Научная статья на тему 'Практическая реализация внутренней системы оценки качества образования в вузе'

Практическая реализация внутренней системы оценки качества образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя система оценки качества обучения / система оценки качества / система образования / internal system for assessing the quality of education / quality assessment system / education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Я. В.

Внутренняя система оценки качества в высшем образовании является системой оценки работы вуза и способом повышения уровня качества подготовки выпускников в современных реалиях, основой обучения студентов с учетом регионального компонента и требований работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical implementation of the internal system for assessment of education quality in a higher education institution

The internal quality assessment system in higher education is a system for assessing the work of a university and a way to improve the quality of graduate training in modern realities, the basis for student training taking into account the regional component and employers’ requirements.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация внутренней системы оценки качества образования в вузе»

66

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 66–69.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 3 (99). Pp. 66-69.

Научная статья

УДК 378.1

EDN: RKHMCT

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Яна Владимировна Субботина

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected] Аннотация. Внутренняя система оценки качества в высшем образовании является системой

оценки работы вуза и способом повышения уровня качества подготовки выпускников в современных

реалиях, основой обучения студентов с учетом регионального компонента и требований работодателей.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества обучения, система оценки качества, система образования

Для цитирования: Субботина Я. В. Практическая реализация внутренней системы оценки качества образования в вузе // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). C. 66–69.

EDN: RKHMCT.

Original article

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE INTERNAL SYSTEM

FOR ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY IN A HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Iana V. Subbotina

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The internal quality assessment system in higher education is a system for assessing the work of a university and a way to improve the quality of graduate training in modern realities, the basis for student training taking into account the regional component and employers’ requirements.

Keywords: internal system for assessing the quality of education, quality assessment system, education system For citation: Subbotina Ia. V. Practical implementation of the internal system for assessment of education quality in a higher education institution. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 3 (99), pp. 66-69. (In Russ.). EDN: RKHMCT.

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой комплекс

осуществляемых вузом мероприятий по всестороннему, полному и объективному анализу содер-жания и организации всех направлений его образовательной деятельности, нацеленному на уста-новление соответствия качества данной деятельности требованиям, которые установлены законо-дательством об образовании, в том числе федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки1.

1 О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организа-циях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») : <письмо> Минобрнауки России от 15 февр.

© Субботина Я. В., 2024

Я. В. СУББОТИНА

67

В российских вузах ВСОКО играет ключевую роль в обеспечении и поддержании вы-соких стандартов образования. Эффективная система оценки качества способствует не только улучшению образовательных процессов, но и повышению конкурентоспособности учебного заведения. Рассмотрим более подробно, зачем нужна такая система и какие преимущества она приносит как вузу, так и обучающимся.

1. Улучшение образовательных стандартов. ВСОКО позволяет вузам регулярно анализи-ровать свое образовательное предложение, выявлять сильные и слабые стороны, а также вносить

необходимые изменения для повышения качества обучения и, соответственно, его результатов.

2. Адаптация к требованиям рынка труда. Путем анализа успехов выпускников на рынке труда вузы могут корректировать свои учебные планы и программы, чтобы они были ак-туальными и соответствовали потребностям работодателей.

3. Поддержание аккредитации. Для получения и сохранения аккредитации вузы долж-ны соответствовать установленным стандартам качества. Внутренняя система оценки помогает им выполнять эти требования.

4. Повышение прозрачности и ответственности. ВСОКО способствует созданию меха-низма обратной связи, благодаря которой студенты и преподаватели могут выражать свои

мнения и вносить предложения. Это повышает уровень ответственности со стороны как ад-министрации вуза, так и преподавателей.

5. Формирование культуры качества. Внедрение системы внутренней оценки качества

способствует формированию у обучающихся и преподавателей культуры постоянного улучшения и стремления к высоким стандартам.

В образовательном процессе участвуют, как минимум, две стороны – образовательная

организация высшего образования и обучающиеся. Для вузов основные преимущества – это

конкурентоспособность в регионе, имидж среди выпускников и поступающих и их родителей, а также финансирование.

