Научная статья на тему 'И жизнь, как прежде, - впереди!'

И жизнь, как прежде, - впереди! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И жизнь, как прежде, - впереди!»

К 70-летию со дня рождения А. И. Лазарева

И ЖИЗНЬ, КАК ПРЕЖДЕ, - ВПЕРЕДИ!..

Есть личности, при одном имени которых у людей светлеют лица. К таким принадлежит замечательный русский ученый и педагог Александр Иванович Лазарев. Трудно переоценить всю его многогранную научную, педагогическую, общественную и культурную деятельность. Имя члена-корреспондента Петровской академии наук и ис-к)сств, профессора, доктора филологических наук, почетного работника высшей профессиональной школы, заслуженного работника культуры России А.И. Лазарева широко известно у нас в стране и за рубежом.

Природа щедро одарила Александра Ивановича разными талантами. С детства писал стихи, рисовал. В девять лет вместе с братом сочинил роман, сатирическую поэму. В годы Великой Отечественной войны закончил Новосибирский авиационный техникум. Дипломный проект выпускника А. Лазарева был признан особо выдающимся. Идея автоматической линии, разработанной в дипломе, была настолько актуальной, что им заинтересовался директор авиационного завода, генерал-лейтенант С.Н. Лисицын, который специально приезжал на защиту. За полтора года работы на заводе А.И. Лазарев вырос от простого конструктора до начальника технического бюро. Дальнейшие успехи в этой отрасли были несомненны, но призвание берет свое.

Интерес к фольклору, литературе, искусству все время жил. Семья была очень фольклорная Мама пела, отец прекрасно играл на различных музыкальных инструментах, пел в Казанском церковном хоре вместе с Максимом Дормидонювичем Михайловым (будущим солистом ГАБТ, народным артистом России). Семейная фольклорная среда -песни, шутки, игры, многочисленная певучая родня (кстати, в семье было 12 детей, Александр Иванович - двенадцатый ребенок) оказали решающее воздействие В 1952 году А.И. Лазарев окончил Новосибирский педагогический институт, а в 1957 году в МГУ им. М.В. Ломоносова блестяще защитил кандидатскую диссертацию "Русское народнопоэтическое творчество Барабы: (К вопросу об образовании областных центров русского фольклора в ХУН-Х1Х вв.)". В работе исследована основополагающая для фольклористики проблема, которая постоянно вызывает живой интерес и пристальное внимание среди фольклористов. Ученый тщательно выявил и показал особенности формирования и качественную сущность областных народно - поэтических центров, впервые дал теоретическое истолкование самого понятия "областной фольклор" и сделал ряд выводов относительно судеб фольклора в прошлом и настоящем. Главные теоретические положения были развиты и углублены в последующих научных трудах. Основная научная и педагогическая деятельность А.И. Лазарева проходит на Урале, в городе Челябинске. 1958-1968 гг. - декан филологического факультеты ЧГПИ, 1968-1976 гг. - проректор по научной и учебной работе института куль-

туры, его имя заслуженно стоит в ряду основателей, организаторов данного вуза. С 1976 года - заведующий кафедрой литературы и фольклора Челябинского университета.

