ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Психолингвистика:
теоретический и экспериментальный подходы
УДК 81'23 (050)
С. В. Мыскин
доктор филологических наук, кандидат психологических наук, доцент; профессор Московского городского педагогического университета; e-maiL: myskinsv@yandex.ru
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
В статье представлена концепция организационной психолингвистики как оригинального подхода к изучению профессионального общения, общения в организациях и трудовых коллективах. Автор систематизирует ряд теорий и концепций в качестве методологических оснований организационной психолингвистики.
Теория речевой деятельности выступает ведущей в методологии организационной психолингвистики. В основе анализа организационной психолингвистики -общение, организующее совместную деятельность субъектов. При этом речевая деятельность рассматривается как деятельность, подчиненная самостоятельной цели, которая представлена совокупностью признаков оптимального психологического состояния партнера для включения его в совместную деятельность. Методология организационной психологии применяется для анализа различных аспектов совместной деятельности. В статье описаны объект, предмет, задачи организационной психолингвистики; обозначены методы, используемые при проведении организационно-психолингвистических исследований и раскрыты перспективы развития данного научного направления.
Ключевые слова: организационная психолингвистика; теория речевой деятельности; совместная деятельность; организационная психология; профессиональное общение; организация; коллектив.
S. V. Myskin
Doctor of PhiLoLogy, Associate Professor; Professor at Moscow City PedagogicaL University; e-maiL: myskinsv@yandex.ru
A CONCEPT OF ORGANIZATIONAL PSYCHOLINGUISTICS
The articLe presents a new concept of organizationaL psychoLinguistics - an originaL approach to the study of professionaL communication, communication in
organizations and work communities. The author systematizes a number of theories and concepts, thus creating a methodoLogicaL basis of organizational psychoLinguistics with the theory of speech activity viewed as the main one. Organizational psycholinguistics focuses on communication that organizes joint activities within a work group. Simultaneously, speech activity is considered as an activity targeting a certain goaL and conspicuous for a number of distinctive features that refLect the optimal mental state of a partner involved in some joint activity. The methodology of organizational psychology is used to analyze various aspects of joint activities. The article describes the object, subject, tasks of organizational psycholinguistics, specifies the methods used in organizational and psycholinguistic research, reveals prospects of development of this scientific field.
Key words: organizational psycholinguistics; theory of speech activity; joint activity; organizational psychology; professional communication; organization; collective.
Введение
Современные вызовы индустриального общества требуют новых теоретических и практических решений в сфере профессиональной коммуникации, профессионального общения в организациях, трудовых коллективах. Поиск и разработка эффективных способов управления совместной профессиональной деятельностью является актуальной прикладной задачей ряда социальных и гуманитарных наук. Организационная психолингвистика как новое научное направление раскрывает различные аспекты языковой детерминации совместной профессиональной деятельности.
Совместная профессиональная деятельность как предмет научного исследования традиционно рассматривается в инженерной и социальной психологии, менеджменте, социологии и педагогике. Первые изучают психологические закономерности поведения человека в условиях коллективного труда. Менеджмент через призму достижений психологической науки «вскрывает» факторы, обусловливающее экономическую эффективность поведения персонала на рабочем месте. Социология трактует совместную деятельность как одну из форм социальной жизни общества. Педагогика рассматривает совместную деятельность в качестве фактора реализации педагогического взаимодействия. Таким образом, каждая наука акцентирует внимание на отдельном аспекте, при этом роль и функции общения в совместной деятельности выпадают из сферы научного анализа.
Современные социально-экономические условия в нашей стране изменили представления человека о современной трудовой деятельности, что ставит гуманитарную науку перед необходимостью пересмотра принципов анализа функционирования организаций, трудовых коллективов. При этом целесообразно рассмотреть совместную деятельность в организациях, трудовых коллективах с позиций фундаментальных психологических подходов и концепций менеджмента. В психологии таковой выступает общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. В менеджменте данная проблема развивается в теориях организаций. Также стоит оценить методологический потенциал смежных наук для анализа совместной деятельности в организациях и трудовых коллективах. Например, лингвистики, психолингвистики.