Конкурентоспособные вузы с высокими показателями качества образования становятся

более привлекательными для абитуриентов и их родителей, существенно выделяются на фо-не других учебных заведений. Высокое качество образования способствует созданию положительного имиджа вуза, что может привлечь дополнительные инвестиции и партнерство со

стороны государства и частных инвесторов в рамках программ улучшения инфраструктуры, научных исследований и развития.

Для обучающихся важны качество образования, участие не только в образовательном, но

и в научном, социальном процессе своего региона и страны в целом. Студенты, получающие

более качественные образовательные услуги, повышают свою конкурентоспособность на рынке

труда. Наличие системы оценки позволяет студентам участвовать в формировании образовательного процесса, выражая свои мнения и высказывая предложения, что способствует актив-ной учебной деятельности. Кроме того, студенты могут более открыто получать отзывы о своей

успеваемости, что помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны [1; 2; 3].

Конечно, кроме положительного влияния, как и любая система, ВСОКО имеет свои не-достатки и ограничения. Среди последних, по опыту внедрения ВСОКО и обмена мнениями

на основе практики, чаще всего встречаются:

1. Субъективность оценки. Любые критерии оценивания могут быть восприняты препода-вателями и обучающимися по-разному, соответственно, это может привести к субъективной

оценке образовательного процесса, что затрудняет адекватную интерпретацию результатов.

2018 г. № 05-436 // Официальные документы в образовании. 2018. № 13 ; Положение о внутренней системе оценки качества образования

в Автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования «Прикамский социальный институт». Утв. Уче-ным советом АНО ВПО «ПСИ» с учетом мнения Студенческого совета АНО ВПО «ПСИ» (протокол от 16 июня 2021 г. № 06) (с изм. и

доп. от 15 дек. 2021 г., от 12 мая 2022 г.). Пермь, 2021. 13 с.

68

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

2. Повышенная бюрократизация процесса. Чаще всего внутренние системы оценки

включают множество формальностей, что зачастую приводит к увеличению бюрократии и

отвлекает преподавателей и сотрудников от реальной образовательной деятельности.

3. Необходимость ресурсов. Внедрение и поддержка внутренней системы оценки часто

требуют значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов, что может быть

проблемой для некоторых учебных заведений, в частности небольших вузов.

4. Чрезмерная концентрация на количественных показателях. Порой внимание сосредо-точивается на показателях в ущерб качеству образования и реальным достижениям студентов.

Эти минусы не отменяют важности внутренней системы оценки качества образования, однако их следует учитывать при ее разработке и внедрении для создания эффективного образовательного процесса [4; 5].

В Прикамском социальном институте ВСОКО на регулярной основе осуществляется с

2021 г. В сессионный период, в процессе текущей аттестации обучающихся проводится анонимное анкетирование с помощью электронной информационно-образовательной среды

института и Яндекс Форм. Данные из анкет обобщаются и анализируются по текущему

учебному году, проводится также сравнение с прошедшими учебными периодами для после-дующей оптимизации образовательного процесса. Студентам предлагается оценить в целом

процесс обучения, а также высказать мнение по дисциплинам, изученным в данную сессию.

Профессорско-преподавательский состав проходит анонимное анкетирование по удовлетво-ренности рабочим процессом один раз по окончании учебного года. Работодатели, по прось-бе руководителей практики, также осуществляют обратную связь относительно качества

подготовки выпускников по окончании прохождения практики в организации.

Таким образом, собираются и формулируются мнения обучающихся, профессорско-преподавательского состава, мнения работодателей, которые заинтересованы в высококва-лифицированных кадрах, адаптированных под региональную составляющую. В результате

анкетирования в течение нескольких лет в институте выявлены наиболее болезненные точ-ки – как для профессорско-преподавательского состава, так и для обучающихся, проведена

работа в этих направлениях. Один из ее результатов – улучшилось материально-техническое

оснащение процесса, а самое главное – повысилась востребованность в специалистах, ориен-тированных на решение региональных вопросов. Работодатели с готовностью идут на кон-такт в процессе прохождения практической подготовки студентов и предоставления рабочих

мест выпускникам.

