Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА'

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес / морской вуз / педагогическое условие / познавательный интерес / университет / учащаяся молодежь / формирование / экономическая культура / interest / maritime university / pedagogical condition / cognitive interest / university / youth in education / formation / economic culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Томилин, Е М. Дорофеев, М Л. Сомко

Настоящая статья посвящена обоснованию правомерности применения познавательного интереса в качестве одного из стратегических педагогических условий формирования экономической культуры у курсантов морского университета. Цель публикации – ознакомить широкую педагогическую общественность с содержанием важнейших сущностных положений познавательного интереса, его применения в практике формирования у них экономической культуры в период обучения в вузе. Методология данного исследования предусматривает содержательный анализ подходов отечественных ученых к феномену «познавательный интерес», вычленение его характерных особенностей и определение путей реализации как важного педагогического условия. В процессе проводимого исследования по данной теме последовательно были использованы следующие педагогические методы: теоретический анализ; содержательный анализ; контент-анализ справочной литературы; индивидуальные и групповые беседы; опрос; синтез; обобщение, конкретизация. Результатом проведенного исследования является обоснование возможности применения педагогического потенциала познавательного интереса как существенного педагогического условия формирования экономической культуры у курсантов морского вуза. Использование предложенных путей применения познавательного интереса в профессиональной подготовке положительно сказывается на результатах формирования экономической культуры у курсантов современного морского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Н. Томилин, Е М. Дорофеев, М Л. Сомко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE INTEREST AS THE MOST IMPORTANT PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF ECONOMIC CULTURE AMONG CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY

The research substantiates the validity of the application of cognitive interest as one of the strategic pedagogical conditions for the formation of economic culture among cadets of a maritime university. The task of the publication is to familiarize the general pedagogical community with the content of the most important essential provisions of cognitive interest, its application in the practice of forming their economic culture during their studies at the university. The methodology of this study provides a meaningful analysis of the approaches of Russian scientists to the phenomenon of “cognitive interest”, identifying its characteristic features and determining ways to implement it as an important pedagogical condition. In the course of the research, the following pedagogical methods are consistently used: theoretical analysis, content analysis, content analysis of reference literature, individual and group conversations, survey, synthesis, generalization, concretization. The result of the conducted research is the substantiation of the possibility of using the pedagogical potential of cognitive interest as an essential pedagogical condition for the formation of economic culture among cadets of a maritime university. The use of the proposed ways of applying cognitive interest in professional training has a positive effect on the results of the formation of economic culture among cadets of a modern maritime university.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА»

УДК 378.01

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Dorofeev E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Somko M.L., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

COGNITIVE INTEREST AS THE MOST IMPORTANT PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF ECONOMIC CULTURE AMONG CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY. The research substantiates the validity of the application of cognitive interest as one of the strategic pedagogical conditions for the formation of economic culture among cadets of a maritime university. The task of the publication is to familiarize the general pedagogical community with the content of the most important essential provisions of cognitive interest, its application in the practice of forming their economic culture during their studies at the university. The methodology of this study provides a meaningful analysis of the approaches of Russian scientists to the phenomenon of "cognitive interest", identifying its characteristic features and determining ways to implement it as an important pedagogical condition. In the course of the research, the following pedagogical methods are consistently used: theoretical analysis, content analysis, content analysis of reference literature, individual and group conversations, survey, synthesis, generalization, concreti-zation. The result of the conducted research is the substantiation of the possibility of using the pedagogical potential of cognitive interest as an essential pedagogical condition for the formation of economic culture among cadets of a maritime university. The use of the proposed ways of applying cognitive interest in professional training has a positive effect on the results of the formation of economic culture among cadets of a modern maritime university.

