увеличилась на 0,56 % и составила 20,84 %. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. нагрузка возросла на 0,68 % и составила 21,52 %. В 2003 г. налоговое бремя уменьшилось по сравнению с 2002 г. на 1,34 %. В 2004 г. этот показатель снизился по сравнению с 2003 г. на 0,83 %. В 2005 г. налоговая нагрузка увеличилась по сравнению с 2004 г. на 2,05 %. В 2006 г. она снизилась по сравнению с

2005 г. на 1,19 %. В 2007 г. налоговое бремя увеличилось по сравнению с 2006 г. на 0,87 %. В 2008 г. налоговая нагрузка увеличилась по сравнению с 2007 г. на 1,74 %. Итак, наибольшее значение налогового бремени наблюдается в 2002 г. (21,52 %), а наименьшее - в 2008 г. (19,14 %) (табл. 1).

Анализ уровня налоговой нагрузки в 20042006 гг. по видам экономической деятельности (табл. 2) показывает, что самый высокий уровень налоговой нагрузки (НН), исчисляемый как отношение общей суммы налоговых поступлений (НП) к объему валовой добавленной стоимости (ВДС),

Таблица 1

Налоговая нагрузка по России в 2000—2008 гг., млрд руб.

Поступление налого- Валовой Налоговая

Год вых платежей в бюд- внутренний нагрузка,

жетную систему РФ продукт %

2000 1 481,9 7 306 20,28

2001 1 863,6 8 944 20,84

2002 2 331,0 10 831 21,52

2003 2 671,9 13 243 20,18

2004 3 299,6 17 048 19,35

2005 4 627,2 21 625 21,40

2006 5 432,4 26 880 20,21

2007 6 955,2 3 2987 21,08

2008 7 948,9 41 540 19,14

Источник: составлено автором на основе данных статистических сборников «Финансы России 2008», «Российский статистический ежегодник 2008».

произведенной в этих отраслях, был в секторе добычи полезных ископаемых - 65,7-71,7 %. Это можно объяснить высокими ценами на нефть. Самый низкий - в сельском хозяйстве - 4,4-5,9 %. В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки составил 25,1-30,2 % против 19,4-21,4 %, сложившегося в целом по народному хозяйству.

Можно констатировать, что одним из позитивных результатов налоговой реформы стало заметное перераспределение налогового бремени с обрабатывающих и иных приоритетных отраслей в сторону сектора, связанного с добычей полезных ископаемых.

Кроме оценки налоговой нагрузки в целом по стране представляется важным иметь подобные оценки и по регионам. Как уже отмечалось, фактический уровень налоговой нагрузки в 2000-2008 гг. составлял 20,28-19,14 %. Однако в региональном аспекте налоговая нагрузка имеет более широкий разброс.

Показатели налоговой нагрузки в 2000-2006 гг. в разбивке по федеральным округам, рассчитанные на основе статистических данных о налоговых поступлениях и валовом региональном продукте субъектов РФ, показывают, что более тяжелое налоговое бремя в рассматриваемом периоде наблюдалось в Уральском, Приволжском и Центральном федеральных округах. В Южном и Северо-Западном федеральных округах в 2000-2006 гг. была средняя налоговая нагрузка. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - более низкая налоговая нагрузка, чем в целом по стране.

Общей тенденцией изменений налоговой нагрузки субъектов России является ее увеличение в 2001-2002 гг., а затем снижение бремени - с 2003 по 2005 г. по всем округам и регионам.

Таблица 2

Налоговая нагрузка по отраслям экономики в 2004—2006 гг., млн руб.

Наименование 2004 2005 2006

ВДС нп НН, % ВДС НП НН, % ВДС НП НН, %

Сельское хозяйство, охота 850 486 40 889 4,8 962 446 42 118 4,4 1 096 137 64 746 5,9

и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство 62 541 6 968 11,1 65 456 7 614 11,6 68 344 8 935 13,1

Добыча полезных ископаемых 1 426 928 937 040 65,7 2 084 893 1 493 879 71,7 2 556 754 1 707 431 66,8

Обрабатывающие производства 2 687 556 674 605 25,1 3 521 018 943 201 26,8 4 185 586 1 262 065 30,2

Производство и распределение 566 481 188 353 33,2 632 464 227 700 36,0 754 835 230 610 30,6

электроэнергии, газа и воды

Строительство 863 142 112 245 13,0 1 012 038 122 951 12,1 1 211 385 166 277 13,7

Оптовая и розничная торгов- 3 040 264 543 692 17,9 3 649 367 357 284 9,8 4 761 949 555 094 11,7

ля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного

пользования

Гостиницы и рестораны 141 584 16 516 11,7 170 625 17 221 10,1 199 367 22 307 11,2

Транспорт и связь 1 662 018 428 564 25,8 1 925 140 442 054 23,0 2 282 160 543 248 23,8

Источник: составлено автором на основе данных статистических сборников «Финансы России 2008», «Российский статистический ежегодник 2008».

