УДК 159.9 ББК 88.5
Е.М. иВАнОВА
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова г. Москва [email protected]
познавательная деятельность как основа социализации личности и профессионального самоопределения
E.M. Ivanova
Moscow state University named M.V. Lomonosov
Moscow
COGNITIVE ACTIVITY AS THE BASIS OF SOCIALIZATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Аннотация: Статья посвящена психологическим аспектам проблемы социализации личности, рассматриваемой с позиций субъектно-деятельностного подхода, в процессе онтогенетического развития человека в до профессиональный период жизни. Социализация личности в обществе трактуется как сложное многоаспектное динамичное явление, раскрывающееся на разных этапах становления личности и формирования субъекта труда в процессе развития познавательной деятельности.
В статье представлен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных развитию познавательной деятельности, как одному из главных условий психического развития человека и его социализации как личности в обществе в разные периоды жизни (дошкольный, школьный и учебно-профессиональный) и результаты исследования общих закономерностей и условий социализации личности в до вузовский период жизнедеятельности, предопределяющих потенциальную готовность к профессиональному самоопределению. Выделены типы направленности личностного развития субъекта труда во взаимосвязи с развитием сфер познавательной деятельности
Ключевые слова: личность, социализация, общество, развитие, познавательная деятельность, условия становления личности, формирование субъекта труда, профессиональное самоопределение, типы направленности личностного развития
Annotation: Article is devoted to the psychological aspects of the problem of socialization personality, considered from the standpoint of the subject-active approach in the process of ontogenetic development of the person in the period up to the professional life. Socialization of the personality in society is treated as a complex multidimensional dynamic phenomenon drop at different stages ofpersonality development and the formation of the subject of work in the development of cognitive activty.
The article presents theoretical analysis of the works of domestic and foreign scientists on the development of cognitive activity, as one of the main conditions of the mental development of man and his socialization of personality in society in different periods of life (pre-school, school and academic-professional) and the results of a study of the general laws and conditions of socialization in the period up to high school life, which predetermine potential readiness to professional self-determination. Selected types direction ofpersonal development of the subject of work in connection with the development of cognitive activity.
Keywords: personality, socialization, society, development, cognitive activity, conditions of formation of the personality, formation of the subject of work, professional self-determination, types of an orientation ofpersonal development.
психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
Социализация человека в обществе - это сложное многоаспектное динамичное явление, проявляющееся на разных этапах формирования личности и субъекта труда. Многими исследователями процесс социализации личности в обществе рассматривается в трех сферах жизнедеятельности человека: деятельности, общении, самосознании, формирующихся в процессе онтогенетического развития человека. Успешность социализации зависит от познавательной деловой направленности личности на восприятие, осознание, отношение, переживание и усвоение не только правил и норм, которые отражают культуру развития общества и преобразований, происходящих в социальных, экономических и других сферах жизни социума, но и от их реализации в деятельности. В деятельности проявляются индивидуальные особенности социализации личности, раскрываются все механизмы регуляции поведения человека в разных социальных «институтах» (семье, школе, вузе и в организациях), его отношение к жизни, к окружающему миру, к людям, к себе. «Познание с самого начала жизни человека «... есть основная форма деятельности индивида, представляющая собой процесс целенаправленного и обобщенного отражения людьми объективных законов природы, общества и самого сознания» [1, с. 163] Деятельность - это процесс самореализации, самоопределения, становления, развития и преобразования личности в социуме и в профессии.
В научных концепциях и эмпирических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцифировой, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Дж. Брунера, Э. Эриксона и др.), посвященных онтогенетическому развитию человека как личности и субъекта труда, формирование взаимосвязей «человек-мир», «человек-человек», «человек-общество», «человек-труд» рассматривается в процессе развития познавательной деятельности, как условии активной социализации личности. «Мир оказывается таким, каким субъект его видит, какие методы познания он применяет, какие вопросы ставит [6, с. 119]; «.познание социально по своему происхождению» [2, с. 52]. Познавательная деятельность раскрывает все разнообразие и, в то же время, непредсказуемость предметного, социального и естественного окружающего мира: «. познание - это отражение мира как объективной реальности» [13, с. 65].
Познавательная деятельность - сложная динамическая полисистема, которая начинает выстраиваться
уже с раннего детства и в процессе развития которой формируются личность и субъект труда. «Исследовать динамику психической жизни личности значит изучить разные формы существования и осуществления личности во времени, раскрыть психологические механизмы этого осуществления» [3, с. 39]. С позиций субъектно -деятельностного подхода становление личности и формирование субъекта труда в онтогенезе происходит уже в до профессиональный период жизнедеятельности человека (дошкольный, школьный и учебно-профессиональный) в процессе сменяющихся фаз практической и познавательной деятельности (ознакомительно-познавательной, познавательно-ориентировочной, познавательно-преобразующей, учебно-познавательной и учебно-профессиональной познавательной) [7]. Успешность познания проявляется в характере взаимосвязей фаз практической и познавательной деятельностей, отражающих формирование взаимоотношений человека с людьми, обществом и с предметной реальностью [9, с. 207, 208], и раскрывающих индивидуальные особенности социализации личности в обществе.
