Научная статья на тему 'Проблема психологического анализа профессионального развития личности'

Проблема психологического анализа профессионального развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1219
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PERSON / THE PROFESSIONALIZATION OF THE PERSON / THE SUBJECT OF PROFESSIONAL WORK / THE WAY OF LIFE / THE ACTIVITY OF THE PERSON / THE MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

Проблема психологического анализа профессионального развития личности раскрывается через понятие профессионализации личности, которая рассматривается в соответствии с концепцией, предложенной Ю.П. Поваренковым на нескольких уровнях в соответствии: как этап жизненного пути, как специфическая форма активности, как средство развития личности, как одно из направлений социализации. Результатом теоретического исследования стало выявление индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающих процесс профессионального развития и раскрытие взаимосвязи отдельных его составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the psychological analysis of person's professional development

The problem of the psychological analysis of person's professional development reveals through concept professionalization persons, which is considered in accordance with the concept offered by JU.P. Povarenkov at several levels in conformity: as a stage of a way of life, as the specific form of activity, as means of development of the person, as one of socialization directions. Revealing of individually-psychological peculiarities of the person causing process of professional development and disclosing of interrelation of its separate components became result of theoretical research.

Текст научной работы на тему «Проблема психологического анализа профессионального развития личности»

10 См.: Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 2003.

11 См.: Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.

12 См.: Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005.

13 См.: Бочарова Е.Е. Стратегии копинг-поведения и субъективное благополучие личности // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2008. Вып. 1. С. 22-29.

14 См.: Шамионов Р.М. Указ. соч.

УДК 159.98 (076.5)

И.В. АРЕНДАЧУК

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: arend-irina@ya.ru

Проблема психологического анализа профессионального развития личности

Проблема психологического анализа профессионального развития личности раскрывается через понятие профессионализации личности, которая рассматривается на нескольких уровнях - как этап жизненного пути, специфическая форма активности, средство развития личности, одно из направлений социализации. Результатом теоретического исследования стало выявление индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающих процесс профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие личности, профессионализация личности, субъект профессиональной деятельности, жизненный путь, активность личности, мотивация профессиональной деятельности, профессиональная социализация.

I.V. ARENDACHUK The Problem of the Psychological Analysis of Person's Professional Development

The problem of the psychological analysis of person's professional development reveals through concept professionalization persons, which is considered at several levels in conformity: as a stage of a way of life, as the specific form of activity, as means of development of the person, as one of socialization directions. Revealing of individually-psychological peculiarities of the person causing process of professional development.

Key words: professional development of the person, professionalization of the person, subject of professional work, way of life, activity of the person, motivation of professional activity, professional socialization.

Профессиональное развитие личности является многосторонним процессом и включает в себя непосредственное психическое развитие человека (его перцептивных, интеллектуальных, мотивационных возможностей); выработку профессионального самосознания; формирование профессиональной компетентности и приобретение профессионального опыта; возникновение и развитие отношений человека в профессиональной среде и с социумом в целом. Результатом данного процесса является личность профессионала как высшая интеграция всех его характеристик - индивидных, личностных и субъектных.

Психологический аспект проблемы профессионального развития нашел отражение в понятии профессионализации личности, которую мы определяем как целостный непре-

рывный процесс, в ходе которого ее индивидуально-психологические особенности под воздействием условий профессиональной среды приобретают профессиональную обусловленность и изменяются в соответствии с формирующейся Я-концепцией, жизненными устремлениями и целями, а также результатами профессиональной деятельности. Не отходя от традиционного понимания профессионализации как процесса становления личности профессионала, мы акцентируем внимание на динамических связях между системой взаимосвязанных индивидуально-психологических особенностей человека и системой его профессионально обусловленных свойств.

Рассмотрим процессуальность профессионализации на нескольких уровнях в соответствии с концепцией, предложенной Ю.П. Поваренковым: как этап жизненного

© И.В. Арендачук, 2009

пути, специфическую форму активности, средство развития личности, одно из направлений социализации1, что позволит выявить механизмы личностной регуляции процесса профессионального развития и социального влияния профессиональной деятельности на процесс становления профессионала.

