Научная статья на тему 'Дидактическая модель формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей'

Дидактическая модель формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / CONTEXTUAL LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царенкова Валерия Валерьевна, Шпановская Светлана Ивановна

В статье рассматриваются проблемы совершенствования профессионально-иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей в условиях компетентностного подхода. Описывается модель дидактической системы формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей. Показывается, что данная технология направлена на восприятие и усвоение готовых форм социального опыта носителей языка, а также на интеграцию приобретенного социального опыта, его активное воспроизведение и использование для решения социально-коммуникативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of improving the quality of teaching foreign languages to civil engineering students when competence-based approach is used to setting teaching objectives and planning the results of education. The authors describe the model of the didactic system for developing foreign language competence of engineering students in their professional domain. On the basis of this approach lies a complex of reflexive and estimating procedures contributing to conceptual self-determination, self-organization and self-education of the student in his professional and social activity.

Текст научной работы на тему «Дидактическая модель формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей»

УДК 811.111:37.016-043.86

В. В. Царенкова, старший преподаватель (БГТУ); С. И. Шпановская. преподаватель (БГТУ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования профессионально-иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей в условиях компетентностного подхода. Описывается модель дидактической системы формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей. Показывается, что данная технология направлена на восприятие и усвоение готовых форм социального опыта носителей языка, а также на интеграцию приобретенного социального опыта, его активное воспроизведение и использование для решения социально-коммуникативных задач.

The article deals with the problems of improving the quality of teaching foreign languages to civil engineering students when competence-based approach is used to setting teaching objectives and planning the results of education. The authors describe the model of the didactic system for developing foreign language competence of engineering students in their professional domain. On the basis of this approach lies a complex of reflexive and estimating procedures contributing to conceptual self-determination, self-organization and self-education of the student in his professional and social activity.

Введение. Несмотря иа множество инноваций, которые внедряются в образовательный процесс, обучение по-прежнему остается ориентированным на простое развитие знаний, умений и навыков, а методы обучения - репродуктивными.

Интеграция системы высшего образования в мировое образовательное пространство, а также коренные изменения в самом характере образования, его ориентация на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, мобильность и конкурентоспособность будущих специалистов как на национальном, так и на мировом рынках труда вызывают необходимость нового подхода к проектированию целей и результатов образования. В проекте стандартов высшего профессионального образования в качестве более полного, личностно- и социально-интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетенция».

Основная часть. В педагогическом контексте принимают следующие определения: компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, под компетенцией будем понимать некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке студента, под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество [1].

В системе инновационного инженерного образования компетентностный подход реали-

зуется в комплексной подготовке будущих инженеров к профессиональной деятельности, которая предполагает ориентацию на международные стандарты качества подготовки специалистов в области техники и технологии. Изучение международных требований к подготовке квалифицированного специалиста-инженера показывает, что профессиональная компетентность инженеров в настоящее время определяется не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и развитием таких общих (личностных) компетенций, как:

- понимание сущности профессии инженера, обязанности служить обществу, профессии и осознание ответственности за инженерные решения, в том числе в социальном и экологическом контексте;

- способность эффективно работать индивидуально и как член команды;

- умение использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и в социуме (написание отчетов, презентация материалов, выдача и прием ясных и понятных инструкций);

- владение иностранными языками, достаточное для общения при работе в международных командах;

- осведомленность в вопросах проектной деятельности;

- творческий поиск в рамках профессии, осознание необходимости и способность самостоятельного обучения в течение всей жизни.

В условиях глобальной экономической интеграции и взаимозависимости, требующей многостороннего международного сотрудничества и совместных инициатив, одной из наиболее актуальных компетенций инженера становится высокий уровень владения иностранным язы-

Филология

183

ком, обеспечивающий возможность эффективной реализации профессиональной деятельности на национальном и международном рынках труда. В данном контексте особое значение приобретает проблема совершенствования ино-

компетенции, которая в соответствии с документом Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» представляет собой многокомпонентное явление и заключает в себе три аспекта: лингвистический, социолингвистический и прагматический. Лингвистические компетенции включают знание лексики, фонологии, синтаксиса, а также знания, связанные с другими аспектами языковой системы. Социолингвистические компетенции обусловлены социокультурными условиями использования языка. Сюда относится восприимчивость к правилам поведения в обществе: нормы вежливости, правила, регулирующие взаимоотношения между полами, разными поколениями, классами и социальными группами, а также языковая кодификация основных норм и ритуалов, принятых в обществе. Прагматические компетенции связаны с функциональным использованием языковых средств в речевой деятельности.

Профессионально-иноязычная подготовка студентов инженерных специальностей в вузе проводится в рамках особого направления в иноязычном образовании, получившего название «иностранный язык для профессиональных целей» (Language for Specific Purposes) или «профильно-ориентированная подготовка по иностранному языку». «Под профильно-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или учебной специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения» [2].

Выделяют основные моменты, характеризующие курс английского языка для профессиональных целей (АПЦ), а именно:

ного текста) с последующим использованием информации и т. д.;

3) учет профессиональных потребностей и личностных интересов обучающихся (профессионально значимая тема и ситуации, используемые при обучении языку, аутентичные задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, и т. д.) способствует высокой мотивации при изучении АПЦ;

4) в отличие от общеобразовательной иноязычной подготовки, АПЦ имеет междисциплинарный характер и предполагает наряду с формированием иноязычной коммуникативной компетенции развитие общих компетенций, необходимых в сфере профессиональной деятельности.

