Практическая направленность образования будущего специалиста инженерного профиля
Турутин Борис Борисович,
доцент, кандидат технических наук, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет E-mail: zebra2000@bk.ru
В период современных преобразований высшей школы одной из важных задач является адаптация системы образования к реализации требований производственных предприятий как заказчика в подготовке будущих выпускников, в частности специалистов инженерного профиля. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования учебного процесса в инженерном вузе с ориентацией на обучение практической направленности и формирование профессиональных компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями работодателей к потенциальным выпускникам. Задачами исследования являются теоретический и практический анализ соответствующих педагогических аспектов с целью определения комфортных условий обучения и создания благоприятной среды погружения первокурсников в организованный учебный процесс, имеющий свою специфику предметно-практической деятельности. Практическая направленность образования рассматривается как личностно-ориентированная модель, ориентированная на различные виды учебной деятельности, творчество обучающихся, формирование и дальнейшее развитие профессиональных компетенций будущего специалиста. В рамках работы раскрывается образовательный компонент практической направленности (формирующий специальные знания, умения и навыки) необходимый для архитектурно-градостроительной сферы инженерной деятельности. Отмечено влияние компьютеризации и трансформации обучения в активизации практической направленности на изменение результативных показателей решения заданий обучающимися, включая их самостоятельную работу. Показана положительная динамика учебной деятельности и успешности освоения дисциплины Инженерная и компьютерная графика, позволяющая свидетельствовать о качестве образования практической направленности.
Ключевые слова: образование, учебный процесс, практическая направленность, специалист, профессиональные компетенции.
о с
CJ
см о см
Процесс реформирования промышленных предприятий влечёт за собой изменение сферы образования - совершенствование его содержания. Одно из важных значений образовательной сферы в социально-экономических трансформациях обусловлена усилением ориентации профессиональной деятельности нашего государства на международные стандарты.
Социальная роль инженерного профессионального образования содержит основу формирования личности будущего профессионала, способного квалифицированно подходить к решению профессионально-практических, производственных, деловых задач.
Вместе с тем, в конкурентных отношениях на рынке труда возникают качественно новые требования к специалисту. Например, требование профессиональной мобильности, т.е. способности к принятию новшества и самореализации в новой специальности. Такая способность зависит от уровня общего и политехнического образования, от широты и основательности специальной. Сегодня специалист - выпускник высшей школы должен иметь более высокий уровень готовности к практической профессиональной деятельности, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда [1, 9, 18].
Безусловно техническое образование должно соответствовать современным требованиям, обеспечивать обучающихся определенной системой профессиональных компетенций, а вследствие их достаточно быстрого обновления, развивать у каждого будущего специалиста потребность в самостоятельном практическом овладении новыми знаниями. В условиях социальной трансформации учёные по-разному формулируют понятие «специалист» и применяют в зависимости от сферы приложения.
В трактовке определения «специалист», опираясь на исследования А.Р. Фонарева, считаем, что специалист - это человек, обладающий знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности, самостоятельно вырабатывающий средства достижения поставленной ему цели, результат которой соответствует замыслу - установленному нормативу [17].
Требования инженерной профессиональной деятельности направлены на реализацию решений инженерно-технических задач, широкого спектра научно-технических вопросов, в том числе управления строительным производством [14].
Особенности характера самостоятельной инженерной профессиональной деятельности как
качества личности в начале 2000-х изучали учёные Ю.К. Бабанский, Д.В. Березина, В.Н. Бобри-ков и др., выделяя глубокие профессиональные знания, владение техническим мышлением, проявление творчества при выполнении порученного задания. При этом утверждая, что профессиональная самостоятельность специалиста формируется в процессе его познавательной и практической деятельности ещё на этапе обучения в вузе, где профессионально-практическое ориентированное образование является наиболее полным и целесообразным средством формирования личности [5, 6].
Учёные едины в том, что инженерное учебное заведение призвано решать задачи профессионального образования будущих специалистов в педагогических условиях применения инновационных форм обучения.
