Телепнев П. Ф.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
15. РАЗНОЕ
15.1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Телепнев Павел Федорович, адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел Место работы: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России»
pavel-pf@mail.ru
Аннотация: практическая деятельность оперативно сотрудника рассматривается как процесс познания. Практическая деятельность оперативного сотрудника состоит из чувственного и рационального познания. В результате практической деятельности оперативный сотрудник получает оперативно-розыскную информацию.
Ключевые слова: оперативно-розыскная информация, оперативно-розыскная деятельность, оперативный сотрудник.
PRACTICAL ACTIVITIES OF AN OPERATIVE OFFICER, AS A SOURCE OF FORMATION OF OPERATIONAL-SEARCH INFORMATION
Telepnev Pavel F., adjunct of the chair of investigative operations in internal bodies
Place of employment: Saint-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation
pavel-pf@mail.ru
Abstract: in the article, the practical activity of an operative officer is viewed as a process of cognition. The practical activity of an operational officer consists of sensory and rational cognition. When carrying out practical activities, the operational officer receives operative-search information.
Keywords: cognitive process, operational-investigative information, investigative operations, operations officer.
Практическую деятельность сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), с теоретической точки зрения, возможно, рассматривать, как процесс познания. Как отмечает И. Земан, «познание состоит в получении информации о материи, об объективной реальности. Эта информация используется человеком в его практической деятельности, в ходе которой он устанавливает и подтверждает меру правильности информации»[9, 54]. Применительно к ОРД, можно утверждать, что оперативные сотрудники при осуществлении своей практической деятельности получают информацию, которая способствует достижению целей оперативно-розыскной деятельности и уголовного судопроизводства. Автор данной статьи предлагает рассмотреть практическую деятельность оперативного сотрудника через процесс познания, в ходе которого происходит получение информации, которая в последствии используется в ОРД.
В теории ОРД процесс познания с разных точек зрения рассматривали следующие авторы: Е. А. Доля, И. А. Климов и др. И. А. Климов рассматривал процесс познания в ОРД как основу этой деятельности [10]. Е.А. Доля рассматривал процесс познания, как источник оперативного-доказывания [5, 6].
Для рассмотрения процесса познания, применительно к практической деятельности оперативного сотрудника, сначала необходимо установить объект и субъект познания.
В своей работе В. И. Елинский, исследуя объект познания ОРД, указывает, что такие авторы как А. И. Алексеев, Д. В. Гребельский, А. Г. Маркушин, П. А. Олейник, А. Г. Птицын, Г. К. Синилов и др [8, с. 56-61], придержи-
ваются мнения о том, что объектом познания в ОРД являются преступление, в качестве события, как в прошлом, так и в настоящем, и все, что связано, предшествует и сопутствует ему. Такой подход к объекту познания в ОРД, позволяет установить разность между объектом ОРД и объектом уголовного судопроизводства. Уголовное судопроизводство также изучает преступление, но только как событие в прошлом. ОРД позволяет изучать преступление еще и как событие в настоящем. Так, например, при проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как проверочная закупка, оперативный сотрудник, анализирует преступление как событие в настоящем. По мнению автора настоящей статьи, для изучения практической деятельности оперативного сотрудника, как процесса познания, целесообразно выбрать указанный выше объект ОРД. Выбор этого объекта позволяет раскрыть сущность практической деятельности оперативного сотрудника, как источника оперативно-розыскной информации.
Применительно к процессу познания, осуществляемого в практической деятельности оперативного сотрудника, субъектом познания выступает сам оперативный сотрудник. Оперативными сотрудниками являются должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД. К таким должностным лицам относятся:
- оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные;
- оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные по особо важным делам;
- руководители оперативных подразделений.
Рассмотрим более подробно практическую деятельность оперативного сотрудника, с точки зрения процесса познания.
