66
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 66–69.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 3 (99). Pp. 66-69.
Научная статья
УДК 378.1
EDN: RKHMCT
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Яна Владимировна Субботина
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected] Аннотация. Внутренняя система оценки качества в высшем образовании является системой
оценки работы вуза и способом повышения уровня качества подготовки выпускников в современных
реалиях, основой обучения студентов с учетом регионального компонента и требований работодателей.
Ключевые слова: внутренняя система оценки качества обучения, система оценки качества, система образования
Для цитирования: Субботина Я. В. Практическая реализация внутренней системы оценки качества образования в вузе // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). C. 66–69.
EDN: RKHMCT.
Original article
PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE INTERNAL SYSTEM
FOR ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY IN A HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
Iana V. Subbotina
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The internal quality assessment system in higher education is a system for assessing the work of a university and a way to improve the quality of graduate training in modern realities, the basis for student training taking into account the regional component and employers’ requirements.
Keywords: internal system for assessing the quality of education, quality assessment system, education system For citation: Subbotina Ia. V. Practical implementation of the internal system for assessment of education quality in a higher education institution. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 3 (99), pp. 66-69. (In Russ.). EDN: RKHMCT.
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой комплекс
осуществляемых вузом мероприятий по всестороннему, полному и объективному анализу содер-жания и организации всех направлений его образовательной деятельности, нацеленному на уста-новление соответствия качества данной деятельности требованиям, которые установлены законо-дательством об образовании, в том числе федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки1.
1 О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организа-циях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») : <письмо> Минобрнауки России от 15 февр.
© Субботина Я. В., 2024
Я. В. СУББОТИНА
67
В российских вузах ВСОКО играет ключевую роль в обеспечении и поддержании вы-соких стандартов образования. Эффективная система оценки качества способствует не только улучшению образовательных процессов, но и повышению конкурентоспособности учебного заведения. Рассмотрим более подробно, зачем нужна такая система и какие преимущества она приносит как вузу, так и обучающимся.
1. Улучшение образовательных стандартов. ВСОКО позволяет вузам регулярно анализи-ровать свое образовательное предложение, выявлять сильные и слабые стороны, а также вносить
необходимые изменения для повышения качества обучения и, соответственно, его результатов.
2. Адаптация к требованиям рынка труда. Путем анализа успехов выпускников на рынке труда вузы могут корректировать свои учебные планы и программы, чтобы они были ак-туальными и соответствовали потребностям работодателей.
3. Поддержание аккредитации. Для получения и сохранения аккредитации вузы долж-ны соответствовать установленным стандартам качества. Внутренняя система оценки помогает им выполнять эти требования.
4. Повышение прозрачности и ответственности. ВСОКО способствует созданию меха-низма обратной связи, благодаря которой студенты и преподаватели могут выражать свои
мнения и вносить предложения. Это повышает уровень ответственности со стороны как ад-министрации вуза, так и преподавателей.
5. Формирование культуры качества. Внедрение системы внутренней оценки качества
способствует формированию у обучающихся и преподавателей культуры постоянного улучшения и стремления к высоким стандартам.
В образовательном процессе участвуют, как минимум, две стороны – образовательная
организация высшего образования и обучающиеся. Для вузов основные преимущества – это
конкурентоспособность в регионе, имидж среди выпускников и поступающих и их родителей, а также финансирование.
Конкурентоспособные вузы с высокими показателями качества образования становятся
более привлекательными для абитуриентов и их родителей, существенно выделяются на фо-не других учебных заведений. Высокое качество образования способствует созданию положительного имиджа вуза, что может привлечь дополнительные инвестиции и партнерство со
стороны государства и частных инвесторов в рамках программ улучшения инфраструктуры, научных исследований и развития.