Методологические основания общения в условиях совместной профессиональной деятельности
А. А. Леонтьев, опираясь на общепсихологическую теорию деятельности, развивает положение, что любая деятельность невозможна без общения [Леонтьев 2008, с. 10]. Б. Ф. Ломов уточняет, что исследование совместной деятельности невозможно без анализа общения «которое органически в нее “вплетено” и без которого она вообще не может существовать» [Ломов 1984, с. 239]. Методология общепсихологической теории деятельности позволяет рассматривать структуру совместной деятельности по аналогии строения индивидуальной деятельности, так как каждый субъект выполняет свою деятельность как индивидуальную. Однако данный прием не раскрывает всю полноту психологической специфики феномена совместной профессиональной деятельности, поскольку в представленном анализе нивелируется роль общения в этом процессе. Данная задача может быть решена в рамках теории речевой деятельности А. А. Леонтьева [Леонтьев 1969]. Е. Ф. Тарасов утверждает, что в трудовых профессиональных коллективах облигаторный характер общения проявляется наиболее отчетливо, поскольку совместная деятельность включает «в себя общение сотрудничающих коммуникантов, обслуживаемое языковыми и неязыковыми знаками» [Тарасов 2018, с. 12].
В менеджменте различные аспекты совместной деятельности раскрываются в понятии руководства организацией, трудовым коллективом, персоналом. Руководство понимается как совокупность
действий по управлению людьми для обеспечения эффективности организации, слаженной работы коллектива. Руководство реализуется посредством влияния и коммуникации и выполняет организационную функцию менеджмента, что в целом позволяет рассматривать процесс руководства как общение сотрудничающих людей [Управление персоналом 2002]. Анализ актуальной научной проработанности проблемы общения в практическом менеджменте позволяет выделить два наиболее изученных феномена - стиль руководства и коммуникативные системы.
Несмотря на отмечаемую психологами и специалистами в области управления значимость общения при изучении совместной профессиональной деятельности, теоретический аппарат перечисленных наук оставляет за пределами анализа широкий пласт проблем, относящихся к языку и речи в совместной профессиональной деятельности. Например, таких как групповое речевое поведение (коллективный речевой субъект), языковая профессиональная ситуация, профессиональная речевая деятельность, коллективное и корпоративное языковое сознание, языковая организационная культура и др.
Изучением обозначенных феноменов пытается заниматься современная лингвистика. Так, например, А. Кизер и А. П. Мюллер развивают идеи применения лингвистических методов к изучению организаций [Мюллер, Кизер 2005]. Причем лингвистика проявляет недостаточный интерес к анализу коммуникаций внутри организаций [Харченко, Шкатова 2012]. Развитие лингвистики в направлении анализа коллективного поведения медологически оправдано. Как писал по этому поводу Р. Г. Пиотровский: «...исследование языка -это один из наиболее эффективных способов изучения индивидуального и коллективного поведения, а также мышления человека» [Пиотровский 1979]. Вместе с тем существующая отчужденность лингвистики и менеджмента обусловлена неразвитостью диагностического инструментария первой. Отсутствие валидных и надежных лингвистических методик, позволяющих в экспериментальных условиях раскрывать сущностные связи системы языка с организационнопсихологическим субстратом коллективного поведения, стимулирует рост научных исследований на стыке смежных наук.
Решением данной задачи может быть развитие такого прикладного направления, как организационная психолингвистика, которая при
построении своей методологии учитывает методологический аппарат организационной психологии. И в то же время опирается на деятельностный подход применительно к анализу организационного поведения. Общение есть процесс, организующий совместную деятельность - именно этого принципа нужно придерживаться при изучении профессионального речевого поведения и деятельности человека в трудовом коллективе, организации в целом.
Профессиональная речевая деятельность
Когда речь идет о совместной деятельности, тем более профессиональной, возникает вопрос о тех ее составляющих, которые отвечают за ее целостность, продолженность в течение всего срока выполнения. В качестве таковой выступает единая для всех членов коллектива цель. «Фактором, объединяющим людей в совместной деятельности, -отмечает Б. Ф. Ломов, - и направляющим ее, является общая цель» [Ломов 1984, с. 232]. Структура любой деятельности включает цель, которая формируется путем антиципации (прогнозирования, экстраполяции), т. е. опережающего отражения будущего результата [Анохин 1962; Ломов 1984, с. 210]. Цель, или образ-цель, отражает тенденции изменения предмета деятельности, его текущие состояния и способы действия с ним. Поскольку мотив может формировать «поле целей», конструкция конкретной деятельности определяется именно целью [Ломов 1984, с. 207]. При анализе совместной профессиональной деятельности приходит понимание, что опора лишь на цель, отражающую будущие изменения предмета совместной деятельности, недостаточна для объяснения ее эффективной реализации.
