УДК 371 (075)
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОПОСРЕДОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ
Н.А. Мальцева, О.Г. Артемова, Г.И. Юрова
В статье представлено содержание контекстно-компетентностного подхода и возможности его использования при обучении профессионально-ориентированному иноязычному опосредованному общению студентов неязыковых вузов
Ключевые слова: контекстно-компетентностный подход, контекстное обучение, обучающие модели, проблемные ситуации, профессиональные ситуации
В стратегии модернизации общего образовательного процесса в стенах вуза у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
2. Самостоятельность и способность обучающихся к самоорганизации в рамках профессиональной деятельности.
3. Готовность к профессиональному росту, устойчивость к профессиональному старению.
Овладение указанными компетенциями характеризует профессиональную зрелость специалиста как в деловом, так и личностном аспектах, что означает проявление стремления и готовности реализовать свой творческий потенциал в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности.
Очевидна и сложность процесса перехода образования на компетентностную модель, поскольку этот процесс должен отвечать целому ряду требований. Среди них выделяются: признание научным и педагогическим сообществом; обеспечение возможности продуктивной реализации практических шагов по модернизации образования на компетентностной основе; охват предметно-технологической и социально-нравственной сторон деятельности обучающихся; обладание свойством
технологичности, позволяющим использовать конкретные способы проектирования и осуществления инновационного образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает психолого-педагогического теория контекстного обучения, развиваемая научно-педагогической школой А.А. Вербицкого. Интеграция ее возможностей с компетентностным подходом
Мальцева Наталья Александровна - ВГТУ, канд. пед. наук, доцент, тел. (473) 277-21-28
Артемова Ольга Григорьевна - ВГТУ, канд. филол. наук, доцент, тел. (473)293-20-89
Юрова Галина Ильинична - ВГТУ, ст. преподаватель, тел. (473)278-64-13
позволяет говорить о существовании контекстно-компетентностного подхода в обучении, который состоит в том, чтобы последовательно моделировать в разнообразных формах учебной деятельности обучающихся профессиональную деятельность специалистов со стороны ее предметно-технологических и социальных составляющих.
В процессе контекстного обучения осуществляется трансформация учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой познавательных потребностей, мотивов, целей, действий, результатов на
профессиональные, то есть развитие способностей обучающихся компетентно выполнять
профессиональные функции и задачи, разрешать проблемы и таким образом овладевать профессиональной деятельностью.
В контекстном обучении создаются психолого-педагогические и дидактические условия для постановки обучающимся
собственных целей и их достижения. Это мотивирует познавательную деятельность, учебная информация и сам процесс обучения приобретают личностный смысл, информация превращается в личное знание учащегося. С помощью проблемных ситуаций и задач он развивается и как специалист, и как член общества, овладевая нормами компетентных действий в ходе анализа и разрешения моделируемых социально-
профессиональных ситуаций.
К базовым формам контекстного обучения относятся:
- учебная деятельность академического типа, например информационная лекция на которой намечаются предметные и социальные контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются вопросы, проблемы и действия специалиста.
- квазипрофессиональная деятельность, моделирующая в аудиторных условиях содержание производства, отношения занятых в нем людей, например, в игровых формах контекстного обучения.
- учебно-профессиональная деятельность, в которой работа учащегося, оставаясь учебной по
содержанию и формам, оказывается профессиональной по сути.
Базовым формам соответствуют три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная. Все модели взаимосвязаны таким образом, что в рамках использования одной из них подготавливаются условия для перехода к последующей.
Семиотическая обучающая модель представляет собой тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной профессиональной деятельности, и предполагает ее усвоение каждым учащимся.
Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация будущей
профессиональной деятельности, которая требует анализа и принятия решений на основе теоретической информации. Информация выступает здесь средством осуществления познавательной деятельности, при которой она превращается в знание будущего специалиста.
Социальная обучающая модель - это типовая проблемная ситуация, которая анализируется в формах совместной деятельности обучающихся. Основную часть информации обучающийся получает из специальной литературы, то есть из письменных источников в результате процесса чтения, включая чтение на иностранном языке. Отбор информации определяется целями потребителя в конкретной ситуации.
Таким образом, чтение иностранной профессионально ориентированной литературы является средством удовлетворения
профессиональной информационной потребности. Следовательно, процесс обучения
опосредованному общению с самого начала должен осуществляться на основе изучения и развития творческого звена мыслительной деятельности, а это возможно при условии, если обучение будет происходить не только с целью формирования умений извлекать интересующую информацию, но и с целью последующего использования ее в профессиональной деятельности.
Мыслительная деятельность в процессе такого чтения приобретает отчетливо выраженный творческий характер. Отсюда и обучать опосредованному общению необходимо, учитывая соответствующие требования, двойственную целевую установку чтения, которая вытекает из того, что характер мотивов обучения зависит от значимости предполагаемого результата учебной деятельности.
Другими словами, именно эту цель реализует чтение, имеющее профессионально-
ориентированную направленность.
Практическая реализация такого
ориентирования может осуществляться с учетом педагогических особенностей организации учебной деятельности на основе профессиональных ситуаций в качестве одной из возможных форм контекстного обучения, основанных на моделировании самостоятельной
профессиональной деятельности, наряду с анализом конкретных производственных ситуаций.