К настоящему времени А.И. Лазаревым опубликовано около 400 работ. Проблематика их очень обширна: народоведение, литература, краеведение, искусство и др. Но ближе всего, безусловно, область фольклора. Фольклор и народоведение - это главное дело жизни, самая яркая песня души и всей натуры ученого. В этой сфере ему принадлежат серьезные научные открытия, выполнены фундаментальные исследования. Особенно много внимания А.И. Лазарев уделяет проблемам рабочего фольклора. Еще в 60-е годы он первым высказывает и обосновывает мысль о важности изучения рабочего фольклора с новых методологических позиций. Эти идеи, безусловно, были новаторскими, смелыми, а для многих - неожиданными. Однако ученый последовательно и убедительно отстаивает их и плодотворно развивает в монографиях -"Предания рабочих Урала как художественное явление" (1970) и "Поэтическая летопись заводов Урала" (1972). На основе огромного фактического материала, редких документов и рукописей автор исследует сложные, противоречивые пути развития народного самосознания, истоки и специфику эстетических представлений рабочих. В книгах впервые дается яркий, удивительно интересный материал о социальном положении, быте, культуре и поэтическом творчестве рабочего люда. История уральских заводов рассказана в них "простым и прекрасным словом самих рабочих" - через их песни, предания, легенды, сказы, пословицы и поговорки, сказки и частушки. Не зря в рецензиях специалисты охарактеризовали эти издания как "кладезь народной поэзии", "шкатулку уральских сказаний".

Особенно глубоко и обстоятельно проблемы эстетики фольклора были разработаны в докторской диссертации "Устная поэзия рабочих Урала" (М.. 1970) и в монографии "Рабочий фольклор Урала" (1988 г.).

Данные труды явились событием не только в отечественной, но и мировой науке. До этого фольклорные явления в основном рассматривались только с точки зрения социально-исторической, в фольклоре рабочих стремились найти, прежде всего, "классовый эквивалент", идейную направленность. В основу концепции А.И. Лазарева положены характер эстетического идеала, особенности художественного метода и стиля поэзии рабочих. Исследование рабочего фольклора с эстетических позиций позволило установить генезис и основные этапы развития нового типа художественного мышления народа, дать новую периодизацию истории рабочего фольклора.

В монографии оригинально трактуется само понятие "рабочий фольклор". В концепции автора он справедливо характеризуется как особо ^художественное направление в общенациональном фольклоре, с появлением которого возник художественный метод, повлекший не только изменения в различных жанрах традиционного фольклора, но и образование новых (частушек, сказов и др.). Тем самым по существу была раскрыта огромная историческая роль рабочего фольклора, а на его

материале - раскрыта проблема эволюции художественного мышления народа. Это, безусловно, свидетельствовало о создании в фольклористике новой академической школы - школы изучения рабочего фольклора, признанной и плодотворно развивающейся сегодня в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

Осуществленный А.И. Лазаревым подход к истории фольклора с позиции смены "типов художественного мышления народа", которая определяет собственную эволюцию фольклора, отличную от истории развития литературы и других искусств, носил глубоко новаторский характер, ломал устоявшиеся стереотипы и, казалось бы, незыблемые истины об общности историко-литературного и фольклорного процесса.

Принципиально важное значение имеют работы, посвященные вопросам фольклоризма литературы, искусства и культуры. За ними стоит забота о сохранении и приумножении нравственных и художественных традиций. Особенно обстоятельно исследована специфика фольклоризма литературы. Этой проблематике посвящены два межвузовских сборника научных трудов, вышедших под редакцией А.И. Лазарева: "Региональные аспекты изучения литературы и фольклора" (1984) и "Проблемы типологии литературного фольклоризма" (1990). Ученому принадлежит первый опыт создания учебного пособия "Типология литературного фольклоризма" (1991), в котором прослеживаются сложные пути сменяемости отношений между литературой и фольклором на материале огромного периода истории литературы - от древнерусской до литературы XX века. За последние годы под руководством А.И. Лазарева было выполнено и успешно защищено несколько диссертаций , связанных с исследованием фольклоризма творчества A.A. Кирпищиковой, А.И. Куприна, В.В. Маяковского и др. Это свидетельствует не только о признании, но и о перспективности данного направления в науке.

