Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНСТРУМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутин Борис Борисович

Актуальность темы статьи обусловлена внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы профессиональной деятельности человека, изменением характера образовательного процесса в технических вузах. Акцентируется внимание на активизации учебной деятельности обучающихся в образовательном процессе графических дисциплины. Применение компьютеров, как инструмента выполнения чертежей вместе с выполнением заданий «от руки» (с помощью традиционных инструментов) и сокращение учебных часов на освоение графических дисциплин требует поиска современного содержания обучения, целесообразных форм и методов, направленных на активизацию учебного процесса. Рассматривается практическое применение отечественных графических программ КОМПАС, NanoCad в обучении будущих инженеров графическим дисциплинам. Раскрываются некоторые аспекты трансформации педагогических условий, включающих учебно-методический комплекс для обучения графическим дисциплинам, проверки графической грамотности на этапе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Приведены примеры выполнения задания по Начертательной геометрии и фрагмент проверочной ведомости контроля успеваемости обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турутин Борис Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A TOOL IN THE PROCESS OF ACTIVATING THE TEACHING OF GRAPHIC DISCIPLINES

The relevance of the topic of the article is due to the introduction of information and communication technologies in all spheres of human professional activity, the changing nature of the educational process in technical universities. Attention is focused on the activation of educational activities of students in the educational process of graphic disciplines. The use of computers as a tool for making drawings together with the performance of tasks “by hand” (using traditional tools) and the reduction of teaching hours for the development of graphic disciplines requires the search for modern teaching content, appropriate forms and methods aimed at activating the educational process. The practical application of domestic graphic programs COMPASS, nanoCAD in the training of future engineers in graphic disciplines is considered. Some aspects of the transformation of pedagogical conditions are revealed, including an educational and methodological complex for teaching graphic disciplines, checking graphic literacy at the stage of current control and intermediate certification of students. Examples of tasks on Descriptive geometry and a fragment of the student progress control checklist are given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Применение информационно-коммуникационных технологий как инструмента в процессе активизации обучения графическим дисциплинам

Турутин Борис Борисович,

доцент, кандидат технических наук, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет E-mail: zebra2000@bk.ru

Актуальность темы статьи обусловлена внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы профессиональной деятельности человека, изменением характера образовательного процесса в технических вузах. Акцентируется внимание на активизации учебной деятельности обучающихся в образовательном процессе графических дисциплины. Применение компьютеров, как инструмента выполнения чертежей вместе с выполнением заданий «от руки» (с помощью традиционных инструментов) и сокращение учебных часов на освоение графических дисциплин требует поиска современного содержания обучения, целесообразных форм и методов, направленных на активизацию учебного процесса. Рассматривается практическое применение отечественных графических программ КОМПАС, NanoCad в обучении будущих инженеров графическим дисциплинам. Раскрываются некоторые аспекты трансформации педагогических условий, включающих учебно-методический комплекс для обучения графическим дисциплинам, проверки графической грамотности на этапе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Приведены примеры выполнения задания по Начертательной геометрии и фрагмент проверочной ведомости контроля успеваемости обучающихся.

Ключевые слова: активизация, графические дисциплины, инструмент, информационно-коммуникационные технологии, педагогические условия, обучение.

о с

CJ

Под влиянием автоматизации технологических процессов, развития цифровизации всех профессиональных сфер деятельности человека изменяются содержание труда специалистов, возрастает роль интеллектуальных компонентов труда, меняется характер учебного процесса в вузе [8,10]. В этой связи профессиональное образование будущих инженеров трансформируется, реализуясь в условиях активизации учебных процессов различных дисциплин. При этом активизация обучения [1] рассматривается как важнейшее средство формирования качеств личности, где главной целью является создание предпосылок для профессиональной самостоятельности, профессионального становления и самореализации. В работах учёных указывается, что профессиональная самостоятельность формируется в процессе познавательной и практической деятельности учащихся при обучении [2]. Обучение и формирование личности обеспечиваются комфортными педагогическими условиями, если посредством активизации разных форм и методов обучения в основе содержания заложен механизм развития обучающегося в контексте с требованиями качественной подготовки современного инженера [9]. Активизация процесса обучения влияет на формирование активной самостоятельной теоретической и практической деятельности обучающихся [4].

