Научная статья на тему 'Реализация педагогических принципов формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе'

Реализация педагогических принципов формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ / ПРИНЦИП МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП РЕФЛЕКСИИ / ПРИНЦИП КРЕАТИВНОСТИ / TEENAGERS' READINESS FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION / DIDACTIC SUPPORT / PRINCIPLE OF DIALOGUE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PRINCIPLE OF INTERCULTURAL EFFECTIVENESS / PRINCIPLE OF REFLECTION / PRINCIPLE OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянова Татьяна Ивановна

В статье описана реализация педагогических принципов формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе, а именно: диалогичности, межкультурной действенности, рефлексии, креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севостьянова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Principles Realization of Teenagers' Readiness for Intercultural Communication in After-Lesson Educational Work

The article describes the pedagogical principles of teenagers' readiness forming for intercultural communication in after-lesson educational work, namely: principles of dialogue, intercultural effectiveness, reflection and creativity.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических принципов формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе»

УДК 371.3 ББК 74.202

Севостьянова Татьяна Ивановна

преподаватель кафедра общей профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г.Челябинск Sevostianova Tatiana Ivanovna Lecturer

Chair of General Professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Реализация педагогических принципов формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной

работе

Pedagogical Principles Realization of Teenagers' Readiness for Intercultural Communication in After-Lesson Educational Work

В статье описана реализация педагогических принципов формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе, а именно: диалогичности, межкультурной действенности, рефлексии, креативности.

The article describes the pedagogical principles of teenagers' readiness forming for intercultural communication in after-lesson educational work, namely: principles of dialogue, intercultural effectiveness, reflection and creativity.

Ключевые слова: межкультурное общение, готовность подростков к межкультурному общению, дидактическое обеспечение; принцип диалогичности, принцип межкультурной действенности, принцип рефлексии, принцип креативности.

Key words: intercultural communication, teenagers' readiness for intercultural communication, didactic support; principle of dialogue, principle of intercultural effectiveness, principle of reflection, principle of creativity.

Интенсивность и плотность общения и взаимодействия между представителями разных стран и культур современного мира обусловили повышение интереса к вопросам межкультурного общения в образовании. В этой связи актуальным является вопрос дидактического обеспечения формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе.

Опираясь на определение И.И. Халеевой [1], мы определяем межкультурное общение подростков как совокупность специфических процессов взаимодействия партнёров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, обоснованных стремлением современных подростков

найти своё место и реализовать себя в социально значимых делах поликультурного мира, осознающих тот факт, что каждыгй из них является «другим», и понимающих «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Готовность подростков к межкультурному общению мы рассматриваем

как способность успешно осуществлять взаимодействие партнёров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждыгй из них является «другим» и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Дидактическое обеспечение, рассматривается нами как необходимая и достаточная совокупность мер педагогического процесса, включающая содержание формирования готовности подростков к межкультурному общению в процессе внеурочной воспитательной работыг, а также методику его реализации и способыг взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Нами осуществлено целенаправленное поэтапное (мотивационно-диагностический, когнитивно-деятельностный и творческий этапы) формирование готовности подростков к межкультурному общению. Содержание внеурочной воспитательной работы ориентировано на принципы диалогичности, межкультурной действенности, рефлексии, креативности.

Основу реализации компонентов дидактического обеспечения на трёх этапах составили факультативы для подростков «Культура общения», «Современный деловой этикет» и «Основы межкультурного общения», а также деятельность клуба межкультурного общения.

В содержание факультативных занятий и деятельности клуба нами введён теоретический и практический материал, с целью формирования у подростков мотивации, умений диагностики и самодиагностики, а также навыков эффективного межличностного и межгруппового общения (в том числе, межкультурного) со сверстниками и взрослыми, навыков этикета.

Рассмотрим, как каждый из принципов учитывался в рамках факультативов.

Принцип диалогичности [2,3] ориентировал нас на подбор тем, позволяющих мотивировать подростков на межкультурное общение и диагностику (самодиагностику) навыков межкультурного общения, среди них такие темы как:

- Жизненная необходимость межкультурного общения в современном мире. Общение в XXI веке. Последствия глобализации. Повышение роли малой группы в межкультурном общении;

- Межкультурное общение как учебная дисциплина: возникновение, становление и развитие межкультурного общения в школьном обучении. Межкультурное обучение как научная дисциплина в США, Европе и России;

- Ключевые определения и понятия, отражающие межкультурное общение. Понятие «межкультурное общение». Формы межкультурного общения - межрасовая, межэтническая, субкультурная. Уровни межкультурного общения - межличностный, межгрупповой, массовый.