Утверждение о необходимости отражения в цели не только измененного предмета, но и действий других участников совместной деятельности дополняет общую картину, но не делает ее исчерпывающей. Так, например, исследования организационного поведения показали, что в последнее время наблюдается так называемый феномен имитационной деятельности, или деятельности дилетантизма персонала организаций, выражающейся в поверхностном подходе к профессиональной деятельности, примитивизме профессионального мышления. Объясняется это негативной трансформацией представлений практических работников о современной трудовой деятельности, их неспособностью рационально переработать новое содержание труда [Кочеткова 2003, с. 197].
Данные факты указывают на существование факторов, которые выводят из разряда приоритетных для коллектива их общую цель, отражающую предмет деятельности, или подменяют ее.
На наш взгляд, традиционный подход к раскрытию психологического содержания совместной деятельности и ее структуры нивелирует процессы и явления, возникающие вследствие общения сотрудничающих людей. Еще раз отметим, что отечественная психолингвистика трактует общение как процесс, организующий совместную деятельность [Тарасов 2018]. Рассмотрение общения как речевой деятельности позволяет утверждать, что общение в совместной профессиональной деятельности может быть подчинено самостоятельной цели и не ограничиваться обслуживанием практических действий с общим предметом.
Объясним это утверждение. Деятельность всегда мотивирована. Мотив побуждает индивида выполнять определенную деятельность. В совместной деятельности помимо мотива предметной деятельности присутствует мотив выполнять эту деятельность совместно с другим человеком. Следовательно, совместная деятельность распадается на две самостоятельные деятельности: первая направлена на предмет (практическая), а вторая - на партнера (общение). Напомним, что любая деятельность направлена на трансформацию (изменение) ее предмета. Включаясь в совместную деятельность, партнеры вербально воздействуют друг на друга, пытаясь сформировать нужное психическое состояние коллеги, обусловливающее совместную эффективную работу. В психологии коллектива такие состояния рассматривались как психологическая совместимость [Шадриков 1996], социальнопсихологический климат [Донцов 1984]. Речевая деятельность субъекта совместной деятельности, таким образом, подчинена следующей цели - изменению психологического состояния партнера. Постановка и достижение данной цели является необходимым и достаточным условием для перехода к практической предметной деятельности. В ходе реализации практической предметной деятельности партнеры регулируют не только непосредственно ее, но и психологическое состояние друг друга.
Образ-цель речевой деятельности представлен совокупностью признаков оптимального психологического состояния партнера для включения его в совместную деятельность. Подчеркнем, что в понятие «психологическое состояние» мы включаем когнитивные,
мотивационно-потребностные и эмоционально-волевые компоненты психики, которые подвластны трансформации посредством речевого воздействия. В речевой деятельности субъекта образ-цель формируется в ходе опережающего отражения субъективной реальности (внутреннего, психологического мира партнера). Средства, используемые для достижения цели, относятся к группе средств речевого воздействия.
Таким образом, в структуре совместной профессиональной деятельности можно выделить две цели, регулирующих и направляющих индивидуальную деятельность и общение: цель речевого воздействия, включающая образ измененного психологического состояния партнера и его признаки; цель предметной деятельности, включающая образ трансформированного объекта окружающего мира и ее признаки.
Структура организационной психолингвистики
Следуя данным концептуальным положениям, можно утверждать, что организационная психолингвистика - это спецификация теории речевой деятельности применительно к психологии малых профессиональных групп, трудовых коллективов, организаций. Цель -это изучение влияния форм совместной деятельности на речевое общение, при помощи которого эта деятельность организуется. Объектом организационной психолингвистики выступает знаковое общение субъектов совместной профессиональной деятельности в организациях, трудовых коллективах и профессиональных группах. При определении предмета следует руководствоваться дефиницией, данной А. М. Новиковым и Д. А. Новиковым: «Предмет исследования -это та сторона, тот аспект, та точка зрения, “проекция”, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта» [Новиков А., Новиков Д. 2010, с. 117]. Выделение в качестве существенного признака речевой деятельности образа-цели, включающего признаки будущего измененного психологического состояния партнера по совместной профессиональной деятельности, позволяет обозначить предметом организационной психолингвистики влияние особенностей совместной профессиональной деятельности субъектов на их знаковое общение в организациях, трудовых коллективах и профессиональных группах.
