Научная статья на тему 'Организационно-деятельностная игра как способ формирования языкового профессионального сознания'

Организационно-деятельностная игра как способ формирования языкового профессионального сознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL LANGUAGE PERSONALITY / РАЗНОПРОФИЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / DIVERSIFIED LABOR COLLECTIVE / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL LANGUAGE CONSCIOUSNESS / ТЕКСТ / TEXT / ORGANIZATIONAL ACTIVITY GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыскин Сергей Владимирович

В статье дается характеристика организационно-деятельностной игры как способа формирования профессионального языкового сознания в разнопрофильном трудовом коллективе. Основное внимание автор уделяет анализу методических приемов, обеспечивающих коллективное производство речевых (устных и письменных) продуктов в процессе игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Activity Game as a Method of Forming Professional Language Consciousness

The article presents characteristics of organizational activity games as a way of forming professional language consciousness in a diversified labor collective. The author focuses on the analysis of methodological approaches that ensure collective oral and written speech production in the game.

Текст научной работы на тему «Организационно-деятельностная игра как способ формирования языкового профессионального сознания»

Теоретические и экспериментальные исследования

УДК 81

C.B. Мыскин

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ

В статье дается характеристика организационно-деятельностной игры как способа формирования профессионального языкового сознания в разнопрофильном трудовом коллективе. Основное внимание автор уделяет анализу методических приемов, обеспечивающих коллективное производство речевых (устных и письменных) продуктов в процессе игры.

Ключевые слова: профессиональная языковая личность, разнопрофильный трудовой коллектив, организационно-деятельностная игра, профессиональное языковое сознание, текст.

Sergey V. Myskin

ORGANIZATIONAL ACTIVITY GAME AS A METHOD OF FORMING PROFESSIONAL LANGUAGE CONSCIOUSNESS

The article presents characteristics of organizational activity games as a way of forming professional language consciousness in a diversified labor collective. The author focuses on the analysis of methodological approaches that ensure collective oral and written speech production in the game.

Keywords: professional language personality, diversified labor collective, organizational activity game, professional language consciousness, text.

Интенсификация научно-технического прогресса в конце XX - начале XXI веков, насыщение производственной деятельности сложнотехнологичными процессами, развитие информационных систем ставит перед современными организациями задачи и задания, которые зачастую превышают профессиональные возможности одного специалиста и требуют одновременного участия в их решении нескольких разнопрофильных специалистов или даже всего трудового коллектива. При этом на первый план выходит проблема формирования такого профессионального языкового и неязыкового сознания специалиста, при котором цели деятельности и средства ее достижения для каждого из членов данного коллектива были бы едиными. Это возможно при реализации комплексного подхода к анализу профессиональной деятельности, в котором учитываются языковые и неязыковые факторы, обусловливающие реализацию как узкопрофильной работы, так и влияние ее результатов на итоги деятельности специалистов других профессий, представителей данного трудового коллектива.

Как было отмечено выше, трудовая деятельность современного специалиста носит полипрофессиональный характер и осуществляется в условиях совместной деятельности с опорой на общественно выработанные нормы и образцы поведения. Данные профессиональные опоры представлены либо культурными предметами, либо их знаковым описанием, что указывает на использование нескольких

Мыскин С.В. Организационно-деятельностная игра как способ.

специальных языков в профессиональном общении разнопрофильных специалистов одного трудового коллектива. Следовательно, полипрофильная языковая среда формирует особое профессиональное языковое сознание, которое обусловливает эффективность совместной деятельности [Мыскин 2013]. В связи с этим актуальным становится выявление методов формирования профессионального языкового сознания, обеспечивающих эффективное взаимодействие носителей разных профессиональных культур, участников совместной трудовой деятельности.

В современной научной литературе представлены различные подходы к проблеме формирования профессионального сознания работника.

Прежде всего, сознание «человека трудящегося» изучалось в рамках социально-психологической концепции формирования трудового коллектива [Донцов 1984; Петровский 1979]. Психологические теории коллектива охватывали вопросы, связанные с развитием межличностных отношений работников в процессе осуществления профессиональной деятельности. Однако за пределами социально-психологического анализа оставалось изучение языковых аспектов совместной профессиональной деятельности.

Научные изыскания представителей организационно-психологического подхода были направлены на изучение психологических феноменов в системе «организация - трудовой коллектив», которые включают анализ характеристик как самой организации, так и группового сознания. При этом исследования развивались в сторону выявления взаимосвязей типов организации с образом работника [Кирхлер, Майер-Пести, Хофманн 2005]. Это позволило ряду зарубежных ученых не только выделить такой организационный тип специалиста, как «человек комплексный», но и обозначить его структурно-функциональные характеристики. Так, Э. Шейн предлагает представление о «человеке комплексном», которое учитывает интериндивидуальные и интраиндивидуальные различия профессионала [Шейн 2002]. В работах Дж. Гелбрайта труд специалиста (или деятельность целой организации) рассматривается в разрезе влияния внешней среды (например, его коллег) и внутренних факторов (например, рамки его профессии) [Оа1ЬгакЬ 1977]. Несмотря на то, что организационно-психологический подход не дает решения вопросов развития профессионального языкового сознания и не предлагает оптимальных методов его формирования, он вместе с тем обозначает общую тенденцию в современных организационно-психологических теориях рассмотрения «человека трудящегося» одновременно в узкопрофессиональном и межпрофессиональном аспектах.

Таким образом, методическая разработка проблемы формирования профессионального языкового сознания на сегодняшний момент остается нерешенной.

