Научная статья на тему 'Практическая реализация дифференцированного подхода к детям-мигрантам в образовательно-воспитательном процессе школы'

Практическая реализация дифференцированного подхода к детям-мигрантам в образовательно-воспитательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трушкина Е. А.

Статья посвящена проблеме адаптации и обучения детей-мигрантов в школе. Одним из эффективных методов успешной адаптации детей-мигрантов к новым условиям проживания является дифференцированный подход. В статье приводятся направления практической реализации дифференцированного подхода, описываются необходимые методики диагностики различных черт личности, приводится краткое описание направлений по обучению детей-мигрантов русскому языку, русской культуре, а также работе с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация дифференцированного подхода к детям-мигрантам в образовательно-воспитательном процессе школы»

ценностей и традиций семейного воспитания, повышению воспитательного, нравственного, экономического, правового, политического потенциала семьи. В результате помощь будет оказываться более широкому кругу детей, способствовать развитию их собственной активности.

Список литературы:

1. Исторический опыт социальной работы в России / Ред. Л.В. Бадя. -М., 1994.

2. Власов П. Обитель милосердия. - М.: Рабочий, 1991.

3. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 357. - Л. 30.

4. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). - Ф. 72. - Оп. 1.

- Д. 2. - Л. 74.

5. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). - Ф. 1124. -Оп. 1. - Д. 3. - Л. 43.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ-МПГРАНТАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

© Трушкина Е.А.*

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

Статья посвящена проблеме адаптации и обучения детей-мигрантов в школе. Одним из эффективных методов успешной адаптации детей-мигрантов к новым условиям проживания является дифференцированный подход. В статье приводятся направления практической реализации дифференцированного подхода, описываются необходимые методики диагностики различных черт личности, приводится краткое описание направлений по обучению детей-мигрантов русскому языку, русской культуре, а также работе с родителями.

В последнее десятилетие, в связи с увеличившимся числом трудовых мигрантов в России и детей-мигрантов, обучающихся в школах, в современных образовательных учреждениях наметилась тенденция к появлению новой формы дифференциации обучения - дифференциации по национальному признаку.

Задачами данного вида дифференциации являются:

1. введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;

* Аспирант кафедры Педагогики.

2. обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;

3. обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей-мигрантов;

4. выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;

5. обеспечение каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей [1, с. 35].

Цель дифференциации обучения по национальному признаку - это успешная социально-психологическая адаптация детей-мигрантов к новым условиям жизни, предоставление им качественного образования.

Такая форма дифференциации предполагает создание школ с этнокультурным компонентом или создание подобных классов внутри школы.

Однако на наш взгляд подобная дифференциация не является удачной, так как дети-мигранты оказываются изолированными от своих русских сверстников, что зачастую приводит к росту националистических настроений в школе, к увеличению числа межнациональных конфликтов, к проявлению социально-психологической дезадаптации детей-мигрантов.

Поэтому мы считаем, что наиболее успешной формой дифференциации обучения по национальному признаку является внутриклассная дифференциация детей. При этом дети-мигранты и русские дети учатся в одном классе, сидят за одной партой. Это помогает преодолеть отчуждение детей друг от друга, создает атмосферу взаимопомощи и поддержки, помогает включению ребенка в активную социальную и школьную жизнь на любом уровне. Также подобная форма дифференциации поможет в воспитании в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.

При работе с детьми-мигрантами должны учитываться их психологические и национальные особенности, ценностные ориентации и мотивы.

Таким образом, дифференцированный подход к детям-мигрантам предполагает обязательный учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, различное построение учебного процесса при работе с детьми-мигрантами и русскими детьми, а также создание условий для развития самобытности каждой личности и развитие механизмов самоактуализации личности.

Практическая реализация дифференцированного подхода к детям-мигрантам должна проводится по нескольким направлениям.

Первое направление - диагностическое. Для эффективной реализации дифференцированного подхода к детям-мигрантам необходимо определить исходный уровень социально-психологической адаптации детей-мигрантов

к российской школе, а также определить уровень толерантности в учащихся. На данном этапе проводится отбор методик диагностики в соответствии с показателями эффективности использования дифференцированного подхода к детям-мигрантам в образовательно-воспитательном процессе школы:

- социально-психологическая адаптации детей-мигрантов;

- позитивное принятия себя и других;

- благоприятный психологический климат в первичном детском коллективе;

- толерантность учащихся и учителей.

