Научная статья на тему 'Деятельность школьного клуба как условие формирования готовности подростков к межкультурному общению'

Деятельность школьного клуба как условие формирования готовности подростков к межкультурному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ / УСЛОВИЕ / КЛУБ / ФУНКЦИИ КЛУБА / TEENAGERS' READINESS TO INTERCULTURAL COMMUNICATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / A CONDITION / CLUB / CLUB FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянова Т. И.

В данной статье рассматривается вопрос о деятельности школьного клуба как условии формирования готовности подростков к межкультурному общению в процессе внеурочной воспитательной работы. Даны определения «клуб», «межкультурное общение», «готовность подростков к межкультурному общению», определены функции клуба межкультурного общения для подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL CLUB ACTIVITY AS A CONDITION FOR THE FORMATION TEENAGERS' READINESS TO INTERCULTURAL COMMUNICATION

The article considers a question about school club activity as a condition for the formation teenagers' readiness to intercultural communication in the process of out-of-classes educational work. The author gives such definitions as "club", "intercultural communication", "teenagers' readiness to intercultural communication", defines functions of intercultural communication club for teenagers.

Текст научной работы на тему «Деятельность школьного клуба как условие формирования готовности подростков к межкультурному общению»

В процессе экспериментальной работы было установлено, что способности к математике напрямую связаны с размерами оперативной зрительной памяти. Поэтому все 11-тиклассники, проходившие тренинг «глобальной грамотности», одновременно начинали лучше успевать и в математических дисциплинах.

Последним тренингом стал тренинг ораторского искусства, который состоял из нескольких составляющих: риторика как искусство убеждения; правила общения; уверенность в себе, снятие «зажатости»; нахождение «подхода» к любому собеседнику, управление вниманием аудитории; привлечение внимание к себе, артистизм (вживание в образ по системе Станиславского).

При этом старшеклассники осваивают разнообразные техники:

1) техники выступления экспромтом (методы преодоления скованности, неуверенности и волнения; игра словом; метод Демосфена; зрительный контакт с аудиторией; техника жеста, развитие жестикуляции; эффективность паузы; упражнения на развитие голоса; структура выступления с короткой речью; выступление экспромтом);

2) техники подготовки и написания речи (структура длинной речи; написание речи; структура презентации, техники подготовки презентации; технология продолжительного выступления;

подготовка к выступлению; техники детального развития темы; структура и создание метафоры (притчи, сказки, легенды); расширенные техники создания экспромта);

3) эффективное управление аудиторией (методы управления аудиторией; привлечение и удержание внимания; ответы на вопросы; мастерство ухода от ответа; этика оратора; выступление оратора в неблагоприятных условиях; работа с антилидером; стихология; уверенность в себе при публичных выступлениях; теория групповой динамики).

Итоги нашей работы дают основание утверждать, что систематические занятия факультатива приносят положительные результаты, о чем свидетельствует повышение качества освоения образовательной программы школы (в среднем на 0,7 балла) и более успешное обучение в образовательных учреждениях более высоких ступеней (отсутствие среди наших выпускников неуспевающих студентов). Поэтому мы считаем, что развитие познавательного потенциала на факультативных занятиях с целью совершенствования высших психических функций учащихся обеспечивает новый уровень их познавательных возможностей и может быть признано механизмом, обеспечивающим непрерывное самообразование человека.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М., 2009.

2. Немов, Р.С. Психологический словарь. - М., 2009.

3. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций // Развитие высших психических функций. - М., 1960.

Bibliography

1. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / sost. i obth. red. B.G. Metheryakov, V.P. Zinchenko. - M., 2009.

2. Nemov, R.S. Psikhologicheskiyj slovarj. - M., 2009.

3. Vihgotskiyj, L.S. Istoriya razvitiya vihsshikh psikhologicheskikh funkciyj // Razvitie vihsshikh psikhicheskikh funkciyj. - M., 1960.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 371.3

Sevastjyanova T.I. SCHOOL CLUB ACTIVITY AS A CONDITION FOR THE FORMATION TEENAGERS' READINESS TO INTERCULTURAL COMMUNICATION. The article considers a question about school club activity as a condition for the formation teenagers' readiness to intercultural communication in the process of out-of-classes educational work. The author gives such definitions as “club”, “intercultural communication”, “teenagers' readiness to intercultural communication”, defines functions of intercultural communication club for teenagers.

Key words: intercultural communication, teenagers' readiness to intercultural communication, a condition, club, club functions.

