Научная статья на тему 'Психолингвистическая модель профессионального самоопределения личности'

Психолингвистическая модель профессионального самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
487
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ СТИЛЬ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY / PSYCHOLINGUISTIC MODEL / PROFESSIONAL TEXT / LINGUISTIC PERSONALITY / IMAGE OF PROFESSIONAL WORLD / PROFESSIONAL SPEECH STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мыскин Сергей Владимирович

Статья раскрывает психолингвистические аспекты профессионально-трудовой социализации личности в современных рыночных условиях. Актуальность данного исследования обусловлена ростом профессиональных речевых произведений, регулирующих и направляющих профессиональную деятельность и профессиональное общение современного специалиста. Фактором, определяющим эффективность профессионально-трудовой социализации, выступает профессиональное самоопределение языковой личности как результат ориентировки человека в мире труда, представленного профессиональными текстами. С психолингвистической позиции ориентация языковой личности осуществляется с опорой на языковые и речевые типы взаимосвязей профессионала со средой. С целью сформировать комплексное представление о психолингвистических аспектах социализации языковой личности в мире труда в статье описана психолингвистическая модель профессионального самоопределения языковой личности, включающая лингвосемиотический, стилистический и интериоризационный этапы, которые раскрывают закономерности восприятия и воспроизводства субъектом профессиональных текстов. Охарактеризованы категории, с использованием которых создавалась описанная модель: профессиональное самоопределение языковой личности, профессиональный текст, стиль профессионального речевого произведения, «образ автора» в профессиональном тексте. Профессиональное самоопределение языковой личности раскрыто через «образ профессионального мира», формируемый в процессе восприятия профессиональных текстов. Профессиональный текст характеризуются как выраженная в речи взаимосвязанная совокупность общественно выработанных способов обращения с предметами труда и приемов профессиональной коммуникации, познавательная и эмоциональная значимость, а также интенсивность и широта использования которых обусловлены целями совместной профессиональной деятельности. Стиль профессионального речевого произведения выражен профессионально-ролевым единством элементов стиля, принципов отбора и сочетаний форм профессиональной речи, обусловленных профессиональной деятельностью. «Образ автора» в профессиональных текстах проявляется в совокупности его связи с образами героев-профессионалов, а также в их тесной связи с принципами отбора и синтеза речевых средств в разных профессиональных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF IDENTITY

The article reveals psycholinguistic aspects of professional socialization of identity in the modern market conditions. The relevance of this study is determined by the growth of professional speech works, regulatory and guide professional activities and professional communication of the modern expert. Professional self-determination of linguistic identity is characterized as a result of the orientation of a person in the world of labour represented by professional texts. From the psycholinguistic viewpoint, the orientation of linguistic identity is based on language and speech types of relationships between a specialist and the environment. In order to develop a more comprehensive picture of psycholinguistic aspects of language socialization of the personality in the labour world the article described the psycholinguistic model of professional self-determination of linguistic identity, including linguistic, stylistic and interiorization stages that reveal patterns of perception and reproduction of professional texts by a person. The author characterizes the categories which create the mentioned model. Professional self-determination of linguistic identity is revealed through the image of professional world, generated in the process of professional texts perception. Professional texts are characterized as totality of social developed ways of handling items of work and techniques of professional communication expressed in speech. The style of professional speech work is expressed by means of stylistic elements unity, selection principles and combination of professional speech forms. "The image of the author" in professional texts is revealed in its connection with the characters-professionals, relevant speech tools and techniques in different situations.

Текст научной работы на тему «Психолингвистическая модель профессионального самоопределения личности»

ДИСКУССИИ

DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2014.4.13

УДК 81'23 ББК 81.006

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Мыскин Сергей Владимирович

Кандидат психологических наук, доцент, советник ректора, Московская академия рынка труда и информационных технологий myskinsv@yandex. т

ул. Молодогвардейская, 46, 121351 г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Статья раскрывает психолингвистические аспекты профессионально-трудовой социализации личности в современных рыночных условиях. Актуальность данного исследования обусловлена ростом профессиональных речевых произведений, регулирующих и направляющих профессиональную деятельность и профессиональное общение современного специалиста.

Фактором, определяющим эффективность профессионально-трудовой социализации, выступает профессиональное самоопределение языковой личности как результат ориентировки человека в мире труда, представленного профессиональными текстами. С психолингвистической позиции ориентация языковой личности осуществляется с опорой на языковые и речевые типы взаимосвязей профессионала со средой.