Внутренняя система оценки качества образования является важным инструментом для

высших учебных заведений в России. Она помогает обеспечивать высокие стандарты обучения, адаптироваться к меняющимся условиям на рынке труда и повышать удовлетворенность

студентов образовательным процессом. Эффективная ВСОКО не только улучшает репута-цию вуза, но и способствует созданию качественной образовательной среды для всех участ-ников учебного процесса.

Список источников

1. Казаватова Н. Ю. Внутренняя система оценки качества образования в региональном вузе //

Новые технологии оценки качества образования : сб. материалов XVIII общерос. с междунар. участием форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (Москва, 17 нояб. 2024 г.).

М. : Ассоциация «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2023. С. 81–84.

2. Машукова С. В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс со-вершенствования управления качеством образования гимназии // Научно-методическое обеспечение

оценки качества образования. 2017. № 1 (2). С. 59–68.

3. Субботина Я. В. Внутренняя система оценки качества образования на примере АНО ВПО

«Прикамский социальный институт» // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (96).

С. 117–120.

Я. В. СУББОТИНА

69

4. Савиных Г. П., Плосконосова Е. А. О формировании объективной внутренней системы

оценки качества образования с учетом системного подхода // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Стратегические сценарии научно-методического сопровождения

эффективного управления качеством образования : материалы VIII межрегион. науч.-практ. конф. с

междунар. участием (Челябинск, 30 нояб. – 1 дек. 2023 г.). Челябинск : Челяб. ин-т развития образования, 2023. С. 185–192.

5. Савиных Г. П. Ресурсы внутренней системы оценки качества образования для достижения

социальных эффектов образовательной деятельности // Педагогические измерения. 2019. № 2. С. 118–

122.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kazavatova N. U. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya v regional’nom vuze [The internal system for assessing the quality of education at a regional university]. Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya. Sbornik materialov 18 obshcherossiyskogo s mezhdunarodnym uchastiem foruma Gil’dii ekspertov v sfere professional’nogo obrazovaniya. Moscow, Assotsiatsiya “Gil’diya ekspertov v sfere professional’nogo obrazovaniya”, 2023, pp. 81-84. (In Russ.).

2. Mashukova S. V. Model’ vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya kak resurs sovershenstvovaniya upravleniya kachestvom obrazovaniya gimnazii [The model of the internal education quality assessment system as a resource for improving the quality management of gymnasium education].

Scientific аnd Methodical Provision to Assessment the Education Quality, 2017, no. 1 (2), pp. 59-68.

(In Russ.).

3. Subbotina Ia. V. Vnutrennyaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya na primere ANO VPO

“Prikamskiy sotsial’nyy institute” [Internal system for assessment of education quality on the example of Prikamsky Social Institute]. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 3 (96), pp. 117-120. (In Russ.).

4. Savinykh G. P., Ploskonosova E. A. O formirovanii ob’’ektivnoy vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya s uchetom sistemnogo podkhoda [On the formation of an objective internal system for assessing the quality of education, taking into account a systematic approach]. Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Strategicheskie stsenarii nauchno-metodicheskogo sopro-vozhdeniya effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya. Materialy 8 mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Chelyabinsk, Chelyabinskiy institut razvitiya obrazovaniya, 2023, pp. 185-192. (In Russ.).

5. Savinykh G. P. Resursy vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya dlya dostizheniya sotsial’nykh effektov obrazovatel’noy deyatel’nosti [The resources of the internal system of quality of education assessment – for achieving social effects]. Educational Measurements, 2019, no. 2, pp. 118-122.

(In Russ.).

Информация об авторе

Я. В. Субботина – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

заведующий кафедрой гуманитарных, естественно-научных и экономических дисциплин

Прикамского социального института.

Information about the author

Ia. V. Subbotina – Candidate of Agricultural Sciences, Docent, Head of the Department of Humanities, Natural Sciences and Economics, Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 14.11.2024; одобрена после рецензирования 29.11.2024; принята к публикации 29.11.2024.

The article was submitted 14.11.2024; approved after reviewing 29.11.2024; accepted for publication 29.11.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.