Key words: interest, maritime university, pedagogical condition, cognitive interest, university, youth in education, formation, economic culture

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

ЕМ Дорофеев, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

МЛ Сомко, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Настоящая статья посвящена обоснованию правомерности применения познавательного интереса в качестве одного из стратегических педагогических условий формирования экономической культуры у курсантов морского университета. Цель публикации - ознакомить широкую педагогическую общественность с содержанием важнейших сущностных положений познавательного интереса, его применения в практике формирования у них экономической культуры в период обучения в вузе. Методология данного исследования предусматривает содержательный анализ подходов отечественных ученых к феномену «познавательный интерес», вычленение его характерных особенностей и определение путей реализации как важного педагогического условия. В процессе проводимого исследования по данной теме последовательно были использованы следующие педагогические методы: теоретический анализ; содержательный анализ; контент-анализ справочной литературы; индивидуальные и групповые беседы; опрос; синтез; обобщение, конкретизация. Результатом проведенного исследования является обоснование возможности применения педагогического потенциала познавательного интереса как существенного педагогического условия формирования экономической культуры у курсантов морского вуза. Использование предложенных путей применения познавательного интереса в профессиональной подготовке положительно сказывается на результатах формирования экономической культуры у курсантов современного морского университета.

Ключевые слова: интерес, морской вуз, педагогическое условие, познавательный интерес, университет, учащаяся молодежь, формирование, экономическая культура

Вся нормативно-правовая база, определяющая профессиональную подготовку учащейся молодежи в высшие учебные заведения Российской Федерации, указывает на необходимость формирования у будущих выпускников наравне с профессиональной компетентностью высокой экономической культуры и финансовой грамотности. Ныне данная задача стала одной из приоритетных для всей системы образования.

Об актуальности исследуемой темы говорят следующие факторы:

- экономическая культура в современном мире приобрела особую важность и значимость и выделена в новое направление жизнедеятельности социума и личности, а, следовательно, и сферы образования;

- проводимые в России социально-экономические трансформации предполагают активное участие и повышение роли всех граждан в проводимых преобразованиях, наличие у них требуемых способностей, основательных знаний в экономической сфере, потребных для добросовестного и качественного выполнения служебных обязанностей, успешной реализации профессиональной деятельности, поведении и повседневной жизни;

- специфика проводимой цифровой революции, ускоренные темпы внедрения инновационных финансовых технологий настоятельно требуют соответствующей экономической подготовки и экономической грамотности сотрудников государственных и частных компаний;

- вовлечение курсантов в процесс эффективного и результативного формирования у них экономической культуры, что требует актуализации познавательной потребности, лежащей в основе развития интереса к познанию;

- важность и непосредственная связь познавательного интереса с деятельностью, направленной на формирование и развитие компетентности и профессионализма будущего специалиста.

Проведенные беседы и опрос курсантов второго курса - судоводителей и судомехаников - в количестве 228 человек показал, что 98% из них желают овладеть новыми знаниями и сформировать у себя высокий уровень экономической культуры. Оставшиеся 2% полагают, что они уже обладают основами экономической культуры в достаточной мере, так как обучались в колледжах.

Следовательно, проблема формирования экономической культуры у курсантов морского университета актуальна и нуждается во всестороннем исследовании, в том числе и в выборе наиболее оптимальных педагогических условий.

В соответствии с ФГОС для таких специалистов, как судоводители (шифр 26.05.05) [1], Программой специалитета наряду с другими установлено формирование универсальной компетенции, касающейся экономической культуры (табл. 1).

Таблица 1

Универсальная компетенция, относящаяся к экономической культуре

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность УК-9 - способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

В числе общепрофессиональных компетенций Программой специалите-та предусмотрено наличие компетенции, относящейся к экономической сфере (табл. 2). Таблица 2 Общепрофессиональная компетенция, относящаяся к экономической сфере

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Правовые, социально-экономические аспекты ОПК-1 - способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и правовых ограничений

Реализация задачи вооружения каждого выпускника вышеприведенными компетенциями, формирования высокого уровня экономической культуры требует от каждого преподавателя инновационного подхода к учебно-воспитательной работе, поиска и применения современных педагогических технологий, создания соответствующих педагогических условий.

На наш взгляд, одним из соответствующих и потребных педагогических условий является привитие познавательного интереса у курсантов морского вуза к экономической культуре.

