10. Круглый год: альманах: рассказы, стихи. сказки, загадки / сост. В. А. Близненкова. - Москва : Детская литература, 1983. - 288 с.
11. Millis, K., Magliano, J., & Todaro, S. (2006). Measuring discourse-level processes with verbal protocols and Latent Semantic Analysis. Scientific Studies of Reading, 10(3), 225-240.
12. Trabasso, T., & van den Broek, P. (1985). Causal thinking and the representation of narrative events. Journal of Memory and Language, 24, 612-630.
Осипова С.И., Агишева H.C.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Понятие «познавательная активность» является сложносоставным понятием и может быть рассмотрено как видовое по отношению к понятию «активность».
Понятие «активность» рассматривается исследователями как общенаучное и обосновано связывается с деятельностью. В частности, в философии «активность» (от франц. ай^ке - сила действия) понимается как деятельное поведение [20].
В психологии термин «активность» трактуется как деятельное состояние живых организмов, условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения [16].
В зарубежной психологии, в силу лингвистических причин, понятия «активность» и «деятельность» являются тождественными. В некоторых языках для обозначения терминов - активность и деятельность - существует только один термин (например, «activity» в английском языке, «activitee» - во французском). В отечественной психологии до XX века рассматриваемые понятия также употреблялись как синонимы. Однако, ряд исследователей различают эти два понятия. В частности, С.Л. Рубинштейн, подчеркивает, что мышление, например, - это активность, а не деятельность. [17]. В данном исследовании значимыми являются исследования С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, рассматривающих деятельность как сложный процесс, несущий в себе внутренние противоречия, выступающие как необходимое условие развития деятельности ее субъектом, приводящие к формированию интеллектуальной, эффективной и потребност-но-мотивационной сфер [13].
М.И. Лисина понятие активности также связывает с деятельностью и рассматривает ее в трех аспектах: как вид деятельности; как состояние противоположное пассивности; как инициативность [14].
В работах Б.Г. Ананьева активность выделяется как показатель его индивидуальности [2].
В социологии активность понимается как деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения
[19].
В педагогике термин «активность» определяется как [10]:
- деятельное отношение личности к миру;
- способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества;
проявляется:
- в творческой деятельности, волевых актах, общении.
Обобщая сказанное выше, определим «активность» как деятельностную характеристику личности.
Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [11, с.304].
Педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [11].
Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:
- самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности [14];
- самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [9].
О.Г. Шишкова не разграничивает понятия «познавательная активность» и «самостоятельность» [23].
Интересной является точка зрения Д.Б. Богоявленской, использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы [4].
Подчеркивая деятельностную природу познавательной активности, ряд ученых связывают познавательную активность с деятельностью и определяют ее как:
- состояние готовности к познавательной деятельности [14];
- продуктивную деятельность, направленную на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов [3];
- составную часть мыслительной деятельности человека [12].
В своем исследовании Денина О.О. отождествляет понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность». По мнению ученого, между этими понятиями больше общего, чем различного. Активность проявляется через деятельность. Деятельность всегда характеризуется большей или меньшей степенью активности. Согласно О.О. Дениной познавательная активность является и целью деятельности, и средством ее достижения, и ее результатом [5].
Анализ характеристик познавательной активности в исследованиях ученых позволил выявить ее понимание в связи с целеустремленностью субъекта познавательной деятельности.
Выявляя сущность познавательной активности ряд исследователей определяют ее как личностное образование:
- выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания [25];
- определяющее качественные характеристики познавательной деятельности [1];
- образующееся в результате формирования в процессе деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к самопознанию и саморазвитию и обуславливающих качественную характеристику деятельности [5];
Чернышев И.А., рассматривая познавательную активность, как свойство личности школьника, раскрывает ее содержание в учебной деятельности через отношение ученика к учению, стремление овладеть способами познания и мобилизацию волевых усилий на достижение цели обучения. [21].
Аналогичную точку зрения относительно понимания познавательной активности, как личностного качества высказывают Н.В. Дерябина, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина и др. определяют познавательную активность, как интегратив-ное качество личности [6], [24], [25]:
- обеспечивающее готовность к самостоятельной деятельности по приобретению новой информации, выделению научных проблем и поиску путей их решения; умение применять приобретенные знания для решения новых проблем и выполнять познавательные действия, направленные на достижение проектных результатов [6];
- выражающееся в степени ее субъектности при управлении собственным процессом познания, направленным на самореализацию [15].
По мнению Г.И. Щукиной, качеством личности «познавательная активность» становится при устойчивом проявлении стремления к познанию [25].
В.В. Щетинина познавательную активность связывает с творческой деятельностью. По мнению ученого, познавательная активность выражается в ин-
тенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний, умений [24].
Таким образом, анализ научных источников позволил выявить в понимании сущности познавательной активности: интегративное качество личности выражающее стремление к познанию [6], [24], [25] и как деятельность [12], [22].
Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить признаки познавательной активности:
- отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности [3], [8], [21], [22];
- стремление к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке [5], [8], [23], [24];
- стремление к учению, умственное напряжение и проявление волевых усилий [8];
- устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности [8], [22], [24];
- творческая реализация приобретенных знаний и умений [8], [24].
Опираясь на представленные выше определения, признаки познавательной
активности под данным феноменом мы будем понимать интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении.
Для углубления сущности познавательной активности выявим ее структуру. Под структурой в данном исследовании будем понимать (лат. Structure -строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта [18].
В психолого-педагогических исследованиях в структуре познавательной активности учеными выделяется разное количество компонентов.
В частности, в структуре рассматриваемого феномена К.М. Егоров выделяет три следующих компонента [7]:
- мотивационный (реализующийся через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию);
- эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности);
- поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения).