С целью сформировать комплексное представление о психолингвистических аспектах социализации языковой личности в мире труда в статье описана психолингвистическая модель профессионального самоопределения языковой личности, включающая лингвосемиотический, стилистический и интериоризационный этапы, которые раскрывают закономерности восприятия и воспроизводства субъектом профессиональных текстов.

Охарактеризованы категории, с использованием которых создавалась описанная ^ модель: профессиональное самоопределение языковой личности, профессиональный о текст, стиль профессионального речевого произведения, «образ автора» в профессио-рдВ нальном тексте. Профессиональное самоопределение языковой личности раскрыто О через «образ профессионального мира», формируемый в процессе восприятия профес-| сиональных текстов. Профессиональный текст характеризуются как выраженная в речи 3 взаимосвязанная совокупность общественно выработанных способов обращения с пред-~ метами труда и приемов профессиональной коммуникации, познавательная и эмоцио-

нальная значимость, а также интенсивность и широта использования которых обусловлены целями совместной профессиональной деятельности. Стиль профессионального речевого произведения выражен профессионально-ролевым единством элементов стиля, принципов отбора и сочетаний форм профессиональной речи, обусловленных профессиональной деятельностью. «Образ автора» в профессиональных текстах проявляется в совокупности его связи с образами героев-профессионалов, а также в их тесной связи с принципами отбора и синтеза речевых средств в разных профессиональных ситуациях.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, психолингвистическая модель, профессиональный текст, языковая личность, образ профессионального мира, профессионально-речевой стиль.

Одной из ключевых задач российского общества является нахождение эффективных механизмов социализации человека в современных социально-экономических условиях. Ее решением занимаются такие науки, как экономика, социология, психология, педагогика, юриспруденция. Объектом исследования выступают системы и факторы мотивации трудовой деятельности, общественные трудовые ценности и социально-профессиональные страты, профессионально важные качества и функциональные обязанности работника, условия и средства профессионального обучения, трудовое право и др. Вместе с тем в психолингвистике аспекты профессионально-трудовой социализации человека изучены недостаточно. Однако значимость психолингвистического анализа социализации человека в мире труда обусловлена общепринятым постулатом о ведущей роли языка в формировании личности и пересечением в социально-психологической парадигме понятий «социализация» и «развитие личности», которое отмечено в работах по социальной психологии (см., напр.: [1, с. 275]).

Для раскрытия психолингвистических аспектов социализации человека в рыночных условиях необходимо провести дефиницион-ный анализ данного понятия. Традиционно социализация определяется как совокупность двух процессов: усвоение норм при вхождении в социальную среду и воспроизводство этих норм в деятельности и общении. По нашему мнению, определяющим, с точки зрения эффективности профессионально-трудовой социализации, является начальный этап, «вхождение» в мир профессий, где ключевым фактором выступает профессиональное са-

моопределение личности. Данное утверждение сформулировано исходя из того, что эффективная социализация обеспечивается способностью человека самоориентироваться в мире труда, в мире профессии [4, с. 53-58]. В свою очередь, самоориентация субъекта в профессиональной сфере является смысловым ядром профессионального самоопределения личности.

С позиции психолингвистики ориентация языковой личности в профессиональном мире может осуществляться при реализации двух типов взаимосвязей: а) с системой языка как совокупностью знаковых единиц, относящихся к определенной профессиональной сфере общения; б) с особенностями речи, обусловленными конкретной профессиональной деятельностью и профессиональным общением. Представленность этих двух типов взаимосвязей в языковом сознании субъекта, по нашему предположению, выступает психолингвистической основой профессионального самоопределения личности, что делает актуальным построение психолингвистической модели профессионального самоопределения личности. Под моделью в нашем исследовании понимается структурируемый образ процесса профессионального самоопределения личности. Создание такого образа достигается посредством описания этапов рассматриваемого процесса.

Прежде чем представить результат психолингвистического моделирования профессионального самоопределения языковой личности, считаем необходимым обозначить объект исследования. Профессиональная деятельность специалиста организуется его профессиональным (языковым и неязыковым)

сознанием [9], содержанием которого является образ профессионального мира индивида, сформированный при восприятии профессионально-знаковой и профессионально-предметной действительности. Профессиональное самоопределение целесообразно рассматривать применительно к людям, еще не имеющим каких-либо профессиональных знаний, умений и навыков. Следовательно, целевой аудиторией исследования являлась, прежде всего, учащаяся молодежь, у которой представления о профессиональном мире формируются в основном при восприятии профессионально-знаковой действительности, т. е. профессиональных текстов. Таким образом, объектом нашего исследования является языковое сознание учащейся молодежи.