Для решения задачи совершенствования профессионально-иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей была разработана модель дидактической системы, целью которой является формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей, выступающей как способность и готовность будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, работать с научно-технической литературой и документацией на иностранном языке, выполнять поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта в области выбранной специализации.

Формирование профессионально-иноязычной компетентности обеспечивается через усвоение студентами содержания профессионально-иноязычной подготовки, состоящей из базового

студентами уровня овладения профессионально-иноязычной компетентностью; систему тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля; комплект аутентичных текстов по специальности для оценки уровня сформированных навыков чтения и понимания коммуникативного смысла специального текста; перечень тем и ситуаций профессионального общения для оценки навыков устного общения; методические рекомендации по организации и проведению контрольно-оценочных мероприятий и критерии сформированное™ профессионально-иноязычной компетентности.

В качестве основы организации процесса формирования профессионально-иноязычной

1) АПЦ разрабатывается специально для обучения студентов конкретной специальности и фокусируется на обучении языковым средствам (грамматике, лексике, фонологии, жанрам) и коммуникативным функциям, характерным для конкретной сферы использования языка, которая связана с той или иной профессией;

2) главные приемы обучения АПЦ, основанные на когнитивной теории учения, направлены на развитие мыслительных способностей студентов: проблемные задания, задания на развитие стратегий осмысленного чтения (понимания коммуникативного смысла иноязыч-

язычной подготовки инженеров в вузах.

Согласно исследованиям последних лет, основная задача иноязычной подготовки состоит в формировании иноязычной коммуникативной

компетентности студентов инженерных специ- проекты с использованием иноязычных Интер-

альностей была выбрана технология контекстно- нет-ресурсов [4].

го обучения, автором которой является А. А. Вер- Такая форма организации учебной деятель-

бицкий [3]. Воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности в процессе формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей позволит:

- связать обучение иностранному языку с реальным контекстом его употребления и, таким образом, научить студентов пользоваться языком как средством коммуникации в сфере профессиональной деятельности;

- сформировать как предметные (иноязычные), так и общие (личностные, надпредмет-ные) компетенции будущего инженера-строителя, являющиеся необходимым условием осуществления эффективной профессиональной деятельности на современном рынке труда;

- реализовать междисциплинарный и проблемно-ориентированный подход к обучению;

- развить как познавательную, так и профессиональную мотивацию студентов.

Технология контекстного обучения предполагает три базовые формы деятельности студентов: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность и учебно-профессиональная деятельность, каждой из которых соответствует своя обучающая модель.

Учебной деятельности академического типа отвечает семиотическая обучающая модель, при которой происходит овладение языковыми нормами и специальными терминами, соответствующими ключевыми понятиями языка специальности, овладение различными видами чтения, выработка собственного стиля конспектирования, выполнение тестов самокоррекции.

Квазипрофессиональному виду деятельности соответствует имитационная обучающая модель, которая представляет собой моделируемые ситуации будущей профессиональной деятельности, предполагающие практическое использование теоретической информации, ее анализ и принятие соответствующих решений. При профессионально-иноязычной подготовке данный вид деятельности реализуется в ролевой или деловой игре, организации дискуссии, обсуждении профессионально значимых проблем.

Третья базовая форма организации учебной деятельности в контекстном обучении - учебно-профессиональная деятельность, где студент применяет полученные языковые знания в ре-

ности студентов предъявляет особые требования к подготовке преподавателя. Для того чтобы научить студентов эффективно пользоваться мировыми базами данных в области специализации, web-caйтaми международных профессиональных сообществ, преподаватель сам должен быть хорошо осведомлен о возможностях сети Интернет и образовательных потенциалах основных видов телекоммуникаций. Таким образом, одним из условий эффективного формирования автономной творческой личности, способной поддерживать и пополнять свои знания и умения, является сформированность информационной компетентности преподавателя.

Заключение. В завершение всего вышесказанного необходимо отметить, что использование компетентностного подхода к проектированию целей и результатов обучения способствует совершенствованию профессионально-иноязычной подготовки будущих инженеров, если при этом:

1) профессионально-иноязычная компетентность рассматривается как интегративное каче-

2) целью обучения профессионально-ориентированному иностранному языку является формирование как предметных (иноязычных), так и общих (личностных, надпредметных) компетенций;

3) в качестве основы организации процесса формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей используется технология контекстного обучения, обеспечивающая возможность связи иноязычной подготовки с будущей профессиональной деятельностью.

Литература

1. Поляков, О. Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса / О. Г. Поляков. - М.: Иностранные языки в школе, 2004. - 48 с.

2. A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 121 p.

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в вузе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

альной продуктивной деятельности. Это завершающий этап процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, и наиболее характерной для него является социальная обучающая модель, которой в профессионально-иноязычной подготовке более всего соответствуют задания проектного характера, включая

4. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарсон. - М.: ACT, 2002. - 215 с.

Поступила 15.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.