Научная статья на тему 'Практическая направленность работы со студентами технического вуза: новые формы'

Практическая направленность работы со студентами технического вуза: новые формы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНТЕКСТНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / INTERACTING FORMS / COMPETENCE APPROACH / TECHNOLOGICAL CONTEXT LEARNING PROCESS / MOTIVATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна

Рассматриваются новые формы взаимодействия со студентами. Практическая направленность форм является проявлением компетентностного подхода в образовании. Представлены мотивационные аспекты их внедрения в учебно-профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL DIRECTIVITY OF JOB WITH STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE: NEW FORMS

New forms of interacting with students are observed. Practical directivity of forms is exhibiting competence approach in education. Motivational aspects of their heading are introduced to educational-professional work.

Текст научной работы на тему «Практическая направленность работы со студентами технического вуза: новые формы»

требует ее целенаправленного формирования через обучение проектировочной деятельности и практический опыт ее реализации (таблица).

Научный стиль мышления педагога включает такие необходимые качества, как диалектичность, системность, логичность, широту видения проблем и возможных последствий их решения.

Условия эффективного проектирования педагогических систем как средства развития профессионального образования таковы: установка педагога на инновации, высокий уровень мотивации; анализ технологических ресурсов — материальных, кадровых, финансовых и т. д.; умение проектировать, технологически реализовывать проект и осуществлять рефлексивный анализ результатов; способность к целеполаганию и распределению целей; целенаправленная организация и анализ деятельности; умение осваивать свой опыт через рефлексию, выражать его в технологической форме; способность к самовыражению; видение «старения» технологии и умение перестраивать ее.

Таким образом, развитие педагогических систем — важнейший внутренний резерв повышения качества и эффективности образовательного результата, а системное проектирование — путь к эффективному выявлению и использованию этого резерва.

Список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2019 годы / Распоряжение Правительства РФ от 03.08.2005 г., № 1340-р.

2. Поташник, М.М. Как подготовить проект на получение грантов: методическое пособие / М.М. Поташник — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

3. Горбунова, Т.В. Проектирование технологии дифференцированного обучения учащихся: учебное пособие / Т.В. Горбунова. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. — 96 с.

4. Горбунова, Т.В. Проектная культура в технологическом образовании: метод. пособие для учителей технологии и студентов инженерно-педагогических факультетов (специальность — «Технология и предпринимательство») / Т.В. Горбунова. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002. — 112 с.

УДК 378+371

Н.Н. Иванова, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

практическая направленность работы

со студентами технического

В настоящее время наблюдается тенденция усиления в обучении профессиональных функций, ориентированных на самостоятельность и ответственность специалиста, его способность идентифицировать собственные профессиональные и образовательные потребности в условиях инновационных и кризисных экономических преобразований. Знание становится не единственным источником долговременного, устойчивого и конкурентного преимущества специалиста, умеющего самостоятельно и критично мыслить, обладать культурной речью, способностью к сотрудничеству, коммуникативностью, способностью к самостоятельному принятию решений, взять на себя ответственность, стремиться к качеству в работе. Чем богаче будет натура специалиста, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности, поэтому компетентностный подход является тем источником, который питает эволюционное развитие всей образовательной системы.

Как показали исследования, в которых приняли участие 276 студентов Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) имени К.Д. Глинки факультетов профессионально-педагогического, агрохимического, технологического, тех-

ВУзА: НОВыЕ формы

нологии животноводства и товароведения, 48 студентов физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) и 52 студента инженерноэкономического факультета Воронежского государственного технического университета (ВГТУ), до 40 % из них имеют уровень коммуникативных способностей ниже среднего уровня и только 25 % студентов имеют организаторские способности выше среднего уровня, что явно недостаточно для потенциальных руководителей различных типов учреждений и организаций. Кроме того, сотрудничество как предпочтительный выход из конфликтной ситуации выбирают менее 20 % студентов (таблица).

Современная ситуация на рынке труда показывает, что углубляется разрыв между теоретической подготовкой специалиста и возможностью приобрести реальный опыт, сформировать необходимые профессиональные качества и развить профессиональные способности. Таким образом, актуальным является противоречие между традиционными взаимоотношениями в процессе обучения и теми формами взаимоотношений, которые будут доминировать в жизни будущих специалистов.

Результаты эксперимента и анализ, проведенный по учебным программам, показывает, что планируемая учебнопрофессиональная деятельность не позволяет студентам в достаточной степени освоить социальный контекст, те отношения, которые учат не предметным действиям, а социальным поступкам, формируют умение социального взаимодействия и общения.

