Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АНО ВПО «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»'

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АНО ВПО «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя система оценки качества обучения / система оценки качества / система образования / internal system for assessing the quality of education / quality assessment system / education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Яна Владимировна

Внутренняя система оценки качества в высшем образовании является логичной системой оценки работы образовательного учреждения и в то же время способом повысить качество подготовки выпускников. В работе представлены данные внутренней оценки качества образования, проведенной в автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования «Прикамский социальный институт» в 2021–2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL SYSTEM FOR ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY ON THE EXAMPLE OF PRIKAMSKY SOCIAL INSTITUTE

The internal quality assessment system in higher education is a logical system for evaluating the work of an educational institution and at the same time a way to improve the quality of graduate training. The article presents the data of an internal assessment of the quality of education conducted in the Prikamsky Social Institute in 2021-2023.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АНО ВПО «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»»

Я. В. СУББОТИНА 117

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 3 (96). С. 117–120.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 3 (96). Pp. 117-120.

Научная статья

УДК 378.1

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПРИМЕРЕ АНО ВПО «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Яна Владимировна Субботина

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected]

Аннотация. Внутренняя система оценки качества в высшем образовании является логичной

системой оценки работы образовательного учреждения и в то же время способом повысить качество

подготовки выпускников. В работе представлены данные внутренней оценки качества образования,

проведенной в автономной некоммерческой организации высшего и профессионального образования

«Прикамский социальный институт» в 2021–2023 гг.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества обучения, система оценки качества, сис-

тема образования

Для цитирования: Субботина Я. В. Внутренняя система оценки качества образования на при-

мере АНО ВПО «Прикамский социальный институт» // Вестник Прикамского социального институ-

та. 2023. № 3 (96). C. 117–120.

Original article

INTERNAL SYSTEM FOR ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY

ON THE EXAMPLE OF PRIKAMSKY SOCIAL INSTITUTE

Iana V. Subbotina

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The internal quality assessment system in higher education is a logical system for evaluating

the work of an educational institution and at the same time a way to improve the quality of graduate training.

The article presents the data of an internal assessment of the quality of education conducted in the Prikamsky

Social Institute in 2021-2023.

Keywords: internal system for assessing the quality of education, quality assessment system, education

system

For citation: Subbotina Ia. V. Internal system for assessment of education quality on the example of

Prikamsky Social Institute. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 3 (96), pp. 117-120. (In Russ.).

Последние пару десятилетий в России активно разрабатывается и строится система

оценки качества образования, нацеленная на управление качеством образования с учетом

специфики отечественного образования. В 2014 г. по итогам X съезда Российского союза

ректоров (30 октября 2014 г.) с целью повышения качества образовательного процесса были

сформированы методические рекомендации для организации и проведения в образователь-

ных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образова-

ния по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, про-

© Субботина Я. В., 2023

118 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

граммам специалитета и программам магистратуры1. В настоящий момент систему оценки

качества обучения встраивают в аккредитационный мониторинг, что приводит к углублен-

ному изучению данного вопроса в вузах. Это напрямую связывается с актуальной пробле-

мой, а именно с качеством получения высшего образования в стране [1; 2; 3].

Рассмотрим внутреннюю систему оценки качества образования на примере автономной

некоммерческой организации высшего и профессионального образования «Прикамский со-

циальный институт» (далее – Институт, АНО ВПО «ПСИ»). Внутренняя система оценки ка-

чества образования (ВСОКО) представляет собой комплекс осуществляемых Институтом

мероприятий по всестороннему, полному и объективному анализу содержания и организа-

ции всех направлений образовательной деятельности Института. Цель ВСОКО – определить,

соответствует ли качество данной деятельности требованиям, установленным законодатель-

ством об образовании, в том числе федеральным государственным образовательным стан-

дартам высшего образования по соответствующим направлениям подготовки2. Учебные за-

ведения самостоятельно выстраивают перечень и этапы прохождения оценки качества обра-

зования, при этом ряд параметров у всех одинаков.

Первый этап – входной контроль: анализ результатов единого государственного экза-

мена и определение уровня подготовки студентов первого курса (входное тестирование).

Второй этап – текущий контроль знаний обучающихся, промежуточная аттестация и

анализ успеваемости студентов.

Третий этап – итоговый контроль.

В перечисленные этапы встраивается также анкетирование по уровню удовлетворен-

ности выбранным направлением обучения и качеством получаемой информации. По резуль-

татам анкетирования проводится ряд мероприятий, в их числе дополнительные консультации

для обучающихся, мероприятия, направленные на совершенствование самостоятельной ра-

боты студентов, повышение уровня образования профессорско-преподавательского состава,

актуализация образовательных программ и т. д. Самое главное в этой системе – принять пра-

вильные управленческие решения, направленные на оптимизацию и повышение качества об-

разовательного процесса. Важно, чтобы это были не пункты в отчетах, а практические шаги,

реализуемые в конкретном учебном заведении.

Чаще всего низкий уровень качества получаемого образования связан не с плохим

уровнем обучения или выгоранием профессорско-преподавательского состава от постоянно

увеличивающихся требований, а с низкой мотивацией студентов к обучению. По результа-

там статистических исследований можно сказать, что перед поступлением в учебное заведе-

ние выбирают образовательную программу в соответствии со своими способностями только

40,5 % абитуриентов. При этом 76,6 % обучающихся не посещают дополнительные занятия

или курсы, а 17,0 % готовятся к семинарам, зачетам и экзаменам исключительно по конспек-

там; учебная литература и дополнительные источники информации им не интересны для по-

лучения знаний по выбранной профессии [4].