Профессиональная ситуация может быть определена как комплекс внешних условий, а также многообразных форм индивидуальной и совместной творческой деятельности, создающих реальные ситуации профессионального общения, которые побуждают учащихся к активной самостоятельной творческой деятельности, необходимой для подготовки специалистов.
Таким образом, профессиональная ситуация рассматривается как эффективный прием и условие развития интеллектуальных способностей учащихся, формирование их коммуникативной и профессиональной компетенции. При обучении иноязычному опосредованному общению на основе профессиональных ситуаций представляется возможным использование имитационной модели обучения.
Преимуществом имитационной модели является принцип расщепления ее на блоки, которые можно верифицировать отдельно друг от друга. Дискретность модели дает возможность использования ее частями, на разных занятиях, позволяет производить при необходимости повтор отдельной части модели, то есть репетирование.
Свою специфику в процесс моделирования и реализации модели вносит использование коммуникационных и информационных технологий. Являясь динамической системой, модель обучения опосредованному общению строится на основе поэтапного формирования умственных действий и понятий с постепенным наращиванием объема используемой зарубежной информации определенной предметной области. В структуре модели выделяется три этапа:
1. Первый этап (минимизация знаний
по специальности) включает ретроспективный вид связи, предусматривающий работу с текстом с опорой на знания, полученные ранее из смежных дисциплин, и личный
профессиональный опыт учащегося.
2. Второй этап (продвинутый) соотносится с синхронным видом связи, который рассматривает общение с текстом специального профиля с использованием межпредметных связей, приобретаемых учащимися одновременно по одной и той же тематике внутри одной или смежных дисциплин.
3. Третий этап соотносится с асинхронным видом связи, предусматривающий использование иноязычной информации по профилирующей тематике общения, которая ранее не изучалась.
Реализация каждого этапа осуществляется с использованием как аудиторных, так и внеаудиторных занятий, которые соответствуют определенному блоку профессиональных ситуаций. При организации заданий каждого этапа выделяются две подсистемы заданий: задания, подготавливающие учащихся к работе в профессиональной ситуации; собственно профессиональная ситуации. Формирование
умений осуществляется на основе таких интерактивных форм обучения, как проект, деловая игра.
При подготовке к дискуссии учащиеся самостоятельно осуществляют поиск и синтезирование необходимой информации из разных источников, сопоставляют данные и делают выводы. Использование электронных
информационных ресурсов способствует самостоятельному пополнению знаний учащимися и конструированию новых.
Использование профессиональных ситуаций в процессе обучения опосредованному общению позволяет решать следующие задачи:
- обеспечение долговременного хранения представленного материала в памяти учащихся;
- развитие навыка употребления учебной информации в профессиональных ситуациях;
- актуализация материала в речи до уровня, позволяющего учащемуся участвовать в обсуждении профессиональных проблем на иностранном языке;
- овладение видами речевой деятельности и способностью самосовершенствования.
Для комплексного решения указанных задач необходимо учитывать контекст будущей профессиональной деятельности учащихся и создать особую учебно-информационную профессионально ориентированную среду, под которой понимается специально организованная профессиональная среда, направленная на достижение конечных целей обучения профессионально ориентированному иноязычному опосредованному общению. Особенностью профессионально ориентированной среды является моделирование сознательной позиции будущего специалиста. Основная цель моделирования профессиональных ситуаций в процессе подготовки специалистов - это формирование и развитие способности применять теоретические знания к конкретным проблемным профессиональным ситуациям.
Таким образом, использование
профессиональных ситуаций позволяет в значительной мере оптимизировать процесс
Воронежский государственный технический университет
обучения опосредованному иноязычному общению.
Литература
1. Вербицкий А.А. О механизме разрешения проблемной ситуации посредством контекстуального моделирования [Текст] / А.А. Вербицкий, К.А. Арзамасова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. -Т.8. - № 10.2. - С. 68-71.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. - 297 с.
3. Гализина Е. Г. Дидактическая модель формирования общекультурных компетенций студентов в процессе обучения профессиональному общению на английском языке [Текст] / Е. Г. Гализина, Н. А. Мальцева, О. Г. Артемова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. -Т.9. № 3.2. - С. 23-25.
4. Комарова Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексту компетентностной парадигмы [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. -Т.8. - № 10.2. - С. 25-27.
5. Мальцева Н. А. Формирование коммуникативной активности обучающихся на основе профессионально-ориентированных креативных ситуаций [Текст] / Н. А. Мальцева, О. Г. Артемова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т.8. - № 10.2. - С. 106-110.
6. Мальцева Н.А. Профессиональная ситуация как модель организации самостоятельной учебной деятельности при обучении опосредованному общению на иностранном языке [Текст] / Н. А. Мальцева, О. Г. Артемова, Е. Г. Гализина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. -Т.9. - № 5.2. - С. 66-68.
7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара/ Ю. Г. Татур. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 16 с. - (Труды методологического семинара 'Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы).
THE WAYS OF CONTEXT AND COMPETENCY BUILDING APPROACH APPLICATION IN PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE INDIRECT COMMUNICATION
TEACHING
N.A. Maltseva, O.G. Artemova, G.I. Yurova
The paper deals with the main point of context and competency approach and the ways of its application in professionally oriented foreign language indirect communication teaching of non-language university students
Key words: context and competency approach, context teaching, teaching models, problem situations, professional situations