Для построения исследования выше обозначенной проблемы необходимо отметить, что существуют три способа формирования сознания: предметный, дея-тельностный и знаковый [Тарасов 1993]. Следовательно, и профессиональное сознание специалиста может сформироваться только в процессе освоения им специальных предметов труда в условиях совместной профессиональной деятельности, организованной при помощи речевого общения. Предметный уровень формирования сознания представлен процессом освоения предметов труда, их распредмечиванием, при котором свойства и сущности предметов «переходят» в способности человека. Деятельностный уровень сознания связан с формированием в ходе распредмечивания у субъекта специализированных умений и навыков ре-производства

Теоретические и экспериментальные исследования

соответствующей профессиональной деятельности. Знаковый уровень рассматривается в психолингвистической парадигме и традиционно связывается с усвоением языка. Применительно к профессиональной деятельности можно отметить, что профессиональное языковое сознание есть опосредованный языком профессиональный образ мира, а основным способом его формирования выступает процесс усвоения специального языка в процессе профильного обучения.

Однако если способы предметного и деятельностного формирования профессионального сознания доминируют в совместной деятельности современных специалистов, то способы развития профессионального языкового сознания в трудовую жизнь работников мало интегрированы или вообще отсутствуют. Данная ситуация обусловлена тем обстоятельством, что в психологии развития, педагогической психологии, педагогике и других смежных науках проблема переноса знаний, полученных в процессе обучения, в практическую деятельность до сих пор считается актуальной [Ильенков 1984].

Поиск и нахождение методов формирования профессионального языкового сознания лежит в определении специфических условий и особенностей организации профессионального общения разнопрофильных специалистов. При этом содержанием такого профессионального общения должна выступать организация совместной деятельности членов коллектива, где общность освоенных вербальных описаний распредмеченных предметов профессиональной культуры определяет единство индивидуальных профессиональных языковых сознаний специалистов. Заметим, что описания культурных предметов не сводятся к перечислению их физических свойств, а презентуются нами как способы действия.

Наиболее подробно проблема коллективного решения производственных задач представлена в работах Г.П. Щедровицкого [1995]. Автор указывает на необходимость формирования у специалистов особого полипрофессионального, комплексного мышления, обеспечивающего успешную работу в условиях командной работы. Г.П. Щедровицкий пишет о важности подготовки «...таких специалистов и профессионалов, которые могли бы решать сложнейшие народнохозяйственные задачи в условиях коллективной и комплексированной работы, с созданием более гибких и содержательных форм институциональной и административной организации коллективной деятельности, с изменением существующих форм образования и т.п..» [Щедровицкий 1995: 116].

Для решения поставленной задачи, как отмечает Г.П. Щедровицкий, необходимо предложить особую методологию и специфические способы организации индивидуального сознания в коллективное. Причем в такой работе базовой установкой является понимание методологии не как учения, в котором происходит передача знаний, значений, а как процесса создания локального, присущего лишь данному коллективу единого сознания, сформированного путем включения его в реальную жизнедеятельность.

Реализация данного подхода возможна в условиях имитации деятельности или игры. В связи с этим Г.П. Щедровицкий разработал эффективный метод организационно-деятельностных игр (ОДИ), который представляет собой комплекс мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и других взаимосвязанных техник, обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов

Акимова H.B. Специфика речевых единиц, усложняющих понимание текста.

коллективной, групповой, микрогрупповои деятельности, нацеленных на создание «продукта игры» - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

При анализе структуры и процесса реализации организационно-деятельностных игр в качестве одного из основных методических приемов можно выделить имперсонализацию. При организации коллективной мыследеятельности, «т.е. мышления, включенного в контекст практической деятельности» [Щедровиц-кий 1995: 115], непременным условием является анализ и синтез именно групповых, коллективных процессов, а не индивидуальных, а также решение комплексных полипрофессиональных и полидисциплинарных, но не узкопрофильных проблем. Другими словами, участники групп реализовывали жизнедеятельность в условиях, характеризующихся доминированием общего над частным.

Другой особенностью ОДИ является максимальная неопределенность способов и инструментов решения проблемы. Сущность данного методического приема состоит в том, что отсутствие готовых средств и методов решения вынуждает развивать новые, т.е. согласовывать, критиковать, обсуждать, утверждать и пр. Другими словами, коллективное создание средств решения делает их прочным достоянием индивидуального сознания каждого участника в неизменном виде. Здесь преодолевается принцип «повторения без повторения» H.A. Бернштейна, который указывал на несоответствие формируемых при упражнении навыков их образцу. Ученый пишет по этому поводу: «...Упражнение представляет собой не повторение и не проторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства» [Бернштейн 1991: 3]. Исходя из этого, можно утилизировать следующую идею: коллективное сознание (коллективные знания, деятельность и др.) возможно сформировать лишь в условиях совместного, одномоментного поиска, нахождения, создания средств и способов решения актуальных проблем.

Наряду с практической мыследеятельностью в ОДИ особое значение придается знаковым формам выражения и фиксации созданных способов решения проблем. Текст, в котором описаны результаты работы коллектива, сопровождается схематично-табличным означиванием. Данный методический прием позволяет распространить достигнутое единство неязыкового сознания на его языковой уровень.

Таким образом, организационно-деятельностная игра как метод организации коллективной мыследеятельности представляется эффективным при решении задач, связанных с формированием профессионального языкового сознания трудового коллектива. При реализации данной формы организации совместной работы специалистов различных профессий происходит единение исходных форм индивидуального языкового сознания, порождаются новые знаковые формы, средства, методы и техники мышления и взаимопонимания, что и обусловливает становление коллективных форм профессионального языкового сознания.

Литература

Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.