Научная статья на тему 'А. И. Лазарев - личность, Ученый, педагог*'

А. И. Лазарев - личность, Ученый, педагог* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
888
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. И. Лазарев - личность, Ученый, педагог*»

В. Я. Рушанин

А. И. ЛАЗАРЕВ - ЛИЧНОСТЬ, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ*

Вот уже пять лет, как нет с нами Александра Ивановича Лазарева. Семьдесят три года жизни. Скорбная дата -24 марта 2001 года. А перед ней дата рождения - 1928 год, 23 февраля, День защитника Отечества. Дата символичная, в чем-то знаковая. Может быть, в ней кроется одна из разгадок уникальной личности А. И. Лазарева?.. Пять лет прошло, как мы его не видим рядом с собой. Но... очарование личности Александра Ивановича настолько велико, память учеников настолько искренна, что все эти годы не покидает ощущение продолжения жизненного пути этого человека, его незримого присутствия и в нашей жизни.

В память о выдающемся ученом ежегодная конференция «Динамика фольклорной традиции на Урале», проводившаяся в Челябинске с 1999 г., была переименована в Лазаревские чтения. Первые чтения прошли в ноябре 2001 г. и собрали более 100 участников из 16 городов Урала - фольклористов и литературоведов, лингвистов и культурологов, историков и этнографов. Вторые Лазаревские чтения, посвященные 75-летию ученого, вышли за рамки региональных. В феврале 2003 г. в Челябинскую государственную академию культуры и искусств съехались представители более чем из 20 городов Урала, Сибири, центральных областей России.

21-23 февраля 2006 г. Третьи Лазаревские чтения «Традиционная культура сегодня: теория и практика» превратились во Всероссийскую научную

конференцию с международным участием. Тезисы прислали представители 40 городов России, ученые из 8 зарубежных вузов.

Кто же он - Александр Иванович Лазарев? С первого взгляда, типичный «любимец судьбы». В 29 лет - кандидат, в 42 - доктор филологических наук, самый молодой среди ученых-фольклористов в СССР. Однако, если посмотреть внимательнее... Непростые детство и юность. Сибирская глубинка Бараба. Отец - рабочий, мать - домохозяйка. Двенадцатый ребенок в семье. Тяжелые военные годы, учеба и окончание авиационного техникума (1946). В общем сразу подарков судьба не дарила. И в дальнейшем во многом получалось не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

Так, наперекор всему, А. И. Лазарев не оставил лежать мертвым грузом свои технические знания, активно использовал их уже в сугубо гуманитарной деятельности. Например, в городе Суздаль в июле 1973 г. на 3-м съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры председатель президиума совета Челябинского областного отделения, проректор Челябинского государственного института культуры А. И. Лазарев выступает за написание «Красной книги» техники. Г оворит о том, что исчезают образцы техники совсем недавнего прошлого. Так, из тысяч знаменитых истребителей Як-3 сохранилось два экземпляра (один во Франции), прославленный штурмовик Ил-2 остался

* Из выступления на пленарном заседании Третьих Лазаревских чтений «Традиционная культура

сегодня: теория и практика», 21 февраля 2006 г. в одном экземпляре в Куйбышеве, а вот представителя основного бомбардировщика дальней авиации Ил-4 вообще уже не существует. Александр Иванович выдвигает идею создания Музея истории науки и техники Южного Урала, приводя в пример парки локомотивов в

Голландии и автомашин в Чехословакии [9].

Вот этапы жизненного пути А. И. Лазарева. 1950-е годы: Новосибирск -Москва - Бийск - Челябинск. После окончания авиационного техникума вроде бы не плохая работа: техник-

технолог на оборонном заводе, конструктор и даже начальник техбюро цеха. Но тянула к себе литература. Одновременно Александр без отрыва от производства учился на историкофилологическом факультете Новосибирского пединститута. До 1951 г. так же без отрыва от производства заведовал отделом в областной молодежной газете. С 1952 г. преподавал литературу студентам в учительском институте. Потом поступил в аспирантуру Московского государственного университета, которую закончил, защитив в 1957 г. кандидатскую диссертацию «Русское народнопоэтическое творчество Бара-бы». Затем преподавательская работа в Бийском пединституте. А в 1958 г. А. И. Лазарев приехал на Урал, в Челябинск, и с тех пор его жизнь и творчество были связаны с нашим краем.