Ученому-филологу всегда были близки проблемы литературы. Большое место в его научном арсенале отводится творчеству писателей -классиков. Каждая научная публикация отличается свежестью мысли, гражданской ответственностью и связью с современностью. Об этом красноречиво говорят их заглавия: "Наш Гоголь", "Пушкин и мы", "Бессмертен, как сама жизнь" (о Л.П. Толстом) и др. Но особое внимание А.И. Лазарев уделяет развитию литературы Урала. Здесь он - первопроходец, открывающий пласты фактически нетронутого материала. Об этом свидетельствуют не только глубокие работы о творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. К. Татьяничевой, Р. Валеева, А. А. Шмакова и др., но и серия блестящих публикаций в "Вестнике" ЧелГУ и других научных изданиях, посвященных методологическим вопросам истории литературы Урала. Ученый рассматривает литературу и фольклор Урала как единую художественную систему, вводит понятие "литературный регион", дает методику картографирования культурных явлений. Многие годы А.И. Лазарев читает спецкурс "История русской литературы Урала". Им разработана и издана программа и методические указания (1994) по истории уральской литературы XVII-XX веков. В настоящее время к изданию готовится учебник.

А. И. Лазарев является автором ряда фольклорно-этнографических сборников, которые получили высокое признание среди специалистов и ценителей фольклора ("Плакал и смеялся, а бог не отозвался" (1963), "Народное слово на дорогах войны" (1976), "Уральские посиделки" (1977), "Песни оренбургских казаков (1996) и др.). В течение многих лет, по крупицам собирался военный фольклор южноуральцев, бывших на фронте и в тылу. Сборник "Народное слово на дорогах воины" (1976) - правдивая поэтическая летопись грозных лет, которая потрясает своей искренностью и неподдельностью чувств. В статье "Просим переиздать" (Челяб. рабочий. 1987. 25 окт.) супруги Павловы (педагоги по профессии) пишут: "Книжка бесценная, удивительная, и низкий поклон за нее составителю этого сборника Александру Ивановичу Лазареву. Обладатели такого сборника-клада - счастливейшие люди..." В печати было отмечено также, что данное издание -явление значительное не только в уральском, но и в общерусском фольклоре о Великой Отечественной войне. Столь же значительным является сборник "Уральские посиделки" (1977) - первый и единственный в своем роде опыт воссоздания и научного комментирования этого очаровательного обряда наших предков, идущего из древности. Автор живо и увлекательно "устами самого народа1' повествует о "капустках", "супрядках", "кутейниках", о святочных, свадебных, масленичных и других видах посиделок. При этом книга содержит детальную, научно обоснованную классификацию посиделок и вечерок, освещает их специфику и региональное своеобразие.

Фундаментальный характер носит энциклопедический сборник "Игры" (1995), где перу профессора А.И. Лазарева принадлежит не только развернутая вступительная статья, но и обширный раздел -"Народные игры: Обрядовые. Ритуально-гадальные. Развлекательные, досуговые. Спортивные". Каждый вид представлен всем богатством забытых и популярных в наше время народных игр, раскрыта их социальная почва, глубокое нравственное содержание и безграничный педагогический потенциал. Особая научная значимость сборника в том, что в нем отражены многочисленные варианты игр - детских и взрослых, бытующих в различных регионах страны - на Урале, в Сибири, в Центральных районах и др., а также их национальные разновидности (украинские, белорусские, башкирские и т. д.).

Уникальные записи и бесценный песенный материал содержит недавно вышедший сборник "Песни оренбургских казаков: Старые и новые записи" (1996), подготовленный в соавторстве с А. В. Глинкиным. По отбору и качеству текстов его можно считать классическим. Сборник включает редкие записи исторических, игровых, хороводных песен, которые, к сожалению, уходят из современного бытования и варианты которых не обнаружены в общероссийских фольклорных изданиях. Целый ряд песенных текстов отличаются уникальностью и красотой, обстоятельной разработкой сюжета. Особая жизненная сила издания состоит в том, что каждая песня снабжена нотами, благодаря которым песни уже сегодня обретают крылья и становятся достоянием самодеятельных и профессиональных народных коллекти-

bob. Безусловно, этот сборник, как и другие, войдет в золотой фонд русского фольклора.

