Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ'

ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Татьяна Федоровна, Третьяков Дмитрий Вячеславович

В условиях трансформации образования актуальными являются задачи педагогического управления учебным процессом с целью определения и качественного изменения конечного результата обученности первокурсников в инженерных вузах. В исследовании акцентируется внимание на причинах неравномерности показателей итоговых результатов по графическим дисциплинам в разных группах различных направлений подготовки в отдельно взятом вузе. Обучение представлено, как организованный процесс взаимодействия обучающегося и преподавателя, где методической основой является профессиональный контекст инженерного образования, при котором обратная связь даёт конкретные сведения о получении конечного результата. На практике для решения намеченных задач предлагается мониторинг функционирования процесса обучения и результатов обученности. Приведены некоторые результаты исследований - статистические данные, полученные в процессе практической реализации управления учебным процессом и демонстрирующие эффективность обучения графическим дисциплинам в инженерных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турутина Татьяна Федоровна, Третьяков Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN AN ENGINEERING UNIVERSITY

In the conditions of the transformation of education the tasks of pedagogical management of the educational process are relevant in order to determine and qualitatively change the final result of the training of first-year students in engineering universities. The study focuses on the reasons for the uneven indicators of final results in graphic disciplines in different groups of different areas of training in a single university. Training is presented as an organized process of interaction between a student and a teacher, where the methodological basis is the professional context of engineering education, in which feedback provides specific information about obtaining the final result. In practice, monitoring of the functioning of the learning process and learning outcomes is proposed to solve the tasks outlined. Some research results are presented - statistical data obtained in the process of practical implementation of educational process management and demonstrating the effectiveness of teaching graphic disciplines in engineering universities.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ»

Обучение как педагогическое управление учебным процессом в инженерном вузе

Турутина Татьяна Федоровна,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет E-mail: tftss@list.ru

Третьяков Дмитрий Вячеславович,

доцент, кандидат педагогических наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

E-mail: vtretyakov@pgups.ru

В условиях трансформации образования актуальными являются задачи педагогического управления учебным процессом с целью определения и качественного изменения конечного результата обученности первокурсников в инженерных вузах. В исследовании акцентируется внимание на причинах неравномерности показателей итоговых результатов по графическим дисциплинам в разных группах различных направлений подготовки в отдельно взятом вузе. Обучение представлено, как организованный процесс взаимодействия обучающегося и преподавателя, где методической основой является профессиональный контекст инженерного образования, при котором обратная связь даёт конкретные сведения о получении конечного результата. На практике для решения намеченных задач предлагается мониторинг функционирования процесса обучения и результатов обученности. Приведены некоторые результаты исследований - статистические данные, полученные в процессе практической реализации управления учебным процессом и демонстрирующие эффективность обучения графическим дисциплинам в инженерных вузах.

Ключевые слова: управление, учебный процесс, обучение, профессиональный контекст, графические дисциплины.

Решения проблем, где с одной стороны требования к качеству подготовки инженера обусловлены развитием отечественных предприятий, а с другой необходимость трансформации процесса обучения в вузах являются сегодня в нашей стране первостепенной задачей образования.

Исследования учёных свидетельствуют, что современный процесс обучения в инженерных вузах активизирует процессы понимания, стимулирует смысловое усвоение дисциплин, способствует формированию и развитию ценностно-функциональной сферы будущей профессиональной деятельности обучающихся [1,7]. В процессе обучения используется педагогическое управление, где методической основой становится профессиональный контекст образования, при котором обратная связь даёт конкретные сведения о получении конечного результата.

В этой связи актуальность исследования продиктована необходимостью определения конечного результата обученности первокурсников в инженерных вузах. Показателем обученности принято считать итоговые результаты в конце семестра или учебного года. Неравномерность показателей итоговых результатов по дисциплинам в разных группах различных направлений подготовки обращает на себя особое внимание. Цель качественного изменения итоговых результатов требует выявления причин неравномерности показателей обученности и решения задач возможного корректирования процесса обучения.

