Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МИЧУРИНСКОГО ГАУ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МИЧУРИНСКОГО ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Светлана Викторовна

В статье рассматриваются механизм формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся Центра развития современных компетенций детей Мичуринского ГАУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCIES OF STUDENTS OF THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COMPETENCIES OF CHILDREN OF MICHURINSKY GAU

The article discusses the mechanism of formation of health-saving competencies of students of the Center for the Development of modern competencies of children of Michurinsky State University

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МИЧУРИНСКОГО ГАУ»

УДК 371.3

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ

МИЧУРИНСКОГО ГАУ

Светлана Викторовна Тарасова

заместитель начальника Центра развития современных компетенций детей, старший преподаватель

TarasovaSvetl@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются механизм формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся Центра развития современных компетенций детей Мичуринского ГАУ

Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, дополнительные программы, исследовательская работа , проект.

Система образования Российской Федерации в числе приоритетных, рассматривает задачи сохранения и развития здоровья подрастающего поколения. Одним из главных требований к результатам образования является создание здоровьесберегающей среды и сохранение здоровья обучающихся. Создание условий для формирования сознательного отношения обучающихся к ведению здорового образа жизни, необходимая и актуальная задача образовательных организаций. Выполнение требований и задач по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе и формированию здоровьесберегающих компетенций обучающихся определяются

стратегическими документами развития системы образования Российской Федерации [5, с. 196].

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Поэтому важной задачей образовательных организаций является формирование в рамках реализуемых образовательных программ общеобразовательных компетенций, на основе которых развивается понимание о способах ведения здорового образа жизни, о применении полученных знаний на практике без риска для вреда здоровью.

Научить детей с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни ценить, беречь и укреплять своё здоровье - задача образовательных организаций всех уровней образования [4, с. 16].

Центр развития современных компетенций детей как подразделение дополнительного образования детей Мичуринского государственного аграрного университета, имеет все необходимые ресурсы и условия для формирования и развития здоровьесберегающих компетенций обучающихся.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ, в рамках выполнения исследовательских и проектных работ, в процессе проведение интеллектуальных и научно-познавательных мероприятий, для обучающихся Центра развития современных компетенций детей создаются мотивационные условия в области формирования здоровьесберегающих компетенций. В Центре развития современных компетенций детей

Мичуринского ГАУ реализуются 14 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по технической, социально-педагогической и естественнонаучной направленностям. Среди всех реализуемых программ, особая роль в формировании здоровьесберегающих компетенций обучающихся принадлежит дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности.

В Центре развития современных компетенций детей Мичуринского ГАУ создана система непрерывного естественнонаучного образования. В данную систему входят дошкольные, средние общие и высшие образовательные учреждения, а также организации дополнительного образования Тамбовской области.

Дополнительное естественнонаучное обучение реализуются для обучающихся 5-18 лет по 4 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам:

1. «Научная сказка» для обучающихся 5-10 лет.

2. «Юный овощевод» для обучающихся 8-11 лет

3. « Биология и здоровье человека» для обучающихся 11-15 лет

4. «Биология 21 века» для обучающихся 15-18 лет.

В содержание всех программ входят модули и/или разделы, в которых изучаются вопросы в области сохранения здоровья человека.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Научная сказка» включает 2 модуля: модуль 1. «Лабиринт познания», модуль 2. «Экология и здоровье человека». Реализация программы направлена на изучение окружающего мира, в формате исследовательской, творческой работы с использованием интеллектуально-игровых методов. Такой формат занятий позволяет детям 5-10 лет легко воспринимать новую тему и ощущать состояние физического и психического комфорта. Кроме этого, такой подход к организации занятий даёт возможность детям удовлетворить потребности в самовыражении и самореализации. Каждое занятие способствует вовлечению детей не только в исследовательскую, но и квазипрофессиональную среду, так

как дети знакомятся с такими профессиями как лаборант, фармацевт, химик-технолог, эколог и др. В результате формируются предпосылки для ранней профориентации дошкольников и младших школьников. Идентификация сформированных в рамках реализации дополнительной программы «Научная сказка» здоровьесберегающих компетенций обучающихся, происходит с использованием игровых технологий. Одним из таких примеров является квест «Путешествие в страну здорового питания» для дошкольников и младших школьников [3, с. 58].

В рамках реализации сетевой программы «Юный овощевод» в основу занятий положены практические работы как в лаборатории Центра развития современных компетенций детей, так и на учебно-опытном участке МБОУ ДО «Станция юных натуралистов». Органичное сочетание теории с практикой создаёт уникальные условия для формирования здоровьесберегающих компетенций обучающихся при реализации данной программы.

