Психолого-педагогические науки
• • •
9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.1.013
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©2008 Ахмедбекова Р.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Познавательная активность - это живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания. Это качество личности, которое включает стремление к познанию. Уровень познавательной активности, ее место в структуре личностных качеств оказывает существенное влияние на качество различных видов деятельности: общественной, трудовой, эстетической и др. Многие аспекты исследования сущности и содержания познавательной активности требуют целенаправленного изучения.
The perceptive activity is a keen activity to be directed to fulfill the given task. The perceptive activity is a person’ quality including his intention to cognition. Criteria of the perceptive activity must be objective. The level of the perceptive activity, its place in structure of a person’ qualities make the definite influence on the quality of different types of activities: social, labour, aestethic. A number of researches about essence and perceptive activity requires task oriented studying.
Ключевые слова: познавательная активность, сущность познавательной активности, содержание познавательной активности, формирование познавательной активности, критерии познавательной активности, показатели познавательной активности.
Keywords: perceptive activity, essence of perceptive activity, contents of perceptive activity, forming of perceptive activity, criteria of perceptive activity, factors of perceptive activity.
Важнейшая особенность нашего времени - высокие темпы развития во всех областях жизни. В связи с этим образование, полученное в молодости, не может рассматриваться как гарантия успешной работы человека в течение всей его жизни. Оно может послужить лишь базой для постоянного пополнения знаний.
Эта особенность времени заостряет внимание педагогической тео-
рии и практики на вопросах развития познавательных сил и способностей учащихся.
Без развития познавательной активности, воспитания готовности и умений самостоятельно пополнять свои знания нельзя окончательно решить задачи формирования нового человека.
Проблема формирования познавательной активности младших
10
Известия ДГПУ, №1, 2008
школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что не только процесс обучения проходит эффективнее, если младший школьник проявляет познавательную активность, но и становление такого социально значимого качества будет положительно влиять на развитие личности учащихся.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению и расширению знаний, развитию кругозора.
Что же представляет собой познавательная активность? Понятие «активность» весьма многостороннее, требующее анализа его в различных плоскостях. Г.С. Костюк различает активность в общем биологическом смысле и активность человека как важнейшую его черту - способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями [3]. Э.А. Красновский дает активности совершенно особое определение -это проявление всех сторон личности школьника, интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения [4]. По Т.И. Шамовой, активность рассматривается как качество личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. Как особенность личности человека активность отражается в энергичной, инициативной деятельности -труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, спорте, играх и т.д. [6].
На основании вышесказанного можно сделать выводы:
1) Понятие «активность» раскрывается через понятие «деятель-
ность», а «деятельность» - через «активность»;
2) Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная;
3) Активная деятельность включает в себя и отношение человека к окружающему, состояние его.
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Это стремление характерно ребенку с первых дней его жизни.
На сегодняшний день отсутствует единое понимание сущности и содержания познавательной активности. В философской, психологической и педагогической литературе даются различные определения этому понятию, расходящиеся как по содержанию, так и объему.
Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межличностных отношений, жизни самого человека. Цель познания заключается в отражении сознанием индивида объективной действительности. В ходе практической, духовной деятельности субъект воздействует на окружающий мир, познает и преобразует его в соответствии со своими потребностями и целями.
«Каждый индивид, - писал Б.Г. Ананьев, - вместе со своим поколением включается в этот процесс и прежде всего «усваивает» продукты общественного развития: опреде-
ленные духовные ценности класса и эпохи, образующие путем интерио-ризации (перехода внешнего во внутреннее) его внутренний мир» [2].
Однако для того чтобы понять, в чем же заключается особенность активного познания, необходимо отметить, что познание как отражение реального мира в сознании субъекта имеет два уровня: репродуктивный и продуктивный, отличающиеся друг от друга полнотой отражения объекта и характером протекания познавательного процесса.
На уровне репродуктивного познания объект (учебный материал) воспринимается в том виде, в каком он дан внешнему восприятию. В научной литературе репродукцию
Психолого-педагогические науки
11
• • •
очень часто рассматривают как пассивное познание, что не совсем соответствует истине. Возражая против такого понимания сущности репродуктивного познания, Т.И. Шамова пишет: «Можно утверждать, что целенаправленная воспроизводящая деятельность школьников при усвоении знаний и способов деятельности всегда является активной со стороны школьника, только уровень этой активности будет низким, особенно для учеников, имеющих высокие реальные учебные возможности» [7].