Из теории познания известно, что субъект и объект
познания взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в том, что объект есть источник познания, субъект же осуществляет активную деятельность по извлечению знания из объекта. Оперативный сотрудник как субъект познания, в своей практической деятельности получает различную информацию об объективной реальности, а именно об общественных отношениях в специфической социальной среде. Специфика этой социальной среды состоит в том, что эту среду составляют лица, осуществляющие противозаконную, преступную деятельность. Оперативный сотрудник в своей профессиональной деятельности познаёт криминальную среду и одновременно познает себя сам, оценивает свои способности и возможности. Проводя свою розыскную работу, он воздействует на познаваемую среду, а та в свою очередь воздействует на него. Такое воздействие оказывают лица, совершающие преступления и стремящиеся скрыть следы своей деятельности. Таким образом, эти лица оказывают противодействие оперативному сотруднику на осуществление ОРД. Так как объект и субъект взаимосвязаны друг с другом, то можно сказать, что они выступают как единое целое.
Но в тоже время субъект и объект выступают как противоположность. Противоположность проявляется в различии деятельности. Оперативный сотрудник осуществляет деятельность, направленную на защиту от преступных посягательств, а криминальная среда осуществляет противоположную деятельность, т.е. как раз и совершает эти преступные посягательства.
Как известно, процесс познания делится на чувственное и рациональное. Рассмотрим по отдельности чувственное и рациональное познание, которые осуществляет оперативный сотрудник в своей практической деятельности. Тем более, что переход от чувственного познания к рациональному познанию у оперативного сотрудника происходит при оценке возможности использования полученной информации для решения задач ОРД.
Чувственное познание в практической деятельности оперативного сотрудника играет особую роль, так как «практика детерминирует основные черты чувственности как формы отражения действительности» [4, с. 47]. Нужно учитывать, что оперативный сотрудник при осуществлении своей практической деятельности, на уровне чувственного познания производит отбор информации на основании своего субъективного мышления. При этом он не застрахован от допускаемых при познании человеческих ошибок, указанных Ф. Бэк-онном [3, с. 18-33]. Так как на его деятельность влияют такие факторы, как его личная индивидуальность, привычки и влечения, мировоззрение, языковой барьер при общении и др. Устранение этих ошибок происходит уже в ходе рационального познания при работе с оперативно-розыскной информацией, которая обрела материальную форму, в ходе ее оценки, проверки, анализа и т. д.
При чувственном познании в сознании оперативного сотрудника формируется субъективный образ отражения объективной реальности, которому присущи такие признаки как - предметность, целостность и избирательность. Предметность - черта чувственного образа, выражающая объективность его содержания, способность оперативного сотрудника посредством чувств воспроизводить адекватно саму объективную реальность. «Предметность - непосредственный продукт зависимости чувственности от практики, ибо, прежде всего в области практической деятельности
субъект имеет дело с материальными объектами и их изменениями» [4, с. 47]. Суть предметности состоит в том, что содержание образа, сформированного в сознании оперативного сотрудника, как бы наложено на те предметы, которые отражает его сознание. В практической деятельности оперативного сотрудника предметность позволяет ему выйти за пределы своего субъективного мира в мир окружающих его предметов объективной реальности.
Особое свойство чувственного образа в сознании оперативного сотрудника - это его целостность. Целостность выражается в пространственных и временных отношениях. Осуществляя свою практическую деятельность, оперативный сотрудник первоначально изучает ограниченное пространство, что определяет количество и качество получаемой информации. Для повышения количества и качества информации он постоянно стремится к расширению границы, изучаемого пространства. Временные отношения связаны с моментом совершения преступления. Чем больше времени проходит от момента совершения преступления, тем сложнее добыть информацию, которая будет способствовать его раскрытию.
Избирательность чувственного образа связана с отражением в нем полноты объективной реальности. В субъективном образе в сознании оперативного сотрудника отражается не вся информация об окружающей его объективной реальности, а только та, которая ценная для его практической деятельности. В этом смысле целостность образа предполагает его избирательность, т.е. формирующийся чувственный образ объективной реальности имеет фактор неполноты сведений. Неполнота - это фактор не только отрицательный, но и положительный. Вычленение определенных свойств информации обеспечивает благополучные условия для адекватного отражения значимой для оперативного сотрудника информации, что является необходимостью для решения задач ОРД.
