Научная статья на тему 'Проблемы высшего технического образования в области дисциплин графического цикла'

Проблемы высшего технического образования в области дисциплин графического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HIGH SCHOOL / TECHNICAL UNIVERSITY / GRAPHIC PREPARATION / GRAPHIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болбат Ольга Борисовна, Шабалина Надежда Константиновна

В середине прошлого века наше государство представляло собой мощную промышленную державу с высоким научно-техническим потенциалом, которая вполне заслуженно занимала ведущие места в мире по уровню развития науки и техники. Изменения, которые происходят сегодня в экономике, наглядно демонстрируют техническое отставание нашего государства от промышленно развитых стран. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать состояние российского инженерного образования и проблемы высшего технического образования в области графических дисциплин на примере преподавания графики в Сибирском государственном университете путей сообщения. Проанализирована графическая составляющая образовательной цепочки «школа» «вуз» и причины, снижающие уровень графической подготовки абитуриентов технических вузов. Авторами приведены результаты проведенного исследования в виде случайной выборки студентов первого курса двух факультетов «Строительство железных дорог» и «Управление транспортно-технологическими комплексами». Вопросы формирования графической грамотности во все времена были и остаются актуальными, т.к. она является основой инженерного образования. В статье сделан вывод и даны рекомендации по повышению уровня качества образования по дисциплинам графического цикла в средней школе и техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болбат Ольга Борисовна, Шабалина Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION IN THE FIELD OF DISTSI-PLIN OF THE GRAPHIC CYCLE

In the middle of the last century our state represented the powerful industrial power with a high scientific and technical potential which quite deservedly took the leading places in the world on the level of development of science and technology. Changes which happen in economy today visually show technical lag of our state from industrialized countries. Authors of article made an attempt to analyse a condition of the Russian engineering education and a problem of the higher technical education in the field of graphic disciplines on the example of teaching graphics at the Siberian state transport university. The graphic component of an educational chain the "school" "higher education institution" and the reasons reducing the level of graphic training of entrants of technical colleges is analysed. Authors gave results of the conducted research in the form of casual selection of first-year students of two faculties "Construction of the railroads" and "Management of transport and technological complexes". Questions of formation of graphic literacy were at all times and remain relevant since it is a basis of engineering education. In article the conclusion is drawn and recommendations about increase in level of quality of education about disciplines of a graphic cycle at high school and technical college are made.

Текст научной работы на тему «Проблемы высшего технического образования в области дисциплин графического цикла»

Таблица 2

Требования к достоверности и обоснованности научных положений

№ п/п Характеристика требования

1 Результаты моделирования педагогических явлений и процессов

2 Совпадение теоретически полученных результатов с результатами проверки на практике

3 Совпадение результатов моделирования с данными эксперимента

4 Получение вместе с заново обработанными общими научными положениями (выводы, рекомендации, модели, зависимости) показателей и критериев широко известных научных результатов

5 Результаты опытно-проектных разработок

6 Результаты предположенных психолого-педагогических и организационных решений

7 Четкое научное трактование полученных результатов

Выводы. Научные исследования тяжелый и кропотливый труд ученого. В зависимости от того, насколько правильно выбрана и сформулирована тема исследования, обоснована актуальность, поставлены задачи, обработаны полученные результаты зависит: обсуждение результатов на конференциях разного уровня, предварительная оценка теоретической и практической ценности исследования.

Литература:

1. Андреев, Г. И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. - Москва, 2004. - 272 с.

2. Гордиенко, Т.П. Исследование - искусство научного познания / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова // Педагогический вестник. - научный журнал: - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 1. - с. 21-25.

3. Дьюи, Дж. Философские труды / Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе. - Тбилиси, 2009. - 345 с.

4. Мангушев, Р.А. Рекомендации по подготовке и защите кандидатских диссертаций по техническим дисциплинам / Р. А. Мангушев; СПбГАСУ. - СПб., 2009. - 84 с.

5. Методические указания по работе над кандидатской диссертацией по техническим наукам для соискателей ученых степеней и аспирантов всех форм подготовки / Сост. А. Т. Ашеров, А. И. Губинский. -Харьков: УЗПИ, 1987. - 64 с.

6. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. - 4-е изд. / А. М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2003. - 104 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Болбат Ольга Борисовна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Шабалина Надежда Константиновна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (г. Новосибирск)

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ДИСЦИПЛИН

ГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Аннотация. В середине прошлого века наше государство представляло собой мощную промышленную державу с высоким научно-техническим потенциалом, которая вполне заслуженно занимала ведущие места в мире по уровню развития науки и техники. Изменения, которые происходят сегодня в экономике, наглядно демонстрируют техническое отставание нашего государства от промышленно развитых стран. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать состояние российского инженерного образования и проблемы высшего технического образования в области графических дисциплин на примере преподавания графики в Сибирском государственном университете путей сообщения. Проанализирована графическая составляющая образовательной цепочки «школа» - «вуз» и причины, снижающие уровень графической подготовки абитуриентов технических вузов. Авторами приведены результаты проведенного исследования в виде случайной выборки студентов первого курса двух факультетов «Строительство железных дорог» и «Управление транспортно-технологическими комплексами». Вопросы формирования графической грамотности во все времена были и остаются актуальными, т.к. она является основой инженерного образования. В статье сделан вывод и даны рекомендации по повышению уровня качества образования по дисциплинам графического цикла в средней школе и техническом вузе.

Ключевые слова: средняя школа, технический университет, графическая подготовка, графические дисциплины.

Annotation. In the middle of the last century our state represented the powerful industrial power with a high scientific and technical potential which quite deservedly took the leading places in the world on the level of development of science and technology. Changes which happen in economy today visually show technical lag of our state from industrialized countries. Authors of article made an attempt to analyse a condition of the Russian engineering education and a problem of the higher technical education in the field of graphic disciplines on the example of teaching graphics at the Siberian state transport university. The graphic component of an educational chain the "school" - "higher education institution" and the reasons reducing the level of graphic training of entrants of technical colleges is analysed. Authors gave results of the conducted research in the form of casual selection of first-year students of two faculties "Construction of the railroads" and "Management of transport and technological complexes". Questions of formation of graphic literacy were at all times and remain relevant since it is a basis of engineering education. In article the conclusion is drawn and recommendations about increase in level of quality of education about disciplines of a graphic cycle at high school and technical college are made.

Keyword: high school, technical university, graphic preparation, graphic disciplines.

Введение. В наши дни обостряется необходимость анализа состояния российского инженерного образования.

В середине прошлого века наше государство представляло собой мощную промышленную державу с высоким научно-техническим потенциалом. Анализ Н.В. Соснина и С.И. Почекутова [1], опубликованный еще в 2007 году показал, что одной из основных причин отставания России в развитии экономики, является низкая конкурентоспособность системы образования. И сегодня в экономике очевиден этот факт. В телевизионных новостях осенью 2016 года В.В. Путин озвучил проблему дефицита квалификации кадров: «Средний Россиянин за 1 час работы вносит в ВВП 22 доллара. За границей этот показатель примерно в 4 раза больше!».

Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Лёвин на семинаре 2014 года сформулировал «основные цели развития вузов Росжелдора, среди которых первая - «постоянное наращивание исследовательского и образовательного потенциала университетских комплексов в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к инновационным вузам» [2, с. 7].

Изложение основного материала статьи. Для решения стоящих перед страной задач необходимо обеспечивать соответствующий уровень подготовки инженерного корпуса, а это напрямую зависит от уровня компетентности контингента студентов. На кафедре «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа) ежегодно ведется работа с вновь пришедшими первокурсниками с целью оптимизации технологии процесса разработки и корректировки учебных планов и программ по предметам графического цикла. Это представлено в виде:

• ежегодного входного анализа графических знаний, умений и навыков первокурсников;

• опросов и бесед в целях выявления приоритетных форм учебной деятельности для каждого студента индивидуально;

• поддержки связи с выпускающими кафедрами и со старшекурсниками (анализ графической составляющей курсовых и дипломных проектов), обнаружение возможных недоработок графической подготовки при обучении на первом курсе.

Вопросы формирования графической грамотности актуальны во все времена. Инженерная графика, является базовой дисциплиной на первом курсе любого технического вуза. В процессе изучения графики у студентов развивается образное мышление и пространственное воображение; будущие специалисты учатся методам конструирования геометрических объектов и способам получения их чертежей; умению решать задачи, связанные с пространственными структурами; читать и выполнять с помощью графических программ конструкторскую и техническую документацию. Это необходимо для будущего специалиста любого инженерного направления. Л.С. Выготский, изучая психологическую сторону развития творчества у детей, анализировал в основном их рисунки [3]. И это не случайно, поскольку графическая форма представления информации практически мгновенно воспринимается читателем, а, самое главное, очень удобно встраивается в логическую цепь рассуждений и поисков решения поставленной задачи. Зрительные формы представления реальности или фантазии динамичны. Это делает их оптимальным инструментом для структурирования творческого процесса. Развитые образные формы мышления позволяют создавать визуализированные системы, схемы или модели и манипулировать ими, расчленяя, видоизменяя и вновь интегрируя целое и его части, получая новые возможные или практически обновленные варианты. Новая идея проще и чаще складывается в сознании человека в форме образа. На этом фундаменте формируется и аналитическая оценка идеи, от которой зависит правильность выбора последующих направлений работы для достижения желаемого результата.

