Научная статья на тему 'Познавательный центр как фактор развития воспитательной системы школы'

Познавательный центр как фактор развития воспитательной системы школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательный центр как фактор развития воспитательной системы школы»

морю к Большому Заяцкому острову. Здесь, у деревянной церкви Андрея Первозванного, поставленной Петром Великим, служится панихида по всем погибшим в морях. Затем катера вновь выходят в море, где под звуки сирены на воду опускаются венки. Среди цветов, покачивающихся на морских волнах, - и наш букет.

Самым ценным в делах прошедшего года было то, что дети лично, непосредственно прикоснулись к тем местам, где проходили военные события. Установилась связь между поколения-

ми, пришло осознание будней войны и цены победы.

Таким образом, воспитательная система турклуба «Одиссей» позволяет одновременно решать комплекс воспитательных задач нравственного, физического и гражданственного становления личности. Она дает редкую возможность в конкретной практической деятельности формировать бережное отношение к культурному наследию Отечества, сохранять историческую память и тем самым воспитывать патриота России.

Е.М. Савина

Познавательный центр как фактор развития воспитательной

системы школы

Школа № 11 г. Кирово-Чепецка Кировской области, изначально создаваемая на новом месте командой педа-гогов-единомышленников как школа по интересам, начиная со второго года жизни уже имела разветвленную сеть разнообразных по содержанию клубных объединений и кружков.

Несмотря на то, что в разработанной учеными ЯГПИ им. К.Д.Ушинского при участии педагогического коллектива концепции школы приоритетными видами деятельности были определены клубная и познавательная, взаимодействие которых обеспечивает единство «школы-академии» и «школы-клуба», позже других был создан познавательный центр. Это объясняется тем, что, во-первых, системообразующей сначала стала клубная деятельность, а, во-вторых, познавательная деятельность, оставаясь приоритетной, была в первые годы достаточно автономной в педагогическом процессе, большую ее часть составляла урочная деятельность, внеурочная же познавательная деятельность долгое время оставалась бессистемной. Кроме того, решая задачу по созданию в новой школе основ воспитательной системы, создавая условия для самовыражения, самоутверждения, са-

мовоспитания личности, педагогический коллектив стремился охватить как можно больше детей и взрослых разнообразными видами внеурочной деятельности. Клубная работа способствовала этому более всего: в процессе занятий по интересам ребенку легко самореализоваться, найти свое место во вновь сформированных коллективах, а таковыми в первый год были все классы. Начальный этап развития клубов и кружков по интересам стал этапом поиска различных путей их включения в систему воспитательной работы школы. В основном это были кружки и объединения эстетической направленности и разнообразные спортивные секции. Познавательная деятельность носила эпизодический характер, при этом создавались временные коллективы, как правило, объединяющие детей разного возраста, педагогов и родителей. Эта положительная тенденция создания разновозрастных групп, сохранившаяся и в настоящее время, позволяет достичь многим школьникам больших успехов в познавательных конкурсах, турнирах, соревнованиях и олимпиадах разного уровня, способствует развитию интеллектуальных возможностей и коммуникабельности всех членов этих объеди-

нений. В проведении первых познавательных дел активное участие принимали хореографическая и хоровая студии, театральный коллектив, клуб самодеятельной песни. Таким образом, начался процесс интеграции познавательной и клубной деятельности, способстовав-ший в дальнейшем становлению и развитию воспитательной системы школы.

Особое место среди всех дел первых лет жизни школы занимает ключевое дело «Я — вятич», особое потому, что оно стало вехой, рубежом в деятельности учащихся и педагогического коллектива — можно было констатировать, что этап рождения воспитательной системы школы закончился, начинался новый — этап ее становления и развития. Стремление охватить как можно больше детей и взрослых всевозможными делами привело к радостному и, наверное, закономерному результату — и те, и другие стали испытывать потребность в организации и участии в общешкольных делах. Не делая принципиальной разницы в том, что делает ребенок: рисует, поет, соревнуется, организовывает или генерирует идеи, акцентируя внимание только на том, что он хочет это делать, педагоги, и прежде всего классные руководители, старались помочь найти каждому занятие по душе.

Это ключевое дело поставило вопрос о необходимости создания познавательного центра. И хотя самостоятельной структурной единицей он станет только через три года, отдельные его элементы и фрагменты начали складываться в систему, внеурочная познавательная деятельность перестала быть эпизодической по характеру и одноплановой по форме организации.