Процесс профессионального самоопределения языковой личности с позиций психолингвистики осуществляется в три этапа. При восприятии профессиональных речевых произведений в сознании носителя языка формируется «образ героя-профессионала», осуществляющего соответствующую деятельность. К профессиональным текстам относятся различные виды деловой документации (инструкция, должностные обязанности, приказ, трудовой контракт и т. п.), профессиональная литература (описания профессиональной деятельности, учебная литература), а также художественные произведения на профессиональную тему («производственный роман», стихи о профессиях и труде и т. п.). Связи первого типа в профессиональном тексте представлены тезаурусом, строем профильного языка, специальными языковыми единицами, грамматическими категориями. Второй тип связей представлен способами профессиональной речевой деятельности и приемами профессионального общения «героя» в условиях взаимодействия с другими специалистами. Субъект, воспринимая профессиональный текст, ориентируется в указанных типах связей, поскольку определяет и фиксирует ряд параметров «Я» как субъекта речи (действий) посредством формулирования коннотативно-го отношения к лексическим, грамматическим, фонетическим, словообразовательным, морфологическим и синтаксическим аспектам профессионального прецедентного текста. В результате формируется установка на по-

нимание профессионального текста. Обозначим данный этап лингвосемиотическим.

Установка на понимание профессионального текста позволяет субъекту перейти к построению «образа героя», которое осуществляется маркированием проявлений обоих типов связей при перцепции описываемых профессиональных действий, а также профессиональных речевых высказываний и отдельных характеристик самого «героя». При этом субъект, воспринимающий текст («искатель»), ведет внутренний диалог (осознаваемый или неосознаваемый) с собою как героем воспринимаемого речевого произведения («искомый»). Содержание диалога включает вербализацию во внутренней речи эмоциональной оценки действий «искомого» и их результатов («Да, хорошо он провернул это дело!», «Ну, как же некрасиво он поступил!»), а также их коррекцию («Надо было сделать по-другому», «Поднабрался б он знаний в этом вопросе»). В процессе маркирования воспринимающий осуществляет первые «пробы» идентификации себя с профессионалом, которые проявляются в абстрактном выполнении отдельных профессиональных действий и создании речевых высказываний на профессиональную тему. Далее в процессе диалога «искатель» конфигурирует маркированные языковые и речевые единицы, результаты действий и отдельных речевых высказываний «искомого» в единый образ «героя-профессионала». Этот этап можно определить как стилистический.

Созданное в сознании воспринимающего текст целостное представление о «герое-профессионале» обеспечивает возможность его перехода в образ «Я-профессионал», т. е. его интериоризации. Когда образ «героя-профессионала» создан, оцениваются не его отдельные действия и речевые высказывания, а вся деятельность, включая общение, и ее цели. В случае возникновения эмоциональной реакции, подкрепляющей образ «героя-профессионала», «искатель» мысленно принимает профессиональную роль и выполняет соответствующую профессиональную деятельность совместно с героем произведения. Осуществление деятельности вместе с героем сопровождается усвоением описываемых эффективных и коррекцией неэффективных действий,

способов и приемов общения. Чем глубже внутренний диалог, тем интенсивнее сближение воспринимающего текст и его героя. Установившиеся между субъектом, воспринимающим произведение, и его героем интеротношения обеспечивают интериоризацию искателем маркированных связей первого и второго типов, характеризующих профессиональную деятельность, профессиональное общение и самого «героя-профессионала». Таким образом происходит соотнесение воспринимающего профессиональный текст с образом «героя-профессионала», а следовательно, и с профессией в целом. Отметим, что возникшие интеротношения формируют «образ профессионального мира». Восприятие профессионального речевого произведения завершается переходом образа «героя-профессионала» в образ «Я-профессионал», т. е. самоидентификацией индивида с субъектом профессиональной деятельности. Определим этот этап как интериоризационный.

Итак, психолингвистическая модель профессионального самоопределения личности включает три этапа: лингвосемиотический, стилистический и интериоризационный. Профессиональное самоопределение осуществляется в ходе восприятия профессиональных текстов. Вектор процесса направлен от перцепции языковых единиц и их коннотативных компонентов к маркировке способов речевой профессиональной деятельности, их сочетаний с приемами профессионального общения, а также конфигурированию маркированных элементов в единый образ профессионала и далее к абстрактному выполнению автором его профессиональной деятельности и осуществлению профессионального общения с позиции «героя» профессионального текста.

Описанная выше психолингвистическая модель профессионального самоопределения личности создана с опорой на следующие ключевые категории: 1) профессиональное самоопределение языковой личности, 2) профессиональные тексты, 3) стиль профессионального речевого произведения, 4) «образ автора» в профессиональном тексте. Дадим краткую характеристику каждой из указанных категорий с выделением их основных свойств.