Для обучающихся важны качество образования, участие не только в образовательном, но
и в научном, социальном процессе своего региона и страны в целом. Студенты, получающие
более качественные образовательные услуги, повышают свою конкурентоспособность на рынке
труда. Наличие системы оценки позволяет студентам участвовать в формировании образовательного процесса, выражая свои мнения и высказывая предложения, что способствует актив-ной учебной деятельности. Кроме того, студенты могут более открыто получать отзывы о своей
успеваемости, что помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны [1; 2; 3].
Конечно, кроме положительного влияния, как и любая система, ВСОКО имеет свои не-достатки и ограничения. Среди последних, по опыту внедрения ВСОКО и обмена мнениями
на основе практики, чаще всего встречаются:
1. Субъективность оценки. Любые критерии оценивания могут быть восприняты препода-вателями и обучающимися по-разному, соответственно, это может привести к субъективной
оценке образовательного процесса, что затрудняет адекватную интерпретацию результатов.
2018 г. № 05-436 // Официальные документы в образовании. 2018. № 13 ; Положение о внутренней системе оценки качества образования
в Автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования «Прикамский социальный институт». Утв. Уче-ным советом АНО ВПО «ПСИ» с учетом мнения Студенческого совета АНО ВПО «ПСИ» (протокол от 16 июня 2021 г. № 06) (с изм. и
доп. от 15 дек. 2021 г., от 12 мая 2022 г.). Пермь, 2021. 13 с.
68
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
2. Повышенная бюрократизация процесса. Чаще всего внутренние системы оценки
включают множество формальностей, что зачастую приводит к увеличению бюрократии и
отвлекает преподавателей и сотрудников от реальной образовательной деятельности.
3. Необходимость ресурсов. Внедрение и поддержка внутренней системы оценки часто
требуют значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов, что может быть
проблемой для некоторых учебных заведений, в частности небольших вузов.
4. Чрезмерная концентрация на количественных показателях. Порой внимание сосредо-точивается на показателях в ущерб качеству образования и реальным достижениям студентов.
Эти минусы не отменяют важности внутренней системы оценки качества образования, однако их следует учитывать при ее разработке и внедрении для создания эффективного образовательного процесса [4; 5].
В Прикамском социальном институте ВСОКО на регулярной основе осуществляется с
2021 г. В сессионный период, в процессе текущей аттестации обучающихся проводится анонимное анкетирование с помощью электронной информационно-образовательной среды
института и Яндекс Форм. Данные из анкет обобщаются и анализируются по текущему
учебному году, проводится также сравнение с прошедшими учебными периодами для после-дующей оптимизации образовательного процесса. Студентам предлагается оценить в целом
процесс обучения, а также высказать мнение по дисциплинам, изученным в данную сессию.
Профессорско-преподавательский состав проходит анонимное анкетирование по удовлетво-ренности рабочим процессом один раз по окончании учебного года. Работодатели, по прось-бе руководителей практики, также осуществляют обратную связь относительно качества
подготовки выпускников по окончании прохождения практики в организации.
Таким образом, собираются и формулируются мнения обучающихся, профессорско-преподавательского состава, мнения работодателей, которые заинтересованы в высококва-лифицированных кадрах, адаптированных под региональную составляющую. В результате
анкетирования в течение нескольких лет в институте выявлены наиболее болезненные точ-ки – как для профессорско-преподавательского состава, так и для обучающихся, проведена
работа в этих направлениях. Один из ее результатов – улучшилось материально-техническое
оснащение процесса, а самое главное – повысилась востребованность в специалистах, ориен-тированных на решение региональных вопросов. Работодатели с готовностью идут на кон-такт в процессе прохождения практической подготовки студентов и предоставления рабочих
мест выпускникам.
Внутренняя система оценки качества образования является важным инструментом для
высших учебных заведений в России. Она помогает обеспечивать высокие стандарты обучения, адаптироваться к меняющимся условиям на рынке труда и повышать удовлетворенность
студентов образовательным процессом. Эффективная ВСОКО не только улучшает репута-цию вуза, но и способствует созданию качественной образовательной среды для всех участ-ников учебного процесса.