Толчком стали подготовка и проведение вводных бесед по истории родного края и интеллектуальных игр, впервые объединенных одной темой, одним общим делом. Впоследствии интеллектуальные игры стали традиционными, менялись тематика и методика их проведения, состав участников и периодичность, они могли быть стартом клю-

чевого дела, его кульминацией или заключительным аккордом, но интерес к игре всегда оставался на неизменно высоком уровне как у непосредственных участников и болельщиков, так и у организаторов. Со временем появилась новая традиция — ежегодный фестиваль интеллектуальных игр: деловых, экологических, семейных, игр-путешествий и других, проходящий под девизом «Игра — дело серьезное».

На стадии становления воспитательной системы осуществлялось формирование двух относительно самостоятельных видов деятельности: клубной и познавательной, не представляющих на данном этапе целой системы. Происходил поиск форм, методов и приемов работы, позволяющих найти наиболее эффективный путь их взаимодействия. Основополагающими идеями этого процесса стали идеи интеграции.

Одним из таких примеров взаимного влияния клубной и познавательной деятельности является работа созданной в 1993-1994 учебном году студии «Натали». Девушки 9-11 классов под руководством пяти преподавателей обучались машинописи и парикмахерскому делу, изучали этику и эстетику, занимались гидроаэробикой и хореографией. Педагоги наряду с традиционными формами проведения занятий использовали и такие, как диспуты, вечера, лекции по дизайну, показы моделей одежды и причесок. Продолжение же занятий по этике — музыкально-литературные гостиные — стали своего рода «эмоциональным взрывом», воспитывающим и побуждающим к поиску новых знаний. Девочки с еще большим энтузиазмом занимались в студии, изучали литературу, обращались за помощью к педагогам дополнительного образования и учителям-предметникам, которые, принимая участие в разработке, подборе материала или оформлении гостиной, вовлекали в этот «круговорот» и учащихся, не являющихся участниками данного клубного объединения. При этом кто-то становился постоянным

членом студии, кто-то ограничивался участием в отдельных мероприятиях, кто-то выступал в качестве модельера или модели при проведении конкретного вечера. Педагоги и учащиеся, погружаясь в атмосферу дружеского общения и совместного творчества, видели друг друга в ином ракурсе, что помогало преодолеть трудности во взаимоотношениях, изменить сложившиеся мнения, повысить интерес к «скучному» или «трудному» предмету. Помимо этого, разработанная система вечеров и классных часов по этикету для 5-6 классов оказалась настолько востребована, что впоследствии в индивидуальный образовательный маршрут учащихся среднего звена были включены на выбор такие предметы, как «Этика» и «Эстетика», на базе студии появился клуб общения старшеклассников «Калейдоскоп», а проведение уроков обобщения по литературе, истории и технологии в форме гостиной стало традиционным.

В период становления воспитательной системы использование активных форм проведения урочных и внеурочных занятий: практикумов, диспутов, тематических экскурсий, театрализации, игровых моментов, встреч с интересными людьми — объединяло педагогический коллектив («клубникам» требовалась помощь предметников, предметники привлекали к проведению занятий «клубников») и явилось предвестником создания системы, интегрирующей учебную и внеучебную деятельность, впоследствии ставшей основой для перехода школы в статус гимназии.

Этот период характеризуется значительным повышением уровня познавательного интереса учащихся и увеличением числа предметных кружков и факультативов. Одновременно произошли изменения и в программах работы кружков и объединений художественно-эстетического, пресс-центра и декоративно-прикладного центра. С одной стороны, это было обусловлено взаимопроникновением урочной и вне-

урочной деятельности и привлечением учителей к проведению занятий клубных центров, с другой, — изменившимися интересами детей: не только как этому научиться, но и где это применяется, появился интерес к истории рассматриваемого вопроса, к возможности использования получаемых умений и знаний на уроке и в своей будущей жизни.

В условиях гармонизации клубной и познавательной деятельности продолжалось развитие интегрированной компетентности, происходящее в ходе индивидуальной и совместной работы по интересам в процессе обучения и во внеурочное время. Реализуя главную цель клубной работы — создание условий для развития индивидуальности и творческой активности учащихся, опираясь на гуманистические идеи в сочетании с методикой мотивационноориентированного действия, в 1995-