Сегодня под влиянием процессов реформирования неизбежно обозначились новые тенденции развития профессионального образования:
- изменение целей обучения и воспитания;
- индивидуализация и дифференциация образовательных траекторий;
- активизация развития творческой направленности обучения;
- актуализация самоопределения и личностной ориентации;
- компьютеризация процессов образования. Современного конкурентноспособного выпускника технического вуза следует рассматривать не только как владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способного использовать свои качества на пути практического самосовершенствования в самостоятельной профессиональной деятельности.
Разделяя мнения учёных, можно сказать, что развитие передовых отечественных технологий вызывает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для решения все более сложных задач в профессиональной деятельности [7].
Основа деятельности специалистов архитектурно-градостроительной профессиональной сферы формируется в образовательной системе инженерного вуза и соответствует требованиям современных квалификационных характеристик. Отличительная особенность современной квалификации такого специалиста - это способность к самым разнообразным видам практической деятельности, где значительный диапазон производственных задач основан на применении (использовании) графических изображений, являющихся ведущими.
В соответствии с требованиями современных квалификационных характеристик профессиональное образование будущих специалистов архитектурно-градостроительной сферы должно обеспечивать обучающихся умениями реализации решения профессионально-практических задач. Диапазон профессиональных практических задач включает специалистов в такую специальную
предметную деятельность, как: участие во всех этапах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов; использование современных методов, средств и технологий; проведение научных исследований; выполнение технических разработок в своей профильной сфере и т.д. В этой связи на этапе формирования мотивации к выбору профессии в строительной отрасли и получения образования в профильном вузе важным является своевременное развитие способности к предметной практической деятельности [4].
Заметим, что ещё полвека назад в исследованиях А.Н. Леонтьева центральной проблемой развития человека и становления личности является утверждение о формирующей роли осмысленной предметной деятельности. Учёным было установлено, что для каждого возрастного этапа в развитии человека характерна своя ведущая деятельность [12]. Постулаты учёного и сегодня являются актуальными по сути. Видимо период получения образования в инженерном вузе актуализирует стремление к усвоению общественно-исторического опыта и проникновению в сферу предметно-профессиональной деятельности.
Личностно-ориентированная модель обучающегося предполагает погружение будущего специалиста в различные виды учебно-практической деятельности, ориентированные на профессиональное творчество и его дальнейшее развитие. Следовательно целенаправленная организация педагогических условий, ориентированных на профессионально-практическую учебную деятельность с учётом индивидуальных возможностей обучающихся может формировать потребности в осознанном профессиональном самоопределении и самосовершенствовании. При этом каждый обучающийся является не только объектом целенаправленных педагогических воздействий в учебном процессе, но и субъектом практического профессионального становления. Погружение обучающихся с первого курса в процесс самостоятельности и эффективной учебной практической деятельности позволяет первокурсникам поверить в свои силы, оценить реальную поддержку тех людей, которым они доверили обучать себя в самый продуктивный период своей жизни. В условиях адаптации первокурсников успех образовательного процесса в большей степени определяется условиями эффективного взаимодействия обучающихся и преподавателей. Процесс сотрудничества преподавателя и обучающегося помогает реализовать решение задачи подготовки специалиста, предлагать разные формы, способы взаимодействия. Вначале совместно с преподавателем вырабатываются общие правила, а затем обучающимся предоставляется возможность самим организовывать практическую деятельность. При этом обучающиеся охотно включаются в учебно-поисковую деятельность решений новых задач, близких к прикладной тематике, используя интеграционные особенности дисциплин. У них появляется интерес к профессии и, как следствие,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см о см
повышается квалификационный уровень в соответствии с требованиями подготовки специалиста строительной сферы производства.
В обучении специалистов инженерного профиля архитектурно-градостроительной профессиональной сферы следует также учитывать активное внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности человека радикально меняющее производственные отношения и характер практической профессиональной деятельности. Это в свою очередь предполагает изменить подход к содержанию, уровню практической подготовки специалистов и качеству современного профессионального образования.