Известно, что вступительные экзамены в инженерные вузы по разным направлениям подготовки различны. Однако, следует заметить, что и в одном отдельно взятом вузе часто по разным направлениям подготовки вступительные испытания для абитуриентов отличаются. Особенно характерна разница во вступительных экзаменах в вузах, где на определённые специальности абитуриенты сдают экзамены по архитектурной графике, рисунку, композиции или черчению. Абитуриенты, сдающие такие вступительные экзамены, отличаются специальной довузовской подготовкой (профильные классы школы, подготовительные курсы вуза и пр.), где в процессе обучения инженерной графике, рисунку и пр. приобретались знания, умения, навыки, а также осознанно воспринималось значение графических дисциплин. Если рассматривать в ракурсе графических дисциплин стартовый уровень подготовки всех абитуриентов, поступающих в инженерный вуз, так он существенно различен из-за отсутствия у многих потенциальных первокурсников уроков Черчения в школе [4].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Безусловно, учебным планом для всех обучающиеся инженерного вуза предусмотрено на первом курсе изучение графических дисциплин, как базовых (Начертательная геометрия и инженерная графика, Инженерная и компьютерная графика, и т.д.). Однако, одинаковое сокращение часов по графическим дисциплинам для всех направлений подготовки, ставит преподавателей в сложные условия процесса обучения [2].

Для реализации намеченной цели обучения важно управление учебным процессом, когда в педагогических условиях предусмотрены характерные аспекты требований: цели управления обучением; исходное состояние управляемого учебного процесса; контекстный характер учебного процесса; программа действий; систематическая обратная связь; обработка информации данных, полученных при обратной связи; возможность реализации корректирования процесса управления.

Опираясь на теорию Н.Ф. Талызиной можно сказать, что цели и задачи управления процессом обучения будут реализованы и достигнуты значения целесообразности при условии построения на основе использования усвоенных предыдущих знаний и умений. Определение уровня усвоенных

ранее знаний и умений является важным стартовым основанием для освоения следующего учебного материала [5].

Учитывая необходимость формирования на первом курсе обученности, включающей ориентированное инженерное образование, характер учебного процесса моделируется в контексте с предстоящей профессиональной деятельностью. При этом акцентируется внимание на усвоение каждой темы раздела той или иной графической дисциплины. Усвоение знаний и умений определяется преподавателем, применяющим различные методы систематического мониторинга с последующим переводом обучающихся к возможному самостоятельному контролю (самоконтролю) [3]. Такой подход в управлении учебным процессом позволяет своевременно корректировать обучение графическим дисциплинам учитывая характер отклонения от нормативных требований обу-ченности

На рисунке 1 график демонстрирует фрагмент результатов исследования, полученных в рамках практического управления учебным процессом при обучении графическим дисциплинам.

Средний уровень обученности (в процентах)

о с

и

со

100 90 80

70 -60 -50 -40

- Контрольная группа Эксперементальная группа

Диагностический этап 72 68

Текущий этап

82 90

Промежуточная аттестация 88 96

Рис. 1. Сравнительный анализ обученности первокурсников графическим дисциплинам в первом семестре

Исследованием практического управления учебного процесса обучения графическим дисциплинам первокурсников было выявлено если исключён первый этап - диагностический, то нет представления (понимания) начального уровня подготовки обучающихся и основания выстраивания индивидуальной траектории обучения. Это является одной из причин неравномерности итоговых результатов. Установлена необходимость обязательного контроля знаний и умений обучающихся на трёх этапах: диагностический в начале семестра (сентябрь); текущий через два месяца от начала обучения (середина семестра); промежуточная аттестация в конце семестра (по расписанию сессии).

Педагогическое управление процессом обучения и решение проблемы качественного изменения показателей итоговых результатов по дисциплинам возможны при различных методических подходах [6]. Вместе с тем обоснованным аспек-

том является необходимость увеличения времени на обучение графическим дисциплинам (возможно в рамках дополнительных занятий или консультаций). При этом важным является корректирование содержания рабочих программ в части учебных заданий обучающимся в контексте профессионально ориентированного инженерного образования (предстоящей профессиональной деятельности) с применением информационно-цифровых технологий, как инструмента решения графических задач.

Литература

1. Бирюкова Н.В. Возможности контекстного обучения для формирования и развития личностных смыслов обучения у студентов вуза / Н.В. Бирюкова Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 99-101.

2. Вольхин К.А., Астахова Т.А. Проблемы графической подготовки студентов технического

университета / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. -С.25-30.

