УДК 371.3
Т. И. Севастьянова
ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ
В статье рассматриваются принципы содержания учебного материала при формировании готовности подростков к межкультурному общению, такие, как принцип диалогичности, принцип межкультурной действенности, принцип креативности и принцип рефлексии.
There have been identified principles of content in formation of teenagers' readiness for intercultural communication, such as: the principle of dialogic, princi ple of intercultural effectiveness, princi ple of creativity and principle of reflection.
Ключевые слова: принципы, межкультурное общение подростков, готовность подростков к межкультурному общению, принцип диалогичности, принцип межкультурной действенности, принцип креативности, принцип рефлексии.
Keywords: principles, intercultural communication of teenagers and readiness of teenagers for intercultural communication, princi ples of dialogue, intercultural effectiveness, a reflection, creativity.
Формирование готовности подростков и молодёжи к межкультурному общению является одной из приоритетных задач педагогики в современном поликультурном мире. Следует отметить, что мы определяем межкультурное общение подростков как совокупность специфических процессов взаимосвязи между людьми, принадлежащими к иным культурам.
Готовность подростков к межкультурному общению мы рассматриваем как личностное качество, проявляющееся в их способности успешно осуществлять взаимодействие с партнёрами по общению, принадлежащими к иным культурам, на основе стремления найти своё место и реализовать себя в социально значимых делах поликультурного мира.
Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Н. В. Лежнева, А. В. Петровский, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторский и другие исследователи считают, что содержание учебного материала является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность формирования готовности обучающихся к чему-либо. При этом учёные существенно расходятся во мнениях, каким именно должен быть учебный материал. Однако большинство из них подчёркивают необходимость опоры при подборе содержания материала на определённые принципы.
© Севостьянова Т. И., 2011
При отборе содержания материала для формирования готовности подростков к межкультурному общению мы опирались на принцип диалогичности, принцип межкультурной действенности, принцип креативности и принцип рефлексии.
Под принципами мы понимаем «исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении» [1].
Ю. Ю. Коротких [2] в качестве принципов формирования межкультурной компетенции старшеклассников рассматривает принципы культу-росообразности, диалога культур, культурной вариативности. Л. В. Макарова [3] при подборе материала опирается на принцип диалога культур, принцип культурной осведомлённости, принцип когнитивности. О. В. Чупина [4] избрала принцип вариативности и ситуативности, принцип рефлексии.
Рассмотрим, как реализовывались в теории и практике образования избранные нами принципы (диалогичности, межкультурной действенности, креативности, рефлексии).
Особенности реализации принципа диалогич-ности рассмотрены в трудах А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, Ю. С. Лотмана, В. А. Лекторского, П. Фрейр и других исследователей. Методические положения, межличностные и межкультурные аспекты принципа диалогичности изложены в трудах С. В. Беловой, Е. И. Верещагина, В. Г. Костомарова, В. В. Сафоновой, П. В. Сысоева, С. Г. Тер-Минасовой, И. И. Ха-леевой, В. П. Фурмановой, Е. Н. Чесноковой и др.
Е. И. Верещагин и В. Г. Костомаров [5], занимаясь проблемами межкультурного общения, рекомендуют при реализации принципа диало-гичности обращать внимание на национальные особенности восприятия культуры (картины мира); традиционно-бытовую культуру и поведенческие нормы.
В. В. Сафонова [6] считает, что следует формировать умения представлять свою страну и культуру в условиях межкультурного диалога и деятельности, обучать умению сравнивать имеющиеся и вновь полученные культурные знания о других странах со знаниями о своей стране, своей «малой Родине», о самих себе. Развивать диалоговые и коммуникативные умения, умения сотрудничать, наблюдательность, творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, инициативу и самостоятельность.
П. В. Сысоев [7] обращает внимание на обучение учащихся вести диалог в духе мира, воспринимать различия как норму сосуществования культур в современном поликультурном мире, формировать активную жизненную позицию,
Теоретические вопросы общей педагогики
направленную против культурного неравенства, культурной дискриминации и культурного вандализма, процветающих в современном мире.
С. В. Белова [8] считает важным формировать у учащихся необходимые качества для ведения диалога, такие, как эмпатийность, конгруэнтность, толерантность, конструктивность, сотрудничество.
Е. Н. Чеснокова отмечает, что опора на принцип диалогичности позволит осуществить «совместный... поиск смыслов, в процессе которого исследуются точки противоречия и превращаются в точки развития, а картина мира расширяется и преобразуется» [9].
Таким образом, диалогический принцип позволяет нам ориентировать содержание образования при формировании готовности подростков к межкультурному общению на формирование мотивации инициативного межкультурного общения и активной жизненной позиции подростков в современном поликультурном мире; изучение особенностей вербального и невербального межкультурного общения и восприятие подростками межкультурных различий в процессе общения и взаимодействия с представителями иных языков и культур как нормы сосуществования; обеспечение формирования толерантности, диалогических коммуникативных навыков и умений, умений достойно представлять свою страну и культуру в условиях межкультурного диалога и общения.
Истоки возникновения принципа действенности можно проследить в трудах Н. Макиавелли, который применял его в отношении политики, и сущность данного принципа заключалась в лозунге: политика должно характеризовать дело. Принцип действенности соответствует понятию энергичной деятельности - только активная, действующая личность способна к самосохранению и саморазвитию. Действенность создаёт огромный запас прочности на пути достижения намеченных результатов.
Академик А. Л. Минц говорил о том, что напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать.