При отборе методов диагностики следует исходить из предположения о том, что использование дифференцированного подхода к детям-мигран-там в школе будет эффективным, если методы психолого-педагогической диагностики будут удовлетворять следующим условиям:

- возможность объективно отследить успешность социально-психологической адаптации детей-мигрантов к школьным условиям;

- доступность методов исследования для учителей в школе.

Поэтому на данном этапе могут применяться следующие методики: методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики уровня толерантности; методика оценки знаний о культуре России.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) [2].

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». При эффективной реализации дифференцированного подхода к детям-мигрантам личностная и ситуативная тревожность становится умеренной (уровень «полезной тревоги»).

Эффективность педагогической деятельности, в том числе и воспитательной, по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка: характер его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого. Для этого использовалась методика определения уровня толерант-

ности [4]. Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированно-сти толерантности (или нетолерантности) у школьников. Выделяют четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.

Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия, а также в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Люди, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.

Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода инто-лерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в школе.

Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с

какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

Проявление высокого уровня толерантности учащихся и учителей школы является одним из условий успешной социально-психологической адаптации детей-мигрантов.

Для определения успешности социально-психологической адаптации мы использовали методику диагностики К. Роджерса и Р. Даймонда [3]. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Знания о культуре страны нового проживания являются одним из внутренних условий успешной адаптации детей-мигрантов к новому образу жизни. Нами был составлен опросник, позволяющий оценить знания детей-мигрантов о культуре и традициях России.

Второе направление - изучение русского языка детьми-мигрантами. Как отмечает Т.Г. Стефаненко «первым шагом к успешной адаптации является знание языка, которое не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить уважение «хозяев» [4]. У большинства из детей-мигрантов наблюдаются определенные трудности в овладении языком. При проведении занятий необходимо использовать методики, применяемые при обучении иностранному языку. Однако проведение занятий по русскому языку требует дифференциации учащихся по признаку обученности. Это связано с тем, что дети-мигранты по-разному владеют русским языком. Такая дифференциация, по мнению ИМ. Осмоловской, наиболее комфортна для учащихся, так как разделение на группы происходит неявно, а ученики имеют возможность переходить из группы в группу [3, с. 16].

Кроме учета уровня обученности русскому языку, необходимо, на наш взгляд, также учитывать возрастные и гендерные различия учащихся.

Занятия по русскому языку будут способствовать формированию у де-тей орфографических и фонетических навыков, развитию памяти, творческого и образного мышления, развитию умений связанного построения

диалога и монолога, совершенствованию речевой активности, воспитанию внимательного отношения к собеседнику, умению правильно вести диалог.

Целью третьего направления является изучение культуры и традиций России. Работа по данному направлению предполагает изучение детьми-мигрантами истоков возникновения традиций и особенностей русской культуры и традиционных народных промыслов, изготовление поделок своими руками, знакомство с русскими праздниками, а также изучение особенностей жизни и традиций в семье. Подобные занятия расширению знаний учащихся о культуре России, воспитанию у детей-мигрантов толерантного отношения к культуре страны проживания (России), развитию творческого и ассоциативного мышления.

Четвертое направление - работа с родителями. Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний по теме «Что такое толерантность?», участие родителей во внеклассных мероприятиях. Работа с родителям очень важна, так как мнение родителей влияет на отношение детей к представителям других национальностей.

Работа с детьми-мигрантами по всем четырем направлениям, включение в эту работу учащихся-россиян, учителей, родителей приведет к созданию благоприятного психологического климата в школе, повышению уровня толерантности учащихся всех национальностей и учителей. А это, в свою очередь, приведет к личностным изменениям учащегося-мигранта (умеренная тревожность, коммуникабельность, толерантность ребенка-мигранта, углубление его знаний о России). Результатом подобных личностных является успешная социально-психологическая адаптация.

Список литературы:

1. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А., Савченко Т.В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. - М.: Издательский дом «Этносфера», 2008. - 112 с.

2. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psychology.net.ru/articles/ contentA088977507.htm1.

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.syinst. ги/ИЪгату^р?ра11=а111с1е&М=2169.

4. Методика диагностики уровня сформированное™ толерантности у школьников [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.74213np.edu-site.ru/p118aa1.htm1.

5. Осмоловская ИМ. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. - 2001. - № 6. - С. 16-18.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gumer.info/bib1iotek_Buks/Psiho1/stef/15.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.