3. Грошева Т.В., Шелякина Г.Г. К вопросу об эффективности мониторинга качества графической подготовки студентов / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Геометрия и графика. -2017. - Т. 5. - № 4. - С. 75-82.

4. Игнатьев С.А., Третьякова З.О., Фолом-кин А.И. Технологии тестирования в оценке предметной готовности студентов к изучению геометро-графических дисциплин вуза / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, А.И. Фолом-кин // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. -№ 4. - С. 65-75.

5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина //- М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.

6. Третьяков Д.В., Турутина Т.Ф. О современной методике обучения графическим дисциплинам / Д.В. Третьяков, Т.Ф. Турутина // Проблемы математической и естественнонаучной подготовки в инженерном образовании. Сборник трудов 4 Международной научно-методической конференции, 3 ноября 2016 г., Санкт-Петербург - Спб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. - 220 с.

7. Турутина Т.Ф., Разумнова Е.А. Графическая подготовка будущих инженеров в контексте квалификации специалиста строительного производства / Т.Ф. Турутина, Е.А. Разумно-ва // Профессиональное образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно -практической конференции с международным участием 29 апреля 2009 г. - Новосибирск: Изд-во НИП-КиПРО, 2009. - С. 71-73.

TRAINING AS PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF

THE EDUCATIONAL PROCESS IN AN ENGINEERING

UNIVERSITY

Turutina T.F., Tretyakov D.V.

National research Moscow state University of civil engineering; Emperor

Alexander I St. Petersburg State Transport University

In the conditions of the transformation of education the tasks of pedagogical management of the educational process are relevant in order to determine and qualitatively change the final result of the training of first-year students in engineering universities. The study focuses on the reasons for the uneven indicators of final results in graphic disciplines in different groups of different areas of training in a single university. Training is presented as an organized process of interaction between a student and a teacher, where the methodological basis is the professional context of engineering education, in which feedback provides specific information about obtaining the final result. In practice, monitoring of the functioning of the learning process and learning outcomes is proposed to solve the tasks outlined. Some research results are presented - statistical data obtained in the process of practical implementation of educational process management and demonstrating the effectiveness of teaching graphic disciplines in engineering universities.

Keywords: management, educational process, training, professional context, graphic disciplines.

References

1. Biryukova N.V. The possibilities of contextual learning for the formation and development of personal meanings of learning among university students / N.V. Biryukova The World of Science, culture, education. - 2019. - № 2 (75). - Pp.99-101.

2. Volkhin K.A., Astakhova T.A. Problems of graphic training of technical university students / K.A. Volkhin, T.A. Astakhova // Geometry and graphics. - 2014. - Vol. 2. - No. 3. - pp. 25-30.

3. Grosheva T.V., Shelyakina G.G. On the issue of the effectiveness of monitoring the quality of graphic training of students / T.V. Grosheva, G.G. Shelyakina // Geometry and graphics. -2017. - Vol. 5. - No. 4. - pp. 75-82.

4. Ignatiev S.A., Tretyakova Z.O., Folomkin A.I. Testing technologies in assessing the subject readiness of students to study geometric and graphic disciplines of the university / S.A. Ignatiev, Z.O. Tretyakova, A.I. Folomkin // Geometry and Graphics. -2019. - Vol. 7. - No. 4. - pp. 65-75.

5. Talyzina N.F. Management of the process of assimilation of knowledge / N.F. Talyzina //- M.: Publishing House of Moscow State University, 1984. - 344 p.

6. Tretyakov D.V., Turutina T.F. On modern methods of teaching graphic disciplines / D.V. Tretyakov, T.F. Turutina // Problems of mathematical and natural science training in engineering education. Proceedings of the 4th International Scientific and Methodological Conference, November 3, 2016, St. Petersburg -St. Petersburg.: FSUE VO PGUPS, 2016. - 220 p.

7. Turutina T.F., Razumnova E.A. Graphic training of future engineers in the context of qualification of a specialist in construction production / T.F. Turutina, E.A. Razumnova // Vocational education: from theory to practice. Collection of scientific papers based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation on April 29, 2009 - Novosibirsk: NIPKiPRO Publishing House, 2009. -pp. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.