Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в пропедевтике профессиональной подготовки студентов'

Обучение иностранному языку в пропедевтике профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варникова О. В.

В статье анализируется технология, которую можно использовать при обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей. Предлагается использование психологических закономерностей быстрого и качественного овладения иноязычной профессиональной коммуникативной деятельностью на начальном этапе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варникова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology, which can be used during the study of the foreign language by the students of the engineering specialities is analised in the article. The use of the psychological appropriatenesses by the quick and qualitative mastery of the foreign professional communicative activities on the initial stage of the professional training is offered in it.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в пропедевтике профессиональной подготовки студентов»

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОПЕДЕВТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ВАРНИКОВА О.В.

В статье анализируется технология, которую можно использовать при обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей. Предлагается использование психологических закономерностей быстрого и качественного овладения иноязычной профессиональной коммуникативной деятельностью на начальном этапе профессиональной подготовки.

The technology, which can be used during the study of the foreign language by the students of the engineering specialities is analised in the article. The use of the psychological appropriatenesses by the quick and qualitative mastery of the foreign professional communicative activities on the initial stage of the professional training is offered in it.

Профессиональная подготовка в вузе имеет трехкомпонентную структурную организацию, включая в себя когнитивный компонент (самоотнесение к профессии и знание основ профессии), мотивационно-ценностный компонент (самоотношение к профессии, своей принадлежности к данной профессиональной группе), поведенческий компонент (самореализация в профессии). Соответственно три названных компонента являются целями педагогического воздействия при регулировании процесса профессиональной подготовки студентов технического вуза. Обучение иностранному языку на пропедевтическом этапе профессиональной подготовки в вузе будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

- сочетание компетентностного (целевая составляющая), информационного (методическая составляющая) и личностно-ориентированного (эмоциональная составляющая) подходов;

- комплексное овладение всеми компонентами коммуникативной компетенции с акцентом на социокультурную и дискурсивную компетенцию в процессе учебно-профессионального иноязычного общения, моделирующего профессиональные ситуации;

- обеспечение интеграции изучаемого иностранного языка с дисциплинами общепрофессионального и специального блока дисциплин;

- создание в процессе обучения иностранному языку информационно-компетентностной среды, способствующей эффективности пропедевтического этапа профессиональной подготовки студентов.

Значение придается тому, что делает и говорит источник иноязычной информации - преподаватель. Его действия должны быть направлены на создание благоприятных условий, в которых будет происходить само восприятие - оно обусловлено внутренними процессами «субъекта» (студента).

Речь пойдет о том, в каких условиях и какими средствами, с учетом внутренних психофизиологических особенностей, происходит усвоение субъектом необходимой иноязычной, профессионально-направленной информации.

Существовавшая до сих пор авторитарная методика преподавания сродни авторитарному гипнозу. Воздействие - прямые и повелительные команды. Внутренний мир и уникальность

обучаемого как личности игнорируются. Все внимание сосредоточено на прямых и повелительных командах, наибольший интерес представляет поведение субъекта, а не его уникальность.

В отличие от авторитарного подхода к процессу обучения профессиональноориентированному языковому материалу в системе высшей инженерной школы, при экспериментальном подходе главная роль отводится субъекту. Абитуриент технического вуза прошел стадию вступительных экзаменов и определился с выбором профессии, считается, что его восприимчивость к профессионально-ориентированному иноязычному материалу это постоянное свойство.

Основная идея авторитарного (стандартизированного) подхода к процессу предъявления учебного материала в том, что субъект либо воспринимает учебный материал, либо нет. Взаимоотношения между преподавателем и обучаемым особого значения не имеют. Так как интерес представляет только восприимчивость субъекта, то под контроль берутся факторы, которые могли бы повлиять на усвоение иноязычного материала.

Восприимчивостью к стандартизированным формам предъявления учебного иноязычного материала обладает лишь часть субъектов: хорошо восприимчивые субъекты составляют 15 %; 65 % субъектов обладают средней степенью восприимчивости, а 20 % вовсе не восприимчивы к стандартизированным формам (методам предъявления материала).