Список источников
1. Казаватова Н. Ю. Внутренняя система оценки качества образования в региональном вузе //
Новые технологии оценки качества образования : сб. материалов XVIII общерос. с междунар. участием форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (Москва, 17 нояб. 2024 г.).
М. : Ассоциация «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2023. С. 81–84.
2. Машукова С. В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс со-вершенствования управления качеством образования гимназии // Научно-методическое обеспечение
оценки качества образования. 2017. № 1 (2). С. 59–68.
3. Субботина Я. В. Внутренняя система оценки качества образования на примере АНО ВПО
«Прикамский социальный институт» // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (96).
С. 117–120.
Я. В. СУББОТИНА
69
4. Савиных Г. П., Плосконосова Е. А. О формировании объективной внутренней системы
оценки качества образования с учетом системного подхода // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Стратегические сценарии научно-методического сопровождения
эффективного управления качеством образования : материалы VIII межрегион. науч.-практ. конф. с
междунар. участием (Челябинск, 30 нояб. – 1 дек. 2023 г.). Челябинск : Челяб. ин-т развития образования, 2023. С. 185–192.
5. Савиных Г. П. Ресурсы внутренней системы оценки качества образования для достижения
социальных эффектов образовательной деятельности // Педагогические измерения. 2019. № 2. С. 118–
122.
References
1. Kazavatova N. U. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya v regional’nom vuze [The internal system for assessing the quality of education at a regional university]. Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya. Sbornik materialov 18 obshcherossiyskogo s mezhdunarodnym uchastiem foruma Gil’dii ekspertov v sfere professional’nogo obrazovaniya. Moscow, Assotsiatsiya “Gil’diya ekspertov v sfere professional’nogo obrazovaniya”, 2023, pp. 81-84. (In Russ.).
2. Mashukova S. V. Model’ vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya kak resurs sovershenstvovaniya upravleniya kachestvom obrazovaniya gimnazii [The model of the internal education quality assessment system as a resource for improving the quality management of gymnasium education].
Scientific аnd Methodical Provision to Assessment the Education Quality, 2017, no. 1 (2), pp. 59-68.
(In Russ.).
3. Subbotina Ia. V. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya na primere ANO VPO
“Prikamskiy sotsial’nyy institute” [Internal system for assessment of education quality on the example of Prikamsky Social Institute]. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 3 (96), pp. 117-120. (In Russ.).
4. Savinykh G. P., Ploskonosova E. A. O formirovanii ob’’ektivnoy vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya s uchetom sistemnogo podkhoda [On the formation of an objective internal system for assessing the quality of education, taking into account a systematic approach]. Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Strategicheskie stsenarii nauchno-metodicheskogo sopro-vozhdeniya effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya. Materialy 8 mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Chelyabinsk, Chelyabinskiy institut razvitiya obrazovaniya, 2023, pp. 185-192. (In Russ.).
5. Savinykh G. P. Resursy vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya dlya dostizheniya sotsial’nykh effektov obrazovatel’noy deyatel’nosti [The resources of the internal system of quality of education assessment – for achieving social effects]. Educational Measurements, 2019, no. 2, pp. 118-122.
(In Russ.).
Информация об авторе
Я. В. Субботина – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
заведующий кафедрой гуманитарных, естественно-научных и экономических дисциплин
Прикамского социального института.
Information about the author
Ia. V. Subbotina – Candidate of Agricultural Sciences, Docent, Head of the Department of Humanities, Natural Sciences and Economics, Prikamsky Social Institute.
Статья поступила в редакцию 14.11.2024; одобрена после рецензирования 29.11.2024; принята к публикации 29.11.2024.
The article was submitted 14.11.2024; approved after reviewing 29.11.2024; accepted for publication 29.11.2024.