Социализация личности в обществе является одним из ведущих механизмов профессионального самоопределения человека. Ее формирование в процессе развития познавательной деятельности происходит в конкретных условиях становления личности и определяется культурой взаимоотношений между людьми, так как «Знание о социальном мире возникает лишь при условии взаимодействия людей, их общении между собой: даже простейшая форма социального знания - построение образа другого человека уже возможна лишь при элементарном взаимодействии. Более сложные формы социального познания - других групп, общества в целом возникают лишь при условии, что человек действует в разнообразных социальных ситуациях» [2, с. 52]. Социализация личности в процессе развития познавательной деятельности происходит не только в ситуациях взаимодействия, но и «.в ситуациях «содействия», практического взаимоотношения с другими людьми» [3, с. 87]. Поэтому, в данном случае, познавательную деятельность можно рассматривать как ведущую.
«Основное значение ведущей деятельности в определении жизненного пути личности заключается в том, что именно она открывает человеку пути к включению в новые сферы жизни общества, вводит его в новые социальные структуры и позволяет устанавливать новые все более богатые социальные связи..» [3, с. 50].
Рассматривая социализацию личности в процессе
ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
развития познавательной деятельности, с позиций современного научного знания, можно раскрыть психологические механизмы ее преобразования в процессе онтогенеза. Так, уже в период младенчества ознакомительно - познавательные ориентировочные сенсомо-торные действия Дж. Брунер считает условиями образования «предварительных установок» на восприятие окружающего мира, на его понимание и активное взаимодействие в нем, при этом, более сложным является освоение ребенком опыта взаимодействия с людьми, «контакт с людьми» [4, с. 288]. Этот период характеризуется также развитием «чувства базисного доверия» -ребенок решает вопрос «всей своей жизни - доверяет он окружающему миру или не доверяет» [15, с. 13]. В период раннего детства в игре развивается познавательно-ориентировочная деятельность в условиях совместных действий и межличностных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. В процессе общения происходит накопление сенсорных синтезов, которые не только формируют представление о людях, « но и сложные симпатические чувства (нравственные и эстетические)», регулирующие действия. [1, с. 168] «Уже во время игры, формируется образ действия» [11, с. 152] проявляются осознаваемые элементы самооценки; образуются осмысленные представления, программы действий; происходит осознание разных форм коммуникативного взаимодействия с взрослыми [1]. В этих условиях начинается осознание себя субъектом своих действий. По мнению Э. Эриксона ребенок как личность начинает испытывать «свою автономную волю» и это «...раскрывает такое потенциальное качество субъекта как «мужество быть независимым индивидом, который сам может выбирать и строить собственное будущее» [15, с 124]. Особенностью социализации личности в познавательно-преобразующей деятельности является то, что она развивает осознанное отношение к правилам совместной деятельности в условиях ролевой игры «В совместных играх по правилам у детей формируются ценные гражданские качества, умение понимать других и продуктивно взаимодействовать со сверстниками» [10, с. 196]. «Игра позволяет человеку осваивать социальные эталоны общественных отношений» [1, с. 163]. В ролевой игре раскрывается мир человеческих отношений и собственная позиция личности, которая обусловлена объективным местом, занимаемым ребенком в этих отношениях. В дошкольном возрасте, «... складывается у ребенка то, что можно назвать первым абрисом детского мировоззрения. Здесь закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе» [5, с. 435]. Все эти преобразования в раз-
витии человека позволяют считать, что в дошкольном периоде жизни начинается становление личности и формирование субъекта и его можно рассматривать как потенциальную основу развития субъекта труда.