В педагогике уже стала традиционной задача организации непрерывности образования. Графическая подготовка требует особого рассмотрения. Случайные, фрагментарные, часто сформированные на весьма низком уровне графические навыки современных абитуриентов не считаются недостатком. Обычным становится мнение, что компьютерная форма исполнения графических документов - единственная, достойная настоящего времени, что она доступна любому пользователю компьютера. В то же время первокурсники, кроме освоения работы в графическом редакторе, должны обладать навыками и компетенциями выполнения чертежей «вручную», необходимыми для дальнейшего процесса обучения в вузе. Большинство специальных дисциплин старших курсов рассчитаны на графически грамотного студента.

Средняя общеобразовательная школа и средние профессиональные учебные заведения являются подготовительной ступенью к получению высшего образования. Об исчезновении дисциплины «Черчение» в школьной программе, о разрушении технической компоненты дополнительного образования, которая в свое время была основной формой профориентации в нашей стране, мы говорили немало [4, 5]. Сегодня большинство первокурсников приходят в технические вузы с низким уровнем графической подготовки. Это является одной из серьезных проблем обучения первокурсников. Качественный уровень обучения, достижения желаемых результатов, озвученных Б.А. Лёвиным, можно построить только на надежном фундаменте.

Рассмотрим образовательную цепочку графических дисциплин (школа-вуз), предусмотренных современным образовательным стандартом (рисунок 1).

Геометрия,

Технология

Начертательная геометрия

И н ж ен ер ная гра ф и к а

Компьютерная графина

Рисунок 1. Образовательная цепочка графических дисциплин

Процесс начинается со средней школы. Как видно из рассматриваемой схемы, в задачи школьного образования не введена дисциплина «Черчение». Формально часы для преподавания курса черчения включены в программу занятий по технологии. Факт снижения уровня графической подготовки выпускников школ бесспорен. В то же время рабочие программы по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» высшей школы из-за сокращения аудиторных часов не имеют возможности изучать азы. В свете образовательных стандартов нового поколения большая часть вузовского учебного материала вынесена на часы для самостоятельной работы.

Рассмотрим результаты анкетирования 2017 года, представленные в таблице 1. К составлению вопросов анкеты были привлечены специалисты кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология» СГУПС. Анкета состояла из 15 вопросов. Целевая аудитория - первокурсники, обучающиеся на нашей кафедре. Регистрация и анкетирование студентов были организованы через формы Google.

Факультет Группа Число опрошенных студентов Не изучали черчение Изучали черчение

в школе в ЦДО СГУПС

УТТК ММ111 24 7 17 2

ММ112 24 8 16 3

ММ113 23 15 8 2

СЖД СД114 28 18 4 6

СД115 27 21 6 -

Результаты проведенного анкетирования демонстрируют неподготовленность первокурсников к изучению графических дисциплин в вузе. Возникший школьный пробел знаний заполнить чрезвычайно сложно. Это, к сожалению, касается не только нашей дисциплины. Уровень подготовки современных абитуриентов в большинстве своем не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к студентам-первокурсникам. Сознавая этот факт, многие технические университеты (и СГУПС в том числе) организовывают различные формы предвузовского обучения. На базе нашего университета более 25 лет работает Центр довузовского образования (ЦДО), направленный на повышение качества подготовки абитуриентов СГУПС, а также на их профессиональную ориентацию. Работа ЦДО СГУПС построена на тесном контакте с Западно-Сибирской железной дорогой, Департаментом образования НСО, общеобразовательными школами г. Новосибирска и Новосибирской области. В учебные планы профильных классов ЦДО СГУПС включена дисциплина «Инженерная графика», на изучение которой отводится 2 часа в неделю в течение одного семестра. Форма итоговой аттестации - дифференцированный зачет. Занятия проводятся в аудиториях университета преподавателями кафедры «Графика». В наши дни существует мнение, что 34 часа на изучение графики в средней школе более, чем достаточно. Но, к сожалению, зачастую и такое количество часов отсутствует. Необходимость введения самостоятельной дисциплины «Черчение» в школьный курс очевидна. Некоторые учебные заведения г. Новосибирска (например, лицей №159, лицей 22 «Надежда Сибири») ежегодно направляют на обучение черчению в наш университет учащихся старших классов.