Принцип диалогичности предусматривал подбор и разработку для каждой темы факультативов проблемных заданий, вопросов для дискуссий и обсуждений, например, таких:

- Имеется ли у вас какой-либо опыт общения с людьми, представляющими другую культуру? Где и когда это происходило (во время путешествий, в процессе учёбы, случайные эпизоды на улице, это ваши друзья и знакомые, культурная принадлежность которых отличается от вашей и т.д.)? Испытывали ли вы в общении с ними когда-нибудь трудности, которые можно было бы объяснить разным культурным опытом? В чём сущность этих трудностей?

- Представьте себе, что вы поехали отдыхать в международный лагерь в другой стране. Как вы будете ощущать, чувствовать себя среди иных, чужих людей, принадлежащих другой культуре, пользующихся другим языком? Что вы будете рассказывать своим новым знакомым, которых вы там встретите? Что вы будете им рассказывать о своей стране? О чём вы сами будете спрашивать их в первую очередь при знакомстве? Что ещё вам будет интересно про них узнать?

Принцип межкультурной действенности [4] ориентирует содержание факультативов на обеспечение действенности знаний, умений, навыков в практике межкультурного общения, поведения и деятельности, усиления поведенческого и этикетного компонентов в содержании факультативов.

С этой целью в содержание факультативов были включены следующие

темы:

- Понимание другого: формирование навыков психологической проницательности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. На занятиях по данной теме формируются навыки основных характерологических типов людей, умение понимать язык поз и жестов, различные способы вступать в контакт с разными типами людей и др.

- Умение строить взаимодействия на трёх уровнях общения: поверхностном, глубоком, конфликтном. В этой теме также формируются определённые навыки и умения.

- Застольный этикет. Как пользоваться столовыми приборами; как правильно есть некоторые блюда; поведение за столом и др.

- Беседа и культура речи. Умение вести беседу; слова и выражения; разговор, приятный для всех; комплименты; где и о чём лучше не говорить; выразительность тела при беседе; слова и выражения, засоряющие речь; слушайте, побуждайте к разговору и др.

Формированию данных умений и навыков способствуют разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (поведение в незнакомой компании; ситуации, в которых участники группы обращаются с просьбой к кому-либо из сверстников, просят помочь в каком-либо деле, предлагают свою помощь, просят внимания и т.д.); такие игры и тренинги, как «Мой кубик опыта» (рассказ об опыте межкультурного общения), «Планируем будущее» (составление планов личного развития на будущее) и другие.

Принцип рефлексии [4, 5] обеспечивался введением таких тем, как:

- Возрастные особенности подростков, влияющие на уровень общения. Выявление внутренних причин, по которым подростки чувствуют неудовлетворённость общением. Самостоятельное составление перечня

существенных признаков поведения общительного человека с последующим самоанализом (открытость, желание вступить во взаимодействие, ожидание положительного реагирования со стороны партнёра, умение ответить на задевающие реплики). Составление перечня существенных признаков поведения неконтактного человека с последующим самоанализом.

- Осознание и изменение подростками представления о себе как средство повышения культуры общения. Формирование у подростков навыков уверенного поведения: открытость, честность, прямота высказываний; способность к поиску компромисса; умение настаивать на своём, используя приём «заезженная пластинка»; навык построения начальной фазы контакта, учитывая, что у человека есть три потребности - быть понимаемым, уважаемым и принимаемым.

Данные темы сопровождаются упражнениями и играми «Человеческое лото» (поиск схожих и различных характеристик в аудитории), «Моя межкультурная идентичность», «Эверест», «Узнай себя», и другими. Они позволяют осознать степень адекватности и/или неадекватности собственного представления о важных качествах межкультурного общения, дают возможность повышения самооценки, чувства уверенности в себе, защищённости, получения позитивной обратной связи, а также возможность для самопознания, самоанализа и рефлексии.

Принципу креативности [5,6] соответствует содержание, ориентированное на формирование гибкости, нестандартности, умения видеть ряд решений одной и той же проблемы. Закреплению теоретического материала способствовали такие творческие формы работы, как:

- дискуссия «Русская культура в контексте межкультурного общения»;

- «Чужие» и «друзья» - разговор о том, что нужно в разных культурах для перехода из «чужих» в «друзья»;

- «Словесный мусор» - дискуссия по поводу межличностных и психологических причин использования словесного мусора в речи;

- «Светская беседа» - беседа на заданную тему с оценкой качества;

- «Парафраз» - упражнение на перефразирование эмоционально окрашенных высказываний.