1. Профессиональное самоопределение языковой личности традиционно исследуется

академической психологией, поскольку сама категория «личность» включена в объект данной науки. В наших предыдущих работах был осуществлен психолингвистический анализ понятия «профессиональное самоопределение» применительно к языковой личности (см., напр.: [8]). По результатам проведенного исследования была дана следующая дефиниция данного явления: «Профессиональное самоопределение языковой личности есть поиск и нахождение личностного смысла, с одной стороны, в процессе восприятия профессионального общения, в котором выражаются поведенческие и языковые нормы, применяемые в ситуациях профессионального взаимодействия в соответствии с позицией, занимаемой в системе профессиональных отношений, и, с другой стороны, в формировании языкового профессионального интеллекта как способности индивида создавать коммуникативно-де-ятельностные функциональные связи с соответствующей профессиональной средой» [там же, с. 74]. Такое понимание профессионального самоопределения языковой личности базируется на традиционном психолингвистическом подходе, в котором постулируется примат деятельности [6] при интерпретации как объективной, так и субъективной реальности. Мы придерживаемся мнения о том, что профессиональное самоопределение языковой личности осуществляется в процессе формирования «образа профессионального мира» и обеспечивает социализацию индивида. Применительно к психолингвистической модели процесса профессионального самоопределения языковой личности «образ мира» рассмотрен в рамках теории языковой личности, что позволило раскрыть взаимосвязь речевой деятельности человека с процессом его профессионализации.

Предложенная дефиниция профессионального самоопределения языковой личности имплицитно выстраивает параллель с названными выше типами языковых и речевых связей в профессиональном тексте, в рамках которых происходит ориентировка субъекта в мире труда. Поясним данное утверждение. Во-первых, интеллект в психологии часто трактуют как способность индивида адаптироваться к новым ситуациям, а также использовать приобретенный опыт для творческого

преобразования действительности [12, с. 136]. Следовательно, языковой интеллект проявляется в новых ситуациях общения в виде способности фиксировать знаковые единицы, относящиеся к определенной профессиональной сфере и объединять их в систему, т. е. создавать взаимосвязи первого типа. Например, для секретаря малого торгового предприятия профессиональные ситуации включают общение с разнообразными клиентами, использующими в своей речи наряду с единицами литературного языка разговорно-бытовые элементы, жаргонизмы, а порой ненормативную лексику, часть которой не интерпретируется принимающим сообщение, но оказывает на него энергетическое воздействие [11, с. 22]. Приспособление к такому языковому разнообразию осуществляется посредством фильтрации воспринимаемых субкодов до необходимого терминологического минимума, определяемого границами производственного процесса. Именно этот минимум и составляет языковой профессиональный интеллект. Иной уровень языкового профессионального интеллекта у пресс-секретаря правительства какого-либо государства. Такой специалист в возникающих профессиональных ситуациях использует единый профессиональный субкод, границы которого определены пересечением различных профессиональных сфер и видов деятельности. В процессе профессионального общения пресс-секретарь воспринимает каждое слово, оборот и фразу. Приспособление в этом случае осуществляется путем усвоения новых субкодов и интерпретации их в терминах основного субкода, что обеспечивает «успешное» субкодовое переключение в последующих ситуациях профессионального общения (подробно о субкодовом переключении см.: [10]).

Во-вторых, восприятие и последующая реализация особенностей речи, обусловленных требованиями профессиональной роли, в общем отражают взаимосвязи второго типа и могут быть проанализированы с использованием инструментария функциональной стилистики [5].

2. Значимой категорией при анализе профессионального самоопределения языковой личности является профессиональный текст -выраженная в речи взаимосвязанная совокуп-

ность общественно выработанных способов обращения с предметами труда и приемов профессиональной коммуникации, познавательная и эмоциональная ценность, а также интенсивность и широта использования которых обусловлены целями совместной профессиональной деятельности [7]. Профессиональные тексты являются речевым «овнешнени-ем» культурно-профессионального опыта специалистов. Трудовая социализация личности разворачивается в процессах восприятия профессиональных текстов и их воспроизводства. При восприятии профессионального текста в сознании субъекта формируется образ его содержания (образ текста или интертекст), квинтэссенцией которого выступают представления об общественно выработанных способах взаимодействия с объектами профессионального труда и формах общения с партнерами по совместной деятельности. Опираясь на интертекст, субъект может воспринимать актуальные профессиональные речевые произведения, возникающие в его повседневной трудовой деятельности и профессиональном общении. Данное утверждение основывается на современных психолингвистических представлениях о том, что автор прецедентного текста в речевом продукте отражает только некоторые фрагменты своего сознания [13]. В свою очередь, реципиент, воспринимая только форму этого речевого сообщения, опирается на значения языковых знаков, хранящиеся в его памяти, и, ориентируясь на грамматические показатели языковых единиц, конструирует собственное содержание речевого сообщения. Следовательно, при восприятии профессионального текста у специалиста формируется собственное прецедентное содержание, которое и будет определять его профессиональный стиль деятельности и общения.