Мы считаем необходимым рассмотреть возникшую проблему в свете мнения В. Лившица, член-корреспондента Российской академии информатизации образования [6]. Он ставит вопрос о несоответствии требованиям времени современного уровня инженерной подготовки выпускников технических университетов. Постоянно возрастающая сложность и наукоемкость современных составляющих техносферы, инфосферы и социосферы, вызывает необходимость «формирования нового поколения инженеров», способных решать современные инженерные задачи. В то же время, в развитии технических университетов наблюдается движение «в сторону так называемого нефункционального образования». В результате дипломированным специалистам чрезвычайно трудно, а порой просто невозможно, попадая в реальные условия производственного, поисково-научного или управленческого процесса, включаться в процесс профессиональной инженерной деятельности на необходимом уровне. Формально в учебные программы технических университетов включено развитие профессиональных компетенций. Большинство первокурсников не способно воспринимать учебную информацию на необходимом университетском уровне. Выше уже отмечалось, что формирование профессиональных компетенций и инженерного мышления студентов возможно лишь при достойном уровне подготовки абитуриентов.

Безусловно, нельзя не согласиться с автором, утверждающим, что:

• знания, умения и навыки, полученные студентами на начальной стадии обучения в техническом университете, носят абстрактный и бессистемный характер;

• обучение ведется по материалам, копирующим страницы учебников;

• часто за долгое время обучения студент не выполняет учебные задания своими руками: принцип «руки растят голову» бесследно исчезает из системы инженерного образования;

• проявляется незнание инструментов и стандартов инженерной графики, неумение выполнить «на листке бумаги простейший эскиз и считать в уме в пределах двух действий арифметики» [6].

Адресованы эти претензии должны быть, в первую очередь, не преподавателям технических университетов, а средней школе. Ежегодно проводимый преподавателями нашей кафедры анализ продемонстрировал, что на первый курс университета приходят студенты:

- не умеющие работать с книгой, т.к. в средней школе этому практически не учат;

- делающие в каждом предложении грамматические ошибки, т.к. по русскому языку практически отсутствуют диктанты, а по литературе можно скачать в интернете сокращенные версии художественных произведений великих авторов;

- не умеющие считать в уме;

- демонстрирующие слабую графическую подготовку (неумение «читать» и выполнять простейшие чертежи, неумение по двум изображениям детали построить третье и т.д.).

При наборе абитуриентов, ведомственные учебные заведения находятся в особо затруднительном положении. Железная дорога проходит не только по крупным городам и промышленным центрам страны. На первый курс нашего университета поступает много студентов, обучающихся по целевому направлению из разных мест, среди которых есть и отдаленные мелкие станции, и небольшие разъезды. Университетские преподаватели вынуждены обучать тот контингент молодежи, который к ним направляет дорога, гарантированно оплачивая обучение. Уровень подготовки абитуриентов оставляет желать лучшего.

В. Лифшиц, анализируя современное состояние преподавания инженерной графики, считает необходимым осуществить оптимизацию всего комплекса проблем дисциплины. Вот некоторые пункты его предложения:

• увеличение количества учебных часов, выделенных на изучение инженерной графики;

• введение категорического запрета на сокращение часов, выделенных на изучение инженерной графики;

• в качестве обязательных пропедевтических практикумов должны быть введены «Техническое рисование», «Эскизирование». Студентов необходимо учить навыкам ручного черчения [6].

Современный уровень научно-технического прогресса и широкое применение автоматизированных систем проектирования не позволяют полностью вернуться на обучение «ручной инженерной графике», но ввести в учебную дисциплину задания, выполняемые «вручную», возможно. Например, дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика», преподаваемая на 1 и 2 курсах направления 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» преподается следующим образом: в первом семестре, изучая раздел «Начертательная геометрия», студенты работают «вручную», а учебные задания раздела «Инженерная графика» во втором и третьем семестрах выполняются с помощью программы SolidWorks, но содержат несколько заданий, выполняемых «вручную» (эскизирование и технический рисунок). При этом состав изучаемых разделов и тем, как и выбор компьютерных программ, в каждом отдельном случае обсуждается на семинарах с выпускающими кафедрами.