Цель исследования: обосновать основные научные положения применения познавательного интереса у учащихся как одного из важных педагогических условий формирования экономической культуры у курсантов морского университета.

Намеченная цель станет достижимой и будет реализована при качественном решении следующего комплекса задач:

- на основе подходов отечественных педагогов, теоретиков и практиков уточнить суть понятия «познавательный интерес»;

- путем изучения и теоретического анализа научных работ отечественных ученых раскрыть основные положения и характерные особенности познавательного интереса, возможность его применения для формирования экономической культуры у обучающихся в морском вузе;

- предложить конкретные пути применения познавательного интереса в учебно-воспитательной деятельности в целях формирования у курсантов морского университета экономической культуры.

Научная новизна: актуализирована новая научная идея использования потенциала познавательного интереса как важного педагогического условия в целях формирования у курсантов высшего учебного заведения экономической культуры, потребной для будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Теоретическая значимость: уточнена сущность и особенности понятия «познавательный интерес»; выделены характерные особенности познавательного интереса; конкретизированы пути реализации познавательного интереса современной учащейся молодежи в целях формирования у неё экономической культуры.

Практическая значимость: разработанные научные положения и пути реализации познавательного интереса позволяют активизировать и качественно улучшить учебно-воспитательную деятельность по применению педагогического потенциала познавательного интереса как результативного педагогического условия для эффективного формирования у учащейся молодежи высших и средних профессиональных учебных заведений высокого уровня экономической культуры в период обучения.

В данном исследовании мы будем опираться на следующие определения:

Экономическая культура - это часть общей культуры личности, включающая такие компоненты, как экономическое мировоззрение, сознание, знания, навыки и умения как основы для профессиональной деятельности и повседневной жизни личности.

Педагогические условия представляют собой комплекс отобранных преподавателем (исследователем) необходимых мер, обеспечивающих повышение эффективности и результативности педагогической деятельности.

Сущность понятия «познавательный интерес»

Значимую информацию о сущности исследуемого понятия могут дать педагогические словари.

Так, авторы «Социально-педагогического словаря» поясняют понятие «познавательный интерес» двояко: во-первых, как «отношение личности к учебному предмету как к чему-то ценному, привлекательному»; а во-вторых, как «эмоционально окрашенное проявление познавательных, исследовательских и практических потребностей личности; форма выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения» [2]. Глоссарий учебного пособия «Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом» содержит дефиницию, раскрывающую сущность термина «познавательный интерес» как одного из первостепенных «мотивов учения, заключающихся в направленности личности на процесс познания, проявляющихся в положительной эмоционально окрашенной расположенности учащегося к учению, к познавательной деятельности» [3].

Классиками отечественной науки познавательный интерес позиционируется как:

- особая избирательная ориентация личности (С.Л. Рубинштейн) [4];

- динамические тенденции, определяющие структуру направленности личности и развивающиеся вместе с ней (Л.С. Выготский) [5];

- желание и стремление человека к познанию нового (Ф.Н. Гоноболин) [6];

- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности (Л.И. Божович) [7];

- форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать (А.Н. Леонтьев) [8];

- эмоционально окрашенная направленность сознания на определённые объекты, влияющая соответствующим образом на деятельность (Л.А. Гордон) [9];

- уникальное избирательное отношение человека к окружающему миру, к окружающей действительности (ГИ. Щукина) [10];

- специфическая потребность, содействующая активизации деятельности человека (И.Ф. Харламов) [11].

В современных условиях проблематику познавательного интереса освещают в своих научных трудах такие ученые и исследователи, как О.С. Заиченко [12], А.Н. Предяхо и А.А. Предяхо [13], И.Н. Соколовская и А.А. Кивилева [14], Е.В. Феденкова [15] и др.