Развиваясь в профессиональной деятельности, человек стремится к вершинам профессионализма в течение всего своего жизненного пути, определяемого К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной, как «специфический, развернутый во времени процесс», в котором личность становится субъектом, способным самостоятельно создавать условия для самореализации и самовыражения2. Данная точка зрения основана на анализе существующих в психологии подходов к проблеме человека как субъекта жизнедеятельности. Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, и наоборот - зависимость жизненного пути от личности. По его мнению, действие, труд (производящий, творящий) должны быть включены в онтологию человеческого бытия, существования как необходимое и существенное звено. Потому бытие человека в настоящем - это всегда «продукт предшествующего развития, внутренних предпосылок или условий, складывающихся в ходе предшествующего развития, которое в процессе взаимодействия с миром определяет будущее человека, его внутренние условия»3.

Продолжая идею С.Л. Рубинштейна о субъекте жизни, К.А. Абульханова-Славская подчеркивает необходимость изучения его развития в контексте процесса жизнедеятельности, а именно как личность самовыражается в деятельности, в профессии; в какой период она достигает профессионального совершенства; как она связывает разные виды деятельности на протяжении своей жизни. Изучается, как субъект, личность организует свою деятельность в разных масштабах времени - текущая деятельность всегда осуществляется в настоящем времени, но она «размещается» в масштабах всей жизни, выступая в качестве труда, профессии, способа жизни личности в профессии4. В этих масштабах личность не только ставит перед собой конкретные цели и задачи, но и определяет соответствие своей деятельности притязаниям, способностям, определяет способ самовыражения в профессии. Здесь проявляется соотношение активности личности и ее деятельности. Их совпадение или расхождение, соединение или противоречие и составляют задачу, реша-

емую сознанием субъекта и, добавим, определяют его удовлетворенность выполняемой профессиональной деятельностью5.

Будучи самостоятельным и свободным в выборе своего жизненного пути, человек выбирает направления личностного роста и, следуя выбранным направлениям, не просто меняется, а развивается как индивид, как личность и как субъект деятельности (прежде всего как профессионал)6. Подтверждением сказанному служат и размышления Е.А. Климова о профессионале как о сложной системе, имеющей не только внешние функции, но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические, к которым относятся построение образа будущего результата деятельности, представления о путях и способах, вариантах достижения этого результата, эмоциональная готовность к работе, общее сознание защищенности в обществе, уверенность в завтрашнем дне и много другое, включая образ мира вообще7. При этом человек «не только осваивает профессию как нечто готовое и противостоящее ему, он ее творит», а именно создает свои приемы, способы, тактику, стратегию, наиболее подходящие для него средства деятельности, вносит свой вклад в традиции и умонастроения профессиональной группы8.

Рассмотрение профессионализации как специфической формы активности личности дает возможность определить ее содержательные механизмы, включая профессиональное самоопределение, становление профессиональной мотивации, динамику профессиональных целей и планов.

К.А. Абульханова-Славская считает, что активность личности, отражаясь в жизненной позиции и определяя ее творческое отношение к учению, труду в целом и к профессиональной деятельности в частности, не только определяет осуществление субъектом своего жизненного пути, но и ведет к осознанию и выработке совокупности критериев оценки своих способностей, притязаний, реальных достижений в профессиональной деятельности. Будучи активной в профессии, личность реализует свои потребности в деятельности, в общении, в самовыражении и самоосуществлении, разрешая противоречия, возникающие во взаимодействии с жизнью, ее обстоятельствами и условиями. Как субъект деятельности личность согласовывает свои способности и потребности с норма-

ми профессиональной деятельности, совершенствует ее качество путем оптимизации своих возможностей, выбирает подходящие стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности9.

Согласно точке зрения Н.С. Пряжникова, самоопределяющийся человек выступает в качестве сложноорганизованного, совокупного и противоречивого субъекта, осуществляющего выбор объектов, конкретизированных в конечных целях профессиональной деятельности и способов взаимодействия с ними; самой деятельности как определенной самоценности; перспектив изменения, развития самого себя (поскольку любая деятельность так или иначе влияет на человека). Иными словами, активность самоопределяющегося субъекта связана с изменением регуляции деятельности, ломкой старых форм и установившихся отношений, с его активным стремлением к новым смыслам10. Схожую точку зрения высказывает А.А. Деркач с соавторами, и согласно ей активность личности - это ценностный способ планирования, структурирования и осуществления своей деятельности, общения и поведения, при котором приобретаются качества автономно, целостно и успешно функционирующей системы в межличностном пространстве11.