Т.И. Севостьянова, преп. ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: sevostyanova@inbox.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО КЛУБА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ готовности ПОДРОСТКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ

В данной статье рассматривается вопрос о деятельности школьного клуба как условии формирования готовности подростков к межкультурному общению в процессе внеурочной воспитательной работы. Даны определения «клуб», «межкультур-ное общение», «готовность подростков к межкультурному общению», определены функции клуба межкультурного общения для подростков.

Ключевые слова: межкультурное общение, готовность подростков к межкультурному общению, условие, клуб, функции клуба.

Интенсивность и плотность международных контактов, информатизация и глобализация, произошедшие в мире и в России с начала 90-х годов прошлого столетия, обусловили необходимость формирования готовности подростков и молодёжи к межкультурному общению.

Следует отметить, что мы определяем межкультурное общение подростков как совокупность специфических процессов взаимодействия партнёров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, обоснованных стремлением современных подростков найти своё место и реализовать себя в социально значимых делах поликультурного мира, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим», и понимающих «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Готовность подростков к межкультурному общению мы будем рассматривать, как способность успешно осуществлять взаимодействие партнёров по общению, принадлежащих

к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим» и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Важным условием, потенциальной базой формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе является школьный клуб - коллектив и социальная группа.

В толковом словаре русского языка дано следующее толкование: «клуб - общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов, занятий» [1, с. 278].

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает клубы детские и подростковые как общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков [2, с. 446].

В.В. Туев рассматривает клуб как «социальный институт, созданный человеком для удовлетворения изначальной, имманентно присущей ему потребности в общении. В клубном общении отражается и реализуется сущностная коммуникативная, социальная природа человека» [3, с. 16].

Мы будем рассматривать клуб как добровольное объединение участников образовательного процесса - учащихся, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих) с целью осуществления разнообразной творческой деятельности, направленной на формирование готовности к межкультурному общению.

B.В. Туев отмечает, что: «...клуб как социально-

коммуникативный институт культуры имеет богатую историю, страницы которой писались и в Англии времён Шекспира, и во Франции энергией Робеспьера, и в России рукой Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Истоки же клуба восходят к древнегреческим гетериям, древнеримским коллегиям, английским кофейням, русским трактирам» [3, с. 4].

Основателями клубов в России для детей и подростков в 20 - 30-е годы ХХ столетия по праву можно считать С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.И. Попову, О.В. Кайданову, С.М. Риве-са, Н.М. Шульмана и других педагогов гуманистических воспитательных систем того периода.

C.Т. Шацкий в работе «Что такое клуб?» размышляет: «Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки. То, что у детей есть неодолимая потребность учиться жить, обязывает ко внесению живой жизни в дело детского клуба» [4, с. 259].

Идея детско-подросткового клуба как «школы жизни» развита С.Т. Шацким на принципах природосообразности Я.А. Ко-менского. Он справедливо считал, что «подростки стихийно объединяются социальным инстинктом, желая играть в жизнь взрослых, подражая им». По мнению С.Т. Шацкого, все клубные «методики» должны сообразовываться с инстинктами подростков - исследования, работы, движения, выявления себя и собственного «образа Я», подражательности. Следует бороться за истинную природу ребёнка - индивидуальность и самостоятельность.

С.Т. Шацкий считал, что в клубе подростки должны заниматься физическим трудом, поскольку «труд играет большую роль в воспитании характера и развития умственных способностей». В клубе большое место следует отводить игре - «жизненной лаборатории ребёнка», искусству, которое создаёт у детей привычку слушать, переживать. В центре клуба должна стоять также работа с книгой. «Так из элементов труда, игры, искусства и книги складывается жизнь клуба» - такой вывод делает педагог [4, с. 264].

Клуб, отмечает С.Т. Шацкий, это «общество детей и взрослых», педагог должен быть старшим товарищем детей и подростков, приходить им на помощь, когда это нужно. Чтобы участвовать в клубной работе, руководителю нужна большая подготовка.