За счёт высказываний различных точек зрения в результате групповых дискуссий, бесед, обсуждений происходило расширение знаний участников относительно проблем межкультурного общения, их сложности, многоплановости и многоаспектности. Помимо этого в ходе дискуссий проявлялись и развивались реальные креативные навыки подростков.

Формированию готовности подростков к межкультурному общению способствовал метод диалога [7, 2, 3], который позволил педагогам:

- с помощью открытых вопросов исследовать интересы и потребности, личный опыт обучающихся, противоречия в их позиции;

- с помощью закрытых вопросов вскрыть противоречия (внутренние препятствия, мешающие думать более разносторонне);

- давать позитивную обратную связь;

- обобщать и реструктурировать опыт и знания участников диалога;

- передавать ответственность с помощью открытых вопросов.

Приобретённые диалогические и межкультурные знания, умения, навыки

общения подростки закрепляли и совершенствовали, участвуя в творческой деятельности школьного межкультурного клуба, в международных играх «Одиссея разума», международных конкурсах математических проектов на английском языке в Алматы, международных конкурсах в Анкаре среди иностранных граждан «Лучший знаток турецкого языка и культуры» и других.

Эффективность дидактического обеспечения оценивалась по следующим критериям: мотивационный критерий - мотивация межкультурного общения, познавательная мотивация, мотивация аффилиации; когнитивный критерий -знание социальных и психолого-педагогических основ межкультурного общения; логическое и творческое мышление, рефлексивность; деятельностный критерий - саморегуляция деятельности, связанной с межкультурным общением, социально-коммуникативная адаптивность; стремление к согласию; толерантность; умение слушать.

В первой экспериментальной группе (ЭГ1) реализовывался первый и второй компоненты дидактического обеспечения: определялось содержание внеурочной воспитательной работы, ориентированное на принципы

диалогичности, межкультурной действенности, креативности, рефлексии, обеспечивающее поэтапное формированное готовности подростков к межкультурному общению; а также реализовывалась методика формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе, реализующая идеи диалогового обучения и содействующая открытости, сотрудничеству, положительному эмоционально-оценочному отношению к себе и Другому. Во второй экспериментальной группе (ЭГ2), кроме перечисленного выше, была создана образовательная среда, на основе клубной деятельности, обеспечивающая интеграцию мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности к межкультурному общению посредством вовлечения подростков к коллективную творческую деятельность.

Анализ данных, полученных в ходе эксперимента показывает, что по всем критериям готовности подростков к межкультурному общению (мотивационный, когнитивный, деятельностный) наблюдаются значимо большие положительные изменения в экспериментальных группах ЭГ1 и ЭГ2 (соответственно 12-20 %, 19-24 %, по сравнению с контрольными (4-6 %). При этом наибольшие изменения произошли в экспериментальных группах по показателям деятельностного критерия.

Значимость полученных результатов была подтверждена в ходе их статистической обработки по критерию Стьюдента.

Библиографический список

1. Халеева, И.И. Некоторые проблемы обучения межкультурной коммуникации на основе когнитивного подхода / И.И. Халеева // Психолингвистика и межкультурные взаимоотношения. - 1991. - С. 310 - 312.

2. Белова, С.В. Диалогические основы профессии педагога: учебно-методическое пособие / С.В. Белова. М.: АПК и ПРО. - 2002 - 148 с.

З.Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель - ученик» / Диссертация канд. пед. наук. 2005 - 178с

4. Тер - Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер - Минасова. М.: МГУ. - 2004. - 352с.

5.Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию / О. А. Леонтович. М.: Гнозис. - 2007. - 368с.

6.Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. М.: Высшая школа. - 2005. - 310с.

Bibliography

1. Belova, S.V. Dialogical Bases of Teachers' Profession: Study Guide / S.V. Belova.- M., 2002 - 148 p.

2. Chesnokova, E.N. Methods of Developing Dialogical Relations "Teacher - Student" Forming: Diss. Cand. of Ped. / E.N. Chesnokova. - 2005. - 178p.

3.Khaleeva, I.I. Some Problems of Teaching Intercultural Communication Based on the Cognitive Approach / I.I. Khaleeva // Psycholinguistics and Intercultural Relationships. - M. 1991. -P. 310 - 312.

4. Leontovich, O.A. Introduction Into Intercultural Communication / O.A. Leontovich. - M.: Gnosis, 2007. - 368 p.

5. Sadokhin, A.P. Introduction Into Intercultural Communication / A.P. Sadokhin. - M.: Higher School, 2005. - 310 p.

6. Ter-Minasova, S.G. Language and Intercultural Communication / S.G. Ter-Minasova. -M.: MSU, 2004. - 352 p.

BecTHHK Hmy 9'20 11

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.