Так, О.С. Заиченко стоит на позиции, согласно которой познавательный интерес есть важнейший мотив обучения, отражающий потребности личности в познании и творческом освоении системы научных знаний. И.Н. Соколовская и А.А. Кивилева вслед за ведущими учеными утверждают, что познавательный интерес отражает избирательную направленность обучаемого, стимулирует его на проявление активности для всестороннего познания исследуемого предмета. А.Н. Предяхо и А.А. Предяхо исходят из мнения, что познавательный интерес

является сугубо личностным образованием, сопряженным с потребностями учащегося. Будучи качественным образованием личности, познавательный интерес интегрирует в себя основные психические процессы, под воздействием которых протекает активный исследовательский поиск, решение познавательных задач. Исследователь Е.В. Феденкова констатирует, что познавательный интерес следует воспринимать как важнейшую основу развития человека как деятеля, творца, преобразователя.

Наличие многообразия авторских позиций, касающихся сущности познавательного интереса нисколько не противоречат друг другу, а выделяют разные аспекты данного феномена и обогащают педагогическую теорию и практику

Изучение позиций отечественных ученых в отношении познавательного интереса показывает, что среди них доминирующими являются три из них:

а) к первой следует отнести рассмотрение познавательного интереса как мотива. Сторонники данной позиции приводят следующие доводы: первичность осознания познавательного мотива по отношению к другим мотивам профессиональной подготовки; его преобладание над иными мотивами учебно-воспитательной деятельности; наибольшая доступность для наблюдения, распознания, что облегчает управление его развитием; он яркий и ключевой мотив, существенно влияющий на процесс профессиональной подготовки, активность и успеваемость курсантов;

б) вторая позиция - познавательный интерес видится ученым и исследователям как стимул, эффективное средство обучения;

в) третья позиция - познавательный интерес исследуется как свойство или качество личности, проявляемое как пытливость, любознательность, жажда и стремление к знаниям, влечение и готовность к поисковой работе и исследовательской деятельности в ходе обучения.

Анализ трудов отечественных ученых [2-19], их авторских позиций позволяет выделить следующие основные сущностные положения и характерные особенности познавательного интереса:

- выступает как важнейшая характеристика личности;

- формируется и развивается в процессе жизни и деятельности человека;

- возникает по двум причинам (З.В. Денисова): внешним (проявляется как что-то новое, неизведанное, проблематичное и возбуждает желание вникнуть, разобраться) и внутренним (жажда знаний, увлечение предметом, дисциплиной, стремление к самосовершенствованию);

- проявляется как отношение обучаемого к окружающему миру и профессиональной подготовке;

- неразрывно связан с образованием и воспитанием курсанта, процессом познания и развития личности, формированием высоких духовно-нравственных и морально-волевых качеств;

- в процессе обучения выполняет функцию мотива педагогического сотрудничества;

- обладает сложной структурой организации, включающей некоторые психологические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), объективное и субъективное взаимодействие личности с окружающем миром, проявляемое в отношении к нему, стремлении познать его;

- располагает такими стадиями формирования, как любопытство (тривиальная стадия, на которой привлекается внимание человека к конкретному объекту или явлению); любознательность (у личности активизируется пытливость, проявляется желание изучить свойства предмета (явления), организуется поиск материала, прорабатываются различные гипотезы); познавательный интерес (происходит непосредственное разрешение проблемного вопроса); теоретический интерес (происходит качественное познание закономерностей, характерных особенностей и научных основ, их внедрение и активное применение на практике);

- обеспечивает успешное приобретение новых знаний, расширение мировоззрения, формирование умений и навыков;

- нацелен не только на процесс знания, но и на его итог, результат;

- всесторонне оказывает влияние на активизацию и развитие мышления, памяти, внимания учащейся молодежи;

- для него характерна явная избирательная направленность на конкретный предмет или явление;

- заставляет учащуюся молодежь активно, с желанием и конструктивно относиться к изучению какой-то учебной дисциплины или явления;

- отличается наличием познавательной активности;

- является существенным мотивом обучения и развития личности;

- играет роль энергичного стимулятора ко всем видам деятельности;

- лежит в основе познавательной деятельности и процесса познания;