Несколько по-другому видел организацию деятельности клубов А.С. Макаренко. В его набросках «О направлениях и формах клубной работы (на 1930-1931 гг.)» мы читаем: «клубная работа должна строиться у нас по трём линиям: 1. Клубнопроизводственный уклон. 2. Спортивный уклон. 3. Уклон отдыха и общего развития» [5, с. 474]. Представленные три «уклона» объединяли в себе 13 кружков. В каждом кружке должен был быть руководитель из числа педагогов и ответственный в порядке оплаченного труда. Отмечалось, что работа каждого кружка должна быть строго регламентирована как в вопросах содержания, так и в вопросах организации. Для упорядочения работы предлагалось усилить элементы дисциплины и элементы материальной заинтересованности. Материальная заинтересованность должна выражаться в предоставлении каждому кружку средств денежных и материальных на приобретение литературы, расходы по опытной работе, а также на выдачу премий, как отдельным кружкам, так и отдельным лицам за особенные достижения [5, с. 473-478].

В 60 - 80-е годы в практике воспитательной работы школ повсеместно активно действуют клубы интернациональной дружбы (КИДы). Следует отметить, что интернациональному

воспитанию детей и подростков активно содействовала в своё время Н.К. Крупская: она постоянно говорила о важности межнационального общения и всячески содействовала организации экскурсий, праздников, прогулок, встреч детей разных народов.

Интернациональному воспитанию уделялось пристальное внимание в Павлышской школе В.А. Сухомлинского, мастера организации клубных встреч: рассказы, беседы, чередующиеся с чтением книг о жизни, судьбе, духовной общности народов мира формировали в детях и подростках толерантность и стремление к межкультурному общению.

Типичный пример деятельности добровольных клубов интернациональной дружбы описывают М.Д. Виноградова и И.Б. Первин: «... деятельность КИДа организована по принципу групповой работы. В КИДе имеется ряд секций (групп), где ведётся работа по странам и каждая группа изучает одну из стран и ведёт переписку с её школьниками» [6, с. 12]. КИДы устанавливали дружеские связи с зарубежными интерклубами, активную переписку с клубами других городов, республик, государств, стран мира. Следует отметить, что в тот период интернациональное воспитание, способствующее межкультурному общению, развитию разговорной и письменной речи на иностранных языках, рассматривалось преимущественно с классовых позиций, так как интернационализм характеризовался как «пролетарский интернационализм», как «чувство классовой солидарности с трудящимися братских стран». Тем не менее, там, где эта работа строилась не формально, она способствовала формированию навыков межкультурного общения.

Клубная деятельность, основанная на разнообразном общении, отвечает потребностям подросткового возраста, которому свойственны:

- стремление подростков к самосознанию, стремление занять среди сверстников удовлетворяющее их положение;

- осознание социальной нужности, потребность реализоваться и найти своё место в окружающем мире;

- необходимость построения уважительных отношений с взрослыми, обсуждение жизненно важных вопросов, потребность в интимном, доверительном общении с ними (и в тоже время отсутствие у большинства из них такого общения);

- стремление к овладению широкими знаниями, которые активно и творчески используются в общении (в том числе и меж-культурном) и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В клубной деятельности, направленной на формирование готовности подростков к межкультурному общению, мы выделяем следующие функции клуба:

- создание условий для выявления, удовлетворения, стимулирования и формирования интереса подростков к восприятию мира в многообразии языков и культур, к реалиям чужой ментальности и иной культуры;

- воспитание граждан, любящих и знающих своё Отечество, свою «малую Родину», умеющих представлять свою страну и культуру в условиях межкультурного общения и деятельности;

- содействие выработке толерантного отношения друг к другу, к иным культурам, религиям, системам ценностей;

- предоставление подросткам поля деятельности для удовлетворения потребностей в творческой деятельности, самовыражения, самоутверждения, самовоспитания и самообразования;

- вовлечение родителей (лиц, из заменяющих), педагогов, «значимых взрослых», представителей иных языков и культур в различные виды деятельности клуба;

- систематизация внеурочной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.

Формирование готовности подростков к межкультурному общению осуществлялось поэтапно (мотивационно-диагностический, когнитивно-деятельностный, творческий этапы).

На этапе мотвационно-диагностическом обучающиеся были вовлечены в разработку и обсуждение названия клуба, положения и плана работы клуба; избрание советов по подготовке коллективных творческих дел на добровольной основе, согласно их интересов, знаний и увлечений. Так был создан клуб межкультурного общения «Открытый мир», объединяющий обучающихся, педагогов, родителей, Значимых Взрослых.

Целью создания клуба стало обеспечение подростков возможностью расширения опыта межкультурного общения и деятельности, продвижения идей толерантности среди молодёжи, формирования положительного отношения к различиям, настроенность на понимание и диалог с Другими, формирования

готовности и умений реализовать полученные знания и навыки межкультурного общения в реальных жизненных ситуациях.