Воспроизводство профессиональных текстов может быть представлено следующим образом. Любое описание профессиональной деятельности всегда подразумевает трех участников: общественного (исходного) «автора профессии», специалиста, воспринимающего профессиональный текст, и потребителя продукта этой профессиональной деятельности, то есть профессиональные тексты представлены формулой «Автор - Реципиент - Потребитель». Если при восприятии субъектом ху-

дожественного теста (будь то рассказ, эссе, стихи и пр.) конструируется «смысл для меня», то при перцепции профессионального текста проявляется «мой смысл для другого». Отметим, что необходимость передачи текста, описывающего продукт, либо сам этот продукт третьему лицу, требует от специалиста максимального сближения (идентичности) первичного и вторичного текстов в его сознании. Здесь, по аналогии с описанными М.М. Бахтиным отношениями автора, героя и читателя в художественном произведении [2, с. 3-10], можно предположить существование особых интеротношений, которые реализуются профессиональным текстом и характеризуются способностью обеспечивать взаимопереходы значения между автором, специалистом и потребителем. Вышесказанное позволяет нам утверждать, что профессиональные тексты являются одним из культурных инструментов трудовой социализации личности.

3. Характеризуя такую категорию, как стиль профессиональной речи, отметим, что установление интерсвязей обусловлено уровнем развития языковых навыков у носителя языка (языковым интеллектом). Адекватное восприятие работником профессионального текста достигается посредством таких языковых навыков, которые обеспечивают перцепцию функционального стиля. Коммуникант, вычленяя те или иные стилевые средства профессиональной сферы в процессе восприятия речевого произведения, устанавливает интерсвязи между прецедентным профессиональным текстом и актуальным профессиональным текстом.

Однако если механизм формирования стиля профессиональной речи понятен, то неопределенными остаются факторы, обусловливающие формирование взаимосвязи стилевого набора языковых средств и способов их употребления, с одной стороны, и способов обращения с предметами конкретной профессиональной деятельности, с другой стороны. Следовательно, важным аналитическим шагом становится поиск таких факторов.

Необходимо подчеркнуть, что решение поставленной задачи лежит в сфере экстралингвистики, поскольку все стилистические явления неотделимы от места, времени и са-

мих участников общения. Это подтверждается и тем, что для большинства классификаций функциональных стилей основанием разделения выбираются экстралингвистические факторы. Так, В.В. Виноградов для определения понятия «функциональный стиль» использует такие внелингвистические категории, как «стилистическая норма», «стилистическая окраска», «стилевая черта» и др. [3]. М.Н. Кожина отмечает, что «поскольку функциональные стили образуются под воздействием экстралингвистических факторов, то целесообразно давать их определение и классификацию на этой основе» [5, с. 122].

В нашем исследовании онтологически мы опираемся на принципы деятельностно-го подхода, где концептуальной опорой служит соотношение «деятельность - сознание -личность» [6, с. 173-186]. С этой позиции язык предстает как действительное воплощение общественного сознания, а его формы соответствуют определенному виду деятельности и сфере общения со сложившимися принципами употребления языковых средств [5, с. 123]. Применительно к профессиональной деятельности и профессиональному общению можно сформулировать следующий тезис: каждая профессия характеризуется отдельным видом деятельности и соответствующими принципами употребления языковых средств, обусловленными определенной формой профессионального сознания, где принципы употребления языковых средств отражают способы организации речи, организации дискурса, что вполне соответствует теоретическим положениям функциональной стилистики. Исходя из этого, экстралингвистическим фактором установления взаимосвязей между стилевыми особенностями профессиональной речи и видами профессиональной деятельности выступают формы языкового и неязыкового профессионального сознания.

