Научная статья на тему 'Профессиональная ситуация как модель организации самостоятельной учебной деятельности при обучении опосредованному общению на иностранном языке'

Профессиональная ситуация как модель организации самостоятельной учебной деятельности при обучении опосредованному общению на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL SITUATION / DYADIC MODEL / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Н. А., Артемова О. Г., Гализина Е. Г.

В статье представленa характеристика профессиональной ситуации как модели организации самостоятельной учебной деятельности студентов технического вуза при их обучении иноязычному опосредованному профессиональному общению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Н. А., Артемова О. Г., Гализина Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SITUATION AS A MODEL OF SELF-ORGANIZED EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE INDIRECT COMMUNICATION TEACHING

The paper deals with the characteristics of a professional situation as a model of self-organized educational activity of students in the process of foreign language indirect communication teaching

Текст научной работы на тему «Профессиональная ситуация как модель организации самостоятельной учебной деятельности при обучении опосредованному общению на иностранном языке»

УДК 371 (075)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОПОСРЕДОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Н.А. Мальцева, О.Г. Артемова, Е.Г. Гализина

В статье представлена характеристика профессиональной ситуации как модели организации самостоятельной учебной деятельности студентов технического вуза при их обучении иноязычному опосредованному профессиональному общению

Ключевые слова: профессиональная ситуация, дидактическая модель, иноязычное профессиональное общение

В современном Федеральном

государственном образовательном стандарте закладывается новый социальный заказ на уровень и качество подготовки специалиста XXI века. Он диктует острую необходимость владения иностранным языком квалифицированным выпускником вуза. Знание иностранного языка становится необходимым условием поддержания своего образовательного потенциала и высокой профессиональной мобильности на протяжении всей трудовой деятельности в мире, где происходят постоянные изменения. В деятельности преподавателя иностранного языка осуществляется переориентация от передачи знаний к управлению процессом формирования познавательной деятельности. А это, в свою очередь, обусловливает увеличение доли творческих работ, в объеме которой преобладающую роль играет самостоятельная учебная деятельность (СУД). Ее задачей является как системное усвоение знаний, так и развитие профессиональных качеств и творческих способностей обучающихся.

Особенности организации языковой подготовки студентов требуют не только формирования и развития навыков и умений в области основных видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), но и самостоятельной деятельности в реальных деловых ситуациях. Общая цель обучения заключается в формировании способности студентов

осуществлять адекватные речевые действия на иностранном языке в ситуациях

профессионального общения. Для этого необходимо, чтобы студенты умели находить, анализировать и использовать информацию, позволяющую успешно ориентироваться в основных проблемах профессиональной

Мальцева Наталья Александровна - ВГТУ, канд. пед. наук, доцент, тел. (473) 252-38-56 Артемова Ольга Григорьевна - ВГТУ, канд. филол. наук, доцент, тел. (473) 252-38-56 Гализина Елена Григорьевна - РГСУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: olgaartemova65@yandex.ra

деятельности. Студенту важно уметь определять информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость проблем, описываемых в учебных текстах и научных статьях; на основе полученной информации формулировать свои собственные суждения и умозаключения, а также выявлять новые закономерности. Это подразумевает овладение студентом способностью творчески перерабатывать фактическую информацию, что позволяет развивать профессионально значимые виды

интеллектуальной деятельности. И здесь чтение иноязычной технической литературы необходимо рассматривать и как цель, и как средство развития основных творческих способностей, таких как: способность выявлять противоречия в излагаемом материале; способность обосновать и аргументированно обосновать свою точку зрения; способность формулировать собственные суждения.

Таким образом, решение дидактических и методических задач требует выбора определенной системы обучения иностранному языку в неязыковом (техническом) вузе и определяет выбор управления всем педагогическим процессом. Это может быть дидактическая модель, для разработки которой используется ряд дидактических подходов и принципов обучения иноязычному опосредованному профессиональному общению; деятельная теория усвоения (Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С., Талызина Н.Ф.), личностноориентированный (Зимняя И.А., Кулютин Ю.Н.), контекстный (Вербицкий А.А.), ситуативный (Фоломкина С.К.), системный (Бим И.Л., Штульман Э.А.) подходы.