- определяет порядок и логику формирования мотивов;

- содействует развитию самостоятельности и критического мышления;

- может и должен стать устойчивой чертой личности учащегося вуза и оказывает сильное влияние на его развитие как профессионала, специалиста с высшим образованием;

- положительно воздействует не только на курсанта, но и на процесс профессиональной подготовки;

- способствует конкретным действиям (творческим, учебным, предметным, профессиональным), а также развитию умений личности выявлять закономерности и определять связи между предметами познания;

- выделяется ценной мотивацией и доминированием познавательных мотивов;

- формирует положительные эмоции и приносит личности большое эмоциональное удовлетворение;

- придает особый колорит и смысл жизнедеятельности.

Познавательный интерес бывает двух видов: а) ситуативный (побуждается занимательностью. Он изменчив, нестоек, подвержен складывающейся ситуации); б) устойчивый познавательный интерес (обусловлен внутренней мотивацией и не зависит от подкрепления).

Вышеприведенные положения и особенности познавательного интереса убедительно доказывают, что его основой является стремление личности максимально удовлетворить познавательную и созидательную потребности, определяющие социальные, профессиональные и личностные мотивы деятельности.

Для познавательного интереса характерна свобода выбора, новизна, направленность, избирательный характер и внешне-внутреннее проявление.

Произведенный выше теоретический анализ позволяет нам изложить собственное видение сущности феномена «познавательный интерес курсанта морского вуза», понимаемого как интегративную характеристику личности, проявляющего её отношение к знаниям, процессу познания, ко всей совокупности своих возможностей в познании.

К стержневым моментам, подчеркивающим ценность познавательного интереса для курсантов морского вуза, относят:

- высокая продуктивность профессиональной подготовки;

- придание тонусу учебно-воспитательной деятельности поискового характера, новизны, творчества, конструктивизма, успешности и удовлетворенности;

- наличие объективно-субъективной основы;

- возбуждение мыслей, эмоций, воли;

- реализация закономерности перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.

В современной педагогике установились три основных уровня развития познавательного интереса, подтверждающих степень его проявления у учащегося, в том числе и у курсанта морского вуза: высокий (характеризуется высокой самопроизвольной познавательной заинтересованностью, воодушевлением и стремлением к познанию причинно-следственных связей, потребностью в самообразовании и самосовершенствовании уровня своих знаний); средний (обладает системностью, проявлением поиска, интереса к постижению качеств предметов и явлений, решения задач прикладного характера); низкий (у курсанта преобладает инертность, некоторая пассивность; требует побуждающего воздействия со стороны преподавателя на курсанта).

Стержневыми факторами, обеспечивающими творческое использование познавательного интереса у курсантов морского университета, являются:

а) организационный (организация и система учебно-воспитательной деятельности в вузе; содержание учебных дисциплин; виды познавательной деятельности; формы организации обучения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) воспитательный (сложившаяся система воспитания в вузе; морально-нравственная атмосфера в университете и учебных группах; общий уровень дисциплины);

в) кадровый (система подбора кадров и их переподготовки; стимулирование преподавателей за качество и результативность обучения курсантов и студентов, творчество и инновационную деятельность);

г) личностно-преподавательский (личность преподавателя; уровень его профессионального мастерства; педагогический такт; выбор педагогических технологий, потребных средств, методов и форм обучения);

д) мотивационный (развитие мотивации у курсантов к профессиональной подготовке; формирование позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности; вырабатывание готовности посвятить себя морской профессиональной деятельности).

Основными этапами развития интереса у курсантов становятся постановка проблемы; определение источников информации, содержательная коммуникация с преподавателями, сокурсниками; систематизация и обобщение новых знаний и полученного опыта; отражение новых знаний и освоенного опыта в процессе разнообразной деятельности [16: 17].