Подтверждением верности формулировки предмета организационной психолингвистики служат следующие аксиомы, признанные
фундаментальной наукой. Прежде всего отметим, что в нашем подходе психолингвистика исчерпывается теорией речевой деятельности. Онтологическим принципом служит соотношение «деятельность -сознание - личность» [Леонтьев 1977, с. 173-186]. С этой позиции профессиональная речь (язык) субъектов совместной деятельности предстает как действительное воплощение организационного (коллективного) сознания, а его формы соответствуют определенному виду профессиональной деятельности и характеру общения [Мыскин 2018].
Междисциплинарный характер организационной психолингвистики раскрывается в сочетании ее связей с лингвистикой, теорией организаций, управленческим консультированием, организационной и инженерной психологией, социологией и менеджментом, а также педагогикой.
Как было отмечено выше, организационная психолингвистика учитывает методологию организационной психологии.
Для организационной психолингвистики важным представляется структура и те вопросы, которые включены в организационнопсихологический анализ. К таковым относятся: «Психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в организации; феномены общения и взаимодействия в профессиональных парах; малые группы (до 20 человек) и взаимодействие между ними; группы, в которых может участвовать до сотни человек; явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и тысячи человек» [Зинченко, Мещеряков 2008, с. 320]. К ключевым элементам структуры организационной психологии, доступных для психолингвистического анализа, относятся: организация и ее структура, стратегия, управление и коммуникация, методы регулирования, развитие организации, мотивация персонала, организационная культура, организационные изменения, конфликты и стрессы. Конечно же, приведенный перечень не является исчерпывающим.
Исходя из этого проблемное поле организационной психолингвистики составляет следующая совокупность тем, требующих приоритетного изучения: теория деятельности как методология организационной психолингвистики; речевое воздействие в профессиональных группах; функционирование сознания в трудовых коллективах; гипертекстуальность профессионального общения и профессиональные
прецедентные тексты; речевые смыслы в профессиональной речевой деятельности.
В тезаурус организационной психолингвистики входят понятия, которые требуют детального и глубокого научного изучения: языковая профессиональная личность, профессиональное языковое сознание, организационная языковая культура, коллективный речевой (языковой) субъект организации и др.
К основным задачам организационной психолингвистики можно отнести:
а) раскрытие и систематизацию междисциплинарных связей организационной психолингвистики и теорий организаций;
б) изучение психологии индивидуального и коллективного речевого и неречевого поведения работников в организациях;
в) психологию и лингвистику коммуникаций в организациях;
г) разработку психолингвистического инструментария анализа организационной (в том числе языковой) культуры;
д) определение и типизацию языковой личности «человека работающего»;
е) исследование языкового и неязыкового сознания современного работника организации.
Организационная психолингвистика находится на стадии становления. В работе эта наука использует уже известные проверенные методы психолингвистики и психологии: психолингвистический эксперимент, организационные игры и др.
Заключение
В заключение подчеркнем, что становление и развитие организационной психолингвистики как научной школы позволяет расширить междисциплинарную предметную область теории речевой деятельности. Теоретические и прикладные усилия организационной психолингвистики направлены на решение проблем речевого общения в профессиональной речевой деятельности, которая представляет самый крупный и самый важный фрагмент активности любого социума. Научная значимость выделения организационной психолингвистики в системе наук заключается в разработке междисциплинарных методологических и исследовательских проблем организационной психологии и психолингвистики, направленных на изучение фундаментальных основ совместной активности членов социума,
единственно обеспечивающей его экзистенцию. Кроме того, фундаментальность организационной психолингвистики проявляется в консолидации усилий лингвистов, психолингвистов и организационных психологов по сохранению и развитию традиций отечественной общепсихологической теории деятельности и существенного усиления ее роли в научном и практическом планах. Практическая значимость развития организационной психолингвистики состоит в обеспечении организационных психологов, HR-менеджеров и лингвистов профессиональной информацией теоретического, методического и прикладного характера в области психолингвистики, психологии труда, организационной психологии, а также других смежных областях науки о «человеке работающем».
В целом, организационная психолингвистика призвана способствовать внедрению новых научных и прикладных разработок в практику работы с организациями и другими профессиональными социальными группами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 6. С. 97-109.
Зинченко В.П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. 3-е. изд. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 632 с.