Принцип межкультурной действенности, таким образом, ориентирует на обеспечение действенности знаний, умений, навыков межкультурного общения на практике, обращённость к решению жизненных проблем и активность в социально значимых делах поликультурного мира.
Содержательная сторона данного принципа отражена в исследованиях А. П. Садохина, С. Г. Тер-Минасовой, П. В. Сысоева, В. П. Сафоновой и других исследователей.
А. П. Садохин [10] отмечает необходимость активного межкультурного взаимодействия для
закрепления на практике полученных знаний, умений и навыков межкультурного общения; развития культурной восприимчивости, способности к гибкому общению и правильной интерпретации различных видов коммуникативного поведения.
С. Г. Тер-Минасова [11], П. В. Сысоев, В. П. Сафонова и другие обращают внимание на необходимость обучения межличностному взаимодействию в рамках родной и иноязычной культур, формирования установки активной межкультурной деятельности и общения, усиления поведенческого и этикетного компонентов в содержании образования.
Опора на принцип межкультурной действенности позволяет нам ориентировать содержание на разнообразную межкультурную деятельность во внеурочной воспитательной работе, позволяющую на практике выверять и закреплять полученные знания, умения, навыки межкультурного общения; развивать культурную восприимчивость, гибкость, умение интерпретировать различные виды коммуникативного поведения.
Следующий принцип отбора содержания материала - принцип креативности. Развитие творческих способностей как умение создавать новое, находить нестандартные решения жизненных проблем становится сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Коммуникативную креативность Н. Е. Кузьмина рассматривала как совокупность творческих способностей, делающих процесс общения ещё более успешным, У. В. Кала - как творческое отношение к общению.
А. В. Мудрик считает необходимым для формирования коммуникативной креативности развивать такие особенности мышления подростков, как открытость - то есть умение видеть ряд решений одной и той же задачи; гибкость, нестандартность, способность видеть, ставить и решать проблемы в процессе общения. Он отмечал: «. умение видеть и ставить проблемы крайне важно для развития творческого подхода человека к процессу коммуникации» [12].
У. В. Кала [13] считает важным учить подростков осознавать и преодолевать барьеры и стереотипы в общении, установочные и поведенческие шаблоны; пластично изменять репертуар поведения в общении сообразно ситуации; спонтанности и свободе личностного самовыражения в общении; созданию условий, способствующих самораскрытию партнёров по общению.
А. П. Садохин и А. А. Леонтович [14] предлагают формировать творческое и сознательное отношения к процессу межкультурного общения с использованием соответствующих моделей и стилей общения, применяемых в родной культуре.
Принцип креативности позволяет нам ориентировать содержание образования на развитие творческого начала в обучении подростков межкультурному общению и деятельности во внеурочной воспитательной работе; творческое отношение к процессу общения, формирование умений трансформировать известные коммуникативные знания, умения и навыки в межкультурном общении; создание новых для подростков способов и приёмов общения, необходимых для межкультурного общения в каждом конкретном случае.
Рассмотрим принцип рефлексии. В русский язык слово «рефлексия» пришло из латинского языка, и в разных словарях оно связывается с группой семантически близких слов: размышление, анализ, отражение, самопознание. В словаре С. И. Ожегова дано следующее значение: «Рефлексия - размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои психические переживания» [15]. В Большом словаре иностранных слов читаем: «Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психологического состояния» [16].
А. В. Мудрик считает важным при формировании культуры общения уделять серьёзное внимание развитию рефлексии; умению человека критично относиться к себе, а с другой стороны, принимать себя как личность, которую он может сам совершенствовать (в определённых пределах и в необходимых направлениях) [17].
Важность развития рефлексии при обучении межкультурному общению отмечают А. П. Садохин, С. Г. Тер-Минасова, И. И. Халеева [18] и другие учёные.
Принцип рефлексии позволяет нам ориентировать содержание образования на поэтапное развитие умений самоанализа и самооценки в процессе обучения межкультурному общению; развитие логического и критического мышления.
Таким образом, принципы диалогичности, межкультурной действенности, креативности, рефлексии при отборе содержания материала позволяют формировать готовность подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе.
Примечания
1. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. С. 253.
2. Коротких Ю. Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 48. С. 25-28.
3. Макарова Л. В. Методика формирования информационной готовности старшеклассников к межкультурной коммуникации на основе культурологического чтения (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010. 19 с.
4. Чупина О. В. Развитие социальной компетенции учащихся средствами межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 159 с.
5. Верещагин Е. И., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение и преподавание русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1983. 269 с.
6. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
7. Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2001. 145 с.
8. Белова С. В. Диалогические основы профессии педагога: учеб.-метод. пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. 148 с.
9. Чеснокова Е. Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель - ученик»: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. С. 71.
10. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высш. шк., 2005. 310 с.
11. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2004. 352 с.
12. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 239-240.
13. Кала У. В. О воспитательных устремлениях и задачах в области общения учащихся общеобразовательных школ // Советская педагогика и школа. Тарту, 1982. Вып. 15. С. 103-118.
14. Леонтович О. А. Введение в межкультурную коммуникацию. М.: Гнозис, 2007. 368 с.
15. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990. С. 112.
16. Большой словарь иностранных слов / сост. В. Ю. Москвин. М., 2005. С. 253.
17. Мудрик А. В. Указ. соч. С. 238-239.
18. Халеева И. И. Некоторые проблемы обучения межкультурной коммуникации на основе когнитивного подхода // Психолингвистика и межкультурные взаимоотношения: тез. докл. 10-го Всесоюз. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / Москва, 3-6 июня 1991 г. М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1991. С. 310-312.