Факторы и условия развития познавательного интереса курсантов: обновление содержания профессиональной подготовки в вузе; выбор активных методов обучения; выбор форм обучения; перестройка стиля деятельности преподавателя; активизация мыслительной и поисковой работы; организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся морской образовательной организации; придание эмоционального тонуса учебно-воспитательной деятельности; поддержание здорового морально-нравственного и психологического климата в учебной группе; учет интересов, способностей и возможностей личности; организация творчества и поиска на занятиях и воспитательных мероприятиях; ситуация стимулирования и поддержки [18; 19].

Использование в учебно-воспитательной деятельности рассматриваемого феномена предполагает творческую перестройку процесса воспитания у курсантов экономической культуры, систематизацию и целенаправленное обучение, получение количественно-качественных изменений, приобретение новых знаний, умений и навыков в экономической сфере.

Значение познавательного интереса для формирования у курсантов экономической культуры заключается в том, что:

- обеспечивается тесная связь профессиональной подготовки с современной жизнью, с будущей профессиональной деятельностью;

- формируются высокие навыки исследовательской и проектной деятельности;

- улучшается практика планирования своей учебной деятельности и профессионального самосовершенствования;

- вырабатывается стремление к личностному и профессиональному развитию;

- укрепляется самостоятельность и независимость;

- создается обстановка творчества и новаторства;

- закрепляются навыки работы в группе и коллективе.

На основе рекомендаций отечественных ученых и исследователей нами определены следующие пути реализации познавательного интереса у курсантов морского университета:

1. Совершенствование организации и эффективное проведение учебно-воспитательного процесса на уровне реальной подготовки курсантов, что требует: а) строить процесс формирования экономической культуры на основе накопленного личного опыта, знаний, навыков и умений курсантов; б) развивать у курсантов соответствующие способности и умения; в) опоры на интересы, запросы и мотивы курсантов.

2. Качественное улучшение уровня профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава. С этой целью следует: а) наладить профессиональную и методическую учебу преподавателей по сегменту «экономическая культура»; б) обеспечить овладение каждым преподавателем методологией формирования у курсантов системы прочных знаний в сфере экономической культуры; в) добиться личной примерности преподавателей в профессиональной деятельности и экономической сфере.

3. Предельная опора на мыслительную работу курсанта в ходе профессиональной подготовки. Для этого необходимо всемерно: а) формировать и развивать у курсантов аналитическое и критическое мышление; б) применять инновационные педагогические технологии (проблемного обучения; глоссарно-го обучения; кейс-технологии; создания ситуации успеха; игровые технологии (деловые игры, дидактическая игра, игровые ситуации и др.); практиковать познавательные и учебно-производственные задачи; анализ ситуаций (профессиональных, жизненных, конкретной, деловой и др.); в) прививать потребность интенсивного розыска и мыслительного напряжения, выявления истины и выработки конкретной точки зрения и позиции.

4. Придание процессу учебно-воспитательной работы положительного эмоционального настроя. Для этого целесообразно: а) создание благоприятной, конструктивной обстановки в ходе каждого занятия и воспитательного мероприятия; б) обеспечение направленности информационно-образовательной среды на формирование у курсантов морского вуза высокой экономической культуры;

в) опора в учебно-воспитательной работе на такие методы, как доверительное общение, взаимодействие, сотрудничество, позволяющие осуществить качественный и равноправный обмен информацией между субъектами профессиональной подготовки в морском вузе; г) учет ценностных ориентаций курсантов.

5. Развитие мотивации курсантов к формированию собственной экономической культуры. Для этого следует: а) разъяснять курсантам важность и значение экономической культуры для будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни; б) укрепить и развивать в учебных группах деловой настрой на процесс обучения; в) создать ситуации, способствующие возникновению у обучающихся положительного отношения к феномену «экономическая культура»;

г) объединить курсантов в микрогруппы по интересам для совместной работы;

д) продуманно осуществить подбор заданий и форм совместной работы.

6. Активизация потенциала самообучения, самостоятельности и самоактуализации, что достигается: а) формированием у каждого курсанта адекватной самооценки уровня профессиональной подготовки и экономической культуры; б) применением системы планирования процесса самообучения и самосовершенствования; в) использованием возможностей рефлексии и самоанализа; г) организацией самоконтроля.