Системный подход предполагает рассмотрение любого предмета как системы, обладающей определенной структурой. Но системность понимается нами не с точки зрения обучения иностранному языку как системе языка в целом, а с точки зрения систематизации тщательно отобранного лингвистического учебного материала для конкретных целей обучения , в данном случае - для организации самостоятельной учебной деятельности студентов при обучении опосредованному общению.

Разработка технологии, задающей систему перехода от учебной к профессиональной деятельности, возможна в рамках теории контекстного обучения, в которой осуществляется перенос акцента обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента.

В контекстном обучении А. А. Вербицкий выделяет три базовых формы деятельности: учебная деятельность академического типа с ведущей ролью лекции и семинара; квазипрофессиональная деятельность

(профессиональные ситуации); учебнопрофессиональная деятельность (производственная практика, «реальный» диплом).

Базовым формам деятельности обучающихся поставлены в соответствие три обучающих модели: семиотическая, имитационная и социальная.

В структуре контекстного обучения большим потенциалом обладает использование имитационной модели обучения, которая позволяет наиболее полно использовать информацию в профессиональных ситуациях опосредованного общения.

Преимуществом имитационной модели является принцип ее расщепления на блоки с возможностью последующей индивидуальной верификации. Дискретность модели позволяет использовать ее частями, повторять, при необходимости, отдельные части модели.

Использование инфокоммуникационных технологий дает возможность изменить функции обучающего и обучающегося, позволяет имитировать функции управления, контроля, информации.

Предлагаемая модель организации СУД на основе профессиональных ситуаций с использованием модульного подхода опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий, с постепенным нарастанием использования профессионально-значимой

информации в предметной области.

Первый этап - минимизация знаний по специальности - реализуется на основе первого блока профессиональных ситуаций,

инициирующих поисковую самостоятельность. Второй этап - продвинутый - реализуется на основе второго блока профессиональных ситуаций, инициирующих творческую самостоятельность. Третий этап, реализуемый на основе третьего блока профессиональных ситуаций, инициирует научноисследовательскую самостоятельность.

Исходя из уровней творческого понимания читаемого, видов текста, целей чтения выделяются три группы умений, необходимых для формирования СУД при обучении профессионально-ориентированному опосредованному общению: 1. Умения,

обеспечивающие творческое понимание читаемого в процессе поисковой, коммуникативно-

познавательной деятельность, которая включает

поиск логико-смысловых отношений различных типов, например: между обоснованным и

необоснованным утверждением, между

стереотипным и оригинальным решением и т. д.; аргументированное обоснование своего выбора с использованием текстовой информации, доказательство по аналогии с предложенным. Формирование этой группы умений позволяет развивать логическое мышление учащихся. 2. Умения, обеспечивающие творческое понимание читаемого в процессе деятельности, содержащей элементы творчества (умения установить характер логико-смысловых отношений, умения обосновать свое решение с использование дедуктивного или индуктивного способа и т. д.). умения этой группы развивают критическое мышление читающих. 3. Умения, обеспечивающие творческое понимание читаемого в процессе деятельности, содержащей элементы исследования (умения вывести заключения из нескольких посылок, сформулировать новые суждения по содержанию прочитанного; интерпретировать положения текста «если..., то ...» и т.д.). В процессе формирования этих умений развивается инверсионное мышление учащихся.

Являясь имитацией жизненно-важного поведения, проблемная профессиональная

ситуация выступает как специфическая форма его моделирования, поскольку она возникает и выполняет роль в ходе формирования наиболее сложных форм поведения человека. Следовательно и мы рассматриваем профессиональную ситуацию как форму имитационного моделирования, как специфическую модель взаимодействия субъектов в обстановке имитации будущей профессиональной деятельности, в ходе которой участники ситуации формируют и совершенствуют определенные умения.

