Научная статья на тему 'Познавательная самостоятельность студентов'

Познавательная самостоятельность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ACTIVENESS / ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / INDIVIDUAL FORMATION / SELF-SUFFICIENCE / TUITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азимова Назира Самадовна

Познавательная самостоятельность является высшей формой активности и сознательности, важнейшей характеристикой деятельности студентов в процессе учения. Цель активизации познавательной самостоятельности студентов состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности студента и обучить его системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, можно добиться активизации познавательной активности студентов, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться их способностям, формировать самостоятельность, творческую активность, инициативу как устойчивые качества личности, умение творчески решать задачи; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Cognitive Self-Sufficience

Cognitive self-sufficience is the highest form of activeness and conscientiosness, the most important features of students ' acivities in the process of studies. The aim of activization in regard to students ' cognitive self-sufficience is to raise the standard of students ' independent thinking activity and to teach them a system of mental actions in order they were able to cope with the goals concerned with creative character. Applying non-traditional forms of a lesson and new pedagogical technologies one can attain activization of students' cognitive faculties, elevation of emotional permeation of a lesson; all this promotes their self-sufficient creative activity, impetus for initiative; a teacher can elaborate their impulses for self-sufficient studies, gaining of khowledge and its replenishment, working with books, mastering habits and abilities, resorting to them in practice.

Текст научной работы на тему «Познавательная самостоятельность студентов»

Азимова Назира Самадовна,

преподаватель кафедры высшей математики и моделирования ТГУПБП

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

«Я хотел бы, чтобы воспитатель предоставил ему (ребенку) возможность свободно проявлять склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому».

Мишель Монтень

Социальные и экономические преобразования в современном мире существенным образом повлияли на требования работодателей к выпускникам вузов. При необходимости использования наукоемких технологий во всех сферах производства и в условиях высокой конкуренции становятся востребованными специалисты, способные к самостоятельному анализу, переосмыслению и преобразованию накопленного опыта, готовности к самостоятельной познавательной деятельности, достаточно сформированным умением и навыком организации самостоятельной познавательной деятельности, компетентности в поиске и средствах информации.

Познавательная самостоятельность является высшей формой активности и сознательности студентов в процессе обучения. Поэтому осуществление в обучении сознательного и активного процесса неизбежно формирует такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность, которая является важнейшей характеристикой деятельности студентов в учебном процессе. К признакам познавательной самостоятельности относятся стремление и умение самостоятельно мыслить, самостоятельно найти подход к решению новой задачи, желание добывать и понять усваиваемые знания.

Деятельность является самостоятельной, если ее составляющими элементами являются такие действия, как установление факта и его характери-

стика; формулирование проблемы, задачи; выдвижение гипотезы; установление существенных связей и закономерностей развития явления; определение путей поиска новых фактов, выявление их сущности на основе сравнения, сопоставления и противопоставления фактов; видение общего положения в конкретном случае; оценка решения, значимости полученного результата.

Проблема активизации и развития познавательной самостоятельности рассматривалась многими дидактами и психологами. Всесторонне рассматривались вопросы, касающиеся аспектов организации и активизации познавательной деятельности, формирования и развития познавательных интересов как основы познавательной самостоятельности. Но, несмотря на глубокую изученность этих вопросов в исследованиях многих авторов, эффективность работы в учебном процессе вузов по развитию познавательной самостоятельности студентов неудовлетворительна. Проблема не только в самих студентах, но и в преподавателях вузов. Средства и новые методики обучения, использование которых направлено на активизацию и развитие познавательной самостоятельности студентов, повысят эффективность труда преподавателей.

Суть активизации познавательной самостоятельности студентов заключается в активизации их мышления, познавательного интереса и в моделировании умственных процессов, адекватных подлинному творчеству. При этом вырабатываются навыки самостоятельного поискового исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем [1].

Цель активизации познавательной самостоятельности студентов состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности студента и обучить его системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности. Активизация обучающихся в процессе обучения будет правильно организована в том случае, если она обеспечивает достижение умело поставленных целей при рациональной затрате сил и в результате этого сохранение психологического равновесия и получение обучаемыми положительных эмоций [4,124].

Процесс активизации познавательной деятельности студентов предполагает:

1) актуализацию проблем, идей изучаемого материала и самой самостоятельной познавательной деятельности студентов;

2) раскрытие идей, формирование понятий, общих учебных, обобщенных и специальных умений в процессе самостоятельной познавательной деятельности;

3) организацию самостоятельной познавательной деятельности студентов на основе ценностных ориентаций.