В школьный период учебно-познавательная деятельность способствует формированию новой позиции, определяющей отношение человека к заданным целям и задачам, обусловливающего его избирательную мобилизацию и готовность к деятельности, направленной на их исполнение. Это, в свою очередь, развивает произвольную регуляцию, потенциал формирования саморегуляции деятельности и поведения. Данный период развития С.Л. Рубинштейн называет периодом «... опосредованного познания, когда ведущую роль в развитии ребенка начинает играть систематизированный общественно-исторический опыт, обобщенный в системе научного знания» [12, с. 75]. В учебно-познавательной деятельности также приобретается опыт произвольной совместной деятельности, что способствует развитию коллективистических черт субъекта, дальнейшему развитию эмоциональной сферы, которая, в свою очередь, обуславливает усвоение моральных норм группы. Осваивается новый опыт формальных и неформальных межличностных взаимоотношений. Этот период жизни Э. Эриксон считает ключевым для приобретения чувства идентичности. В «поисках собственной идентичности и уникальности подростки прикладывают к себе и к другим людям психологические мерки, которые систематизируются в представления подростков о ценностях, идеалах, собственном жизненном стиле, социальных ролях и поведенческих кодах» [14, с. 32]. На этом же этапе начинает осознаваться ответственность и дисциплина; раскрывается направленность интересов и склонности, познавательная активность и инициативность; творческий потенциал; стремление осмыслить свои возможности (физические и психические) и выделить будущие приоритеты жизни для себя. В целом, уже в учебно-познавательной деятельности могут проявляться такие качества личности и субъекта труда как воля, осознание социальной ценности труда, собственной ответственности и дисциплины, критичность по отношению, к себе и к другим людям, к различным обстоятельствам, а также познавательная активность и целенаправленность. Именно сформированность этих качеств можно рассматривать как базовую основу профессионального самоопределения на этапе выбора будущей профессии.
Познавательно-учебная профессиональная деятельность в вузе способствует приобретению новых специальных знаний о профессии, расширению пред-
Психология в экономикЕ и управлении 2014, №1
ставлений о профессии и о трудоустройстве, условиях и возможностях карьерного роста, осознанию своей социальной роли как специалиста востребованного/невостребованного в обществе и переосмыслению своей роли как личности в жизни. Происходит переориентация ценностей, личностные смыслы интегрируются в систему ценностей, меняется отношение к жизни, к значимости коммуникативных формальных и неформальных межличностных взаимосвязей, складывается самооценка своих возможностей как будущего специалиста. Период учебно-познавательной профессиональной деятельности является этапом жизнедеятельности личности, раскрывающим потенциальные тенденции успешности студента в избранной им будущей профессии.
Теоретический анализ развития познавательной деятельности, как основы социализации личности и профессионального самоопределения, позволил сделать предположение, что исследование развития познавательной деятельности в допрофессиональный период жизнедеятельности студентов выявит психологические условия социализации, способствующие успешности профессионального самоопределения будущих молодых специалистов. В связи с этим, было проведено исследование совместно со студентами факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специализирующимися на кафедре психологии труда и инженерной психологии. В исследовании приняли участие 24 студента 4 курса дневного отделения, которые должны были проанализировать динамику собственного развития познавательной деятельности от дошкольного периода становления личностью и формирования субъекта труда, профессионального самоопределения при выборе профессии, до периода осознания себя будущим специалистом. Программа исследования включала ретроспективный анализ условий развития познавательной деятельности в до вузовский период жизни, интроспективный анализ учебно-профессиональной познавательно-исследовательской деятельности психолога практика (на примере исполнения научно-практической курсовой работы), и самооценку студентов индивидуальной психологической готовности к профессиональному становлению в профессии. Для проведения исследования был разработан теоретико-методический инструментарий, включающий проработку студентами теоретических основ, необходимых для выполнения данного исследования и специально разработанные методики самоанализа и самооценки собственной научно-практической исследовательской деятельности, выполненной в рамках курсовой рабо-
ты. [7]. Анализ результатов исследования развития познавательной деятельности как основы социализации личности и профессионального самоопределения студентов в до профессиональный период жизнедеятельности выявил следующее: 1) общие закономерности социализации личности в до вузовский период жизнедеятельности во взаимосвязи с объективными условиями формирования субъекта труда и их влияние на выбор профессии психолога и вуза; 2) тенденции изменения взаимосвязей компонентов структуры познавательной деятельности в процессе обучения студентов на факультете психологии, обуславливающие успешность профессионального становления; 3) показатели, прогнозирующие потенциальную готовность и успешность профессионального самоопределения [8].
В результате было выявлено три вида взаимосвязей объективных условий развития познавательной деятельности и социализации личности в до вузовский период. Первый - это условия жизнедеятельности управляемые и предоставляемые родителями (по своему усмотрению), как в дошкольном периоде, так и при выборе профессии, но при активном и творческом их принятии со стороны ребенка. Как показал анализ ответов студентов, именно такая взаимосвязь способствуют развитию позитивной социализации личности. Но на фоне формирования чувственно-эмоциональных и мотивационно-эмоциональных взаимосвязей, расширения области потребностно-мотивационной сферы, развития когнитивно-образной и коммуникативно-социальной сфер формирование регуляторно-волевой сферы оказывается заторможенным.
Второй вид - характеризуется активным целенаправленным и инициативным освоением окружающего пространства самим ребенком в условиях взаимопонимания и поддержки родителей. В этом случае в динамике развития познавательной деятельности наблюдается позитивное относительно равномерное формирование всех сфер познавательной деятельности и взаимосвязей между ними, но чувственно-эмоциональная сфера становится менее значимой, чем ценностно-смысловая, когнитивно-образная, коммуникативно-социальная и регуляторно-волевая сферы. Что позволяет рассматривать эти показатели как предпосылки к осмысленному, сознательному, целенаправленному профессиональному самоопределению личности.
