Научная статья на тему '«Познай свой народ - и ты станешь человеком»'

«Познай свой народ - и ты станешь человеком» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Познай свой народ - и ты станешь человеком»»

«ПОЗНАЙ СВОЙ НАРОД - И ТЫ СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

В учебном книгоиздании произошло событие исключительной важности: Южно-Уральское книжное издательство выпустило в свет прекрасный учебник «Народоведение» (в трех книгах) для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев (Челябинск, 1997-1998). Этот учебник - необыкновенный и удивительный по замыслу, содержанию и форме. Его автор - известный ученый-фольклорист, академик Петровской академии наук и искусств, профессор А.И. Лазарев. Данный учебник не похож на привычные для нас учебники с сухим научным стилем, с выверенными фактами, которые необходимо усвоить. Перед нами - образец яркой живой речи и необычного содержания, доступного первокласснику, интересного десятикласснику и притягивающего людей любого возраста.

Это первый и единственный учебник, который посвящен изучению своего народа и проникнут идеей возрождения традиционной культуры. Ему нет аналогов во всем мире. Нельзя не согласиться с автором, что обращение к народным традициям - не дань моде на фольклор, а настоятельная необходимость. А.И. Лазарев убежден, что духовного возрождения общества не произойдет, если в стороне от этого процесса останутся дети. Созданию учебника предшествовала огромная работа по проведению научного эксперимента «Внедрение принципов народной педагогики в современной школе», целью которого явилась выработка основных направлений работы школы с фольклором.

Основную задачу автор учебника видит не просто в возрождении интереса к традиционной культуре русского народа, а в возрождении самой этой культуры через познание и усвоение ее законов и традиций, через привитие навыков смотреть на мир глазами своего народа. Учебник и программа дают для этого верные направления и точный материал.

Все три книги построены на материале фольклора, так как именно фольклор является носителем национального менталитета и во все времена был лучшим и единственным хранителем разнообразных народных традиций. У нас многие, к сожалению, относятся к фольклору как к чему-то архаическому, отжившему, считая, что это лишь песни, которые поют деревенские старушки, найвные хороводы и т.п. Учебник опрокидывает такие представления и исходит из мысли, что фольклор - это народная мудрость, народная педагогика, народная медицина, народная экология, фольклор - это народный хозяйственный и праздничный календарь, фольклор - это обычаи, обряды, художественные промыслы и ремесла, т.е. вся традиционная культура народа.

Основная идея первой книги - идея дома. Любопытно, что изучение народа начинается с дома, с определения того, какую роль играет

отчий дом в жизни каждого человека. Дом - не только как место проживания, но и как объединение близких людей, родственников, а шире - племени, рода, народа. Известное выражение М. Горького: «Род на род получится народ» - обретает плоть и кровь. С домом связано многое из того, что является решающим в жизни каждого из нас: как выбрать имя, как возникают фамилии, какие родственные связи объединяют нас с родней и т.д. Автор касается и такой острой проблемы, как культура общения: в учебнике раскрываются народные традиции русского гостеприимства, уважительного отношения к старшим, почитания родителей и др. Некоторые факты потрясают своей новизной, неожиданностью открытий. Например, как возникли слова «мама» и «папа», какова народная семантика и этимология слов «дед», «баба» и т.д.

При всей серьезности проблем, выносимых на изучение, учебник отличается доходчивостью и художественностью повествования. А.И. Лазарев тонко чувствует психологию детей, основные законы детской логики и детского восприятия. Трогает сама манера обращения к учащемуся в виде задушевной беседы взрослого мудрого человека с юным другом.

Второй книге предпослан эпиграф «Всему порядку царь - народный календарь». Современные люди никогда не изучали народный календарь и ориентируются в пространстве в основном благодаря метеосводкам и прогнозам погоды. Не отрицая вообще их значения, должна отметить, что все-таки они не идут ни в какое сравнение с подлинным народным календарем и связанными с ним народными приметами. А.И. Лазарев учитывает давно доказанное учеными положение, что 84% народных примет подтверждается наукой и практикой, и дает обширные и ценнейшие сведения по народному календарю. Но главная идея второй книги - бережное отношение к природе, к родной земле. На одной из первых страниц помещен духовный стих «Непрощеный грех», в котором говорится, что Бог многое может простить - трусость, лень, жадность, неверность супругов и др. Единственный грех, который никогда не прощается Богом - «над сырой мать-землей надругание». В учебнике говорится, что в народе всегда относились к Земле как к живому существу и не было большего греха, чем вырубать леса, отравлять воду в реках и озерах, распахивать землю без надобности до срока, надругаться над ней.