Дополнительная программа «Биология и здоровье человека» включает 2 модуля: 1 модуль «Химическая экспертиза», 2 модуль «Лекарственные растения». Одной из важных задач программы является формирование естественнонаучной грамотности в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни. Реализация программы даёт возможность обучающимся получить компетенции в области безопасного использования веществ и материалов в быту и предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Основой здоровья, в первую очередь, является здоровое питание. Как говорил Гиппократ «Мы есть, то, что едим» подразумевая, что пища, которую мы употребляем, влияет не только на наше утоление голода, но и на наше здоровье в целом, характер наших болезней и, главное, сознание.

Созданная инновационная материально-техническая база Центра развития современных компетенций детей Мичуринского ГАУ дает возможность провести анализ продуктов питания, а также напитков, и отнести их к категории вредных (чипсы, сухарики, газированные и энергетические

напитки, жевательная резинка и др.) и полезных (овощи, фрукты, соки и др.) [2, с. 368].

Покупая продукты питания в красивых упаковках, потребители, а особенно дети и подростки редко задумываются о том, что в них содержатся компоненты, не имеющие никакой пищевой ценности. Экспертиза продуктов питания в условиях химической лаборатории Центра позволяет разоблачить производителей, которые красочной рекламой пищевых продуктов и напитков внушают потребителям информацию об их пользе. Жевательные резинки, способные предупредить кариес, шоколадные батончики, утоляющие голод, энергетические напитки, дающие бодрость и энергию, и многие другие многообещающие заявления рекламодателей - это мифы и информация для неграмотных потребителей [1, с. 6]. Трансляция результатов работы обучающихся происходит через их участие в конкурсах исследовательских и проектных работ.

Трудно переоценить роль программы «Биология 21 века» в формировании здоровьесберегающих компетенций обучающихся. Данная программа включает 2 модуля: модуль 1. «Микробиология, биотехнология и основы генной инженерии» и модуль 2. «Био - и генная инженерия», которые направлены на подробное расширенное изучение микробиологии, биотехнологии и основ био - и генной инженерии. В рамках программы также изучается технология получения клеток (в первую очередь бактериальных), способных в промышленных масштабах нарабатывать некоторые белки, свойственные человеку. Полученные на занятиях компетенции диагностируются внедрением их на практике, что позволяет обучающимся оценить важность данных биологических направлений в сохранении здоровья нации.

На формирование здоровьесберегающих технологий обучающихся направлены научно-познавательные мероприятия, организуемые в Центре, а также исследовательские и проектные работы [6, с. 376].

Для каждого современного человека здоровый образ жизни должен стать потребностью. Ценностное отношение к здоровью может формироваться

только в том случае, если для этого созданы условия, способствующие этому процессу.

Центр развития современных компетенций детей - как организация инновационного дополнительного образования детей 5-18 лет открывает широкий простор возможностей для формирования сознательного отношения к сохранению своего здоровья и здоровью окружающих.

Список литературы:

1. Золотова О.М. Инновационные формы организации занятий по химии в системе агробизнес-образования // Наука и образование. 2018.№ 2. С.6

2. Привалов А.А., Чмир Р.А., Лазин П.В. Использование современного оборудования в проектной деятельности обучающихся Центра развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ // Наука и образование. 2020. Т.3. № 3. С.367.

3. Тарасова С.В. Развитие мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности через систему исследовательских работ // Наука и Образование. 2019. Т. 2 № 4. С. 56

4. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография. - Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. - 240 с.

5. Чмир Р.А., Панфилов К.Ю., Привалов А.А. Реализация национального проекта «Образование» в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ/Р.А. Чмир, К.Ю. Панфилов, А.А. Привалов // Сб.: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы. Мичуринск, 2019. С.195-198.

6. Чмир Р.А. Экологические проекты в Центре развития современных компетенций детей на базе ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ / Р.А. Чмир, А.А. Привалов, Е.А. Татаринова // Наука и образование. 2020. Т.3. № 2, С. 370

UDC 371.3

PRACTICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCIES OF STUDENTS OF THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COMPETENCIES OF CHILDREN OF

MICHURINSKY GAU

Svetlana V. Tarasova

Deputy Chief Center for the Development of Modern Competencies of Children, senior lecturer Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the mechanism of formation of health-saving competencies of students of the Center for the Development of modern competencies of children of Michurinsky State University

Keywords: health-saving competencies, additional programs, research work, project.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022. The article was submitted 02.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.