Выше мы отмечали, что содержанием профессионального сознания является «образ профессионального мира». Е.А. Климов утверждает, что человек выстраивает иерархию отношений с миром через осмысление предметов профессиональной действительности. Наряду с материальным физическим выражением, свойства предметов зафиксированы

в языке в виде специальных понятий. В процессе восприятия профессиональных понятий у субъекта формируются субъективные представления о предметах и способах обращения с ними, складывающиеся в целостный образ профессионального мира. В дальнейшем этот образ выступает регулятором профессиональной деятельности субъекта. Здесь мы соглашаемся с Е.А. Климовым, по мнению которого, образ мира (его внутренняя и внешняя составляющие) одного человека отличается от образа мира другого в зависимости от типа профессии, «выделяемого по признакам предметных систем, с которыми имеют дело люди как субъекты деятельности» [4, с. 171]. Следовательно, формы профессионального сознания можно рассматривать в соответствии с типами профессионалов, которые Е.А. Климов выделяет с учетом индивидуальных, групповых, типовых, общих особенностей сознания человека: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ» [там же, с. 175-196] 1.

Итак, стилевые особенности профессиональной речи обусловлены формами профессионального сознания, которые соответствуют видам профессиональной деятельности.

4. Значимой для нашего исследования является и категория «образа автора» в профессиональном тексте. Впервые термин «образ автора» был введен В.В. Виноградовым в рамках разработанной им теории художественной речи [3]. В.В. Виноградов отмечал, что при изучении языка художественной литературы выделяются следующие ключевые проблемы: язык (стиль) художественного произведения и язык (стиль) писателя. Обе они обусловлены понятием индивидуальный стиль, которое представляет собой единую систему средств и форм словесного творческого выражения. Более глубокий языковедческий анализ дополняет эту дефиницию тем, что в стиле художественного произведения и образе его автора отражено «отношение писателя к литературному языку своей эпохи, к способам его понимания, преобразования и поэтического использования» [3, с. 126-127].

Такой подход позволяет представить стиль профессионального речевого произведения как особое профессионально-ролевое

единство элементов стиля, принципов отбора и сочетаний форм профессиональной речи, обусловленных профессиональной деятельностью. При этом важным моментом является то, что профильный язык какого-либо специалиста находится в динамических отношениях не только с литературным и разговорно-бытовым языками, но и с другими профильными языками, которые формируют дискурс специалиста. В связи с этим изучение образа автора возможно лишь с учетом совокупности образов героев-профессионалов, представленных в профессиональном тексте, а также в тесной связи с принципами отбора и синтеза речевых средств в разных профессиональных ситуациях. Обоснуем это утверждение.

Усвоение будущим специалистом профессионально-знаковой и профессионально-предметной действительности является необходимым, но недостаточным условием для формирования целостного образа профессионального мира. Труд всегда носит коллективный характер. Освоив способы оперирования с предметами профессионального труда, человек непременно вступает в организационные отношения со своими коллегами. Только в совместной деятельности с другими специалистами он может достичь как собственных, так и общеорганизационных целей. При этом наряду с совместной деятельностью профессиональное общение специалиста осуществляется в условиях различных профессиональных языков -субкодов, т. е. коммуникативных подсистем более низкого функционального уровня и меньшего объема, нежели литературный язык («код»). В процессе общения разнопрофильных специалистов возникает необходимость сочетания различных профессиональных субкодов, в ходе которого вырабатываются особенности употребления языковых единиц, а также специфическая организация профессиональной речи. В.В. Виноградов отмечает, что одним из факторов, влияющих на своеобразие стиля, является характер отношений общелитературного языка и различных субкодов, используемых в художественном произведении: сочетание в основном речевом материале средств общелитературного языка и внелитературных форм - диалектов, жаргонов, разговорно-бытовой речи и т. п., определяется спецификой построения речевых образов персонажей из

разной социальной и культурной среды [3, с. 128-129]. Мы считаем, что это верно и для профессиональных текстов.

Следовательно, образ автора, или образ «Я-профессионал», как особый профессиональный стиль формируется только при взаимодействии и общении специалиста с другими специалистами, т. е. в условиях совместной деятельности. Яркое подтверждение этому мы можем встретить в так называемых производственных романах: «Записки юного врача» М. Булгакова, «Отель», «Аэропорт» А. Хейли, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман, «Театр» С. Моэма, «Белые одежды» В. Дудинцева и др. В этих художественных произведениях профессиональная жизнь героев раскрывается через их отношения с коллегами, пациентами, клиентами, посетителями, начальством, через «жизнь изнутри» одной организации, что формирует целостное представление о профессиональной деятельности и профессиональном общении специалистов. Здесь мы можем с уверенностью сказать о том, что описание особенностей деятельности и общения героя с учетом комплекса организационных отношений, его взаимодействия с другими специалистами и есть основной стилевой прием, используемый в профессиональных текстах. Данный стилевой прием обнаруживается и в других разновидностях профессиональных текстов. Например, в эффективном трудовом контракте подробно описываются функциональные обязанности будущего работника исходя из функциональной организационной структуры предприятия, которая имплицитно представлена различными видами профессиональной деятельности других профильных специалистов. Приведем в качестве примера фрагмент эффективного трудового контракта преподавателя высшей школы (в скобках нами указываются те специалисты, с которыми преподаватель вынужден взаимодействовать):