Традиционно выделяют внешнюю (напрямую связанную с ситуацией деятельности) и внутреннюю (обусловленную волевым поведение субъекта) активность, которая проявляется в интеллектуально-логической и эмоционально-чувственной сферах посредством действий и поступков. При этом, как отмечает А.В. Брушлинский, многообразные виды и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, через которые действуют на него внешние причины, влияние и т.д. Внутренние условия, по утверждению ученого, выполняют активную роль, опосредуя все внешние воздействия, и тем самым определяют, «какие из внешних причин участвуют в едином процессе детерминации всей жизни субъекта. В таком смысле внешнее, действуя только через внутреннее, существенно зависит от него»12.

Внутренняя активность непосредственно связана с действиями и поступками субъекта, поскольку включает в себя творческие процессы, которые бывают одновременно и интеллектуальными, и эмоциональными, и волевыми. В этой связи Н.С. Пряжников предлагает образную модель активности

субъекта труда, где выделяет два критерия -уровни активности (внешний и внутренний, личностно значимый для человека) и формы ее проявления (интеллектуально-логическую и эмоционально-чувственную). При этом интеллектуальная сфера проявления активности разделяется на разум и рассудок («разум связан с высшим, теоретическим обобщением, со сложностью, осуществляемой в неопределенной, конфликтной ситуации и требующей нестандартных действий-поступков, что близко к пониманию внутренней активности»), а эмоционально-чувственная - на чувства и эмоции (поскольку «чувства, со всей их сложностью и противоречивостью можно соотнести с внутренней активностью личности, а более однозначные и ситуационные эмоции - с уровнем внешней активности»)13.

Д.Н. Завалишина также утверждает, что активность личности в процессе профессионализации, являясь важнейшей характеристикой субъекта, связана с целостной организацией им своих внутренних условий и их соотнесением с внешними, опосредствующими конкретный способ взаимодействия человека с миром. По мнению автора, субъект трудовой (профессиональной) деятельности, достигший мастерства, начинает реализовывать в ней весь спектр своих отношений с миром, при этом профессионализм высокого класса предполагает в той или иной мере особый характер самого труда, важным показателем которого служит и включение человека в эстетическое отношение к действительности, когда работа профессионала может быть оценена по параметру эстетической выразительности14.

Анализ исследований ряда авторов позволяет обобщить представления об активности субъекта в профессиональной деятельности:

- как о личностном уровне и способе удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии со своей позицией , ценностями и предъявляемыми к ней требованиями;

- о личностном способе самоопределения, соотнесения себя с другими людьми и определения своей позиции;

- об источнике возникновения и развития субъектности в процессе овладения деятельностью.

И если с этих позиций говорить о человеке как о профессионале, то следует отметить, что он не только знает объект своего труда и

стремится понять характеризующие его взаимосвязи, но и обладает постоянной познавательной активностью, тесно связанной со строением, функционированием и развитием объекта труда, обладает способностью, умением видеть проблемы. При этом мышление профессионала выступает как относительно самостоятельная активность, отличающаяся высоким уровнем обобщения, которая находит свое отражение в особенностях, формируемых в деятельности, и в детерминирующих ее познавательных продуктах15.

Активность личности в профессиональной деятельности обусловлена и ее представлениями о побудительных мотивах. Мотивационный блок, по мнению А.М. Павловой, включающий в себя потребности и мотивационные установки, является его системообразующим признаком, определяет направление, глубину, успешность функционирования профессионально-личностного потенциала и обеспечивает его поступательное профессиональное развитие16. Причем на разных этапах профессионализации, как установил С.В. Славнов, исследуя личностные и мотивационные факторы, определяющие профессиональную успешность субъекта, именно мотивационные компоненты подвергаются наиболее радикальным преобразованиям и оказывают ведущее влияние на успешность личности в профессии, на перспективу профессионального роста, а реальный практический опыт приводит к возрастанию в ней прагматического элемента17.

Данная точка зрения подтверждается и исследованиями В.А. Бодрова, по утверждению которого активность личности и критерии ее профессиональной деятельности в значительной мере определяются особенностями профессиональных мотивов, той побудительной силой, которая направляет человека на достижение определенной цели. На каждом этапе профессионализации, в определенных условиях деятельности доминирует та или иная система мотивов, основные функции которых - мобилизация способностей, функциональных возможностей и профессионального опыта человека для достижения поставленных целей и результатов. Эти функции, как считает автор, реализуются в том случае, когда устанавливается прямая связь желаемых, ожидаемых целей-результатов с функциональными и профессиональными возможностями человека, с необходимыми приемами, способами реализации и развития этих возможностей18.