Процесс чувственного познания в ОРД, как и в других видах познавательной деятельности, находит выражение в таких формах, как ощущение, восприятие и представление. В общем виде процесс познавательной деятельности в теории познания описывается следующим образом. Воздействие внешнего мира на органы чувств вызывают ощущения, которые отражают отдельные свойства предмета. Из ощущений строится восприятие, которое отражает предмет в целом. В результате восприятия возникает представление, которое, в отличие от ощущения и восприятия, не требует внешнего предмета. Создается представление, что процесс чувственного познания сводится к последовательности чередования указанных выше форм. В действительности процесс чувственного познания у оперативного сотрудника вряд ли укладывается в описанную схему, так как формы познания, ощущение, восприятие и представление у оперативного сотрудника при осуществлении практической деятельности существуют не последовательно, а одновременно.
Рассмотрим процесс чувственного познания оперативного работника на примере выезда на место происшествия. Оперативный сотрудник, участвующий в осмотре места происшествия, непосредственно своими органами чувств, с помощью ощущения и восприятия, воспринимает имеющие значения для ОРД обстоятельства и факты, и на основе полученных чувственных данных создает в своем сознании первоначальные образы этих обстоятельств и фактов, на основании кото-
Телепнев П. Ф.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
рых формируется образ первичной информации о совершенном преступлении. На месте происшествия оперативный сотрудник, как правило, проводит такое оперативно-розыскное мероприятие, как опрос свидетелей и очевидцев происшествий. В процессе опроса оперативный сотрудник на основании полученной первичной информации о совершенном преступлении, полученной ранее при осмотре места происшествия, формулирует вопросы о фактах и событиях, подлежащих выяснению при опросе свидетелей и очевидцев. При проведении опроса в сознании оперативного сотрудника возникает представление о совершенном преступлении. При необходимости оперативный сотрудник формирует уточняющие вопросы для повторного опроса свидетелей и очевидцев. В процессе чувственного познания оперативный сотрудник получает различную информацию о совершенном преступлении, которая не является оперативно-розыскной информацией, так как она существует только в сознании оперативного сотрудника в виде сформировавшего образа.
Полученная информация в ходе чувственного познания фиксируется в сознании оперативного сотрудника, благодаря чему у него возникает субъективный, идеальный образ информации. На сформированный образ информации влияет практическая деятельность оперативного сотрудника. Практическая деятельность оперативного сотрудника обусловлена его взаимосвязью с окружающей средой. Также на образ информации влияют действия, совершаемые оперативным сотрудником при осуществлении ОРД, т.е. практическая деятельность оперативного сотрудника, имеет непосредственное отношение к объективированию образа информации. Таким образом, сформированный образ полученной информации у оперативно сотрудника является сложным.
Полученная информация в ходе чувственного познания оперативным сотрудником существует только в его сознании, т. е. является идеальной и не является оперативно-розыскной информацией. Возникает вопрос, когда информация, полученная оперативным работником, превращается в оперативно-розыскную информацию? Этот процесс начинается тогда, когда он в своей практической деятельности переходит к рациональному познанию, т. е. к опосредованному изучению полученной информации, в результате которого он отбирает ту информацию, которая в дальнейшем будем использоваться в ОРД.
«Рациональное познание имеет следующие отличительные черты:
- отражение всеобщих свойств предметов, явлений;
- абстрагирующая деятельность, т.е. отвлечение;
- носит опосредованный характер» [4, с. 81].
Первая отличительная черта рационального познания проявляется в том, что в действительности любая вещь, любое явление одновременно и единичны, и общи, т. е. содержат в себе и неповторимые, уникальные свойства, и свойства одинаковые, повторяющиеся в других вещах, явлениях. Так, например, осуществляя рациональное познание, оперативный сотрудник к оперативно-розыскной информации относит ту информацию, которая способствует решению задач ОРД, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от «Об оперативно-розыскной деятельности» [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная информация обладает неповторимыми, уникальными свойствами, так как она относится к конкретному преступлению, лицу, осуществляю-
щему преступную деятельность и т. д. При этом она обладает и общим свойством, это ее предназначение для борьбы с преступностью.