Еще одним важным показателем реализации налоговой политики является задолженность по налогам и сборам. Ее рост может свидетельствовать о неудовлетворительной налоговой политике государства.

Проведенный анализ показывает, что прослеживается положительная тенденция уменьшения удельного веса задолженности по налогам в ВВП и налоговых поступлениях в рассматриваемом периоде. Это свидетельствует о повышении эффективности налоговой политики государства.

Наблюдается также увеличение коэффициентов, характеризующих уровень собираемости налоговых платежей в 2001—2008 гг., рассчитываемых как отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме налоговой недоимки (коэффициент исполнения налоговых обязательств) и совокупной задолженности по налоговым платежам (коэффициент собираемости налогов)

(табл. 3). Однако собираемость налоговых поступлений остается не достаточной, т. е. низкой.

Низкая собираемость налогов свидетельствует, с одной стороны, о существующих в стране экономических проблемах, с другой — о возможности увеличения бюджетных доходов в будущем.

Улучшению собираемости налогов может способствовать формирование высокой налоговой культуры у налогоплательщиков. Необходимо предпринять активные действия с тем, чтобы граждане поняли: уплата налогов — не наказание, а выгодное для всех вложение денег в свою страну. Собранные же средства вернутся к налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий, создавая основу процветания общества.

Уровень налогообложения непосредственно влияет на финансовое состояние налогоплательщиков. Показателем финансового состояния предприятий региона является число убыточных/прибыль-

Таблица 3

Собираемость налоговых платежей в РФ в 2001—2008 гг., млрд руб.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Налоговые поступления 1 863,6 2 331,0 2 671,9 3 299,6 4 627,2 5 432,4 6 955,2 7 948,9

Задолженность по налого- 475,0 520,5 522,4 892,0 754,2 757,4 574,9 559,1

вым платежам

Недоимка по налоговым 237,7 207,3 219,5 314,4 246,3 245,2 227,4 223,5

платежам

Коэффициент исполнения 88,7 91,8 92,4 91,3 94,9 95,7 96,8 97,3

налоговых обязательств, %

Коэффициент собираемос- 79,7 81,7 83,6 78,7 86,0 87,8 92,4 93,4

ти налоговых платежей, %

Источник: составлено автором на основе данных статистического сборника «Российский статистический ежегодник 2008».

ных предприятий. В 2004 г. более 38,1 % убыточных предприятий, что выше, чем в среднем по России, были в 57 субъектах Федерации. В 7 регионах удельный вес убыточных предприятий был более 50 %. В 2005 г. более 36,4 % убыточных предприятий, что выше, чем в среднем по России, были в 54 субъектах Федерации, в том числе в 4 регионах удельный вес убыточных предприятий был более 50 %. В 2006 г. более 32,5 % убыточных предприятий, что выше, чем в среднем по России, были в 63 субъектах Федерации, в том числе в 3 регионах удельный вес убыточных предприятий был более 50 %.

Наибольший удельный вес убыточных предприятий в 2004-2006 гг. был соответственно в республиках Саха (Якутия), Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкария, Брянской, Курганской областях, Еврейской автономной области. В данных регионах налоговая нагрузка оказалась значительно выше среднероссийской.

В республиках Ингушетия, Калмыкия налоговые поступления были обеспечены не только за счет налогообложения нерезидентов, но и роста налоговой нагрузки резидентов, что привело к чрезмерному количеству убыточных предприятий.

Дальнейшее повышение уровня налогообложения приведет к замедлению темпов экономического роста в указанных регионах и станет разрушительным для них из-за финансовой неустойчивости налогоплательщиков.

В некоторых регионах удельный вес убыточных предприятий меньше, чем в среднем по России. Наиболее устойчивое положение предприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ростовской, Вологодской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Башкортостан. В большинстве данных регионов финансовое состояние предприятий более стабильно за счет более низкой налоговой нагрузки. Однако Московская область, Москва и Санкт-Петербург имели удельный вес убыточных предприятий (соответственно: 33,9-29,3 %; 28,2-26,9 %; 22,3-17,8 %) почти в 2 раза меньше, чем в других регионах при налоговой нагрузке выше среднероссийской. Особенно это относится к Москве и Санкт-Петербургу (соответственно: 20,98-21,10 %; 21,58-20,81 %; 20,5-28,85 %). Следовательно, при высокой финансовой устойчивости предприятий возможна более высокая налоговая нагрузка.