Здесь он активно продолжил свою научную работу. В основу защищенной в 1970 г. в Московском областном педагогическом институте докторской диссертации «Устная поэзия рабочих Урала» легли уральские материалы, наработанные автором. Обе - и кандидатская, и докторская диссертации А. И. Лазарева (защита в Москве сама по себе подчеркивает их уровень) сразу стали заметным словом в науке - кандидатская привлекла внимание ученых к исследованию процессов образования областных центров русского фольклора в XVII-XIX вв., докторская фактически положила начало новому научному направлению - изучению места и роли рабочего фольклора в общенациональной народной культуре.

Сибирь (кандидатская диссертация) - Урал (докторская диссертация) -Москва (защита) - такова «научная география» А. И. Лазарева. За свою жизнь Александром Ивановичем было подготовлено в общей сложности около 400 научных работ по проблемам народоведения, краеведения, фольклора, литературы, в том числе 22 названия моногра-

фий, учебников, уникальных фольклорно-этнографических сборников [2, с. 458].

В многочисленных публикациях 70-х-90-х гг. ученым сделаны плодотворные шаги дать определение фольклора как самостоятельного вида искусства, проанализировать проблемы областной (региональной) дифференциации русской науки, методологии и истории литературы Урала, исследовать основные типы и эволюцию художественного мышления народа и др. [8; 10; 11; 6]

Основой исследований А. И. Лазарева являлся богатейший «полевой» фольклорный материал. Первая фольклорная экспедиция была проведена им летом 1953 г. в Сибири. Уже на Урале, ежегодно, начиная с 1959 г., будучи деканом историко-филологического факультета Челябинского пединститута, он уходил со студентами в горнозаводские районы за песнями, легендами и преданиями [5]. Об актуальности и результативности этой работы свидетельствует, например, такой факт. На Первых Бирюковских чтениях (сентябрь 1973 г.) в Челябинске в заочной полемике с молодым философом, обронившим фразу «пора перестать говорить о фольклоре. Никакого фольклора в нашей жизни нет. Остались о нем только воспоминания», А. И. Лазарев парировал тем, что только «за год наш фольклорный кружок (Челябинского государственного института культуры. - В. Я.) собрал 467 студенческих и туристических песен» [8, с. 41].

Наряду с В. П. Бирюковым и В. Е. Гусевым Александра Ивановича без преувеличения можно назвать основоположником школы фольклористов на Урале. Он же (с Людмилой Николаевной Лазаревой, женой) впоследствии ввел традицию массовых фольклорных праздников в Челябинской области.

В 1958-1968 гг. А. И. Лазарев работал деканом историко-

филологического факультета ЧГПИ.

Выпускники тех лет (Л. А. Шкатова, М. А. Ахлюстина) помнят его энергичным, разносторонне талантливым, близким по духу студентам и умевшим превратить учебу в увлекательное занятие. Много сил А. И. Лазарев отдавал тогда общественной деятельности. Возглавлял Челябинское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с момента создания его в 1966 г. (на протяжении трех десятков лет каждые два года он избирался на новый срок). Уже в начале 1960-х А. И. Лазарева стали

называть знатоком родного края, его культуры (а ведь он прожил к этому времени на Урале всего несколько лет!). Две цифры наглядно характеризуют результат работы Александра Ивановича в ВООПИиК: за время его руководства отделением количество памятников истории и культуры в Челябинской области увеличилось почти в десять раз - от 144 до 1350.

Да, это была общественная работа, но как она выполнялась! Писатель А. А. Шмаков вспоминал: «Кресло председателя лишь кажется почетным со стороны. Для меня, члена президиума совета, известно, сколь оно трудно, обременительно и беспокойно. Однако Александр Иванович исполняет свои обязанности с душой. Иногда кажется, что вся работа по сохранению памятников истории и культуры нашего края -его истинное призвание. Здесь он на своем месте и именно тот руководитель, который со знанием дела и истинным энтузиазмом возглавляет общество, требующее от человека сыновней любви к родному краю и отеческое сохранение всех его духовных и материальных богатств» [12].