Вторая отличительная черта рационального познания проявляется у оперативного сотрудника при работе с информацией в том, что ему необходимо произвести отделение общего от единичного. Необходимость отделения общего от единичного, при получении оперативно-розыскной информации из имеющейся предварительной информации, происходит только при абстрагирующем мышлении. Благодаря абстрагирующему мышлению, оперативный сотрудник способен выделить оперативно-розыскную информацию в чистом виде, свободную от всевозможных связей с иной информацией, в которой она всегда находится. Это делается для того, чтобы лучше изучить оперативно-розыскную информации, сосредоточить на ней свое внимание, превратить ее в объект анализа.
Третья специфическая черта рационального познания проявляется в опосредованном характере. Мышление оперативного работника, есть отражение, познание объективной реальности не непосредственно, а опосредованно: оно опосредствуется через чувственное познание - ощущения, восприятие, представление. При мышлении оперативный работник в своем сознании перерабатывает те сформированные образы первичной информации, которые у него возникли в результате чувственного познания. Задача оперативного сотрудника при рациональном познании состоит в том, чтобы освободиться от единичных свойств, особенностей, полученной предварительной информации и сосредоточиться на общих признаках, свойствах, принадлежащих оперативно-розыскной информации.
В своей практической деятельности оперативный сотрудник при получении оперативно-розыскной информации не всегда использует указанные отличительные признаки рационального познания, что сказывается на качестве полученной оперативно-розыскной информации.
Также необходимо отметить, что процесс познания оперативного сотрудника характеризуется его активностью в практической деятельности по добыванию оперативно-розыскной информации. Процесс формирования оперативно-розыскной информации и на уровне чувственного познания, и на уровне мышления протекает как активный процесс, обусловленных задачами ОРД. Активность практической деятельности состоит в том, что информация не просто собирается при осуществлении ОРД, а является активным извлечением её из окружающего мира. Извлечение оперативно-розыскной информации происходит во время познания, при котором оперативный сотрудник отображает не всю информацию, а лишь ту, которая прямо или косвенно связана с задачами ОРД. На основании, извлеченной из окружающего мира, информации у оперативного сотрудника происходит формирование образа, т. е. происходит отражение в его сознании объективной реальности. Активность в процессе познания также означает работу с созданным образом, т. е. преобразование, воспроизводимой в сознании информации из внешнего мира. На уровне чувственного познания это проявляется в наблюдении, наглядном моделировании, умственном эксперименте и в воображении вообще. В рациональном познании это выражается в анализе, синтезе, абстрагировании, обобщении, интерпретации и в других формах.
Приступая к рациональному познанию, оперативный
сотрудник производит первоначальное изучение полученной первичной информации об объекте познания. Изучение и оценка первоначальной информации оперативным сотрудником проводится по качественным характеристикам, которые присущи оперативно-розыскной информации. В результате этого в сознании оперативного сотрудника формируется первичный образ оперативно-розыскной информации, который еще называется идеальным, так как он присутствует только в сознании оперативного сотрудника. Та информация, которая впоследствии будет фиксироваться в оперативно-служебных документах, становится оперативно-розыскной информацией, и она является материальной, так как находит свое отражение в ОРД на материальных носителях, и тем самым она приобретает материальную форму. Оперативно-розыскную информацию невозможно передавать, принимать и обрабатывать без материальных носителей. Таким образом можно утверждать, что оперативно-розыскная информация, которая не нашла свое отражение на материальном носителе, является чистой абстракцией, не существующей объективно в таком виде в ОРД.