Таким образом, познавательный интерес - это значимый фактор и стержневое педагогическое условие формирования у курсантов морского университета высокого уровня экономической культуры. Применение педагогического потенциала познавательного интереса в профессиональной подготовке обеспечивает стремление курсантов к познанию феномена «экономическая культура», успешное овладение теорией данного феномена, нормами хозяйственной и экономической деятельности, формирование экономического сознания и кругозора, создает опору в деятельности и поведении в виде полученных знаний и умений.

Познавательный интерес является надежным стимулом приобретения новых знаний курсантами, расширения их экономического мировоззрения и формирования у них экономической культуры.

Воспитание экономической культуры у курсантов морского университета, -несомненно, одна из актуальных и потребных задач. Выпускник высшей школы, молодой специалист, должен знать специфику экономической системы, конструктивно влиться в неё, уметь деловито применять действующие экономические

законы и нормы, качественно реализовать свои способности и возможности в экономической сфере социума.

Эффективное достижение данной задачи станет возможным при творческом использовании преподавателями высшего учебного заведения педагогического потенциала познавательного интереса, возведения его в ранг ценнейшего мотива профессиональной подготовки и непременного педагогического условия.

Познавательный интерес следует признать важнейшим фактором профессиональной учебы учащихся морского вуза, существенно влияющим на утверждение благоприятной атмосферы профессионального обучения курсантов, интенсивное и насыщенное протекание процесса познавательной деятельности, положительно влияющую на качество подготовки к будущей деятельности в морской отрасли государства.

Опора на познавательный интерес и его умелое применение в профессиональном обучении в морском вузе обеспечивает: а) преподавателю: совершенствование своего профессионального мастерства и личного уровня профессионально-педагогической подготовки; повышение личного профессионального авторитета; создание доверительного отношения на занятиях с учащимися; улучшение качества и результативности проводимых занятий, внедрение в практику

Библиографический список

познавательных ситуаций, поисковой и проектной деятельности; б) курсанту: повышение сознательного отношения к профессиональному обучению; верный выбор вариативных учебных дисциплин; формирование познавательно-профессиональной направленности; развитие креативности, активности, оживленности и предприимчивости в ходе занятий; удовлетворенности от творческой работы и результатов профессиональной подготовки; самоутверждения в правильности выбора профессии и морской специальности; активизацию самообучения и самовоспитания; расширение практики рефлексии и самооценки.

Предложенные пути применения познавательного интереса и конкретизация мер их исполнения позволяют вовлечь курсантов в разнообразную поисковую и проектную деятельность, способствуют получению новых знаний, эффективному формированию экономической культуры, активизации самообучения и самосовершенствования.

Результатом исследования следует считать обоснование возможности применения педагогического потенциала познавательного интереса как существенного педагогического условия формирования экономической культуры у курсантов морского вуза.

Комплексная реализация предложенных путей обеспечивает достижение намеченной цели - формирование у курсантов экономической культуры.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение: с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г, 8 февраля 2021 г, 19 июля 2022 г, 27 февраля 2023 г. Available at: https://base.garant.ru/71917998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4 c33/?ysclid=lxr21f7lm37759734

2. Социально-педагогический словарь. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/

3. Бабакова TA., Aкинина Т.М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013.

4. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Cанкт-Петербурr: Издательство: Питер, 2002.

5. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Cанкт-Петербурr: ^юз, 1997.

6. Гоноболин Ф.Н. Психология: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1973.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

8. Леонтьев A.K Лекции по общей психологии. Москва: Cмысл, 2001.

9. Гордон ЛА Потребности и интересы. Советская педагогика. 1939; № 8-9: 140.

10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1971.

11. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2007.

12. Заиченко О£. Понятие познавательных интересов в отечественной педагогике. Novalnfo. 2022; № 135: 88-89.