На развитие познавательной самостоятельной деятельности большое влияние оказывают разные стимулы - побуждения к действиям. Потребность в познавательной деятельности вызывает различные процессы, явления, умения, навыки и знания. К стимулам познавательной самостоятельной деятельности можно отнести всевозможные оценки личностного плана (одобрение, признание, оценку и т.п.) и влияние окружающей среды (моральное и материальное). Педагогическое стимулирование познавательной самостоятельной деятельности заключается в специальной организации учебно- воспитательного процесса, который влечет за собой решение вопросов формирования и развития мотивации, умений и навыков ведения познавательной самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа имеет большое значение в плане формирования познавательной активности и самостоятельности студентов. Самостоятельная работа является формой совместной единой деятельности преподавателя и студентов. Выполняя самостоятельную работу, студенты активно оперируют приобретенными знаниями, умениями и навыками, совершают поисковую деятельность. Поэтому в этой самостоятельной деятельности студентов укрепляются и взаимообусловливаются его познавательная активность и самостоятельность, а такая деятельность отличается высоким уровнем сознательности. Если в результате обучения студенты приобрели такое качество личности, как познавательная самостоятельность, то можно утверждать, что на всех этапах учебного познания реализовывался дидактический принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении [2,239].

При выполнении самостоятельной работы у студента больше всего проявляются его самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль, стремление, мотивация, целеустремленность, воля и другие личностные качества. Это высшая форма учебной деятельности. При выполнении индивидуальных работ студенты могут полностью систематизировать приёмы учебной деятельности, сравнить и применить их в лучших соотношениях. Из внеаудиторных самостоятельных работ имеют место и такие формы, как консультации, математические кружки, математические КВН, математические беседы и др., которые стимулируют основную самостоятельную работу.

Имеются следующие основные этапы подготовки и проведения самостоятельной работы [3,191]:

1. Постановка и раскрытие сущности познавательной задачи.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Повторение, обобщение, систематизация пройденного материала, связанная с предстоящей работой. Получение новых знаний с помощью педагога или путем самостоятельной работы.

4. Инструктирование студентов о последовательности выполнения заданий.

5. Планирование студентами выполняемой работы. Поиск новых способов на основе ранее усвоенных знаний, самоконтроль планирования.

6. Выполнение студентами работы в соответствии с намеченным планом на основе имеющихся у них теоретических и практических знаний, личного интереса, убеждений.

7. Самопроверка и анализ конечного результата.

Творческие самостоятельные работы исследовательского характера требуют организации творческой деятельности студентов с заранее развитым интересом к такой деятельности.

К условиям успешного формирования приёмов самостоятельной творческой деятельности относятся [5,386]:

1. Тип самостоятельной работы должен соответствовать уровню познавательной деятельности студентов.

2. Репродуктивные самостоятельные работы имеют дидактические функции.

3. Частично-поисковые самостоятельные работы имеют познавательные функции.

4. Творческие самостоятельные работы имеют развивающие функции.

В процессе обучения необходимо ориентировать студентов прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, можно добиться активизации познавательной активности студентов, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться их способностям, формировать самостоятельность, творческую активность, инициативу как устойчивые качества личности, умение творчески решать задачи; вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике. Главное в деле педагога -это, вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед педагогом задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. -М.: Знание, 1998. — 316 с.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М.: Учпедгиз, 1961.

3. Лунгу К.Н. Систематизация приёмов учебной деятельности студентов при обучении математике. -М.: URSS, 2010. -187c.

4. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 124 с.

5. Шамова Т.И. Проблема активизации учения школьников. Дис...д-ра пед.наук. -М., 1997. -386с.

Н. С. Азимова

Познавательная самостоятельность студентов

Ключевые слова: самостоятельность, активность, обучение, индивидуальное, формирование

Познавательная самостоятельность является высшей формой активности и сознательности, важнейшей характеристикой деятельности студентов в процессе учения. Цель активизации познавательной самостоятельности студентов состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности студента и обучить его системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, можно добиться активизации познавательной активности студентов, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться их способностям, формировать самостоятельность, творческую активность, инициативу как устойчивые качества личности, умение творчески решать задачи; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике.

N. S. Azimova

Studentsл Cognitive Self-Sufficience Key words: self-sufficience, activeness, tuition, individual formation

Cognitive self-sufficience is the highest form of activeness and conscientiosness, the most important features of students' acivities in the process of studies. The aim of activization in regard to students' cognitive self-sufficience is to raise the standard of students' independent thinking activity and to teach them a system of mental actions in order they were able to cope with the goals concerned with creative character. Applying non-traditional forms of a lesson and new pedagogical technologies one can attain activization of students' cognitive faculties, elevation of emotional permeation of a lesson; all this promotes their self-sufficient creative activity, impetus for initiative; a teacher can elaborate their impulses for self-sufficient studies, gaining of khowledge and its replenishment, working with books, mastering habits and abilities, resorting to them in practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.