В связи с этим возникает проблема технологической контекстно-сти процесса обучения в вузах, которая рассматривается как обусловленность динамики, уровня профессионального развития образовательных и профессиональных технологий, применяемых в конкретных социальноэкономических условиях [1].

Формирование соответствующих компетенций специалиста невозможно без наличия специальной методической подготовки, а ориентированность на профессиональную деятельность и тесную связь с практикой является инструментом последующей его адаптации к будущей профессии. Поэтому формы подготовки студентов должны быть приближены к видам будущей деятельности, а глубокая рефлексивная практика и наличие положительного эмоционального фона является необходимым условием формирования мотивации учебно-профессиональной подготовки [2].

Так, в ходе проводимого исследования на базе инженерноэкономического факультета ВГТУ в рамках подготовки специалистов по специальности 080505 «Управление персоналом» было создано студенческое кадровое агентство — СКА, которое является инновационной формой учебнопрофессиональной подготовки, позволяющей прогнозировать процессы развития компетентности студентов (рисунок).

Планирование деятельности СКА осуществляется на основе следующих положений: принцип активности — осознание молодежью своих интересов и способностей, выработка индивидуального

Результаты диагностики студентов

Содержание диагностики Количество студентов, ответивших положительно, %

ВГАУ ВГПУ ВГТУ

Предпочтительные выходы из конфликтной ситуации:

• сотрудничество 19 13 15

• соперничество 29 27 31

• избегание 7 18 13

• компромисс 30 26 31

• приспособление 15 16 13

Проявление способностей: коммуникативных

• низкий уровень 5 4 3

• ниже среднего 35 29 31

• средний 40 48 44

• выше среднего 14 10 11

• высокий уровень 6 7 11

организаторских

• низкий уровень 23 10 9

• ниже среднего 10 20 20

• средний 42 47 50

• выше среднего 20 11 10

• высокий уровень 5 12 11

стиля деятельности, построение сценариев своего профессионального становления; принцип индивидуального подхода — осуществлять работу, исхо-

Схема управления СКА

дя из интересов конкретного студента и опираясь на его добровольное участие.

Решение первой задачи, стоящей перед агентством, — своевременное информирование руководства вуза о проблемах студенческой молодежи — находится в ключе информационнообразовательного направления деятельности СКА и обусловлено социально-экономической ситуацией на рынке труда, необходимостью проведения комплекса специальных мер содействия по нахождению базы практики, особенно преддипломной, и оказания помощи студентам, не обеспеченным общежитием и обучающимся на коммерческой основе. Информирование позволяет оперативно решать возникающие проблемы, содействовать проведению профилактических мероприятий по предупреждению девиантного поведения, распространению алкоголизма и наркомании среди студентов. Кроме того, информация о тенденциях спроса на те или иные специальности на рынке труда, предоставляемая руководству вуза, может влиять на корректировку планов подготовки специалистов, открытие новых специальностей, проведение профориентационной работы с абитуриентами. Средствами достижения результата являются социологические исследования, реализация образовательных программ агентства, разработка информационных листков по дополнительному обучению и т. п.

Вторая задача — создание условий для организации занятости студентов во внеаудиторное время — решается в несколько этапов. На первом этапе — теоретическом — силами студентов осуществляется разработка организационной структуры агентства, устава, должностных инструкций работников, отбор методик, знакомство с источниками информации о занятости населения, углубление знаний по законодательству РФ, разработка содержания адаптационных анкет и информационных листков «Ступени карьеры», символики и т. п. Результатом деятельности является повышение активности, самообразование, формирование профессиональных навыков и профессионально важных качеств, повышение информационной и юридической грамотности студентов. На втором этапе — материально-техническом — осуществляется работа по оборудованию помещения агентства необходимыми средствами — оргтехникой, стендами, методической литературой, расходными материалами и т. п. Результат — создание офиса для осуществления деятельности. На третьем этапе — функциональном — проводится мониторинг рынка труда, создание «Банка вакансий» и «Банка предложений», информационной базы «Поиск», осуществляется связь с муниципальными учреждениями и организациями по трудоустройству молодежи на постоянной основе (полная занятость), привлечению к временным работам для подработки, про-

110

водятся мероприятия по адаптации первокурсников, при необходимости осуществляется реализация дополнительных образовательных программ. Планируемый результат — понимание механизма функционирования рынка труда, повышение самостоятельности, решение проблем трудоустройства привлеченной молодежи.

