Научная статья на тему 'Познавательная активность как объект педагогического анализа'

Познавательная активность как объект педагогического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16274
1683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРИЗНАКИ / СТРУКТУРА И УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / CHARACTERISTICS / STRUCTURE AND LEVELS OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Агишева Надежда Сергеева

В статье рассмотрено понятие «активность», как родовое по отношению к видовому «познавательная активность», с различных позиций: философии, социологии, психологии, педагогики. Выявлены признаки познавательной активности: положительная мотивация к получению новых знаний; сформированная самостоятельность, стремление к самообразованию. На основе анализа психолого-педагогической литературы представлено авторское определение «познавательной активности», как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении. Выделены и содержательно описаны компоненты структуры познавательной активности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный и уровни ее развития: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS

The article studies the concept «activity», as a generic concept to a subordinate «cognitive activity», from the perspectives of philosophy, sociology, psychology, pedagogy. It reveals signs of cognitive activity, positive motivation to get new knowledge; independence, the ambition for self-education. Basing on the analysis of psychological and pedagogical literature the author presents his own definition of «cognitive activity” as a personality integrative quality which comes out in the aspiring for knowledge that provokes a steady interest to the search for new knowledge, willingness for research activity, proactivity and independence expressed by positive emotions and reflexive self control. The paper outlines and describes the cognitive activity patterns components such as motives and values structure, cognitive, activity, reflexive evaluation ones and the levels of their development: the reproductive, interpretative and creative.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность как объект педагогического анализа»

10. Круглый год: альманах: рассказы, стихи. сказки, загадки / сост. В. А. Близненкова. - Москва : Детская литература, 1983. - 288 с.

11. Millis, K., Magliano, J., & Todaro, S. (2006). Measuring discourse-level processes with verbal protocols and Latent Semantic Analysis. Scientific Studies of Reading, 10(3), 225-240.

12. Trabasso, T., & van den Broek, P. (1985). Causal thinking and the representation of narrative events. Journal of Memory and Language, 24, 612-630.

Осипова С.И., Агишева H.C.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Понятие «познавательная активность» является сложносоставным понятием и может быть рассмотрено как видовое по отношению к понятию «активность».

Понятие «активность» рассматривается исследователями как общенаучное и обосновано связывается с деятельностью. В частности, в философии «активность» (от франц. ай^ке - сила действия) понимается как деятельное поведение [20].

В психологии термин «активность» трактуется как деятельное состояние живых организмов, условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения [16].

В зарубежной психологии, в силу лингвистических причин, понятия «активность» и «деятельность» являются тождественными. В некоторых языках для обозначения терминов - активность и деятельность - существует только один термин (например, «activity» в английском языке, «activitee» - во французском). В отечественной психологии до XX века рассматриваемые понятия также употреблялись как синонимы. Однако, ряд исследователей различают эти два понятия. В частности, С.Л. Рубинштейн, подчеркивает, что мышление, например, - это активность, а не деятельность. [17]. В данном исследовании значимыми являются исследования С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, рассматривающих деятельность как сложный процесс, несущий в себе внутренние противоречия, выступающие как необходимое условие развития деятельности ее субъектом, приводящие к формированию интеллектуальной, эффективной и потребност-но-мотивационной сфер [13].

М.И. Лисина понятие активности также связывает с деятельностью и рассматривает ее в трех аспектах: как вид деятельности; как состояние противоположное пассивности; как инициативность [14].

В работах Б.Г. Ананьева активность выделяется как показатель его индивидуальности [2].

В социологии активность понимается как деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения

[19].

В педагогике термин «активность» определяется как [10]:

- деятельное отношение личности к миру;

- способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества;

проявляется:

- в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Обобщая сказанное выше, определим «активность» как деятельностную характеристику личности.

Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [11, с.304].

Педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [11].

Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:

- самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности [14];

- самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [9].

О.Г. Шишкова не разграничивает понятия «познавательная активность» и «самостоятельность» [23].

Интересной является точка зрения Д.Б. Богоявленской, использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы [4].

Подчеркивая деятельностную природу познавательной активности, ряд ученых связывают познавательную активность с деятельностью и определяют ее как:

- состояние готовности к познавательной деятельности [14];

- продуктивную деятельность, направленную на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов [3];

- составную часть мыслительной деятельности человека [12].

