Я. В. СУББОТИНА 117
Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (96). С. 117–120.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 3 (96). Pp. 117-120.
Научная статья
УДК 378.1
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПРИМЕРЕ АНО ВПО «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Яна Владимировна Субботина
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Внутренняя система оценки качества в высшем образовании является логичной
системой оценки работы образовательного учреждения и в то же время способом повысить качество
подготовки выпускников. В работе представлены данные внутренней оценки качества образования,
проведенной в автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования
«Прикамский социальный институт» в 2021–2023 гг.
Ключевые слова: внутренняя система оценки качества обучения, система оценки качества, сис-
тема образования
Для цитирования: Субботина Я. В. Внутренняя система оценки качества образования на при-
мере АНО ВПО «Прикамский социальный институт» // Вестник Прикамского социального институ-
та. 2023. № 3 (96). C. 117–120.
Original article
INTERNAL SYSTEM FOR ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY
ON THE EXAMPLE OF PRIKAMSKY SOCIAL INSTITUTE
Iana V. Subbotina
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The internal quality assessment system in higher education is a logical system for evaluating
the work of an educational institution and at the same time a way to improve the quality of graduate training.
The article presents the data of an internal assessment of the quality of education conducted in the Prikamsky
Social Institute in 2021-2023.
Keywords: internal system for assessing the quality of education, quality assessment system, education
system
For citation: Subbotina Ia. V. Internal system for assessment of education quality on the example of
Prikamsky Social Institute. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 3 (96), pp. 117-120. (In Russ.).
Последние пару десятилетий в России активно разрабатывается и строится система
оценки качества образования, нацеленная на управление качеством образования с учетом
специфики отечественного образования. В 2014 г. по итогам X съезда Российского союза
ректоров (30 октября 2014 г.) с целью повышения качества образовательного процесса были
сформированы методические рекомендации для организации и проведения в образователь-
ных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образова-
ния по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, про-
© Субботина Я. В., 2023
118 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
граммам специалитета и программам магистратуры1. В настоящий момент систему оценки
качества обучения встраивают в аккредитационный мониторинг, что приводит к углублен-
ному изучению данного вопроса в вузах. Это напрямую связывается с актуальной пробле-
мой, а именно с качеством получения высшего образования в стране [1; 2; 3].
Рассмотрим внутреннюю систему оценки качества образования на примере автономной
некоммерческой организации высшего и профессионального образования «Прикамский со-
циальный институт» (далее – Институт, АНО ВПО «ПСИ»). Внутренняя система оценки ка-
чества образования (ВСОКО) представляет собой комплекс осуществляемых Институтом
мероприятий по всестороннему, полному и объективному анализу содержания и организа-
ции всех направлений образовательной деятельности Института. Цель ВСОКО – определить,
соответствует ли качество данной деятельности требованиям, установленным законодатель-
ством об образовании, в том числе федеральным государственным образовательным стан-
дартам высшего образования по соответствующим направлениям подготовки2. Учебные за-
ведения самостоятельно выстраивают перечень и этапы прохождения оценки качества обра-
зования, при этом ряд параметров у всех одинаков.
Первый этап – входной контроль: анализ результатов единого государственного экза-
мена и определение уровня подготовки студентов первого курса (входное тестирование).
Второй этап – текущий контроль знаний обучающихся, промежуточная аттестация и
анализ успеваемости студентов.
Третий этап – итоговый контроль.
В перечисленные этапы встраивается также анкетирование по уровню удовлетворен-
ности выбранным направлением обучения и качеством получаемой информации. По резуль-
татам анкетирования проводится ряд мероприятий, в их числе дополнительные консультации
для обучающихся, мероприятия, направленные на совершенствование самостоятельной ра-
боты студентов, повышение уровня образования профессорско-преподавательского состава,
актуализация образовательных программ и т. д. Самое главное в этой системе – принять пра-
вильные управленческие решения, направленные на оптимизацию и повышение качества об-
разовательного процесса. Важно, чтобы это были не пункты в отчетах, а практические шаги,
реализуемые в конкретном учебном заведении.
Чаще всего низкий уровень качества получаемого образования связан не с плохим
уровнем обучения или выгоранием профессорско-преподавательского состава от постоянно
увеличивающихся требований, а с низкой мотивацией студентов к обучению. По результа-
там статистических исследований можно сказать, что перед поступлением в учебное заведе-
ние выбирают образовательную программу в соответствии со своими способностями только
40,5 % абитуриентов. При этом 76,6 % обучающихся не посещают дополнительные занятия
или курсы, а 17,0 % готовятся к семинарам, зачетам и экзаменам исключительно по конспек-
там; учебная литература и дополнительные источники информации им не интересны для по-
лучения знаний по выбранной профессии [4].
Анкетирование студентов АНО ВПО «ПСИ» показало, что удовлетворенность выбран-
ным направлением обучения за три последних года анкетирования (2021–2023 гг.) составила
34,0…40,0 % («полностью удовлетворен») и 45,0…51,0 % («скорее удовлетворен»). Таким
образом, от 81,0 до 86,0 % обучающихся АНО ВПО «ПСИ» довольны выбранным направле-
1
О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организа-
циях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образова-
ния – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») : <письмо> Минобрнауки России от 15 февр.