Использование профессиональных ситуаций преследует ряд дидактических и воспитательных целей. В области дидактики это: 1. закрепление системы знаний в определенной области; 2. обеспечение необходимости многократного повторения языкового материала; 3.

совершенствование навыка выбора нужного речевого действия для подготовки к ситуационной речи вообще; 4. развитие коммуникативных умений разного рода; 5. выработка системных умений поиска, анализа и принятия решений в области изучаемого материала; 6. совершенствование навыка принятия коллективных решений.

Воспитательными целями, реализуемыми в рамках профессиональных ситуаций, являются: 1. развитие творческого мышления; 2. обеспечение психологической готовности учащихся к профессионально-ориентированному иноязычному общению; 3. преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения; 4. сплочение коллектива.

Профессиональная ситуация как активная форма обучения, характеризуется следующими признаками: 1. моделирование типичных,

актуальных профессиональных ситуаций с целью тренировки в речевом общении; 2. проблемный характер моделируемых ситуаций; 3. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

4. наличие критериев, по которым оцениваются действия участников ситуации.

Важным специфическим признаком профессиональной ситуации является ее связь с функциями, проблемами профессионального общения. Проектирование профессиональной ситуации в процессе подготовки к общению связано с реализацией будущих профессиональных функций обучающихся: информационной,

логизирующей, развивающей, мотивационной и коммуникативной.

Информационная функция

профессиональной ситуации раскрывается в зависимости от объема информации, заложенной в ситуацию профессионального общения, и от коммуникативной компетенции обучающегося.

Логизирующая функция подразумевает логическое структурирование знаний и умений профессионального общения.

Развивающая функция связана с овладением процессами преобразования мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия и классификация), формированием навыков и умений профессионального общения.

Мотивационная функция связана с развитием мотивационной сферы

профессионального общения. В процессе создания профессиональной ситуации должны присутствовать мотивы, включающие

мыслительный и эмоциональный аспекты. Данные аспекты являются мощным средством развития интереса у частников к профессиональному взаимодействию.

Актуальность коммуникативной функции обусловлена самой сущностью профессионального общения. Она обеспечивает развитие умения вступать в контакт друг с другом.

Таким образом, в процессе обучения с использование инфокоммуникационных

технологий источником информации является сама среда, а процесс обучения приобретает творческий характер. Ставя вопросы, требующие развернутых ответов, организуя дискуссии между обучающимися, предлагая проблемы для группового решения, обучающий создает обстановку, в которой рождаются и распространяются новые знания. Обучающиеся активнее участвуют в процессе собственного обучения, осознавая, что таким образом они приобретают профессионально значимые умения и навыки, а, следовательно, обретают готовность к реальному профессиональному взаимодействию, в результате чего обучение становится эффективнее.

Литература

1. Беляков М.В. Новые технологии в преподавании иностранных языков / М.В. Беляков, О.И. Максименко // Филолог. науки в МГИМО: Сб. науч. тр. - М.: МГИМО, 2001. - С. 116-121.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // М: Логос, 2009. - 334 с.

3. Веремейчик О.В. Цель обучения иностранным языкам как социально- педагогическая и методическая категория / О.В. Веремейчик // Вестник МГЛУ - 2009. - № 1. (15) -С. 7-11.

4. Комарова Э.П. Формирование иноязычной профессиональной компетенции на основе проблемномодульной технологии / Э.П. Комарова // Перспективы науки, 2011.20 - С. 176-178.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

6. Комарова, Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С.

25-27.

7. Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

Воронежский государственный технический университет Российский государственный социальный университет (г. Москва)

PROFESSIONAL SITUATION AS A MODEL OF SELF-ORGANIZED EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE INDIRECT COMMUNICATION TEACHING

N.A. Maltseva, O.G. Artemova, E.G. Galizina

The paper deals with the characteristics of a professional situation as a model of self-organized educational activity of students in the process of foreign language indirect communication teaching

Key words: professional situation, dyadic model, foreign language professional communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.