По данным 90-х годов в школах США, где компьютеры применяются с 1986 года (с появлением первой мультимедийной энциклопедии СгоНег), число сдавших устные экзамены с первого раза увеличилось в 2 раза, а письменные - в 6 раз. Количество ошибок в чтении снизилось на 20-65%, число прогулов занятий сократилось вдвое, а число бросивших школу уменьшилось до 2% (в среднем по Америке - 27%) [13].
Исследуя состояние инженерного образования, создание единого образовательного пространства и тенденции его развития, необходимо говорить о процессах, связанных с передачей профессиональной информации.
Анализируя различные теоретические и практические аспекты информационно-цифровых нововведений, в том числе применение отечественных систем автоматизированного проектирования (САПР) в обучении и в контексте исследования опираемся на мнение учёных считающих, что САПР как мощное средство отображения графической информации, является инструментом, обеспечивающим наглядность при изучении многих специальных технических дисциплин в инженерном вузе [10].
В частности, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что специфика современного изучения графических дисциплин, с одной стороны и требования, предъявляемые потенциальной практикой инженерной деятельности, с другой диктуют новые условия, где основные образовательные компоненты приобретают оттенок использования всех возможностей традиционных и информационно-цифровых технологий (лекции, индивидуальные задания, контрольные вопросы и т.д.). Обучение графическим дисциплинам требует от преподавателей сосредоточить внимание на индивидуализации обучения в процессе освоения будущими специалистами большого объема практических умений и теоретических знаний [8, 11]. Понятно, что на базе приобретённых научно-теоретических знаний и практических умений выполнения эскизов и чертежей с помощью только традиционных инструментов (карандаш, кульман, циркуль и пр.) недостаточно. Обучающиеся вполне могут существенно изменить качество учебной конструкторской документации, применяя при этом компьютерные графические программы.
Если тенденции современного инженерного профессионального обучения графическим дисциплинам связаны с усилением роли информационных технологий в образовательном процессе, то реализация научно обоснованных педагогических подходов к учебной деятельности обучающихся базируется на выстраивании индивидуальной траектории профессионального успеха в практической деятельности и создании комфортной среды освоения дисциплины средствами информационно-цифровых технологий. При этом, комфортная среда предполагает условия соучастия преподавателя и обучающегося обуславливая координацию их стратегий в соответствующей интенсификации взаимной учебной деятельности практической направленности.
Целью такой деятельности является предоставление обучающимся поддержки «...на этапе вхождения в вузовское пространство», возможности максимальной самореализации с помощью совместного отбора видов учебной деятельности, адекватных поставленным задачам и установка на достижение успеха движения по индивидуальной траектории в условиях активизации процесса изучения дисциплины [2, 3].
Рассматривая некоторые аспекты практической направленности образования будущего специалиста инженерного профиля с учётом современных квалификационных требований в архитектурно-градостроительной профессиональной сфере, обращаем внимание на содержание конкретной дисциплины «Инженерная и компьютерная графика».
Рабочая программа по Инженерной и компьютерной графике высшего учебного заведения включает: изучение обучающимися правил чтения и методов выполнения чертежей различных объектов в ортогональных и аксонометрических проекциях; развитие способностей представлять пространственные формы предметов (изображенных на чертежах), правильно пользоваться литературой (методичками, учебниками, справочниками); воспитание личностных качеств; формирование самостоятельности в организации своей работы и т.д.
Следует заметить, что Рабочей программой предусмотрено выполнение обучающимися уже на первом курсе определенного количества графических заданий и контрольных работ.
Вместе с тем в процессе анализа мониторинга и данных проведенного анкетирования первокурсников высшей школы выявлено, что на начальном этапе обучения графические дисциплины (Начертательная геометрия, Инженерная графика, Инженерная и компьютерная графика и т.д.) обучающимися недооцениваются. Как следствие - низкий уровень базовых теоретических знаний, а также качества выполненных графических заданий (чертежей) и, в целом, успеваемости по дисциплине.
Возможно, это вызвано недостаточностью определения обучающимися явных интеграционных связей Инженерной и компьютерной графики со смежными дисциплинами и понимания прак-
тической направленности прикладного характера графических заданий.