«2.2. Преподаватель обязан:

- добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и утвержденным индивидуальным планом работы;

- вести преподавательскую деятельность (со студентами), учебно-методическую (с методи-

стом), организационно-методическую, научную (с научным работником) и воспитательную (с работником воспитательной системы) работу в соответствии с требованиями (федеральных) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и утвержденным индивидуальным планом работы;

- своевременно и в полном объеме вести рабочую документацию в соответствии с номенклатурой дел (с делопроизводителем);

- своевременно предоставлять необходимую и точную информацию для ее размещения на официальном информационном ресурсе университета в сети Интернет в соответствии с локальными актами университета, регулярно обновлять свою персональную страницу на корпоративном портале университета, размещать на ней полные тексты всех рабочих программ преподаваемых учебных дисциплин и другую учебно-методическую документацию не позднее дня начала преподавания соответствующей дисциплины (с системным администратором, информационным технологом);

- разрабатывать и подготавливать к публикации в рамках выполнения утвержденного индивидуального плана работы (печатные или электронные) учебные издания (учебники, учебные пособия, рабочие тетради, практикумы, хрестоматии и др.) по преподаваемым дисциплинам, по которым отсутствуют учебники, рекомендованные или допущенные уполномоченными органами к использованию в образовательных учреждениях (с редактором, корректором)».

Каждый из специалистов организации общается на своем профессиональном субкоде. Продолжительная работа на одном месте способствует закреплению профессионального стиля специалиста, однако он отчетливо проявляется при смене организации или учреждения. В этом случае профессионал пытается попасть в такое организационное окружение, которое по своей конфигурации соответствовало бы его профессиональному стилю. Стремление специалиста к воспроизводству своего профессионального стиля закреплено и в общественном языковом сознании. Например, приход нового начальника в общении рядовых сотрудников характеризуется пословицей Новая метла по-новому метет.

Вышесказанное позволяет утверждать, что «образ автора» или образ «Я-профессио-нал» формируется при восприятии профессионального текста, а именно представленной в

нем системы функциональных отношений с предметами труда, различными типами профессиональной деятельности и их субъектами, что в совокупности создает стилевое своеобразие профессионально-речевых средств. Формирование образа «Я-профессионал» знаменует переход функционального стиля определенной профессиональной сферы общения в разряд личностного смысла будущего субъекта соответствующей профессиональной деятельности, что является заключительным результатом процесса профессионального самоопределения языковой личности.

На основе результатов проведенного исследования сформулируем следующие выводы:

- в современных социально-экономических условиях актуальным становится изучение психолингвистических аспектов профессионального самоопределения языковой личности;

- профессиональная ориентация языковой личности осуществляется при наличии двух типов взаимосвязей: с системой языка как совокупностью знаковых единиц, относящихся к определенной профессиональной сфере общения; с особенностями речи, обусловленными конкретной профессиональной деятельностью и профессиональным общением;

- психолингвистическая модель профессионального самоопределения языковой личности включает лингвосемиотический, стилистический и интериоризационный этапы;

- результатом профессионального самоопределения языковой личности служит образ «Я-профессионал», который формируется при восприятии профессионального текста.

Стилевое своеобразие профессионально-речевых средств специалиста создается в процессе реализации системы функциональных отношений с предметами труда, осуществления профессиональной деятельности различных типов и взаимодейсвтия с ее субъектами.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Мы сознательно отклоняемся от семантического анализа языковых единиц «образа профессионального мира» или «профессиональной картины мира», поскольку в данной статье их дефини-

ции имеют методологический характер, что, как правило, исключает использование иллюстративных примеров, т. к. истинность (или ложность) утверждений проверяется логическим путем с опорой на теоретические рассуждения.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 376 с.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

3. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2005. - 87 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

5. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовс-кий. - 4-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. -464 с.

6. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. - М. : Периодика, 1983. - 452 с.

7. Мыскин, С. В. Особенности восприятия профессиональных прецедентных текстов разнопрофильными специалистами / С. В. Мыскин // Язык и культура : сб. материалов XI Между-нар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2014. -С. 115-120.

8. Мыскин, С. В. Профессиональное самоопределение языковой личности / С. В. Мыскин // Вопросы психолингвистики. - 2013. - № 18. -С. 66-77.

9. Мыскин, С. В. Профессиональное сознание: языковое и неязыковое / С. В. Мыскин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013. - № 12 (30), ч. II. - С. 135-140.