13. Предяхо A.K, Предяхо A.A. Интерес как качественное образование личности. Вестник Брянского государственного университета. 2012; №1-1: 52-56.

14. ^колов^ая И.Н., Кивилева A.A. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике. XIXЦарскосельские чтения: материалы Международной научной конференции. Cанкт-Петербург, 2015; Т. 2: 89-92.

15. Феденкова Е.В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. Молодой ученый. 2018; № 16 (202): 317-319.

16. Оборочан Т.П., Томилин A.K Aксиологическая стратегия формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 40-43.

17. Мамедова Л.Ф., Томилин A.K Педагогические условия формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 248-251.

18. Томилин A.K Педагогические условия формирования лидерских качеств у курсантов судоводителей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Вестник ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2023; № 4 (45): 148-151.

19. Томилин A.K, Оборочан Т.П. Методы обучения, применяемые в профессиональной подготовке курсантов морского вуза. Вестник ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова. 2023; № 3 (44): 142-148.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandartvysshegoobrazovaniya - specialitetpo special'nosti26.05.05 Sudovozhdenie: s izmeneniyami i dopolneniyami ot 26 noyabrya 2020 g., 8 fevralya 2021 g., 19 iyulya 2022 g., 27 fevralya 2023 g. Available at: https://base.garant.ru/71917998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lxr21f7lm37759734

2. Social'no-pedagogicheskij slovar'. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/

3. Babakova T.A., Akinina T.M. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: metodika raboty s ponyatijnym apparatom: uchebnoe posobie dlya studentov, aspirantov i prepodavatelej. Petrozavodsk: Izdatel'stvo PetrGU, 2013.

4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: Piter, 2002.

5. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psihologicheskij ocherk. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1997.

6. Gonobolin F.N. Psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1973.

7. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «MOD'EK», 1995.

8. Leont'ev A.N. Lekcii po obschej psihologii. Moskva: Smysl, 2001.

9. Gordon L.A. Potrebnosti i interesy. Sovetskaya pedagogika. 1939; № 8-9: 140.

10. Schukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa vpedagogike. Moskva: Pedagogika, 1971.

11. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2007.

12. Zaichenko O.S. Ponyatie poznavatel'nyh interesov v otechestvennoj pedagogike. Novalnfo. 2022; № 135: 88-89.

13. Predyaho A.N., Predyaho A.A. Interes kak kachestvennoe obrazovanie lichnosti. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; №1-1: 52-56.

14. Sokolovskaya I.N., Kivileva A.A. K opredeleniyu suschnosti ponyatiya «poznavatel'nyj interes» v pedagogike. XIX Carskosel'skie chteniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2015; T. 2: 89-92.

15. Fedenkova E.V. Psihologo-pedagogicheskaya suschnost' poznavatel'nogo interesa. Molodoj uchenyj. 2018; № 16 (202): 317-319.

16. Oborochan T.P., Tomilin A.N. Aksiologicheskaya strategiya formirovaniya pravovoj kul'tury u kursantov neyuridicheskih special'nostej morskogo universiteta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 40-43.

17. Mamedova L.F., Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u buduschih specialistov morskogo transporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 248-251.

18. Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv u kursantov sudovoditelej v processe uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti. Vestnik GMU imeni admirala F.F. Ushakova. 2023; № 4 (45): 148-151.

19. Tomilin A.N., Oborochan T.P. Metody obucheniya, primenyaemye v professional'noj podgotovke kursantov morskogo vuza. Vestnik GMU im. adm. F.F. Ushakova. 2023; № 3 (44): 142-148.

Статья поступила в редакцию 29.06.24

УДК 372.851

Finogenov A.A, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: aafin@ya.ru

ABOUT USING A TASK GENERATOR TO TEACH STEREOMETRY. Modern educational institutions persistently make use of computer technology to create assignments and educational materials. As a rule, these are text tasks with a variable numerical part. However, the issue of creating illustrations for assignments remains technically difficult and is rarely used. In this regard, the task arises to develop a simple technology for creating stereoscopic illustrations that does not require special

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.