С 1968-го по 1976 гг. Александр Иванович являлся проректором по научной и учебной работе и одновременно заведующим кафедрой истории искусств и литературы Челябинского государственного института культуры. В

1970 г. он первым в вузе защитил докторскую диссертацию, а в 1971-м - стал первым профессором молодого института. Неоценим вклад А.И. Лазарева в становление вуза, в укоренение в его стенах духа науки, в формирование преподавательского коллектива. С 1976 г. стоял он и у истоков Челябинского государственного университета, связав с ним последние четверть века жизни. Бессменный заведующий кафедрой литературы и фольклора, Лазарев - один из тех, кому обязан своими успехами факультет филологии и журналистики университета.

Научно-исследовательская работа А. И. Лазарева была тесно связана и сочеталась с преподавательской деятельностью. «Щедрым и непревзойденным был его педагогический талант, -отмечает ученица Александра Ивановича Г. А. Губанова. - Его лекции и другие формы занятий всегда были для студентов праздником, они завораживали и покоряли» [3, с. 9].

Три челябинских вуза по праву считают А. И. Лазарева «своим» ученым. Академия культуры и искусств занимает в этом ряду, вероятно, особое положение. «Первая любовь» - так назвал вуз Александр Иванович в своем стихотворении к 30-летнему юбилею ЧГАКИ в 1998 г:

«Здесь сегодня цветы там и

тут.

Радость встречи друзей с широтою безмерной.

Я к тебе, мой родной, дорогой институт,

Прихожу как к любви своей первой» [1].

Первая любовь. Чувство радости и счастья. Особое состояние души вне времени и пространства.

И академия воздает Александру Ивановичу сторицей. Память о нем мы стараемся чтить свято. В вузе в 2002 г. учреждена специальная стипендия имени А. И. Лазарева для лучших студен-

тов. Открыта именная аудитория, Центр традиционной культуры имени профессора А. И. Лазарева. В феврале 2006 г. закончена работа над созданием уникальной мультимедийной энциклопедии, посвященной исследователю. И, наконец, 16 февраля 2006 года глава г. Челябинска подписал постановление об открытии на фасаде ЧГАКИ мемориальной доски с именем первого проректора. Один памятный знак здесь уже есть - в честь первого ректора Поликарпа Васильевича Сапронова. И установка другого, в память об А. И. Лазареве, несет в себе дополнительный, особый смысл - на стене родного вуза навечно запечатлены имена двух его от-цов-основателей.

Достойно восхищения, то как без видимого напряжения Александру Ивановичу Лазареву одинаково успешно на протяжении десятилетий удавалось заниматься научной, научно-

организаторской, педагогической, общественной, популяризаторской и пропагандистской работой. Трудно определить его кредо одним словом. Энциклопедист, энтузиаст-филолог, фольклорист, историк, журналист, литературовед, театральный критик, драматург? Безусловно, по отдельности - да. А если сложить? На наш взгляд, ближе других подходит в данном случае определение «культуролог». Пытливый исследователь культуры. Культуры, во всем ее многообразии и масштабе.

Среди учеников, коллег Александра Ивановича неизменно огромное уважение вызывали неограниченная широта интересов, желание сказать свое слово о произведениях уральских писателей, о спектаклях, идущих на сценах наших театров, выступить самому со статьей в газете, на радио, телевидении. А. А. Шмаков еще в 1988 г. сетовал, что многочисленные статьи и очерки А. И. Лазарева, посвященные творчеству Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, С. Власовой, С. Черепанова, Н. Глебова, М.

Аношкина и других уральских писателей, к сожалению, всё еще «не собраны под одну “крышу” литературоведческой книги и не являются достоянием широкой массы читателей Урала» [12]. И, думается, в процессе подготовки к Четвертым Лазаревским чтениям это нужно сделать.