Опыт работы подтвердил, что среди мотивов, приводящих учащихся в клубные объединения, наиболее значимыми являются мотивы общения, познавательные мотивы, мотивы самоутверждения и самовоспитания. В клуб школьники приходят для удовлетворения своих интересов, потребностей, для выработки определённых личностных качеств, самообразования и самовыражения. Вместе с тем, практика показала, что подростки, проверяющие свои интересы, пробующие свои силы в разнообразных видах деятельности, нередко состоят в разных детских коллективах. Это обстоятельство побудило нас создать клуб, объединяющий разнообразные школьные коллективы, такие как команды городских игр «Русский мир» и «Что? Где? Когда?», театральный и танцевальный коллективы, команды международной игры «Одиссея разума», участников областных, региональных, Всероссийских и международных олимпиад, смотров и конкурсов, интересующихся вопросами межкультурного общения.

На когнитивно-деятельностном этапе на основе методики коллективных творческих дел (КТД) обучающиеся совместно с педагогами, родителями, Значимыми Взрослыми проводили серии коллективных творческих дел. Среди них Дни культуры определённой страны (России, Великобритании, Турции, Америки); недели иностранных языков; встречи с деятелями культуры, бизнесменами, спортсменами из других стран; постановки спектаклей на иностранных языках (английском и турецком); творческие конкурсы.

Деятельности клуба, таким образом, был придан общественно полезный характер в воспитательной системе школы, а организация коллективной творческой деятельности способствовала формированию у подростков активной позиции. Вместе с тем, нами было отмечено, что с ростом развития коллектива усиливалась роль коллективистических мотивов, выражающаяся в росте потребности подростков в реализации общественно значимых целей их деятельности.

Коллективные творческие дела, законы и традиции клуба, основанные на методике И.П. Иванова («орлятской» методике), среди них - традиция доброго и чуткого отношения к людям, традиция круга, закон поднятой руки, закон «Критикуешь -предлагай! Предлагаешь - делай!», закон «Каждое дело - творчески! Иначе - зачем?!!» и другие, способствовали созданию благоприятных условий подросткам в совместной деятельности с взрослыми для пробы своих сил и возможностей, для демонстрации и приобретения новых знаний и навыков межкультурного общения.

Совместная деятельность и общение в клубе способствовали формированию сознательной регуляции поступков подростков, умений учитывать интересы, чувства других людей

и ориентироваться на них в своём поведении. Взаимоотношения в клубе, основанные на «кодексе товарищества», помогали усваивать моральные нормы и ценности, такие как честь, достоинство, честность, равенство, верность, помощь товарищу и другие.

Творческий этап формирования готовности подростков к межкультурному общению в условиях клубной деятельности обеспечивался, прежде всего, коллективными творческими делами, их подготовкой, проведением и анализом.

В творческой деятельности подростки демонстрировали проявления выдумки, воображения, фантазии, способность к импровизации, способность предложить и осуществить новое решение известных вопросов, найти оптимальный выход из сложной ситуации.

Клубная деятельность, обеспеченная коллективными творческими делами, доброжелательным эффективным общением участников клуба, благоприятной эмоционально-психологической обстановкой, позволяла подросткам легче найти своё место в КТД и самовыразиться, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первыми среди равных. Наблюдения также подтверждают, что в клубном объединении подросток, как правило, не стремится к положению «примы», его удовлетворяют любые роли, если они индивидуальны, особенны, соответствуют его потребностям в творческой самореализации.

Подростки, отличающиеся изобретательным, оригинальным, образным мышлением, проявляли чуткость и интерес к феноменам иной ментальности, иного образа жизни, системы чувств и иерархии ценностей, критически осмысливали «чуже-родность» и «инаковость» во взаимосвязи с собственным миро-видением и культурным опытом в ситуациях межкультурного общения и деятельности.

Диалогический метод являлся доминирующим методом в деятельности и общении, межкультурном общении участников клубных дел и встреч.

Диалогические и межкультурные знания, умения, навыки общения, приобретённые в клубе межкультурного общения, подростки закрепляли и совершенствовали, участвуя в международных творческих играх, олимпиадах, проектах. Обучающиеся успешно участвовали в международной интеллектуальной игре «Одиссея разума», международном конкурсе математических проектов на английском языке в Алматы, международном конкурсе Американского Совета по международному образованию «Академический год в США», международном конкурсе в Анкаре среди иностранных граждан «Лучший знаток турецкого языка и культуры» и других (участие и результативность в данных конкурсах отражены в таблице 1).