Вся научно-исследовательская работа А. И. Лазарева тесно связана и сочетается с преподавательской деятельностью. Щедрым и непревзойденным является педагогический талант ученого. Его лекции и другие формы занятий всегда для студентов - праздник, они завораживают и покоряют. Многочисленные ученики А. И. Лазарева благодарны судьбе за встречу с таким замечательным педагогом и человеком. Некоторые из них (в том числе и автор этих строк) после окончания вуза без оглядки устремились в удивительный и прекрасный мир Александра Ивановича - мир знаний, духовности, научных поисков и добра.

А. И. Лазарев - автор учебников, учебных пособий и хрестоматий, по которым обучаются многие поколения студентов в нашей стране и за рубежом. Три издания выдержал учебник "Русское народное поэтическое творчество" (М., 1969, 1978, 1986) и "Хрестоматия" по данному курсу (М., 1971, 1978, 1987), где А. И. Лазаревым написан ряд разделов. Оба издания переведены на английский, болгарский и другие языки. Опубликованы также лекции, программы, методические пособия по темам, которые никогда ранее не освещались в учебной литературе.

Активно и плодотворно занимаясь вузовским образованием, ученый серьезно размышляет над проблемой "Фольклор и дети". Профессор озабочен тем, чтобы не ушла безвозвратно традиционная народная культура и не уступила место "разгулявшемуся" сегодня чужеродному искусству. Он неоднократно высказывает мысль о том, что духовное возрождение общества не произойдет, если в стороне от этого процесса останутся дети. "Как повернуть их сознание в сторону лучших народных традиций? Как вернуть их к истокам родной культуры? Как заставить вновь привязаться к родной земле, полюбить ее?" - задается вопросами ученый и приходит к выводу: через приобщение к фольклору, народным идеалам, к народным представлениям о смысле жизни, о справедливости и красоте. Возникает идея научного эксперимента "Внедрение принципов народной педагогики в современной школе", который включен в планы Госкомитета по высшему образованию и Уральского отделения Российской Академии педагогических наук. Один из наиболее эффективных путей достижения поставленной цели А.И. Лазарев видит во внедрении в учебные планы общеобразовательной школы специального предмета "Народоведение", содержанием которого является глубокое изучение народных обычаев и традиций. Для этого создана экспериментальная программа "Фольклор. Художественное самотворчество детей" (1992), по которой активно началась работа в школах №№ 19, 26, 35, 59, 78, 102, 121 г. Челябинска.

В русле эксперимента стала развиваться работа и во внешкольных учреждениях: создана секция этнографии и фольклора в Доме творчества учащихся и молодежи на Алом поле; активно и по многим направлениям развернулся процесс приобщения школьников к народным традициям во Дворце культуры "Данко" (Металлургический район). Появился прекрасный опыт проведения народных праздников в

Челябинской областной юношеской библиотеке, которая формируется как библиотека народной культуры.

Главная трудность эксперимента - отсутствие квалифицированных кадров этнофольклористов, способных грамотно вести уроки фольклора в школах и организовать эту работу во внешкольных учреждениях. По предложению и при непосредственном участии А И. Лазарева были открыты кафедры фольклора в университете и институте искусств и культуры, а при них - специализации "Фольклористика". Кроме того, в целях подготовки и переподготовки учителей при ЧелГУ совместно с областным центром дополнительного образования создана "Школа народной культуры", которая призвана готовить учителей-фольклористов и народоведов.