Психологическая основа воспроизводящей деятельности - запоминание, сохранение и воспроизведение ранее усвоенного материала. При этом он не подвергается реконструкции и воспроизводится в том виде, в каком был усвоен. С дидактической точки зрения воспроизводящая деятельность осуществляется путем многократного повторения ранее пройденного материала, выполнения различного рода заданий и упражнений.
Высший уровень познания - познание продуктивное, активное. Вызванная к жизни потребность практики, более глубокое осмысление активной, творческой функции познавательного процесса и явилось гносеологическим основанием введения в научный обиход понятия «познавательная активность» в качестве инструмента исследования социологических и философских проблем.
Познавательная активность, как и репродукция, есть познание, но оно протекает при более интенсивной деятельности учащегося. Для него характерно, прежде всего, преобразующее отношение субъекта (ученика) к объекту познания (учебному материалу). В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и, что очень важно для целей обучения, воздействующий субъект - ученик. В момент активного познания школьник ставит новые вопросы к содержанию изучаемого, формулирует проблему, настойчиво ищет новые способы её решения.
Процесс познания направлен не только на углубление знаний младших школьников о явлениях, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. В активной познава-
тельной деятельности, следовательно, происходит и усвоение знаний, умений и навыков, и выработка эмо-ционально-оценоч-ного отношения к процессу и результатам познания. Сущность познавательной активности, на наш взгляд, в этом и заключается.
Особенно четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни авторы рассматривают познавательную активность как деятельность, а другие - как качество, личностное образование.
В понимании М.А. Данилова, познавательная активность - это живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания [1]. Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности познавательная активность становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [7].
Принципиально важное значение в научной разработке проблемы активизации учения имеет определение содержания явления и понятия «познавательная активность». Нельзя сказать, что данный аспект проблемы выпал из поля зрения исследователей. В научной литературе этому вопросу уделяется достаточно большое внимание. Практически в каждой работе по проблеме активизации учения определяется содержание познавательной активности.
Для теории и практики обучения очень важно определить критерии познавательной активности. Это позволило бы учителям в реальной школьной жизни фиксировать, планировать формирование познавательной активности учащихся и управлять ею. Незнание таких критериев дезорганизует педагога, порождает субъективизм, осложняет объективную оценку своей работы и учащихся.
В научной литературе выявлены основные требования к указанным критериям: фиксировать деятельное
12
Известия ДГПУ, №1, 2008
состояние субъекта; нести информацию о самостоятельном характере деятельности человека; соответствовать деятельности, в которой проявляется познавательная активность.
Такие критерии должны быть объективными, учитывать, как протекает деятельность, а каждый критерий -отражать три параметра: почему и во имя чего субъект действует, что он совершает и как, какими средствами пользуется и при каких условиях.
Некоторые исследователи выделяют следующие критерии умственной активности школьников: вопросы учащихся к учителю, склонность к анализу ошибок, критичность, способность к переносу знаний, оперирование приобретенными знаниями и умениями, стремление поделиться с другими информацией, степень участия в коллективной работе класса, занятия по предметам в свободное время.
В систему показателей активности учения, на наш взгляд, должны быть включены те признаки, по которым с достаточной полнотой можно судить об уровне познавательной активности младших школьников и которые в то же время можно быстро и легко реги-
Примечания
• • •
стрировать. Это позволит учителю начальных классов управлять процессом формирования познавательной активности.
К числу важных показателей познавательной активности школьников относят: проявление повышенного
интереса к предмету, стремление глубоко понять содержание учебного материала, увлечение новым материалом, использование в ответах дополнительной информации, выбор сложного варианта задания, участие в работе кружков, отсутствие необходимости в постоянном контроле, стремление при любых затруднениях выполнить задание и др.
Теоретическое и практическое изучение обозначенной проблемы позволяет сделать вывод: уровень познавательной активности, ее место в структуре личностных характеристик оказывает существенное влияние на качество различных видов деятельности: общественной, трудовой, эстетической и др. Вместе с тем, многие аспекты исследования сущности и содержания познавательной активности требуют, на наш взгляд, целенаправленного изучения.
1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников // Педагогика. №7. 1989. 2. Ананьев
Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. 3. Костюк Г.С. Избранные психологические труды / Под ред. Л.Н. Проколиенко. - М.: Педагогика, 1988. 4. Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Педагогика. №5. 1989. 5. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Народная асвета, 1975. 6. Шамова Т.И. Активизация учения
школьников. - М., 1982. 7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979.
УДК 376.3.018.42
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
©2008 Багдуева К. Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Нарушение зрения накладывает определенный отпечаток на психофизическое и познавательное развитие детей со зрительной недостаточностью,