Идея третьей книги - труд. Высшим нравственным мерилом человеческих ценностей в народе всегда было отношение к труду. Уважительное отношение к труду в народной традиции складывалось постепенно, без труда человек не смог бы выжить! Сейчас в условиях городской цивилизации, да и на селе многое молодежи дается легко. Тем более требуется воспитание трудовых навыков и умений. В учебнике в этом плане нет морализации, нудных поучений, призывов к труду. Автор тонко и убеди-

тельно рассказывает о том, как и почему раньше труд становился поэзией, искусством. На посиделках люди не только танцевали и пели, но и вязали, ткали, вышивали и т.д. В этот вдохновенный трудовой бьгг маленький человек врастал сразу, как только начинал ходить. Он был всегда рядом с матерью, которая и поет, и прядет, с отцом, который рассказывает сказку и плетет корзину и т.д. Учебник умело подсказывает учителю, как нужно осуществлял, трудовое воспитание в школе, как показать, внушить школьнику, что труд - это прекрасный и увлекательный процесс, тем более что многообразие рассматриваемых художественных промыслов и ремесел позволяет детям найти себя, свое призвание.

Все сведения исторического, этнографического и педагогического характера даются в учебнике на материале народного творчества. Дети читают и анализируют прекрасно подобранные классические образцы сказок, песен, считалок, скороговорок, народных игр, отрывков из былин и духовных стихов и других видов народной поэзии и незаметно для себя втягиваются в самостоятельное творчество. На уроках народоведения теория и практика тесно слиты и образуют единый и своеобразный фон. Этот'фон - игра и творчество. Дети на уроках поют, танцуют, играют, мастерят и тем самым в какой-то степени решается одна из самых острых проблем современной школы -проблема вовлечения детей в активную творческую деятельность. Это особенно важно подчеркнуть, так как художественная самодеятельность в школах почти исчезла. Конечно, курс «Народоведение» решает задачу эстетического воспитания, но это - не самоцель. Фольклор в учебнике - источник больших и полезных знаний, навыков и умений, в том числе и художественного порядка. Дети учатся выразительно говорить, разучивать песни, они совершенствуют артикуляцию речи, у них образуется осанка, формируется грация, то есть такие духовные и физические качества, которые в старом быту ценились очень высоко и которые, в наше время, к сожалению, утрачиваются.

Сегодня учебник стал достоянием почти каждой школы. Дело чести каждого педагогического коллектива - внедрить народоведение как один из обязательных предметов в систему школьного образования. Тем более что интереснейший и плодотворный опыт работы в этом направлении уже имеется в школах № 19, 59, 121, а также в лицее № 1, в гимназиях № 26 и №35. По мнению педагогов-практиков, «учебник реально способствует приобщению детей к народным традициям», которые постепенно становятся его душой и плотью, и проявляются в привычках и поведении, в нравственных, социальных и эстетических представлениях. В этом его жизненная сила и значимость.

Мы уверены, что учебнику профессора А.И. Лазарева предстоит большое будущее. Уже сейчас готовы к его переизданию Московское

издательство «Светоч», Самарское и Хабаровское книжные издательства. Предпринимая шаги к возрождению отечественной культуры, необходимо помнить, что эту задачу не решить без обращения к фольклору, ибо «залог возрождения, - как сказал Л.Н. Толстой, - в народности».

Г.А. Губанова

СКАЗКА В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Т.В. Кривощапова. Русская литературная сказка конца XIX- начала XX века: Учебное пособие по спецкурсу. -Акмола: Изд-во Акмолинского унта,, 1995. - 80 с.

Жанр книги Т.В. Кривощаповой определен как учебное пособие по спецкурсу, хотя во введении автор раздвигает узкие рамки ее предназначенности и адресует книгу не только студентам, но и вузовским преподавателям, и учителям литературы, осознавая и подчеркивая широкую теоретическую и практическую значимость данного исследования. Действительно, эта поправка оправдана, и в историко-литературном отношении данная книга восполняет имеющийся в науке пробел в изучении жанра литературной сказки. Если сказка в литературном процессе и системе литературных жанров XIX и XX веков уже рассматривалась И.П. Лупановой, Т.Г. Леоновой, М. Петровским, М. Липовец-ким, Т. Чернышевой, Е.М. Нееловым и многими другими учеными, то за исключением статьи самой же Т.В. Кривощаповой "Русская стихотворная сказка в конце XIX - начале XX века" (Филол. науки, 1991, № 2, с. 28-35), исследований, и тем более обобщающего характера, не было, и в науке бытовало представление о дискретности жанра. Однако сказка с момента включения ее в литературу не уходит из нее, наоборот, приспосабливается к ней, сливаясь, сращиваясь с другими жанрами и родами литературы. Можйо говорить лишь о периодах активизации и актуализации жанра, а не о его затухании. Свидетельство этому -исследование Т.В. Кривощаповой.

Автор пособия обращается к сказке 80-90-х годов и начала XX века, когда этот жанр осваивают многие поэты и писатели разных направлений и ориентации: А. Ремизов, М. Горький, А. Толстой, Е. Гуро, Ф. Сологуб, В. Маяковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, С. Есенин, К. Бальмонт и т.д. Т.В. Кривощапова объясняет этот феномен так. Сама сказка, отдельные черты ее поэтики или только установка на вымысел свидетельствует о попытках писателей и поэтов этой переломной, кризисной эпохи найти в фольклоре законченную модель мира. Сказочный жанр был востребован и использован литературой в ее стремлении выразить мифологизм современного сознания.. Убедительными представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.