Использование этого подхода, однако, очень уместно. Стандартизированные тексты (тексты разговорных тем) помогают выявлять обучающихся хорошо реагирующих на них, помо-

гают выявить для каждого конкретного субъекта стратегии воздействий на него и стратегии действий самого субъекта.

Таблица 1.

Аспекты взаимоотношений объекта и субъекта

Тип подхода

Авторитарный подход Дифференцированный подход

Ситуационный контекст Аудитория (стандартная вузовская) Специально оборудованное помещение

Цель Поразить Создать условия для изменения

Основное звено Преподаватель (объект) Взаимоотношение и сотрудничество

Типы воздействия Прямые и повелительные указания Крайне гибкие, применяющиеся к стереотипам студента

Общая задача Продемонстрировать превосходство в знаниях и умениях преподавателя Испытать внутриличностные ощущения в процессе безопасного межличностного общения

Длительность действия Академический час Академический час

Интерпретация реакций субъекта Субъект «сопротивляется» Учитываются стереотипы каждого студента

Данные, представляющие наибольший интерес Поведение субъекта Внутренние ощущения субъекта и изменения (прогресс) в его поведении

В профессиональной подготовке студентов технического вуза на пропедевтическом этапе при обучении иностранному языку главная роль отводится субъекту, который:

1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) накапливает запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта;

3) его готовность к обучению (мотивация) определяется желанием при помощи учебной деятельности достичь жизненно важных, конкретных целей;

4) стремится к реализации полученных знаний, умений, навыков;

5) его учебная деятельность обусловлена временными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами.

Избрав критерием оценки восприимчивости учебного процесса поведенческие реакции субъекта нельзя забывать, что возрастание ответственного поведения человека при выполнении сложных социальных ролей способствует формированию самосознания взрослого человека.

Высокий уровень самосознания и ответственности человека - это первое условие, при котором будет успешным обучение взрослых иностранному языку.

Второе условие - это наличие жизненного опыта у обучающихся студентов. Но жизненный опыт в нашем случае, как источник обучения невелик: это социальный (общение в определенной социальной среде), и профессиональный (опыт трудовой деятельности на учебной практике). Иностранный язык в техническом вузе изучается на первом и втором курсе. На этом этапе количество дисциплин по специальности минимально, отсюда наличие практических навыков и умений в той или иной сфере профессиональной деятельности также минимально. Если обучение иностранному языку будет осуществляться на основе профессионально-ориентированной иноязычной информации о будущей профессиональной деятельности, то можно будет говорить о пропедевтике профессиональной подготовки студентов в процессе обучения иностранному языку. Чем выше уровень профессиональной компетентности субъекта, тем выше уровень восприятия профессионально-ориентированной информации и наоборот. При этом нужно соблюдать следующие правила:

- ориентировать на результат, а не на проблему. Это означает, что необходимо четко знать с какой целью и в каком объеме вы хотите (должны) изучить иностранный язык. Иностранный язык учат в детском саду, в школе, в вузе - ориентация на проблему приводит к тому, что языка не знают;

- ориентировать на результат и неудачу. Неудача - это способ описания результата, возможность заметить то, что раньше не замечали;

- позволить себе делать ошибки. Страх ошибки мешает, а иногда прекращает все попытки что-либо делать;

- действовать, предполагая, что эти действия верны, нежели предполагать обратное.

С этими правилами коррелируют правила для успешных людей в различных областях профессиональной деятельности:

а) четко знать, чего вы хотите, ясно представлять желаемый результат (цель);

б) знать какого результата вы достигли на данный момент, чтобы определить, движетесь ли вы к поставленной цели (чувствовать);

в) менять свои действия до тех пор, пока вы не получите нужного вам результата (гибкость).

Таким образом, мы получаем то, к чему пришли многие успешные люди: цель, чувствительность, гибкость. Итогом пропедевтического этапа профессиональной подготовки студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе должно стать наличие практических навыков и умений в системе теоретической и практической подготовки субъекта в данной области.

Библиографический список

1. Гипноз. Практическое руководство; А.С. Куделин, А.В. Геращенко; Изд. второе; Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.; стр. 14-15.

2. С.И. Змеёв. Технология обучения взрослых; Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 89; ISBN 5-7695-0856-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.