Понято, если определяется интеграционная связь дисциплин исходя из требований к современной квалификации и будущей практической деятельности выпускника технического вуза, то формирование личности специалиста инженерного профиля в период его обучения осуществляется на основе принципа интеграции, объединяющего общетехническое, информационное и профессиональное образование.
Принимая во внимание, что некоторые дисциплины на старших курсах требуют знаний правильного изображения объектов с соблюдением требований ЕСКД, СПДС, навыков чтения сложных чертежей, практических умений выполнения графической работы, далее в своей работе акцентируем внимание на интеграционную связь дисциплин и прикладную направленность графических заданий, выполняемых обучающимися на занятиях.
С целью реализации ключевых аспектов Федеральной целевой программы и адекватного восприятия студентами на начальном этапе изучения дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» важно взять курс на корректирование дидактических условий. Для функционирования дидактических условий соответствующих ФГСО учебно-методический комплекс обеспечивает процесс изучения графических дисциплин. Учебно-методический комплекс может включать содержание ряда графических дисциплин; программы обучения; учебные планы; методические указания и пособия; графические задания, задачи и упражнения; расчётно-графические работы; контрольные вопросы; примеры решения типовых заданий; информационно-цифровые технологии (коммуникационные и автоматизированные средства, информационные программы, а также методы дистанционного обучения) и пр. [15, 16].
Важным аспектом является содержание графического задания, отражающее как специфику дисциплины, так и практико-ориентированную профессиональную деятельность будущего специалиста инженерного профиля. Поэтому соответствующие графические задания трансформируются через учебную деятельность практической направленности и содержание профессионального образования, ориентированного на конкретные квалификационные требования. Трансформация содержания графических заданий и рациональные методы изложения профессиональных предметных сведений с учетом возрастания трудности практических задач существенно влияют на изменение показателя правильности самостоятельного выполненного задания обучающимися. Это даёт основания предположить изменения качества подготовки, увеличение процента успешной сдачи экзамена и в целом успеваемости обучающихся по дисциплине. Итоговым результатом проверки знаний, умений и навыков при эффективном применении учебно-методического комплекса в учебной деятельности можно считать показатели из-
менения качества графической грамотности будущих специалистов, отражающиеся, например, в данных рубежного контроля.
Данные рубежного контроля демонстрируют как предложенные дидактические условия меняют рейтинговые результаты обучения по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика». Если на первых занятиях обучающиеся выступают как исполнители, и преподаватель регламентирует все этапы работы, то к последнему графическому заданию первокурсники проявляют инновационный подход, заинтересованность и самостоятельность в выполнении графического задания, используя при этом информационно-цифровые технологии как инструмент.
Опираясь на аналитические данные, в заключении можно сказать следующее. Есть основания полагать, что практическая направленность образования будущего специалиста инженерного профиля является важным компонентом в учебном процессе. Начало реализации практической направленности образования обучающихся необходимо уже в первом семестре.
Выявлено, что в рамках дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» учебный процесс с акцентированием внимания на практическую направленность образования будущего специалиста:
- сокращает срок адаптации первокурсников к обучению в вузе;
- положительно влияет на адекватность понимания обучающимися значения графических дисциплин в дальнейшем обучении на старших курсах и предстоящей профессиональной деятельности на предприятии;
- активизирует заинтересованность первокурсников в теоретическом изучении основ предмета и методов работы на компьютере;
- демонстрирует качественные изменения выделенных показателей графической грамотности (правильность и скорость выполнения графических заданий).
Вместе с тем, наблюдения показали, что применение САПР для обеспечения наглядности определяет формирование образного мышления обучающихся и влияет на успешность освоения дисциплины. Успешность проявляется не только в графической грамотности (правильности и скорости выполнения задания), но и в быстрой адаптации к самостоятельному обучению. Как следствие заметно активизируется поиск самостоятельного решения при выполнении графических заданий, самостоятельная работа со специальной учебной литературой.
Литература
1. Hao W.X., Yuan J., Xu X. Establishment of the Practical Education System for Civil Engineering Majors in Local Colleges and Universities under the Emerging Engineering Background // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
о с
U
см о см
Vol. 18. Issue 6. Pp. 2641-2651. DOI: 10.12738/ estp.2018.6.164.