Таблица 1

Результативность участия подростков в Международных играх, проектах, олимпиадах, конкурсах

во время проведения эксперимента

№ Мероприятия Сроки проведения Результат

1 2 3 4

1 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2006 год диплом участников

2 Международный конкурс математичесих проектов на английском языке в Алматы 2006 год 3 место

3 Международный конкурс в Анкаре (участники из 63 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2006 год бронзовая медаль

4 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2006 год победитель - 1

5 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2007 год диплом

6 Международный конкурс математичесих проектов на английском языке в Алматы 2007 год золотая медаль

7 Международный конкурс в Анкаре (участники из 83 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2007 год золотая медаль

8 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2007 год победители - 2

9 Международный конкурс компьютерных проектов (Бухарест) 2007 год лауреат - 1

1G 11 12 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» Международный конкурс в Анкаре для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2GG8 год 2GG8 год 2GG8 год диплом бронзовая медаль победитель - 1

13 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2GG9 год диплом

14 Международный конкурс в Анкаре (участники из 70 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2GG9 год серебряная медаль

15 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2GG9 год победитель - 1

16 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2G1G год диплом

17 Международный конкурс в Анкаре (участники из 80 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2G1G год 2 серебряных медали (2 группы)

18 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2G1G год 2 человека

19 Международный фестиваль в США Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2G11 год диплом

2G Международный конкурс в Анкаре (участники из 79 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2G11 год бронзовая медаль

21 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2G11 год 2 человека

Важная роль в деятельности клуба отводится взаимодействию подростков, педагогов, родителей и Значимых Взрослых. Взаимодействие педагогов и учащихся одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между педагогами. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и некоторую самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.

Изучение теории и практики работы школьных клубов, собственный опыт убедительно свидетельствуют о том, что процесс становления клубного объединения является органичным компонентом целостной воспитательной системы. Сначала коллектив клуба живёт своей «внутренней жизнью», происходит становление системы его деятельности. Затем, активно взаи-

модействуя с общешкольным коллективом, включаясь в общешкольные дела и вовлекая в эту деятельность других учащихся, педагогов и родителей (недели иностранных языков, встречи, диспуты, дебаты с представителями иных культур и языков и др.), клуб становится органической частью воспитательной системы школы. Наконец, эффективная работа во внешкольной среде (международные смотры, конкурсы, олимпиады, творческие проекты, акции и др.) укрепляет его позиции в воспитательной системе школы. Причём, становясь органичным компонентом коллектива школы, фактором развития её воспитательной системы, клубное объединение само развивается как коллектив, усиливается его воспитательная эффективность, характер воздействия на личность подростка. Процесс формирования коллектива и личности мы рассматриваем как целостный, учитывая, что развитие коллектива не может быть оторвано от развития личности, а основой их формирования и развития является коллективная деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, создание клуба межкультурного общения, является, по нашему мнению, эффективным условием формирования готовности подростков к межкультурному общению.

Библиографический список

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1986.

2. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Русский язык, 1999.

3. Туев, В.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: дис. д-ра пед. наук. - М., 1998.

4. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1964.

5. Макаренко, А.С. Соч. В 7 т. - М., 1960.

6. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: из опыта работы / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М., 1971.

Bibliography

1. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka / pod red. N.Yu. Shvedovoyj. - M., 1986.

2. Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M.: Russkiyj yazihk, 1999.

3. Tuev, V.V. Fenomen kluba: istoriko-pedagogicheskiyj analiz: dis. d-ra ped. nauk. - M., 1998.

4. Shackiyj, S.T. Pedagogicheskie sochineniya. - M.: Prosvethenie, 1964.

5. Makarenko, A.S. Soch. V 7 t. - M., 1960.

6. Vinogradova, M.D. Kollektivnaya poznavateljnaya deyateljnostj i vospitanie shkoljnikov: iz opihta rabotih / M.D. Vinogradova, I.B. Pervin. - M., 1971.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378

Л.Я. Кульбякина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУВПО «АГАО», г. Бийск,

Л.Н. Будаева, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск. E-mail: 3505555@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 0 УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе дана характеристика обучения студентов в вузе на ступенях бакалавриат и магистратура. Показаны преимущества двухуровневой системы образования в сравнении со специалитетом. При этом обучение на ступени бакалавриата рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.