Графические дисциплины, являясь базовыми в инженерном образовании также переходят на процессы активизации меняя своё содержание, формы и методики обучения, опираясь на информационно-цифровые технологии [6,7]. Всё более очевидным становится необходимость применения в образовательном процессе графических редакторов, компьютерных программ (КОМПАС, NanoСad и др.), как инструмента преподавания графических дисциплин. При этом умения выполнять чертежи, эскизы, схемы и другие изображения вручную с помощью чертёжных инструментов остаются важным компонентом профессиональной компетенции. Сегодня, когда немалую роль в графических дисциплинах играет компьютерная графика (КГ) - как инструмент построения изображений, определённое место продолжает занимать эскизирование. Следует заметить, что понятия «эскиз» и «технический рисунок» часто не разделяют, однако это очень близкие по значению определения, базирующиеся на общепринятых свойствах рисунка - изображения, выполненного карандашом «от руки». Обучение предусматривающее освоение способов рисования (эскизы и технические рисунки видов деталей, машино-

строительных узлов пр.), позволяет обучающимся быстрее включаться в познание предмета и ведёт к целенаправленному пониманию специфики инженерной деятельности. Анализ современных педагогических исследований, показывает определённый интерес к проблемам изображения рисунка, как характерное явление для настоящего времени. Дело в том, что в занятиях рисунком проявляются увлечения индивида. Умение рисовать с одной стороны может выступать удовлетворением актуальных потребностей в процессе обучения в вузе, а с другой, всегда направлено в будущее и характеризует качества, состояния, навыки, способности, необходимые человеку для выполнения им творческих профессиональных функций.

Однако, актуальность исследования обусловлена возникновением противоречивой ситуации, где с одной стороны сохраняется объём содержания графических дисциплин, требующий традиционное изучение изображению чертежей вручную и изучение работы нового инструмента (компьютера), а с другой происходит резкое сокращение учебных часов в соответствии с Рабочей программой.

Теоретический анализ по теме исследования показал неоднозначный подход в реализации поставленных задач. Продолжается поиск разрешения обозначенных противоречий. При этом учёные едины во мнении о необходимости развивать свободное владение различными изобразительными способами, применяя разные инструменты [5,13]. Такие методы учения позволяют обучающимся качественнее справляться с учебными упражнениями, задачами и заданиями, грамотнее выполнять самостоятельные графические работы. Вместе с тем в работах многих учёных показано, что развитие информационно-цифровых технологий и внедрение компьютера, как нового инструмента в образовательный процесс меняет методы обучения, позволяет активизировать педагогические условия становления будущего инженера в процессе профессионально-технического образования; способствует формированию разных сторон его профессиональной компетенции, в том числе графической грамотности [4,12].

Реализация цели ставит задачи создания педагогических условий, включающих учебную деятельность для раскрытия творческих способностей к самостоятельному мышлению обучающихся применяя новый инструмент (компьютер) и технологии информационно-цифрового моделирования.

Создание современных педагогических условий качественной целенаправленной учебной деятельности возможно, если реконструировать учебно-методический комплекс с учётом понимания: а) первокурсники - это вчерашние школьники (у многих за период обучения в школе уроков Черчения не было); б) время на освоение графических дисциплин в вузе сокращено до одного семестра.

Для реализации ряда задач при создании педагогических условий и реконструкции учебно-

методического комплекса предлагается обратить внимание на некоторые аспекты: методику проведения всех видов занятий; содержательный компонент графических дисциплин; формы и методы проведения текущей и промежуточной аттестации.

Методика проведения занятий по всем графическим дисциплинам в основе содержит применение компьютера, как инструмента. Обучающиеся все задания, включая упражнения по Начертательной геометрии, выполняют на компьютере в отечественных редакторах (КОМПАС, NanoСad и пр.). Содержательный компонент графических дисциплин предполагает объединить лекции или практические занятия схожей тематики; транслировать объяснение учебного материала, не вдаваясь в подробности, сократить количество вопросов, упражнений, задач, расчётно-графических работ (РГР). Формы и методы проведения текущей аттестации могут быть различны, однако предусматривать проверку умения правильно выполнить графические задания «от руки» с помощью традиционных чертёжных инструментов, а также навыков работы на компьютере. Форма промежуточной аттестации в виде тестирования представляется более рациональной, поскольку достаточна прозрачна, охватывает широкий диапазон тематических вопросов и сокращает время проведения зачёта или экзамена [11].

В качестве примера на рисунке 1 представлено задание по Начертательной геометрии на тему «Пересечение поверхностей», выполняемое на компьютере во время практических занятий.

Рис. 1. Задание по Начертательной геометрии для выполнения на компьютере

В заключении можно отметить, что статистические данные экспериментальной проверки убедительно свидетельствуют о целесообразности создания новых педагогических условий обучения графическим дисциплинам, включающих реконструкцию учебно-методического комплекса, направленного на практическую деятельность обучающихся, качественные знания, современное развитие умений и навыков, востребованных

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

в процессе самостоятельной работы, дальнейшем

обучении профессии и конкуренции на рынке труда.

Литература

1. Андрюшина Т.В., Николаенко В.М., Зале-сов Г.М., Кашник О.И. и др. Психология и педагогика // Учебное пособие. Серия «Высшее образование» М., ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ. 2002. 175 с.

2. Бобриков В.Н. Теория и практика подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Монография 'под ред. Н.Э. Касаткиной. ГУ Кузбас. гос. тех. ун-т. Кемерово. 2002. 276 с.