Выводы. Результаты многолетнего педагогического наблюдения и анкетирования первокурсников СГУПС факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» демонстрируют сложность освоения раздела дисциплины «Начертательная геометрия», преподаваемой на 1 курсе в 1 семестре. Проведенный опрос студентов показал, что они не осознают значение инженерной графики в профессиональном образовании. Около трети опрошенных считают уроки технологии в школе не интересными и второстепенными. Чуть меньше половины тестируемых студентов относятся к занятиям по черчению как к неизбежности, но с безразличием, при этом считая его необязательным предметом. И только одна треть от общего количества опрошенных абитуриентов считают инженерную графику необходимой дисциплиной для дальнейшей профессиональной деятельности. И это студенты технического вуза! Проведенный в конце учебного года повторный опрос первокурсников СГУПС продемонстрировал другие результаты: студенты коренным образом изменили свое мнение о значимости графических дисциплин в профессиональном образовании. Оказалось, что 75% обучающихся нравится данная дисциплина, и лишь 25% выражают безразличие. Слабая графическая подготовка студентов сказывается на качестве последующего обучения на старших курсах.

Из вышесказанного можно сделать вывод: для повышения качества обучения необходимо:

- увеличить значимость графических дисциплин в средней школе (дисциплина «Черчение» должна быть во всех профильных классах, и вести ее должны педагоги-специалисты);

- при технических университетах организовать курсы по черчению для подготовки к обучению в вузе (во многих вузах организованы подготовительные курсы для поступающих по математике, физике, русскому языку и т.д. А почему нет по черчению? Возможно, это помогло бы скорее адаптироваться студентам-первокурсникам к циклу трудоемких графических дисциплин, изучаемых на первом курсе);

- не сокращать учебное время, отводимое на изучение графических дисциплин в вузе. В настоящее время во многих технических вузах наблюдается тенденция уменьшения учебных часов на изучение дисциплин графического цикла, учебный процесс переориентирован преимущественно на самостоятельную работу студентов.

Литература:

1. Соснин Н.В., Почекутов С.И. Модель инженерной подготовки и образовательные стандарты нового поколения / Инженерное образование 2007- № 4. С. 76-83

2. Подготовка кадров для транспорта в условиях действия Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Материалы докладов и дискуссий участников семинара ректоров и проректоров вузов железнодорожного транспорта (Сочи, 16 - 17 июня 2014 г.). - Под общ. ред. д.т.н., проф. Б.А.Лёвина. - М., МИИТ, 2015. - 87 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерки: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

4. Шабалина Н.К. Современные проблемы преподавания инженерной графики во втузах // Актуальные модернизации высшей школы: Материалы Международной научно-методической конференции (6-7 февраля 2014 г.) / СГУПС, НТИ - филиал МГУТД. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - С. 324 - 327.

5. Болбат О.Б. Проблемы непрерывного графического образования // Модернизация отечественного высшего образования: расчеты и просчеты: Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2015. С. 195-198.

6. Лифшиц В. Парадоксы компьютеризации в инженерном образовании: инженерная графика. // САПР и графика.- 2012 №1. - С. 59-61

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск); магистрант Бортник Николай Романович

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

ПРЕПОДАВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности преподавания уроков технологии с применением ИКТ в малокомплектных сельских школах.

Ключевые слова: обучение детей, малокомплектная сельская школа, предметная область «Технология», информационно-коммуникативные технологии.

Annotation. This article discusses the features of teaching technology lessons in a small rural school using ICT.

Keywords: teaching children, small rural school, subject area "Technology", information and communication technologies.

Введение. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения.

Наряду с этим, наше общество в последние годы столкнулось с обострением социально-экономических проблем, которое, в свою очередь, повлекло за собой ухудшение демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью.

В глубокой, удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится все больше и больше. Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенности маленькой провинциальной школы. Качество образования в них, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентоспособны, с точки зрения социализации, в обществе. Один из важных показателей создавшейся ситуации - число выпускников провинциальных школ, поступивших в ВУЗы, в два с лишним раза ниже. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции.

Изложение основного материала статьи. Организация образовательного процесса в малокомплектной школе имеет свою особенность: на уроки приходят дети разного возраста и часто на разные предметы. Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях -направляющая.

Малокомплектная школа - это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Основной структурный компонент малокомплектной школы - класс-комплект. Учитель в таком классе ведет сразу не менее двух предметов. Планирование занятий происходит по принципу однотипности предметов. Например: на уроке технологии в 5 классе - ознакомление новой темы, а в 6 классе - повторение пройденной темы и практическая работа в виде выполнения творческого проекта.

Современная сельская школа, выстраивая систему развития образования, не может состояться без применения информационно-коммуникационных технологий. В работах [2, 5, 6] информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностями предметной области «Технология» являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (черчение, алгебра, физика, биология, география, изобразительное искусство и др.), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - создает предпосылки для более успешной социализации личности;

- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Благодаря современным техническим средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне.

Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.