В своих исследованиях Н.В. Шураева также показала, что человек, выбирая профессию и реализуя себя в ней, подвергается действию побуждающих мотивов, проецируя свою моти-вационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которую возможно удовлетворение потребностей. И чем богаче потребности человека, чем более высокие требования предъявляются им к деятельности, тем большую активность он проявляет и одновременно получает большее удовлетворение от труда19.

Вместе с тем, как отмечают А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич, мотивация не только является фактором творческой деятельности, она сама перестраивается в ходе труда, в зависимости от его характера. Если трудовая деятельность однообразна, содержит мало творческих компонентов, наблюдается мотивационный застой, редукция мотивов творчества, однако этот спад мало выражен у тех работников, для которых характерно чувство внутренней мотивации20.

Анализ процесса профессионализации в контексте развития личности позволяет определить основные тенденции ее профессионального становления. Так, Н.С. Пряжников отмечает, что субъектность личности определяется ее самостоятельностью и осознанностью при построении перспектив своего развития в трудовой деятельности и в жизни, что проявляется в ее способности самостоятельно осмысливать свою деятельность и искать пути совершенствования себя в ней21.

Ряд исследователей полагает, что профессионализация как средство развития субъекта связана с процессом становления профессионального самосознания, которое определяется внутренней деятельностью и регулирует профессиональное поведение и отношения субъекта (А.А. Деркач, Э.Н. Ах-метшина, Е.А. Климов, О.В. Москаленко, О.Н. Полчанинова, В.Д. Шадриков и др.). При этом уровень развития профессионального самосознания функционально определяется сформированностью следующих его компонентов: 1) когнитивного, обусловленного процессом самопознания, - непрерывного движения личности от одного знания о себе к другому, его уточнению, углублению, расширению; 2) эмоционального, связанного с постижением человеком смысла своего существования, с построением образа самого себя, анализом своего ценностного мира, с реализацией деятельности самопозна-

ния и самоустремления, формированием самооценки, содержательными сторонами которой являются самоуважение, совесть, гордость; 3) мотивационно-целевого, реализуемого через самоактуализацию - процесс постоянного развития своих возможностей; 4) операционального, реализуемого через саморегуляцию.

В.А. Бодров подчеркивает, что одним из ведущих факторов и психологических механизмов профессионального развития субъекта является его удовлетворенность трудом. Развитие личности и проявление потребности в деятельности, по мнению автора, связаны с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, стремлением к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе22.

Вместе с тем проявление самосознания личности как субъекта деятельности в таких аспектах, как профессиональная успешность в социальной перцепции, в массовом сознании, общественном мнении, освоение личностью профессиональных технологий деятельности подводят нас к понятию профессионализации как одной из форм социализации личности, представляющей собой целостный и непрерывный процесс становления профессионала, в котором актуализируется вопрос о соответствии личности и профессии.

Так, Ю.П. Поваренков отмечает, что регулирующее влияние профессиональной социализации на процесс становления профессионала проявляется в предъявлении системы требований к человеку как реальному или потенциальному участнику общественного производства и в стимулировании активности личности для максимального соответствия этим требованиям. При этом он рассматривает профессионализацию в соотношении внешних (профессиональные требования, предъявляемые к индивиду, его социально-профессиональные возможности) и внутренних (профессиональные притязания и возможности индивида, его встречные требования к профессии) факторов. Автор рассматривает профессиональную социализацию как форму социального регулирования при становлении профессионала и формировании его индивидуальных системных качеств в контексте данной профессиональной общности23.

Такое видение проблемы позволяет заключить, что на пути профессионального

развития субъект должен пройти длительный период обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретая необходимый профессиональный опыт и развивая способность демонстрировать высокую результативность и эффективность труда в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.