Полностью противоположный вид развития познавательной деятельности двум предшествующим характеризуется тем, что благоприятные условия воспринимались детьми на чувственно-эмоциональном и потребностно-мотивационном уровнях как в дошколь-
Психология в экономике И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
ном, так и в школьном периоде формирования личности и субъекта труда, при постоянной поддержке родителей. В результате, в период до вузовского образования преобладало формирование потребностно-мотиваци-онной, мотивационно-эмоциональной, коммуникативно-социальной и операционально-ориентировочной сфер, а развитие когнитивно-образной, ценностно-смысловой и регуляторно-волевой сфер ограничивалось конкретными учебными задачами, в большей степени эмоционально окрашенным интересом к ним, и требованиями к обязательности их исполнения.
Выявленные виды условий становления личности и субъекта труда в до вузовский период развития раскрыли тенденции преобразования взаимосвязей структуры познавательной деятельности, обусловливающие успешность формирования осознанного отношения не только к выбору будущей профессиональной деятельности, но и к самореализации себя как личности в социуме.
Анализ тенденций изменений, учебно-профессиональной познавательно-исследовательской деятельности, выявил у студентов четыре типа направленности личностного развития, во взаимосвязи с развитием сфер познавательной деятельности, а так же, и специфические особенности формирования профессионального самоопределения. Условно выделенные типы были обозначены как «целеустремленный тип», «целенаправленный тип», «ориентировочно-поисковый тип» и «пассивно-неопределенный тип» [8]. «Целеустремленный тип», проявившийся у 8 студентов, характеризуется определенным перспективным представлением дальнейшего пути своего развития, как постоянно совершенствующегося за счет освоения различных областей научного и эмпирического знания, стремлением к участию в развитии психологической науки и ее применения в практике, и завоевания профессионального статуса в обществе.
«Целенаправленному типу», проявившемуся у 7 студентов, свойственна направленность на успешную реализацию себя как личности и профессионала в избранной ими в вузе конкретной, но узко специализированной научно-практической области профессиональной деятельности.
«Ориентировочно-поисковый тип», проявился у 6 студентов. Ему присуща хаотичность поиска личностного смысла в будущей профессии, неопределенность осознания сферы своих интересов и возможностей в будущей профессиональной деятельности, частая смена направлений учебно-исследовательской деятельности, эмоциональная неуравновешенность, завышенная
самооценка и повышенная критичность к другому.
«Пассивно-неопределенный тип» был выявлен у 4 студентов, которые поступили в вуз без осмысленного выбора профессии. Он характеризуется тем, что за время обучения в университете у них не сформировался интерес и осознанное отношение к будущей профессиональной деятельности, не проявилась потребность в освоении профессиональных знаний и умений, и стремление к достойной самореализации своего потенциала в будущей профессии. Не выявлены взаимосвязи основных сфер познавательно-исследовательской деятельности; слабо выражены ценностно-смысловая сфера и направленность потребностно-мотивационной сферы; не сформировались специфичные будущей профессии когнитивно-образная, операционально-ориентировочная и регуляторно-волевая сферы, способствующие профессиональному самоопределению.
Выявленные психологические условия социализации личности и профессионального самоопределения в до профессиональный период жизни, в процессе развития познавательной деятельности, раскрыли тенденции личностного развития студентов во взаимосвязи с формированием основных сфер психической деятельности и позволили определить условия и показатели, обуславливающие потенциальную готовность к профессиональному становлению.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного чело-векознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2.Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 287 с.
3. Анцифирова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцифирова. - М.: Изд.-во Институт психологии РАН, 2006. - 510 с.
4. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер
- М.: Прогресс, 1077. - 411 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка / Л.С. Выготский; под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956 - 517 с.
6. Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. М.: ИП РАН, 2005. 448 с.
7. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: Изд-во Пэрсе, 2011.
- 335 с.
8. Иванова Е.М. Познавательная деятельность как условие самоопределения личности и профессио-
Психология Б экономикЕ и управлении 2014, №1
нального становления / Е.М. Иванова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке (Хабаровск). 2013. № 2 (38). С. 36-45.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политичекая литература, 1975. - 303 с.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев. - М.:Мысль, 1965. - 570 с.
11.Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. М.: - Воронеж, 1995. - 356 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2/ С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. -322 с.
13.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и
мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
14.Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика/ А.В. Серый. - Кемерово: Кузбассвуиздат, 2004 - 270 с.
15.Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 341 с.
16. Вяткин А.П. Модификация «я-концепции» у студентов в процессе обучения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №3. С.133-139
Психология Б экономике И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1