Решение третьей задачи — оказание помощи в преодолении трудностей профессионального становления и адаптации — сопряжено с расширением деятельности СКА, увеличением числа решаемых задач. Студенты — сотрудники СКА самостоятельно и автономно функционируют как реальная кадровая служба. Планируемый результат — расширение численности вовлеченных в деятельность СКА студентов и увеличение числа оказываемых услуг. Консультационная помощь со стороны профессорско-преподавательского состава носит когнитивный характер и оказывается для составления силами персонала СКА (частичного обновленного по объективным обстоятельствам ухода студентов старших курсов) перспективного плана работы, для проведения исследовательских работ по прогнозированию изменений в тенденциях рынка труда, для совершенствования деятельности агентства. Кроме того, решаются индивидуальные правовые и психологические проблемы студентов. Такая форма работы имеет большой мотивационный потенциал, так как созданы условия для открытого, прямого общения.

Цели когнитивного консультирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий и учебно-профессиональной деятельности студентов оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у каждого из них: повышение функциональной грамотности — восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, владение приемами безопасной работы, формирование познавательных компетенций, усиление роли рефлексии, самообразования, самообучения, самоорганизации, самоконтроля и др.; развитие интеллектуального потенциала — способность вербализовать трудовые операции, понимание постановки теоретических и практических задач, осознанное восприятие новой информации, развитие методических компетенций по использованию информационных баз данных, рациональному планированию своей деятельности, взаимодействию с другими; формирование эмоционально-волевых качеств — стремление выполнять поставленные задачи, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям, советам и дружелюбное взаимодействие с другими людьми, выбор темпа выполнения деятельности, успешное преодоление познавательных барьеров, способность запрашивать информацию и получать помощь и др.; формиро-

вание базовых профессиональных компетенций — умение правильно устанавливать целесообразные отношения с другими людьми, способность взять на себя ответственность, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. Таким образом, когнитивное консультирование, как новая форма взаимодействия, дает возможность более полно реализовать взаимосвязь теории и практики в учебно-профессиональной деятельности студентов. В этом и заключается образовательный эффект от создания студенческого кадрового агентства.

К количественным показателям эффективности создания самостоятельно функционирующих и профессионально-ориентированных студенческих групп, таких как кадровое агентство, можно отнести: число студентов, непосредственно задействованных в деятельности на постоянной основе; экономический эффект за счет сокращения бюджетных затрат вуза на проведение профориентационной работы в школах города и области по увеличению числа абитуриентов; экономический эффект, получаемый вузом за счет обучения студентов по дополнительным программам профессиональной подго-

товки фирмами и организациями, заинтересованными в последующем их трудоустройстве.

К качественным показателям эффективности такой формы взаимодействия со студентами относятся: увеличение времени занятости студентов в социально значимой деятельности во внеаудиторное время; усиление воспитательной работы за счет реального примера, который студенты — сотрудники СКА демонстрируют в ходе его реализации; повышение творческой активности студентов за счет вовлечения в социологические и психологические исследования; повышение профессиональной подготовки в ходе выполнения конкретных мероприятий согласно плану работы СКА; увеличение самостоятельности студентов и их самоактуализация.

Список литературы

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. — М.: МПСИ, 2005. — 216 с.

3. Иванова, Н.Н. Мотивационная технология обучения / Н.Н. Иванова, З.Д. Жуковская. — М., Воронеж: ИЦПКПС, 2007. — 186 с.

УДК 37.01:159.9

Л.В. Львов, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Челябинский государственный агроинженерный университет»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА «ТЕОРИЯ-ПРАКТИКА-ТЕОРИЯ»

идактическое проектирование на основе компе-тентностного подхода исследовали А.А. Кива, В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов [1]. В педагогическом проектировании В.С. Безрукова выделяет этапы моделирования, проектирования и конструирования. Особое значение имеют первые два этапа, так как конструирование, являясь заключительным этапом, направлено на дальнейшую детализацию созданного проекта, приближающую его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Проектирование инвариантного компонента нормативно-прогностической модели образовательной компетентностно-контекстной технологии основано на совокупности общедидактических принципов образовательного процесса дополненными принципами, положенными в основу создания модели.

Закономерности рассматриваются как проявление законов, отражающих эмпирически установленные зависимости. Хотя закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса, она зачастую еще не осознана и не имеет четкой формулировки. Учет массового характера педагогических явлений как разновидности социальных позволяет утверждать, что педагогические закономерности носят статистический, вероятностный характер и проявляются в виде тенденций.

В свою очередь закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах. Переход от закономерности к принципу означает переход от сущего к разработке норм

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.