10. Мыскин, С. В. Психолингвистические аспекты профессионального общения / С. В. Мыс-кин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. - 2013. -№2(18). - С. 199-206.

11. Пиотровский, Р. Г. Инженерная лингвистика и теория языка / Р. Г. Пиотровский. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 112 с.

12. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова [и др.]. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

13. Тарасов, Е. Ф. Проблемы теории речевого общения : автореф. дис. ... д-ра филол. наук в форме науч. докл. / Тарасов Евгений Федорович. - М., 1992. - 55 с.

REFERENCES

1. Andreeva G.M. Sotsialnaya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 376 p.

2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 445 p.

3. Vinogradov V.V. O teorii khudozhestvennoy rechi [On the Theory of Literary Speech]. 2nd ed., rev. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005. 287 p.

4. Klimov E.A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p.

5. Kozhina M.N., Duskaeva L.R., Salimovskiy V.A. Stilistika russkogo yazyka [Stylistics of the Russian Language]. 4th ed., ster. Moscow, FLINTA Publ., Nauka Publ., 2014. 464 p.

6. Leontyev A.N. Izbrannye psikhologicheskie trudy. V 21. T. 1 [Selected Psychological Works. In 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Periodika Publ., 1983. 452 p.

7. Myskin S.V. Osobennosti vospriyatiya professionalnykh pretsedentnykh tekstov raznoprofilnymi spetsialistami [Features of the Professional Perception of Precedent Texts of Various Specialists]. Chernov S.S., ed. Yazykikultura. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Language and culture. Collected Works of 11th International Science and

Practice Conference]. Novosibirsk, Izd-vo TsRNS, 2014, pp. 115-120.

8. Myskin S.V. Professionalnoe samoopre-delenie yazykovoy lichnosti [Professional Self-Determination of Linguistic Identity]. Voprosy psikholingvistiki, 2013, no. 18, pp. 66-77.

9. Myskin S.V. Professionalnoe soznanie: yazykovoe i neyazykovoe [Professional Consciousness: Linguistic and Non-Linguistic]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, 2013, no. 12 (30), part II, pp. 135-140.

10. Myskin S.V. Psikholingvisticheskie aspekty professionalnogo obshcheniya [Psycholinguistic Aspects of Professional Communication]. Vestnik volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2, Yazykoznanie [Science Journal of Volgograd State University. Linguistics], 2013, no. 2 (18), pp. 199-206.

11. Piotrovskiy R.G. Inzhenernaya lingvistika i teoriya yazyka [Engineering Linguistics and Language Theory]. Leningrad, Nauka Publ., 1979. 112 p.

12. Davydov V.V., Zaporozhets A.V, Lomov B.F., et al., eds. Psikhologicheskiy slovar [Psychological Dictionary]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 448 p.

13. Tarasov E.F. Problemy teorii rechevogo obshcheniya. Avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk v forme nauchnogo doklada [Problems of the Theory of Verbal Communication. Dr. philol. sci. abs. diss. in the form of scientific paper]. Moscow, 1992. 55 p.

PSYCHOLINGUISTIC MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF IDENTITY

Myskin Sergey Vladimirovich

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Advisor to the Rector, Moscow Academy of Labor Market and Information Technologies myskinsv@yandex. ru

Molodogvardeyskaya St., 46, 121351 Moscow, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article reveals psycholinguistic aspects of professional socialization of identity in the modern market conditions. The relevance of this study is determined by the growth of professional speech works, regulatory and guide professional activities and professional communication of the modern expert.

Professional self-determination of linguistic identity is characterized as a result of the orientation of a person in the world of labour represented by professional texts. From the psycholinguistic viewpoint, the orientation of linguistic identity is based on language and speech types of relationships between a specialist and the environment.

In order to develop a more comprehensive picture of psycholinguistic aspects of language socialization of the personality in the labour world the article described the psycholinguistic model of professional self-determination of linguistic identity, including linguistic, stylistic and interiorization stages that reveal patterns of perception and reproduction of professional texts by a person.

The author characterizes the categories which create the mentioned model. Professional self-determination of linguistic identity is revealed through the image of professional world, generated in the process of professional texts perception. Professional texts are characterized as totality of social developed ways of handling items of work and techniques of professional communication expressed in speech. The style of professional speech work is expressed by means of stylistic elements unity, selection principles and combination of professional speech forms. "The image of the author" in professional texts is revealed in its connection with the characters-professionals, relevant speech tools and techniques in different situations.

Key words: professional self-determination of personality, psycholinguistic model, professional text, linguistic personality, image of professional world, professional speech style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.