Положительным моментом является снижение с 39,8 % до 25,5 % доли убыточных организаций в общем количестве организаций в стране в рассмат-

риваемом периоде (2000-2007 гг.), что указывает на повышение эффективности проводимой налоговой политики.

Одним из показателей такой эффективности является и коэффициент эластичности налогов.

Сравнительный анализ коэффициентов эластичности показывает, что прирост налогов в 1993-1996 гг. и в 1999 г. соответствовал приросту ВВП. Но в 1997-1998 гг., 2000 г. прирост налоговых доходов значительно превышал прирост ВВП. Чрезмерная налоговая нагрузка в 1997 г. вызвала падение объема ВВП (в сопоставимых ценах) в 1998 г. и, соответственно, резкое падение налоговых поступлений. Темпы роста налогов в 2000 г. превышали темпы роста ВВП, вследствие чего последние в 2001 г. снизились.

В 2001, 2002, 2005, 2007 гг. коэффициент эластичности налогов был больше единицы. Это означает, что налоговые доходы в эти годы увеличивались более быстрыми темпами, чем ВВП. И удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастал, т. е. налоговая нагрузка увеличивалась. Вследствие этого темпы роста ВВП в 2002, 2003, 2006, 2008 гг. снижались. Высокие коэффициенты эластичности (1,15; 1,19; 1,50 и 1,23) налогов выявляют превышение допустимого уровня налоговой нагрузки на экономику. А в 2003, 2004, 2006, 2008 гг. коэффициент эластичности налогов был меньше единицы. То есть налоговая нагрузка (доля налоговых поступлений в ВВП) снижалась в эти годы (табл 4).

В условиях финансового кризиса основными приоритетами эффективной налоговой политики должны стать следующие ее стратегические направления.

1. Снижение налоговой нагрузки на промышленные отрасли на основе оптимизации налоговых ставок и упорядочения налоговой базы основных налогов.

Для реализации данного направления налоговой политики следует принять комплекс мер: • установить пониженную ставку (2-5 %) на товары первой необходимости (продовольственные и медицинские товары отечественного производства по установленному перечню, товары для детей), повышенную ставку (> 20 %) на реализацию предметов роскоши (ювелирные изделия, машины и т. д.), а основную ставку НДС -снизить с 18 % до 13-14 %. Снижение ставки НДС будет оказывать стимулирующее воздействие на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, где доля добавленной стоимости гораздо больше, чем в других отраслях;

Таблица 4

Прирост налогов относительно прироста ВВП в РФ в 2001—2008 гг., млрд руб.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма налоговых поступлений 1 863,6 2 331,0 2 671,9 3 299,6 4 627,2 5 432,4 6 955,2 7 948,9

Прирост налоговых поступлений 381,7 467,4 340,9 627,7 1 327,6 805,2 1 522,8 993,7

ВВП 8 944 10 831 13 243 17 048 21 625 26 880 32 987 41 540

Прирост ВВП 1 638 1 887 2 425 3 805 4 577 5 255 6 107 8 553

Коэффициент эластичности 1,15 1,19 0,65 0,82 1,50 0,72 1,23 0,55

налогов, ед.

Источник: составлено автором на основе данных статистических сборников «Финансы России 2004», «Финансы России 2008».

• разрешить только экономически обоснованные налоговые вычеты. Возмещать НДС только после его оплаты на основании счетов-фактур поставщиков и платежных документов налогоплательщиков для предотвращения дальнейших потерь доходов бюджета;

• восстановить ранее действовавшую ставку налога на прибыль организаций в размере 35 % с одновременным снятием ограничения с налоговых льгот инвестиционного характера, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники. Вместе со снижением ставки НДС данная мера окажет стимулирующее воздействие на развитие обрабатывающих отраслей промышленности. Кроме того, она будет способствовать росту потребительского спроса, то есть увеличению налоговой базы. И в конечном счете — пополнению доходов бюджета.

2. Установление нулевой ставки НДС взамен освобождения налогоплательщика от обязанности платить этот налог при применении единого сель-

скохозяйственного налога. Это даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям возмещать НДС по приобретенным товарам и выставлять НДС в счетах-фактурах при реализации своей продукции. Предоставление такой эффективной льготы создаст благоприятные условия для развития сельского хозяйства и села.

Реализация вышеуказанных мер в целом позволит снизить налоговую нагрузку на товаропроизводителей и сельское хозяйство, что в свою очередь будет способствовать развитию экономики в условиях финансового кризиса и окажет позитивное воздействие на общую социально-экономическую ситуацию в России.

Список литературы

1. Сидорова Н. И. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. № 1. С. 78.

2. Шаталов С. Д. Приоритеты налоговой политики // Финансы. 2006. № 7. С. 3—10.

Подписка еИВШУЛ!

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.