2018 г. № 05-436 // Официальные документы в образовании. 2018. № 13.
2
Положение о внутренней системе оценки качества образования в автономной некоммерческой организации высшего и профессионального
образования «Прикамский социальный институт». Утв. Ученым советом АНО ВПО «ПСИ» с учетом мнения Студенческого совета АНО
ВПО «ПСИ» (протокол от 16 июня 2021 г. № 06) (с изм. и доп. от 15 дек. 2021 г., от 12 мая 2022 г.). Пермь, 2021. 13 с.
Я. В. СУББОТИНА 119
нием обучения. Если в 2021 г. только 59,0 % студентов старших курсов отвечали, что соби-
раются работать по выбранному направлению, то в 2023 г. количество таких студентов уве-
личилось до 71,0 %; при том количество студентов, у которых этот вопрос вызывает сомне-
ния, остается прежним – 28,0…33,0 %.
Профессиональные компетенции, которые оттачиваются и подтверждаются в процессе
профессиональной подготовки, в том числе на практике, у студентов вызывают вопросы.
За три года анкетирования в среднем 59,0–75,0 % студентов третьего и четвертого курсов
отметили, что практика позволяет получить навыки, необходимые для будущего трудоуст-
ройства в соответствии с направлением подготовки; остальные затрудняются ответить на
этот вопрос.
Руководители практик на местах, наоборот, отмечают, что у студентов достаточно
профессиональных навыков для применения в практической деятельности, работодатели го-
товы брать выпускников института на постоянную работу по итогам прохождения практики.
Несомненно, постоянно меняющиеся условия труда, введение новых профессиональных
стандартов и требований к конечному результату заставляют работодателей повышать план-
ку требований к работникам. Доучивать или переучивать новых сотрудников часто нет воз-
можности, на это не закладываются временные и трудовые затраты в условиях производства,
поэтому высококвалифицированные и мотивированные выпускники очень ценятся на рынке
труда.
Внедрение ВСОКО в вузах позволяет отметить «болевые точки» в процессе обучения
студентов и с непосредственной помощью потенциальных работодателей оптимизировать
учебные планы и основные профессиональные образовательные программы под региональ-
ную составляющую. Опрос работодателей показал, что они на сто процентов готовы сотруд-
ничать с вузом в различных сферах, будь то организация совместных мероприятий, помощь в
сопровождении практической подготовки или трудоустройство.
Список источников
1. Вяземский Е. Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исто-
рического образования // Проблемы современного образования : интернет-журн. 2013. № 3. С. 5–26.
URL: http://pmedu.ru/res/2013_3_1.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
2. Парфёнова Е. Н. Система внутренней оценки качества образования как условие эффективно-
го управления образовательной организацией // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2021.
№ 26. С. 8–11.
3. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов
[и др.] ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» ;
Ин-т образования. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с.
4. Стуканова И. П., Стуканова С. С. Качество образования как индикатор и инструмент повы-
шения качества жизни // Стандарты и качество. 2020. № 1. С. 94–97.
References
1. Viazemsky E. E. Obrazovatel’naya politika postsovetskoy Rossii i reforma obshchego is-
toricheskogo obrazovaniya [Educational policy in post-soviet Russia and reform in general history educa-
tion]. Problems of Modern Education, 2013, no. 3, pp. 5–26. (In Russ.). Available at:
http://pmedu.ru/res/2013_3_1.pdf (accessed 23.10.2023).
2. Parfenova E. N. Sistema vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya kak uslovie effektivnogo up-
ravleniya obrazovatel’noy organizatsiey [The system of internal assessment of the quality of education as a
condition for effective management of an educational organization]. Materials of conference of the Science
Publishing Centre “Sociosphere”, 2021, no. 26, pp. 8-11. (In Russ.).
3. Kosaretskiy S. G., Barannikov K. A., Belikov A. A. et al. Rossiyskaya shkola: nachalo XXI veka
[Russian school: the beginning of the XXI century]. Moscow, HSE Publishing House, 2019, 432 p. (In
Russ.).
120 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
4. Stukanova I. P., Stukanova S. S. Kachestvo obrazovaniya kak indikator i instrument povysheniya
kachestva zhizni [The quality of education as an indicator and a tool for improving the quality of life]. Stan-
dards and Quality, 2020, no. 1, pp. 94-97. (In. Russ.).
Информация об авторе
Я. В. Субботина – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий кафедрой
экономики и управления Прикамского социального института.
Information about the author
Ia. V. Subbotina – Candidate of Agricultural Sciences, Docent, Head of the Department
of Economics and Management, Prikamsky Social Institute.
Статья поступила в редакцию 03.11.2023; одобрена после рецензирования 17.11.2023;
принята к публикации 20.11.2023.
The article was submitted 03.11.2023; approved after reviewing 17.11.2023; accepted for
publication 20.11.2023.