Научная статья на тему 'Квест - как реализация активного метода обучения в школьном курсе биологии и истории'

Квест - как реализация активного метода обучения в школьном курсе биологии и истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / БИОЛОГИЯ / И.В. МИЧУРИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмир Р. А., Федулова Ю. А., Привалов А. А.

В статье рассматривается квест как активная форма обучения биологии и истории во внеклассной работе. Описаны правила организации квеста, посвященного И. В. Мичурины и городу Мичуринску. Использование данной методики может значительно разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным и реализующим межпредметные связи в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST - AS THE REALIZATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE SCHOOL BIOLOGY AND HISTORY

The article deals with the quest as an active form of teaching biology and historyin extracurricular activities. We describe the rules of the organization dedicated to the quest I.V.Michurin and the city of Michurinsk. Using this technique can significantly diversify the learning process and make it more interesting and implementing substantive communication in teaching.

Текст научной работы на тему «Квест - как реализация активного метода обучения в школьном курсе биологии и истории»

Чмир Р.А.

доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ

г. Мичуринск, Россия Федулова Ю.А. доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ

г. Мичуринск, Россия Привалов А.А. студент 3 курса

Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ

г. Мичуринск, Россия

КВЕСТ - КАК РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Аннотация: В статье рассматривается квест - как активная форма обучения биологии и истории во внеклассной работе. Описаны правила организации квеста, посвященного И. В. Мичурины и городу Мичуринску. Использование данной методики может значительно разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным и реализующим межпредметные связи в обучении.

Ключевые слова: квест, активные формы обучения, биология, И.В. Мичурин.

Chmir R.A.

Candidate of Agricultural Sciences, associate рrofessor, department of biology and its teaching methods,

Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia Fedulova Y.A.

Candidate of agricultural Sciences associate Professor in the Department of life safety and medico-biological disciplines of STATE

educational institution Michurinsk state agrarian university Michurinsk, Russia Privalov A.A. 3rd year student Socio-Pedagogical Institute Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

QUEST - AS THE REALIZATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE SCHOOL BIOLOGY AND HISTORY

Abstract: The article deals with the quest - as an active form of teaching biology and historyin extracurricular activities. We describe the rules of the organization dedicated to the quest I.V.Michurin and the city of Michurinsk. Using this technique can significantly diversify the learning process and make it more interesting and implementing substantive communication in teaching.

Keywords: quest, the active forms of learning, biology, I.V. Michurin.

Процесс обучения базируется на многих составляющих, в том числе и на активном использовании межпредметных связей. Интеграция биологии с предметами естественнонаучного цикла не только обогащает ее и интегрируемый предмет, но и формирует у школьников совершенно иной тип мышления - комплексное.

Проблема межпредметных связей в дидактике возникла в период становления ее как науки и продолжает быть в ней одной из важных проблем. В «Великой дидактике», изданной в 1633-1638 гг., Я.А. Ко-менский писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [1].

В современной дидактике и в предметных методиках обучения межпредметные связи рассматриваются как принцип, средство или условие обеспечения учащихся знаниями об объективных взаимосвязях, действующих в природе и обществе.

Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной деятельности: на различных видах уроков, комплексных семинарах, экскурсиях, междисциплинарных факультативах, конференциях, на тематических вечерах, в работе ученических научных обществ.

В последние годы большую популярность в обучении стали приобретать активные методы обучения. Одним из этих методов является квест.

Квест - это одновременно и мини-проект, и интеллектуальное соревнование, и деловая игра, и спортивное состязание, и массовая акция. Основная цель квеста - в активной форме, при передвижении от одного объекта к другому выполнять задания связанные как с школьной программой, так и с дополнительным материалом. Задания, на которые обучающиеся не в состоянии ответить имеют большое количество подсказок, добыть которые можно при смекалке, активном выполнении той или иной работы, изучении интернет источников или научно-

познавательной литературы. То есть квест, если мы говорим как об активном методе обучения, это научная игра со своими правилами [2, 3].

В нашей работе мы используем интегрированный квест по биологии и истории, который проводим уже не первый год со школьниками г.Мичуринск и его района. Цель квеста - рассказать об истории родного города и выдающемся земляке, великом селекционере И. В. Мичурина. В нашем городе историческое прошлое и научное настоящее так сильно переплетены, что интеграция биологии и истории в данной игре является необходимым условиям успешной ее реализации. Кроме того, интегрированный квест позволяет реализовать федеральный государственный стандарт, при овладении которого ученик должен: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК - 1); готов применять современные методы и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК - 2); способен организовывать сотрудничество обучающихся (ПК - 6); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК - 7).