Донцов А. И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. М. : Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование : учебное пособие. М. : Дело, 2003. 944 с.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. 214 с.
Леонтьев А. А. Психология общения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М. : Смысл : Академия, 2008. 368 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. М. : Политиздат, 1977. 304 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 448 с.
Мыскин С. В. Организационно-психологический анализ профессионального сознания работников современных трудовых коллективов // Организационная психолингвистика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журнал / гл. ред. С. В. Мыскин. М. : Агентство социально-гуманитарных технологий, 2018. № 1 (1). С. 21-38.
Мюллер А. П., Кизер А. Организационная коммуникация. Структуры и практики / пер. с англ. Харьков : Харьков, 2005. 438 с.
Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М. : Либроком, 2010. 280 с.
Пиотровский Р. Г. Инженерная лингвистика и теория языка. Л. : Наука, 1979. 112 с.
Тарасов Е. Ф. К построению теории организационной психолингвистики // Организационная психолингвистика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журнал / гл. ред. С. В. Мыскин. М. : Агентство социально-гуманитарных технологий. 2018. № 1(1). С. 11-20.
Управление персоналом : учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ, 2002. 560 с. Харченко Е. В., Шкатова Л. А. Новое призвание филологов: лингвистика организаций // Вестник НГУ. Серия: История, Филология. 2012. Т. 11. № 9. С. 235-240.
Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие. 2-е изд,, перераб. и доп. М. : Логос, 1996. 320 с.: ил.
REFERENCES
Anohin P. K. Operezhajushhee otrazhenie dejstvitel’nosti // Voprosy filosofii. 1962. № 6. S. 97-109.
Zinchenko VP., Meshherjakov B. G. Bol’shoj psihologicheskij slovar’. 3-e. izd. SPb. : Prajm-Evroznak, 2003. 632 s.
Doncov A. I. Psihologija kollektiva: metodologicheskie problemy issledovanija. M. : Izd-vo MGU, 1984. 208 s.
Kochetkova A. I. Vvedenie v organizacionnoe povedenie i organizacionnoe modelirovanie : uchebnoe posobie. M. : Delo, 2003. 944 s.
Leont’ev A. A. Jazyk, rech’, rechevaja dejatel'nost'. M. : Prosveshhenie, 1969. 214 s. Leont’ev A. A. Psihologija obshhenija : uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ucheb.
zavedenij. 5-e izd., stereotip. M. : Smysl : Akademija, 2008. 368 s.
Leont’ev A. N. Dejatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. 2-e izd-e. M. : Politizdat, 1977. 304 s.
Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M. : Nauka, 1984. 448 s.
Myskin S. V Organizacionno-psihologicheskij analiz professional'nogo soznanija rabotnikov sovremennyh trudovyh kollektivov // Organizacionnaja psiholing-vistika [Jelektronnyj resurs]: jelektron. nauch. zhurnal / gl. red. S. V. Myskin. M. : Agentstvo social'no-gumanitarnyh tehnologij, 2018. № 1 (1). S. 21-38. Mjuller A. P., Kizer A. Organizacionnaja kommunikacija. Struktury i praktiki / per. s angl. Har'kov : Har'kov, 2005. 438 s.
Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologija nauchnogo issledovanija. M. : Librokom, 2010. 280 s.
Piotrovskij R. G. Inzhenernaja lingvistika i teorija jazyka. L. : Nauka, 1979. 112 s.
Tarasov E. F. K postroeniju teorii organizacionnoj psiholingvistiki // Organi-zacionnaja psiholingvistika [Jelektronnyj resurs]: jelektron. nauch. zhurnal / gl. red. S. V Myskin. M. : Agentstvo social'no-gumanitarnyh tehnologij. 2018. № 1(1). S. 11-20.
Upravlenie personalom: uchebnik dlja vuzov / pod red. T. Ju. Bazarova, B. L. Eremina. 2-e izd., pererab. i dop. M. : JuNITI, 2002. 560 s.
HarchenkoE. V., ShkatovaL. A. Novoe prizvanie filologov: lingvistika organizacij // Vestnik NGU. Serija: Istorija, Filologija. 2012. T. 11. № 9. S. 235-240.
Shadrikov V.D. Psihologija dejatel’nosti i sposobnosti cheloveka : uchebnoe posobie. 2-e izd,, pererab. i dop. M. : Logos, 1996. 320 s.: il.