ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Н.В. Балабаева, г. Шадринск
Понятие и сущность познавательной активности младших
школьников
В данной статье рассматривается познавательная активность как социально значимое качество личности и формируемое в процессе учебной деятельности.
Активность, познавательная активность
N. V. Balabaeva, Shadrinsk
The concept and nature of cognitive activity younger students
This article discusses how cognitive activity as socially significant as identity and generated in the process of educational activity.
Keywords: Activity, cognitive activity
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность» [4, с. 264].
Прежде всего, следует рассмотреть термин «активность», а затем обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность [8, с. 147].
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие
«активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями [10, с. 47].
По мнению А.Н. Леонтьева активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей [6].
Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».
Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [3, с. 11].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [12, с. 17].
По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [2, с. 59].
Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [11, с. 36].
Т.И. Зубкова трактует познавательную активность как естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное
личностное образование [1, с. 11].
Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [5, с. 55].
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников.
В целом, педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Д.Б. Эльконин отмечает, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [13, с. 11].
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности. Познавательный интерес - это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать [20, с. 94].
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
На основании проведенного анализа, мы определяем познавательную активность младшего школьника как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы
научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности.
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент социальной ориентации.
Познавательную активность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [7, с. 126].
И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный [9, с. 163].
Итак, резюмируя, можно сделать вывод, что познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.
2. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. - 176 с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М. : Изд-во ВШЭ, 2002. - С. 263-282.
5. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.
6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.
7. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - Вып. № 1. - С. 125-129.
8. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
9. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.
10. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
11. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 209 с.
12. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 2001. - 351 с.
13. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 6-20.
УДК 004.9
В. Е. Евдокимова, г. Шадринск
Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей в процессе контекстного обучения
информатике в вузе
В данной статье рассматривается проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки в процессе контекстного обучения информатике в вузе. Выделяются компоненты информационно-коммуникационной компетентности. Описываются этапы обучения информатики, направленные на формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей.
Учитель, информационно-коммуникационная компетентность, контекстное обучение, компоненты ИКТ-компетентности.
V. E. Evdokimova, Shadrinsk
The formation of information and communication competence of future teachers in the process context of teaching computer science in the
University
This article considers the problem of formation of information and communication competence of future teachers in the process of their professional training in the process context of teaching computer science in high school. Components of information and communication competence. Describes the stages of learning, Informatics, directed on formation of information and communication competence offuture teachers.
Keywords: Teacher, information and communication competence, contextual learning, components of ICT-competence.
Современный этап развития информационного общества характеризуется повсеместным использованием информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства повышения эффективности профессиональной деятельности. Социальный заказ общества к системе высшего профессионального образования, в связи с информатизацией и компьютеризацией всех сфер деятельности человека, ориентирован на формирование самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной к решению возникающих производственных и социальных проблем, обладающих способностью к выполнению профессиональных функций на основе продуктивного применения ИКТ. Востребованными становятся специалисты,