Место реализации квеста - центральная часть города Мичуринска, которая поделена на станции. Цель станции - рассказать об определенной части истории города, а также биографии и научной деятельности И. В. Мичурина. На каждой станции в определенных местах разложены различные фрагменты подсказок, которые при совмещении показывают дальнейший путь. Фрагменты могут быть представлены различными фотографиями, показывающими следующий пункт или слогами и цифрами, указывающие на адрес дальнейшей станции. Также немало важно разработать разноплановые задания. В зависимости от степени подготовленности это может быть фотография нужного места столетней давности, показывающая жизнь дореволюционного города или строчки из народного фольклора, которые бы безошибочно привели школьников к нужной станции. Главное, чтобы задания на каждом отрезке пути не повторялись, а были дополнением к последующему. Только так может сложиться общая картина квеста -изучение научной и исторической составляющей жизни города. Квест - это не викторина, а поиск информации. Он не должен заводить в тупик, а наоборот, на каждой ступени раскрывать все новые и новые грани изучаемого.

На первой станции команды знакомятся не только друг с другом, но и правилами квеста. Учитель акцентирует внимание, что в игре

главное выполнить задание с помощью минимального количества подсказок. Город - место опасное. Хоть маршруты передвижения и составляются так, чтобы не задевать основные транспортные артерии, трудно предугадать какой именно фактор может причинить вред здоровью школьника. В связи с этим обучающиеся передвигаются только группами с вожатым-наставником. Любое нарушение этого правила карается штрафными баллами. Также на этой станции квеста, школьники знакомятся с историей возникновения города. После вводного слова учителя истории школьники получают различные задания, при выполнении которых они получают фрагменты фотографии, совместив которые они узнают следующую станцию игры. К примеру, одна команда должна по старинной фотографии разрушенного храма найти место, где он стоял. Рядом с этим местом они обнаружат подсказку, которая приведен их в ближайший сквер, на алею писателей, в котором они должны будут найти памятник известного поэта, чьи предки живут и работают в университете нашего города. Если же школьники не могут угадать поэта, то зачитываются троки из его произведений, которые и помогут в решении данного вопроса. При правильном ответе обучающиеся получают часть фотографии, которую нужно совместить с тремя остальными фрагментами, находящихся у других команд, чтобы определить месторасположение другой станции. У каждой команды имеется вожатый. Он засекает время, которые тратят школьники на выполнение заданий, отмечает культуру поведения в общественном месте, умение работать в коллективе и на основании этого оценивает в баллах работу команды на станции.

Вторая станция посвящена биографии И. В. Мичурина и ее проводит учитель биологии на месте его захоронения. Он задает вопросы о памятниках великому селекционеру в нашем городе и их количеству, учебных заведениях, улицах, общественных зданиях названных его именем. На смотровой площадке показывает места связанные с ним.

Третья станция находится в коллекционном саду И. В. Мичурина. Среди деревьев развешены воздушные шарики разных цветов, внутри которых спрятаны буквы. При составлении найденных букв школьники получают фамилии учеников И. В. Мичурина - выдающихся селекционеров: С.Ф. Черненко, П.Н. Яковлеве, В.И. Будаговском. Учитель биологии рассказывает о каждом из них, и их роли в развитии науки города. Также в саду показываются сорта плодовых культур, которые вывел великий селекционер, приводятся интересные факты его биографии. На обратной стороне фотографий написан адрес следующей станции, к которой отправляются школьники.

Краеведческий музей - четвертая станция квеста. Учитель истории рассказывает об истории этого здания и об особенностях экспонатов. Задания, получаемые школьниками должны строиться на визуальном ознакомлении с экспозицией. Путеводный лист, который выдается командам перед его посещением, содержит задания, где школьники должны найти макет древней крепости Козлова (старое название Мичуринска), подсчитать количество башен на древних стенах и записать данное число. И на каждом задании их должен ждать цифровой ответ. При совмещении всех цифр от 11 заданий, получался номер сотового телефона, на который вожатый группы должен отправить смс. Ответ, поступивший с найденного телефонного номера, показывает адрес новой станции.

Пятая станция - Мичуринский Государственный Аграрный Университет. В актовом зале происходит награждение победителей после подсчета баллов, полученное школьниками на каждой станции. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество балов на каждой станции по таким критериям как: ответы на заданные вопросы, время, потраченное на станцию, культура поведения и умение работать в коллективе.

Образование сегодня не может обойтись без активных методов обучения и интеграции различных предметов. Научный квест, по нашему мнению, является оптимальным средством не только обучения, но и воспитания. Школьники ближе узнают историю города, его научное наследие, и не из книг или виртуальной экскурсии, а непосредственно прикоснувшись к его истокам, пройдясь по камням старинных улиц, тропинкам селекционного сада, паркету музея, ковровому покрытию диссертационного зала. Научное настоящее Мичуринска-наукограда есть продолжение его не менее значимого исторического прошлого, которое мы объединили в увлекательной игре - квесту «И.В. Мичурину и г. Мичуринску» приуроченного к 160-летию со дня рождения великого селекционера.

Список литературы

1. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие [Текст] / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989. 416 с.

2. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. URL: www.science-education.ru/125-20247 (дата обращения: 08.10.2015).

3. Сокол, 1.М. Квест: метод чи технолога? // Науково-методичний журнал «Комп'ютер у шют та им1!». 2014. № 2(114). С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.