Рассмотренный процесс оперативно-розыскного познания, который осуществляет оперативный сотрудник в своей практической деятельности позволяет сделать вывод, что информация о преступлении, как событие прошлого, так и настоящего, входит в ОРД посредством практической деятельности оперативного сотрудника. Процесс получения и фиксации оперативно-розыскной информации можно представить следующей схемой. В ходе чувственного познания информация о преступлении, как событие прошлого и настоящего, находит свое отражение в сознании оперативного сотрудника, и она является идеальной. При рациональном познании оперативный сотрудник производит отбор той информации, которая фиксируется на материальных носителях, т. е. находит свое отражение в ОРД, и только, после этого она становится оперативно-розыскной информацией. Только после фиксации оперативно-розыскной информации на материальных носителях, она приобретает материальную форму, и становится пригодной для последующего использования как результат ОРД.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,34%.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности». Собрание законодательства РФ от 14.08.1995, №33, ст. 3349.
2. Приказ МВД России от 19.06.2012 №608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 №25005) Российская газета, от 03.08.2012 №177.
3. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е испр. и доп. изд. Т. 2. /Сост., общ. ред. и вступ. статья А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1978. - 576 с.
4. Диалектика процесса познания / М. Н. Алексеев, А.М. Алексеев, В.А. Вазюлин и др. Под ред. М.Н. Алексеева, А.М. Коршунова. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 367 с.
5. Доля Е. А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. - М.: Изд-во «Спарк», 1996. - 111 с.
6. Доля Е. А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. - М.: Проспект, 2015. - 376 с.
7. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. - М: Высш. школа, 1980. - 286 с.
8. Елинский В. И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: монография. - М.: Изд-ль И.И, Шумилова, 2001. - 228 с.
9. Земан И. Познание и информация: Гносеологические проблемы кибернетики / пер. с чеш. Р. Е. Мельцера; спецред. и предисл. канд. философ. наук А. Д. Урсула. -М.: Прогресс, 1966. - 254 с.
10. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: Юрид. ин-т МВД России 1995. - 48 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью «Практическая деятельность оперативного сотрудника как источник формирования оперативно-розыскной информации», подготовленную адъюнктом кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургского университета МВД России» Телепневым Павлом Федоровичем. Представленная на рецензию статья адъюнкта Телепнева П.Ф. посвящена одной из актуальной темы теории оперативно-розыскной деятельности, а именно процесса познания, который осуществляет оперативный сотрудник при осуществлении своей практической деятельности.
Автор статьи логически правильно излагает процесс познания, который осуществляет оперативный сотрудник в своей практической деятельности с точки общей теории познания. Рассмотрены два вида познания, которые присущи процессу познание, а именно чувственное и рациональное. Разобраны такие формы чувственного познания как ощущение, восприятие и представление. Сделан логически обоснованный вывод о том, что этими формами чувственного познания оперативный сотрудник пользуется одновременно при осуществлении своей практической деятельности.
Рассмотрены основные отличительные черты рационального познания применительно к оперативно-розыскной деятельности. Обоснован вывод о том, что оперативный сотрудник не всегда в своей практической деятельности использует эти отличительные признаки рационального познания.
Сделан вывод о том, что практическая деятельность оперативно сотрудника представляет собой процесс оперативно-розыскного познания, который в свою очередь является источником формирования оперативно-розыскной информации.
Тема, рассмотренная в рецензируемой статье, имеет сугубо научный интерес.
Материал изложен научным языком, и в тоже время доступен для широкого круга читателей, основные термины, содержащиеся в статье, раскрыты.
Представленная на рецензию статья адъюнкта Телепнева П.Ф. в полном объеме соответствует требованиям ГОСТ РФ по написанию научных статей.
В статье отсутствуют сведения, относящиеся к государственной тайне, а также сведения ограниченного доступа, в связи с чем, она может быть опубликована в открытой печати.
Статья «Оперативный сотрудник в оперативно-розыскной деятельности как источник формирования оперативно-розыскной информации» заслуживает положительной оценки и рекомендована к публикации.
Рецензент:
Заместитель начальника УУР ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области кандидат юридических наук подполковник полиции
О. В. Колесников