Другой важный аспект. Формирование национальной идеи, возрождение традиционной культуры народа -кто только об этом не говорил? А Лазарев делал! Александр Иванович не мыслил духовного возрождения общества без привлечения к этому процессу юношества и детей. «Достойно удивления то обстоятельство, что до сих пор в школе народ не был предметом специального изучения», - отмечал он, убеждая в необходимости введения в учебные программы предмета «народоведение» [7, с. 38]. Новый курс, по замыслу автора, должен был охватить всю массу детей и перевести решение задачи с развлекательно-любительского уровня (кружки, секции) на уровень учебнообразовательный. База курса - четыре тома учебника «Народоведение», которые подготовил А. И. Лазарев и которые повествуют «о русском народе, его обычаях и художественном творчестве».

В программе курса, реализуемой в экспериментальном порядке в школе № 94 Челябинска, предмет народоведения составляет этнокультура, параллельно ведутся занятия прикладными ремеслами, в фольклорном ансамбле, готовятся выступления на конкурсах научного общества учащихся. Участниками образовательного процесса, выступают не только учащиеся, но и педагоги, и родители, последовательно проходят все ступеньки программы. Акцент сделан на семью, поскольку именно здесь ребенок осознает себя, и воплощаются его представления о мире, добре и зле.

По словам учителя А. И. Лазаре-

ва Виктора Евгеньевича Гусева, разработка курса народоведения стала «итогом всей творческой жизни автора». Ученый отмечает: «Есть что-то глубоко знаменательное в том, что на склоне лет А. И. Лазарев возвращается в мир детства и как бы завещает новым поколениям свои знания, опыт и литературное мастерство» [4].

При всей значимости и масштабности фигуры, А. И. Лазарева отличали скромность и даже какая-то застенчивость в общении с представителями академической науки. Вообще, это был «человек душевной открытости, духовной щедрости и доброты».

Александр Иванович Лазарев был заслуженно отмечен при жизни. Награжден двумя орденами: «Знак почета» и Дружбы, медалями. Лауреат

премии имени В. П. Бирюкова, заслуженный работник культуры РФ. Почетный работник высшего образования РФ. Действительный член (академик) Петровской академии наук и искусств. И всё же регалии не главное. Главное -«очарование личности» и добрая память вкупе с признанием колоссальных заслуг всеми знавшими его людьми. Такие, как Лазарев, не уходят, они продолжают жить рядом с нами.

С каждым следующим годом становится все яснее масштаб личности Александра Ивановича Лазарева - крупнейшего ученого и талантливого организатора, обаятельного человека, ярчайшего педагога, по-настоящему любящего Родину и свой край, прекрасно знающего его культуру и искусство в их прошлом и настоящем.

1. Воспоминание: к 75-летию со дня рождения: библиогр. указатель. - Челябинск, 2003. - С. 98-100.

2. Губанова, Г. А. Лазарев Александр Иванович / Г. А. Губанова // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, 2001.

3. Губанова, Г. А. Очарование личности / Г. А. Губанова // Лазарев А. И.: библиогр. указатель. - Челябинск, 2003.

4. Гусев, В. Е. Александр Иванович Лазарев / В. Е. Гусев // Живая старина. - 2002.. - № 1(33). - С. 62.

5. Загребин, С. И. Сила родной земли: К 70-летию А. И. Лазарева / С. И. Загребин // Южноурал. панорама. - 1998. - 26 февр.

6. История русской литературы Урала: методологич. вопр. // Вестник Челяб. ун-та. - Серия 2. Филология. - 1996. - № 1 (4). - С. 64-75.

7. Лазарев, А. И. Внедрение курса «Народоведение» в систему школьного образования / А. И. Лазарев // Традиционный фольклор в современной жизни: тез. докл. - Челябинск, 1997. - С. 37-39.

8. Лазарев, А. И. Фольклор и современная культура / А. И. Лазарев // Первые Уральские «Бирюковские чтения». - Челябинск, 1974. - С.41-53;

9. Материалы третьего съезда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. -М.1979. - С. 111-112.

10. Региональные аспекты изучения фольклора и литературы // Региональные аспекты изучения литературы и фольклора (на материалах Урала): межвуз. сб. - Уфа; Челябинск, 1984. - С. 4-20;

11. Тип уральца в изображении русских писателей // Вестник Челяб. ун-та. - Сер. 2. Филология. -1997. - № 1 (5). - С. 30-42;

12. Шмаков, А. А. Ученый, писатель, общественник / А. А. Шмаков // Вечер. Челябинск. - 1988. - 20 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.