В своем исследовании Денина О.О. отождествляет понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность». По мнению ученого, между этими понятиями больше общего, чем различного. Активность проявляется через деятельность. Деятельность всегда характеризуется большей или меньшей степенью активности. Согласно О.О. Дениной познавательная активность является и целью деятельности, и средством ее достижения, и ее результатом [5].

Анализ характеристик познавательной активности в исследованиях ученых позволил выявить ее понимание в связи с целеустремленностью субъекта познавательной деятельности.

Выявляя сущность познавательной активности ряд исследователей определяют ее как личностное образование:

- выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания [25];

- определяющее качественные характеристики познавательной деятельности [1];

- образующееся в результате формирования в процессе деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к самопознанию и саморазвитию и обуславливающих качественную характеристику деятельности [5];

Чернышев И.А., рассматривая познавательную активность, как свойство личности школьника, раскрывает ее содержание в учебной деятельности через отношение ученика к учению, стремление овладеть способами познания и мобилизацию волевых усилий на достижение цели обучения. [21].

Аналогичную точку зрения относительно понимания познавательной активности, как личностного качества высказывают Н.В. Дерябина, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина и др. определяют познавательную активность, как интегратив-ное качество личности [6], [24], [25]:

- обеспечивающее готовность к самостоятельной деятельности по приобретению новой информации, выделению научных проблем и поиску путей их решения; умение применять приобретенные знания для решения новых проблем и выполнять познавательные действия, направленные на достижение проектных результатов [6];

- выражающееся в степени ее субъектности при управлении собственным процессом познания, направленным на самореализацию [15].

По мнению Г.И. Щукиной, качеством личности «познавательная активность» становится при устойчивом проявлении стремления к познанию [25].

В.В. Щетинина познавательную активность связывает с творческой деятельностью. По мнению ученого, познавательная активность выражается в ин-

тенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний, умений [24].

Таким образом, анализ научных источников позволил выявить в понимании сущности познавательной активности: интегративное качество личности выражающее стремление к познанию [6], [24], [25] и как деятельность [12], [22].

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить признаки познавательной активности:

- отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности [3], [8], [21], [22];

- стремление к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке [5], [8], [23], [24];

- стремление к учению, умственное напряжение и проявление волевых усилий [8];

- устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности [8], [22], [24];

- творческая реализация приобретенных знаний и умений [8], [24].

Опираясь на представленные выше определения, признаки познавательной

активности под данным феноменом мы будем понимать интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении.

Для углубления сущности познавательной активности выявим ее структуру. Под структурой в данном исследовании будем понимать (лат. Structure -строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта [18].

В психолого-педагогических исследованиях в структуре познавательной активности учеными выделяется разное количество компонентов.

В частности, в структуре рассматриваемого феномена К.М. Егоров выделяет три следующих компонента [7]:

- мотивационный (реализующийся через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию);

- эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности);

- поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения).

С.И. Мелехина к представленной структуре познавательной активности добавляет когнитивный компонент (усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению) [15].

Т. А. Яникова расширяет структуру познавательной активности: мотиваци-онный, ориентационный, содержательно-организационный, эмоциональный и оценочный компоненты. Содержательное наполнение этих компонентов автор определяет так: мотивационный компонент связан с мотивами, которые побуж-

дают учащихся к активной познавательной деятельности; ориентационный компонент связан с тем, что учащийся должен ясно представить цели и задачи предстоящей работы, определить способы достижения цели и оценки результатов; содержательно-организационный компонент связан с содержанием учебного материала, методами, формами обучения; эмоциональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенных личностных качеств и формирования у них познавательной активности; оценочный компонент предполагает адекватную оценку и анализ результатов деятельности учащихся [26].

Необходимость выделения рефлексивно-оценочного компонента в структуре познавательной активности в своем исследовании также подчеркивает И.А. Боброва. Данный компонент по мнению автора включает рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся, умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний [3].

Представленные учеными структуры познавательной активности, на наш взгляд, не противоречат, а дополняют друг друга. Также, с нашей точки зрения, выделение эмоционально-волевого компонента является излишним, так как мотивация поведения тесно связана с эмоциями и принципиально невозможна вне пределов эмоционально-ценностной сферы личности.