2. Абаева Е.В. Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации (на этапе вхождения в вузовское пространство): автореф. дис. ...канд. психол. Наук, Краснодар, 2003.
3. Белых С.Л. Вузовское образование как выстраивание индивидуальной траектории жизненного успеха в профессиональной деятельности // Вестник УдГ У. - 2006. - № 9.
4. Бережнова Е.В., Магина А.И. Мотивация к выбору профессий в строительной отрасли // Строительство: наука и образование. 2021. Т. 11. Вып. 2. Ст. 6. URL: http://nso-journal.ru DO I: 10.22227/2305-5502.2021.2.6.
5. Березина, Д.В. Методология организации исследования имиджа руководителя учреждения образования // Философия образования. Спец. вып. Новосибирск: - 2006 С. 255-260.
6. Бобриков В.Н. Теория и практика подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Монография под ред. Н.Э. Касаткиной. ГУ Кузбас. гос. тех. ун-т. Кемерово, 2002. 276 с.
7. Борковская В.Г., Ковалев А.С. Балльно-рейтинговая система оценки студентов как инструмент повышения качества высшего образования // Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10. Вып. 1. Ст. 7.
8. Вольхин К.А. Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: дис. канд. педагогических наук: // Новосибирск, 2002. 172 с.
9. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Проектирование гибкого содержания образовательной программы в техническом вузе // Высшее образование в России. - 2017. - № 5(212). - С. 79-87.
10. Крашенинников В.В., Лейбов A.M. Современные аспекты использования систем автоматизированного проектирования в образовании // Философия образования. - 2006 -Специальный выпуск. - С. 272-276.
11. Лейбов А.М., Крашенинников В.В. Интеграция графических дисциплин и компьютерных технологий САПР // Технолого-экономическое образование в XXI веке: от теории к практике: сборник 2-й Международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - 4.1. - С. 49-53.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975. 328 с.
13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании // Дидактические проблемы; перспективы пользования. - М., 1994.
14. Синенко С.А., Жадановский Б.В., Кужин М.Ф. Основные пути совершенствования подготовки магистров, обучающихся по направлению 08.04.01 «Строительство» // Строительство: наука и образование. 2017. Т. 7. Вып. 4 (25). Ст. 5.
15. Турутина Т.Ф. Активизация методов обучения графическим дисциплинам как условие формирования профессиональных качеств личности // Формирование инженерной культуры: современное состояние и перспективы развития / Сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008.- С. 37-43.
16. Турутина Т.Ф. Методы активизации обучения студентов графическим дисциплинам с применением компьютерных технологий // Системы автоматизированного проектирования на транспорте: тез. 4 Междунар. науч.-практ. семинара студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Санкт-Петербург, 17-19 апр. 2013 г.). СПб.: Петерб. гос. ун-т путей сообщения, 2013. С.28-31.
17. Фонарёв А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала // М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 560 с.
18. Чистякова С.Н., Геворкян Е.Н., Подуфа-лов Н.Д. Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: коллективная монография //- М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. - 275 с.
THE PRACTICAL ORIENTATION OF THE EDUCATION OF A FUTURE ENGINEERING SPECIALIST
Turutin B.B.
National Research Moscow State University of Civil Engineering
In the period of modern transformations of higher education, one of the important tasks is to adapt the education system to meet the requirements of manufacturing enterprises as a customer in the training of future graduates, in particular engineering specialists. The relevance of the research is due to the need to improve the educational process at an engineering university with a focus on practical training and the formation of professional competencies among students in accordance with the requirements of employers for potential graduates. The objectives of the research are theoretical and practical analysis of relevant pedagogical aspects in order to determine comfortable learning conditions and create a favorable environment for first-year students to immerse themselves in an organized educational process that has its own specifics of subject-practical activity. The practical orientation of education is considered as a personality-oriented model focused on various types of educational activities, creativity of students, formation and further development of professional competencies of a future specialist. Within the framework of the work, the educational component of a practical orientation (forming special knowledge, skills and abilities) necessary for the architectural and urban planning sphere of engineering activity is revealed. The influence of computerization and transformation of learning in the activation of practical orientation on changing the performance indicators of solving tasks by students, including their independent work, is noted. The positive dynamics of educational activity and the success of mastering the discipline of Engineering and computer graphics are shown, which allows us to testify to the quality of practical education.