Профессионализация как форма социализации также определяет процессы становления личности в профессиональной деятельности и формирования ее профессиональных убеждений, норм и ценностей. С этих позиций, согласно мнению Н.С. Глуханюка, выделяют объективные и субъективные критерии профессионализации. К первым он относит результативность и качество деятельности, ко вторым - профессиональное самоопределение (степень принятия себя как профессионала, т.е. осознание уровня развития своих способностей, компетентности, мотивов) и удовлетворенность деятельностью (степень принятия условий и содержания деятельности, зависящую от развитости мотивационной сферы, уровня притязаний личности и условий профессиональной деятельности)24.

Несколько иная точка зрения по этому вопросу у Р.М. Шамионова, который полагает, что удовлетворенность трудом, избранной профессией не только определяет эффект профессионализации (как формы социализации личности, обусловленной включением в трудовую деятельность), но и является показателем отношений внешних (овладение технологией и усвоение норм института профессии) и внутренних (свойства личности) инстанций в профессионально значимых компонентах личности и деятельности. При этом внешние нормы и внутренние свойства постоянно вступают в диалектическую связь -то, что было причиной, становится фактором, фактор - основанием и т.д. Поэтому профессиональная социализация, определяя личностный облик профессионала, в то же время влияет на степень его личностной включенности в деятельность, ее эффективность, степень самореализации и соответствующий ей уровень удовлетворенности трудом25.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Рассмотрение динамических характеристик процесса профессионализации личности позволило выделить ее индивидуально-психологические особенности, обусловли-

вающие профессиональное развитие, важнейшими среди которых являются:

- самостоятельность при построении своего жизненного пути, в постановке целей и профессиональных перспектив, в осмыслении своей деятельности и поиске путей самосовершенствования в ней;

- активность как способность соотносить свои психические процессы, состояния и свойства, профессиональные умения и возможности с различными условиями деятельности, которую личность делает субъективно и социально

значимой, внося в нее созидательный компонент.

Отдельные составляющие процесса профессионального развития тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга: человек как субъект жизнедеятельности на протяжении всего жизненного пути реализует свою активность, развивается как личность и как профессионал, приобретает социальный и профессиональный опыт, творчески преобразует себя и свою профессиональную деятельность.

Примечания

1 См.: Поваренков Ю.П. Основы психологической концепции профессионализации // Психология сегодня: Ежегодник Рос. психол. о-ва. 1996. Т. 2. Вып. 2. С. 152-153.

2 Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. С. 17.

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. С. 345.

4 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 361.

5 Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии. // Психологическая наука ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997, С.17.

6 БодалевА.А., РудкевичЛ.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. С. 176.

7 КлимовЕ.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2003. С. 8.

8 Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ). М., 2003. С. 220.

9 Абульханова-Славская К.А. Указ. соч. С. 270-374.

10 См.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. С. 103.

11 См.: Акмеологические основы профессионального самосознания. Астрахань, 2000.

12 БрушлинскийА.В. Психология субъекта. М.; СПб., 2003. С. 69.

13 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Указ соч. С. 205.

14 См.: ЗавалишинаД.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 6. С. 5-15.

15 См.: Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Теоретические предпосылки изучения профессиональной деятельности с выраженным мыслительным компонентом // Проблемы психологического анализа трудовой деятельности: Сб. науч. тр. Ярославль, 1986. С. 64.

16 См.: Павлова А.М. Психологические особенности профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004.

17 См.: Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 1. С. 89.

18 См.: БодровВ.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. С. 91.

19 См.: Шураева Н.В. Мотивы выбора профессии // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 2002. С. 451-459.

20 См.: Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Указ. соч. С. 234.

21 См.: Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997. С. 78.

22 См.: Бодров В.А. Указ. соч. С. 158.

23 См.: Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии. Ярославль, 2000. С. 195-218.

24 См.: ГлуханюкН.С. Психологические особенности и критерии профессионализации специалистов // Психология сегодня: Ежегодник Рос. психол. о-ва. 1996. Т. 2. Вып. 2. С. 168.

25 См.: Шамионов Р.М. Некоторые теоретические аспекты профессиональной социализации личности в условиях педагогической деятельности // Проблемы психологической науки в XXI веке. Саратов, 2006. С. 160-163.

УДК 159.9.072.52

Н.С. АРИНУШКИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: Arinoushkina@yandex.ru

Об определении понятий «субъект» и «субъектная позиция»

В статье освещены понятийное поле проблемы субъектности, вариативность понятия, теоретические подходы в их определении.

Ключевые слова: субъектность, позиция, профессиональная субъектная позиция, самоактуализация.

© Н.С. Аринушкина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.