Опираясь в нашем исследовании на работы ученых, рассматривающих познавательную активность как деятельностную характеристику личности, определим содержание компонентов рассматриваемого феномена в предлагаемой нами структуре:

- мотивационно-ценностный компонент составляют потребности, мотивы, интересы, то есть все то, что обеспечивает включение субъекта образования в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания;

- когнитивный компонент предполагает усвоение, осознанность знаний о познавательной активности;

- деятельностный компонент проявляется в самостоятельной реализации собственных возможностей, полноте исследований, разнообразием идей, оригинальностью и сложностью разработки; демонстрирует такие качества, как решительность, настойчивость, выдержка, постоянство интереса;

- рефлексивно-оценочный компонент показывает умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать студентами способы и результаты своей деятельности.

Различие включения студентов в процесс познания отражаются в уровнях познавательной активности. В частности, Г.И. Щукина выделяет следующие уровни познавательной активности [25]:

- репродуктивно-подражательный: характеризующийся стремлением студента овладеть способом применения полученных знаний по образцу;

- поисково-исполнительский: характеризующийся стремлением студента

овладеть способами применения знаний в изменённых условиях;

- творческий: характеризующийся высоким уровнем познавательного интереса студента, его самостоятельности, стремлением найти нестандартные пути решения поставленных задач.

Важно отметить, что автор в самих названиях уровней активности, дает рекомендации для преподавателей по использованию методов обучения, обеспечивающих достижение соответствующего уровня познавательной активности.

Подобные уровни познавательной активности выделяет Т.И. Шамова, определяя их содержание, как: воспроизводящий (учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения), интерпретирующий (уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов) и творческий (учащихся, которые не только усваивают связи между предмета и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ) [22].

Е.В. Коробова выделяет три уровня сформированности познавательной активности [12]: низкий, средний, высокий.

Опираясь на мнения ученых и принимая к сведению мнение Т.И. Шамовой, в нашем исследовании выделены следующие уровни развития познавательной активности:

- воспроизводящий, характеризующийся активностью студента в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приемы обучения) и проявляющееся его эмоциональным восприятием;

- интерпретирующий, проявляющийся в быстром восприятии и самостоятельностью в ходе решения учебных задач;

- творческий, проявляющийся в готовности ученика включиться в нестандартную учебную ситуацию и в поиске новых средств для решения задач.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить понимание познавательной активности, как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты и имеющее уровни развития: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухова, М. А. Повышение эффективности развития познавательной активности студентов вуза // Вестник ЧГПУ - 2015. - № 2. - С. 24-33.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.; Питер, 2001.с.25.

3. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 142 с.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2007.

5. Денина О.О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2001. - 27с.

6. Дерябина Наталья Владимировна. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов в воспитательно-образовательном процессе технического вуза: дис. канд. пед. наук: Кемерово, 2005. - 193 с.

7. Егоров К.М. Теоретические основы формирования познавательной активности студентов в негосударственных учебных заведениях в условиях высшего профессионального образования. [Текст] /К.М. Егоров // Вестник Поморского университета. - Архангельск - 2007. - №8. - С. 173-176.

8. Жуков Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов физической культуры в учебной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2013. - № 11 (95) - С. 30-35.

9. Клименко Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2004. - 27с.

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.

11. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

12. Коробова Е.В. Формирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий (на опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе): автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 27с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004 с.153.

14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: СПб.: Питер, 2009, 320с.

15. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 23 с.

16. Психология развития. Словарь: ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

18. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 2002. С. 468.

19. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.

21. Чернышев И. А., Цуканов М. В. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета . 2011. №3 (19). С.147-150.

22. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 209 с.

23. Шишкова О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов как фактор повышения их профессиональной подготовки (на примере изучения иностранного языка в неязыковом вузе) [Текст] / О.Г. Шишкова; РГПУ им. С.А. Есенина // Оптимизация внеаудиторной работы по иностранному языку на неязыковых факультетах: материалы межвузовской научно-методической конференции. - Рязань, 2004. - С. 33.

24. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ - 2012. - № 4 (22). - С. 441-444.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.

26. Яникова Т. А. Развитие познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. URL: http://cyberienmka.m/artide/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-5-9-klassov-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 28.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.