Keywords: education, educational process, practical orientation, specialist, professional competencies.
References
1. Hao W.X., Yuan J., Xu X. Establishment of the Practical Education System for Civil Engineering Majors in Local Colleges and Universities under the Emerging Engineering Background // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018. Vol. 18. Issue 6. Pp. 2641-2651. DOI: 10.12738/estp.2018.6.164.
2. Abaeva E.V. Psychological support of personality at the initial stage of professionalization (at the stage of entering the university space): author's abstract. dis. ...cand. psychol. Sciences, Krasnodar, 2003.
3. Belykh S. L. University education as building an individual trajectory of life success in professional activity // Bulletin of UdG U. -2006. - № 9.
4. Berezhnova E.V., Magina A.I. Motivation to choose professions in the construction industry // Construction: science and education. 2021. Vol. 11. Issue. 2. Article 6. URL: http://nso-journal.ru DOI: 10.22227/2305-5502.2021.2.6.
5. Berezina, D.V. Methodology of the organization of the study of the image of the head of an educational institution // Philosophy of education. Special issue. Novosibirsk: - 2006 pp. 255-260.
6. Bobrikov V.N. Theory and practice of engineer training in conditions of continuous technical professional education: A monograph edited by N.E. Kasatkina. Kuzbass State Technical University. un-T. Kemerovo, 2002. 276 p
7. Borkovskaya V.G., Kovalev A.S. The point-rating system for evaluating students as a tool for improving the quality of higher education // Construction: science and education. 2020. Vol. 10. Issue 1. St. 7.
8. Volkhin K.A. Individualization of teaching descriptive geometry to students of technical universities: dis. candidate of Pedagogical Sciences: // Novosibirsk, 2002. 172 p.
9. Korchagin E.A., Safin R.S. Designing the flexible content of an educational program in a technical university // Higher education in Russia. - 2017. - № 5(212). - Pp. 79-87.
10. Krasheninnikov V.V., Leibov A.M. Modern aspects of the use of computer-aided design systems in education // Philosophy of education. - 2006 -Special issue. - pp. 272-276.
11. Leibov A.M., Krasheninnikov V.V. Integration of graphic disciplines and computer CAD technologies // Techno-economic education in the XXI century: from theory to practice: collection of the 2nd International Scientific and practical Conference. Novosibirsk: Publishing House of NGPU, 2005. - 4.1. - pp. 49-53.
12. Leontiev A.N. Activity. Conscience. Personality. M.: Moscow State University, 1975. 328 p.
13. Robert I.V. Modern information technologies in education // Didactic problems; prospects of use. - M., 1994.
14. Sinenko S.A., Zhadanovsky B.V., Kuzhin M.F. The main ways to improve the training of masters studying in the direction 08.04.01 "Construction" // Construction: science and education. 2017. Vol. 7. Issue 4 (25). Article 5.
15. Turutina T.F. Activation of methods of teaching graphic disciplines as a condition for the formation of professional qualities of a person // Formation of engineering culture: the current state and prospects of development / Collection of scientific papers. Novosibirsk: SGUPS Publishing House, 2008. pp. 37-43.
16. Turutina T.F. Methods of activating students' teaching graphic disciplines using computer technologies // Computer-aided design systems in transport: tez. 4 International scientific and Practical seminar of students, postgraduates and young scientists (St. Petersburg, April 17-19, 2013). St. Petersburg: St. Petersburg State University of Railways, 2013. pp. 28-31.
17. Fonarev A.R. Psychological features of personal formation of a professional // Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NPO MODEK, 2005. - 560 p.
18. Chistyakova S.N., Gevorkyan E.N., Podufalov N.D. Professional and higher education: challenges and prospects for development: a collective monograph // Moscow: Publishing house "Ekon-Inform", 2018. - 275 p.