Анкетирование студентов АНО ВПО «ПСИ» показало, что удовлетворенность выбран-

ным направлением обучения за три последних года анкетирования (2021–2023 гг.) составила

34,0…40,0 % («полностью удовлетворен») и 45,0…51,0 % («скорее удовлетворен»). Таким

образом, от 81,0 до 86,0 % обучающихся АНО ВПО «ПСИ» довольны выбранным направле-

1

О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организа-

циях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образова-

ния – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») : <письмо> Минобрнауки России от 15 февр.

2018 г. № 05-436 // Официальные документы в образовании. 2018. № 13.

2

Положение о внутренней системе оценки качества образования в автономной некоммерческой организации высшего и профессионального

образования «Прикамский социальный институт». Утв. Ученым советом АНО ВПО «ПСИ» с учетом мнения Студенческого совета АНО

ВПО «ПСИ» (протокол от 16 июня 2021 г. № 06) (с изм. и доп. от 15 дек. 2021 г., от 12 мая 2022 г.). Пермь, 2021. 13 с.

Я. В. СУББОТИНА 119

нием обучения. Если в 2021 г. только 59,0 % студентов старших курсов отвечали, что соби-

раются работать по выбранному направлению, то в 2023 г. количество таких студентов уве-

личилось до 71,0 %; при том количество студентов, у которых этот вопрос вызывает сомне-

ния, остается прежним – 28,0…33,0 %.

Профессиональные компетенции, которые оттачиваются и подтверждаются в процессе

профессиональной подготовки, в том числе на практике, у студентов вызывают вопросы.

За три года анкетирования в среднем 59,0–75,0 % студентов третьего и четвертого курсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отметили, что практика позволяет получить навыки, необходимые для будущего трудоуст-

ройства в соответствии с направлением подготовки; остальные затрудняются ответить на

этот вопрос.

Руководители практик на местах, наоборот, отмечают, что у студентов достаточно

профессиональных навыков для применения в практической деятельности, работодатели го-

товы брать выпускников института на постоянную работу по итогам прохождения практики.

Несомненно, постоянно меняющиеся условия труда, введение новых профессиональных

стандартов и требований к конечному результату заставляют работодателей повышать план-

ку требований к работникам. Доучивать или переучивать новых сотрудников часто нет воз-

можности, на это не закладываются временные и трудовые затраты в условиях производства,

поэтому высококвалифицированные и мотивированные выпускники очень ценятся на рынке

труда.

Внедрение ВСОКО в вузах позволяет отметить «болевые точки» в процессе обучения

студентов и с непосредственной помощью потенциальных работодателей оптимизировать

учебные планы и основные профессиональные образовательные программы под региональ-

ную составляющую. Опрос работодателей показал, что они на сто процентов готовы сотруд-

ничать с вузом в различных сферах, будь то организация совместных мероприятий, помощь в

сопровождении практической подготовки или трудоустройство.

Список источников

1. Вяземский Е. Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исто-

рического образования // Проблемы современного образования : интернет-журн. 2013. № 3. С. 5–26.

URL: http://pmedu.ru/res/2013_3_1.pdf (дата обращения: 23.10.2023).

2. Парфёнова Е. Н. Система внутренней оценки качества образования как условие эффективно-

го управления образовательной организацией // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2021.

№ 26. С. 8–11.

3. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов

[и др.] ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» ;

Ин-т образования. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с.

4. Стуканова И. П., Стуканова С. С. Качество образования как индикатор и инструмент повы-

шения качества жизни // Стандарты и качество. 2020. № 1. С. 94–97.

References

1. Viazemsky E. E. Obrazovatel’naya politika postsovetskoy Rossii i reforma obshchego is-

toricheskogo obrazovaniya [Educational policy in post-soviet Russia and reform in general history educa-

tion]. Problems of Modern Education, 2013, no. 3, pp. 5–26. (In Russ.). Available at:

http://pmedu.ru/res/2013_3_1.pdf (accessed 23.10.2023).

2. Parfenova E. N. Sistema vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya kak uslovie effektivnogo up-

ravleniya obrazovatel’noy organizatsiey [The system of internal assessment of the quality of education as a

condition for effective management of an educational organization]. Materials of conference of the Science

Publishing Centre “Sociosphere”, 2021, no. 26, pp. 8-11. (In Russ.).

3. Kosaretskiy S. G., Barannikov K. A., Belikov A. A. et al. Rossiyskaya shkola: nachalo XXI veka

[Russian school: the beginning of the XXI century]. Moscow, HSE Publishing House, 2019, 432 p. (In

Russ.).

120 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

4. Stukanova I. P., Stukanova S. S. Kachestvo obrazovaniya kak indikator i instrument povysheniya

kachestva zhizni [The quality of education as an indicator and a tool for improving the quality of life]. Stan-

dards and Quality, 2020, no. 1, pp. 94-97. (In. Russ.).

Информация об авторе

Я. В. Субботина – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий кафедрой

экономики и управления Прикамского социального института.

Information about the author

Ia. V. Subbotina – Candidate of Agricultural Sciences, Docent, Head of the Department

of Economics and Management, Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 03.11.2023; одобрена после рецензирования 17.11.2023;

принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 03.11.2023; approved after reviewing 17.11.2023; accepted for

publication 20.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.