3. Бухарова Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. уи-та 1995. 38 с.

4. Вольхин К.А., Астахова Т.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета // Геометрия и графика. 2014. Том. 2. № 3. С. 25-30.

5. Вышнепольский В.И. Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Том 1. № 2. С. 8-9.

6. Гузенков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета // Инновации в образовании. 2013.№ 6.С.108-113.

7. Легкова И.А., Никитина С.А. О применении современных компьютерных технологий при обучении графическим дисциплинам // НоваИнфо. 2016. Том 2. № 54. С. 230-232.

8. Махиня А.А. Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества // Молодой ученый. 2016. № 16(120). С. 366-368.

9. Саблина Н.А., Нуруллаева Н.Т., Саблина К.К. Технология формирования профессиональных компетенций в образовании бакалавров // Глобальный научный потенциал 2022. № 4(133). С.118-121.

10. Семергей С.В. Особенности учебного процесса на базе платформы информатизации // Перспективы науки. 2020. № 12(135). С. 275-279.

11. Турутина Т.Ф., Третьяков Д.В. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов // Геометрия и графика. 2020. Том 8. № 1. С.45-56.

12. Федосеева М.А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2019. Т. 7. № 1. С. 68-73.

13. Хейфец, А.Л. Сравнение методов начертательной геометрии и 3D компьютерного геометрического моделирования по точности, сложности и эффективности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». - 2015. Т. 15. № 4. С. 49-63.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A TOOL IN THE PROCESS OF ACTIVATING THE TEACHING OF GRAPHIC DISCIPLINES

Turutin B.B.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

The relevance of the topic of the article is due to the introduction of information and communication technologies in all spheres of human professional activity, the changing nature of the educational process in technical universities. Attention is focused on the activation of educational activities of students in the educational process of graphic disciplines. The use of computers as a tool for making drawings together with the performance of tasks "by hand" (using traditional tools) and the reduction of teaching hours for the development of graphic disciplines requires the search for modern teaching content, appropriate forms and methods aimed at activating the educational process. The practical application of domestic graphic programs COMPASS, nanoCAD in the training of future engineers in graphic disciplines is considered. Some aspects of the transformation of pedagogical conditions are revealed, including an educational and methodological complex for teaching graphic disciplines, checking graphic literacy at the stage of current control and intermediate certification of students. Examples of tasks on Descriptive geometry and a fragment of the student progress control checklist are given.

Keywords: activation, graphic disciplines, instrument, computer, pedagogical conditions, training.

References

1. Andryushina T.V., Nikolaenko V.M., Zalesov G.M., Kashnik O.I., etc. Psychology and pedagogy // Textbook. Series "Higher education" M., INFRA-M; Novosibirsk: NGAEiU. 2002. 175 p.

2. Bobrikov V.N. Theory and practice of engineer training in conditions of continuous technical professional education: Monograph 'edited by N.E. Kasatkina. GU Kuzbas. state tech. un-T. Kemerovo. 2002. 276 p.

3. Bukharova G.D. Didactic experiment: goals, objectives and methods of conducting: Textbook. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State prof.-ped. ui-ta 1995. 38 p.

4. Volkhin K.A., Astakhova T.A. Problems of graphic training of technical university students // Geometry and graphics. 2014. Volume. 2. No. 3. pp. 25-30.

5. Vyshnepolsky V.I. Salkov N.A. Goals and methods of teaching graphic disciplines // Geometry and graphics. 2013. Volume 1. No. 2. pp. 8-9.

6. Guzenkov V.N. Information technologies in graphic disciplines of the Technical University // Innovations in education. 2013. No. 6. pp.108-113.

7. Legkova I.A., Nikitina S.A. On the application of modern computer technologies in teaching graphic disciplines // NovaInfo. 2016. Volume 2. No. 54. pp. 230-232.

8. Makhinya A.A. Organization and management of the educational process in the conditions of informatization of modern society // Young scientist. 2016. No. 16(120). pp. 366-368.

9. Sablina N.A., Nurullayeva N.T., Sablina K.K. Technology of formation of professional competencies in bachelor's education // Global scientific potential 2022. No. 4(133). pp.118-121.

10. Semergey S.V. Features of the educational process based on the informatization platform // Prospects of science. 2020. No. 12(135). pp. 275-279.

11. Turutina T.F., Tretyakov D.V. Application of information technologies in the methodology of checking the graphic literacy of future specialists // Geometry and graphics. 2020. Volume 8. No. 1. pp. 45-56.

12. Fedoseeva M.A. Methods of training students of technical universities in graphic disciplines // Geometry and graphics. 2019. Vol. 7. No. 1. pp. 68-73.

13. Heifetz, A.L. Comparison of methods of descriptive geometry and 3D computer geometric modeling in terms of accuracy, complexity and efficiency // Bulletin of SUSU. The series «Construction and Architecture». - 2015. Vol. 15. No. 4. pp. 49-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.