Но решающим фактором, обеспечивающим успех дела, явилось издание программы (1996) и учебника "Народоведение" в 3-х кн. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Челябинск, 1997). Это первое и единственное учебное издание по народоведению, которому нет аналогов в мире. Он уникален по содержанию, структуре и форме изложения материала. Автор вложил в него не только неисчерпаемые богатства знаний и опыта, но и всю сокровенность души и сердца. Трогает сама манера обращения к учащемуся в виде доверительной беседы выдающегося ученого с юным другом. Учебник насыщен многими образцами сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок, которые не только ярко иллюстрирует текст, но и делают глубокий, порой сложный материал доступным и убедительным. Игровой, добрый и мудрый получился учебник - поистине фольклорный! За существенный вклад в науку и образование его автору присвоено почетное звание "Человек года". Но А. И. Лазарев никогда не останавливается на достигнутом. Уже подготовлено и издано методическое пособие для учителей "100 уроков народоведения" (1997), в котором даются рекомендации по наиболее сложным темам курса; ведется работа над школьными тетрадями "Шаг за шагом" и др. Все это свидетельствует о создании нового направления в школьном образовании.

Исследование "Дети и фольклор" получило высокую оценку Научного Совета конкурса грантов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Столь же убедительными признаны научные результаты по темам: "Межэтнические связи и национальный менталитет в фольклоре Урала", "Взаимоотношения народов Урала в изображении русских писателей" и др. Всего же Александр Иванович является шестикратным победителем конкурса грантов.

Велики заслуги А.И, Лазарева как исследователя-краеведа. Он стоял у истоков "Бирюковских чтений", является одним из организаторов и идейным вдохновителем этого научного форума. Лауреат премии им. В. П. Бирюкова вот уже много лет возглавляет совет Бирюковских чтений, выполняя функции его интеллектуального центра. Во многом благодаря Александру Ивановичу Чтения получили широкую известность и признание среди ученых. Их значение профессор видит в возрождении духовной культуры и истории Урала, краеведение рассматривает как науку памяти.

Многогранна и благородна деятельность А. И. Лазарева на посту председателя областного совета Челябинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. За тридцатилетний период было выявлено и взято под государственную охрану множество ценнейших памятных объектов. "Это, считает ученый. - наш гражданский долг и наша совесть, ведь память - священна".

Нельзя не сказать об А. И. Лазареве как тонком ценителе искусства, мира прекрасного. Он создал галерею творческих портретов актеров и режиссеров, деятелей музыки и театра. Пожалуй, ни одна премьера челябинских театров не обходится без его авторитетного отклика. Сам Александр Иванович пишет стихи и песни, его пьеса "Авзянская казачка" шла на сцене театров Челябинска, Уфы и Стерлитамака, ждет своей постановки новое драматическое произведение - пьеса о Танко-граде.

В одной статье сложно раскрыть все богатства личности А. И. Лазарева. Но можно с уверенностью сказать, что ученый - часть нашей национальной культуры, ее гордость и слава. Свой юбилей Александр Иванович встречает не только выдающимися успехами, но и столь же значительными планами на будущее. Восхищает величие его мыслей, молодость ума и сердца.

Сердечно поздравляя дорого Учителя с юбилеем, хочется сказать слова глубокой благодарности за щедрый талант, за преданность науке и культуре, за бесценный дар творить добро. Многие лета Вам, Александр Иванович, удачные и счастливые! Ведь Вами и для Вас еще немало будет песен спето, и Ваша жизнь, как прежде, - впереди!

Г.Л. Губанова

ПОСЛЕДНИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО КАК ВЫРАЖЕНИЕ РУССКОЙ СУТИ *

(Г. К. IЦенников. Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазо-вы " как явление национального самосознания. Челябинск, 1996)

Несмотря на значительные усилия отечественной и зарубежной науки в последние десятилетия по объективному осмыслению наследия великого русского художника и мыслителя и благоприятный для этого процесса социально-поли1ический климат в России, в массовом культурном сознании Достоевский, к сожалению, не встал еще на подобающее ему место рядом с А. С. Пушкиным и Л. Н. Толстым. Автор рецензируемой книги, широко известный как давний и авторитетный исследователь творчества писателя, видит свою задачу в преодолении этого прискорбного и имеющего свои исторические причины обстоятельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.