С.И. Мелехина к представленной структуре познавательной активности добавляет когнитивный компонент (усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению) [15].
Т. А. Яникова расширяет структуру познавательной активности: мотиваци-онный, ориентационный, содержательно-организационный, эмоциональный и оценочный компоненты. Содержательное наполнение этих компонентов автор определяет так: мотивационный компонент связан с мотивами, которые побуж-
дают учащихся к активной познавательной деятельности; ориентационный компонент связан с тем, что учащийся должен ясно представить цели и задачи предстоящей работы, определить способы достижения цели и оценки результатов; содержательно-организационный компонент связан с содержанием учебного материала, методами, формами обучения; эмоциональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенных личностных качеств и формирования у них познавательной активности; оценочный компонент предполагает адекватную оценку и анализ результатов деятельности учащихся [26].
Необходимость выделения рефлексивно-оценочного компонента в структуре познавательной активности в своем исследовании также подчеркивает И.А. Боброва. Данный компонент по мнению автора включает рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся, умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний [3].
Представленные учеными структуры познавательной активности, на наш взгляд, не противоречат, а дополняют друг друга. Также, с нашей точки зрения, выделение эмоционально-волевого компонента является излишним, так как мотивация поведения тесно связана с эмоциями и принципиально невозможна вне пределов эмоционально-ценностной сферы личности.
Опираясь в нашем исследовании на работы ученых, рассматривающих познавательную активность как деятельностную характеристику личности, определим содержание компонентов рассматриваемого феномена в предлагаемой нами структуре:
- мотивационно-ценностный компонент составляют потребности, мотивы, интересы, то есть все то, что обеспечивает включение субъекта образования в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания;
- когнитивный компонент предполагает усвоение, осознанность знаний о познавательной активности;
- деятельностный компонент проявляется в самостоятельной реализации собственных возможностей, полноте исследований, разнообразием идей, оригинальностью и сложностью разработки; демонстрирует такие качества, как решительность, настойчивость, выдержка, постоянство интереса;
- рефлексивно-оценочный компонент показывает умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать студентами способы и результаты своей деятельности.
Различие включения студентов в процесс познания отражаются в уровнях познавательной активности. В частности, Г.И. Щукина выделяет следующие уровни познавательной активности [25]:
- репродуктивно-подражательный: характеризующийся стремлением студента овладеть способом применения полученных знаний по образцу;
- поисково-исполнительский: характеризующийся стремлением студента
овладеть способами применения знаний в изменённых условиях;
- творческий: характеризующийся высоким уровнем познавательного интереса студента, его самостоятельности, стремлением найти нестандартные пути решения поставленных задач.
Важно отметить, что автор в самих названиях уровней активности, дает рекомендации для преподавателей по использованию методов обучения, обеспечивающих достижение соответствующего уровня познавательной активности.
Подобные уровни познавательной активности выделяет Т.И. Шамова, определяя их содержание, как: воспроизводящий (учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения), интерпретирующий (уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов) и творческий (учащихся, которые не только усваивают связи между предмета и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ) [22].
Е.В. Коробова выделяет три уровня сформированности познавательной активности [12]: низкий, средний, высокий.
Опираясь на мнения ученых и принимая к сведению мнение Т.И. Шамовой, в нашем исследовании выделены следующие уровни развития познавательной активности:
- воспроизводящий, характеризующийся активностью студента в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приемы обучения) и проявляющееся его эмоциональным восприятием;
- интерпретирующий, проявляющийся в быстром восприятии и самостоятельностью в ходе решения учебных задач;
- творческий, проявляющийся в готовности ученика включиться в нестандартную учебную ситуацию и в поиске новых средств для решения задач.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить понимание познавательной активности, как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативности и самостоятельности в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты и имеющее уровни развития: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухова, М. А. Повышение эффективности развития познавательной активности студентов вуза // Вестник ЧГПУ - 2015. - № 2. - С. 24-33.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.; Питер, 2001.с.25.
3. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 142 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2007.
5. Денина О.О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2001. - 27с.
6. Дерябина Наталья Владимировна. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов в воспитательно-образовательном процессе технического вуза: дис. канд. пед. наук: Кемерово, 2005. - 193 с.
7. Егоров К.М. Теоретические основы формирования познавательной активности студентов в негосударственных учебных заведениях в условиях высшего профессионального образования. [Текст] /К.М. Егоров // Вестник Поморского университета. - Архангельск - 2007. - №8. - С. 173-176.
8. Жуков Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов физической культуры в учебной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2013. - № 11 (95) - С. 30-35.
9. Клименко Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2004. - 27с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.
11. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
12. Коробова Е.В. Формирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий (на опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе): автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 27с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004 с.153.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: СПб.: Питер, 2009, 320с.
15. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 23 с.
16. Психология развития. Словарь: ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
18. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 2002. С. 468.
19. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 488 с.
20. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.
21. Чернышев И. А., Цуканов М. В. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета . 2011. №3 (19). С.147-150.
22. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 209 с.
23. Шишкова О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов как фактор повышения их профессиональной подготовки (на примере изучения иностранного языка в неязыковом вузе) [Текст] / О.Г. Шишкова; РГПУ им. С.А. Есенина // Оптимизация внеаудиторной работы по иностранному языку на неязыковых факультетах: материалы межвузовской научно-методической конференции. - Рязань, 2004. - С. 33.
24. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ - 2012. - № 4 (22). - С. 441-444.
25. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.
26. Яникова Т. А. Развитие познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. URL: http://cyberienmka.m/artide/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-5-9-klassov-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 28.01.2016).