1996 учебном году мы опробовали новую форму проведения школьного ключевого дела — сюжетно-ролевую игру «Мир твоих увлечений». Совместно с классными коллективами на базе клубных объединений были созданы 11 «малых предприятий», из которых два вышли за рамки ключевого дела и работали до конца года. Профиль создаваемого предприятия определялся в ходе деловой игры «Интерес», проводимой в период подготовки к ключевому творческому делу в каждом классе. На этом же этапе прошли первые общешкольные выборы мэрии — прообраза будущего детского органа самоуправления: школьной Думы. Помимо ведения самостоятельной финансово-экономической деятельности, регулирования работы малых предприятий, определения кредитной и налоговой политики, мэрия отвечала за организационно-массовую работу в школе. Проведение этого ключевого дела показало, что самостоятельному выбору форм деятельности школьниками принадлежит будущее, через развитие самоуправления можно достичь самостоятельного определения

детьми форм и масштабов клубной работы. Кроме возможности реализации индивидуальных потребностей учащихся в декоративно-прикладном творчестве, спорте, учебной деятельности, работа «малых предприятий» стимулировала приобретение новых знаний по основам рыночной экономики, организации производства, маркетинговым исследованиям, а так как это происходило в форме игры, то процесс познания был особенно интересным и захватывающим.

С 1996 года познавательный центр стал самостоятельным звеном в общей структуре воспитательной системы школы, объединив предметные кружки, факультативные, групповые и индивидуальные занятия из вариативной части учебного плана. Познавательный центр позволил систематизировать накопленный опыт по формированию устойчивого познавательного интереса у учащихся, повышению престижа знаний, реализации интеллектуального и творческого потенциала детей, родителей и педагогов.

Помимо кружков по информатике и шахматам, действующих с 1992 года, обладающих самым высоким уровнем востребованности и результативности, ядро центра составили кружок логики и экологический клуб, появившийся как результат создания в школе системы непрерывного экологического просвещения и ставший органом самоуправления этим процессом. К познавательному центру были отнесены все занятия из вариативной части учебного плана, набор которых определялся не столько педагогическим коллективом, сколько школьниками и родителями. Это объединение разрозненных часов внеурочной и кружковой работы позволило впоследствии перейти к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам и создало предпосылки для функционирования стабильных, дающих высокие результаты и направленных на увеличение познавательной активности межвозрастных групп и групп, состоящих из учащихся как разных

классов параллели, так и одного класса. При их формировании были учтены интересы, психологические особенности, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. Внешняя дифференциация в сочетании с внутренней позволяет каждому ребенку сделать шаг в сторону повышения уровня своего развития. Длина этого шага различна, но цепочка шагов может и должна привести к переходу в группу, занимающуюся по более сложной программе, работающую в поисково-исследовательском режиме.

В состав познавательного центра вошли научное общество математиков и педагогическое общество старшеклассников. Если второе было обусловлено деятельностью в рамках воспитательной системы школы педагогических классов, то общество математиков было создано для разрешения противоречия между недостаточным уровнем дополнительных знаний по предмету, относительно низкой конкурентоспособностью учащихся на городских и областных олимпиадах и запросами родителей. Этому способствовали высокий профессионализм, овладение методикой коллективных творческих дел, активность и инициативность учителей.

Годовой цикл воспитательной работы школы концентрируется вокруг ключевых школьных дел. Изменения в структуре клубной деятельности привели к смещению акцентов при их планировании и проведении. Постоянно увеличивается доля познавательных дел или дел, использующих элементы познавательной деятельности. Если до

1997 года таким мероприятиям традиционно отводилась третья учебная четверть, то сейчас практически вся внеклассная работа имеет познавательную направленность.

Познавательный центр оказывает влияние и на деятельность других клубных центров. Изменяются программы, цели и задачи, движущие мотивы. Умения и навыки, получаемые детьми на внеурочных занятиях, используются учителями-предметниками при прове-

дении уроков литературы, истории, английского и немецкого языков, географии, народной культуры, музыки. Оформление выставок, стендов, музыкальное сопровождение, нетрадиционная форма таких уроков повышают мотивацию учебной деятельности. Овладение всеми педагогами школы методикой коллективной познавательной деятельности, использование ее элементов в урочной и внеурочной работе, обучение приемам самообразования, повышение общей культуры учебного труда обеспечили высокий уровень познавательного интереса. Познавательная дея-

тельность стала престижной в глазах школьников. Из приоритетного вида она перешла в разряд системообразующего. Если клубная деятельность создает ситуацию успеха для учащихся, способствует ощущению своей востребованности, уверенности в своих силах, раскрепощению и реализации творческого потенциала детей, то познавательная деятельность позволяет развить интеллектуальные, коммуникативные и эстетические способности, формирует конкурентоспособную личность выпускника школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.